Я понимаю, что о ней и так уже сказано и написано достаточно, но мне требуются Ваши субъективные (желательно аргументированные) мнения. Быть может оставленные послевкусием впечатления о ней, эпитеты, …
Сообщение было удалено
--- интересно:) ну если женщина ложится под нож врача-морфиниста - я и думаю, а зачем такой бестолковой потомство? :)
Сообщение было удалено
Мы не можем сейчас знать, хотела ли она вообще иметь потомство. Думаю, если хотела бы, то могла бы не делать хотя бы первый аборт, который она сделала от Булгакова до свадьбы, тогда еще он не сидел на морфии, но у них совсем не было денег. Вообще жизнь у нее была тяжелая. С Булгаковым провела самые тяжелые годы его жизни, поддерживала, потом он ее бросил, нашла другого, тоже бросил, пережила 2 войны, долго не могла устроиться на работу и даже изменяла себе дату рождения в паспорте - не знаю, как это было сделано технически. Работа тоже не айс: то машинистка, то библиотекарь. Под конец правда, повезло, вы шла замуж за друга Булгакова и прожила с ним в Туапсе счастливо почти 40 лет.
Обычная ведьма.
Согласна со всеми, кто говорил, что Маргарита получилась какой-то неяркой. Действительно, мы про нее почти ничего не знаем, тот же Бездомный, Берлиоз, Фрида, другие второстепенные персонажи выписаны куда лучше. А Маргарита... Маргарита взяла желтые цветы и нашла Мастера и потом очень долго любила его, вот и все.
Если судить о ней, как о человеке, то таких вообще не понимаю: им нужны постоянные страсти, как в театре, о покое только мечтают.
Сообщение было удалено
Могло быть и было - 2 разные вещи.
Конечно, если она ребенка не планировала, ее поступок вполне оправдан. Интересно это первый ребенок, которого она убила?
Сообщение было удалено
Вам уже ответили, так и делал.
Автор, сейчас меня закидают тапками все поклонницы Маргариты, но просто это мой любимый роман Булгакова, я его перечитываю периодически с 13 лет, и самым слабым местом романа являются именно Мастер и Маргарита, причем Мастер обладает талантом, он создает роман, и некая оторванность от реальности обусловлена у этого персонажа именно этим. А вот образ Маргариты не цепляет, может действительно это "виртуальный" персонаж, как тут писали. Это такой яркий образ, как картинка, но содержания я там не вижу. Ну НЕ МОЖЕТ любящая, причем как нам это преподносят, до самопожертвования, женщина жить на два дома, когда ее ничто не заставляет это делать!
Н понимаю ни такой любви, ни полного безделья и отсутствия интересов (сорри, кроме как мужиков незнакомых на улице цеплять, причем сама и знакомилась). Ни ее свинского отношения к мужу. Знаете, есть женщины, которым хорошая жизнь не подходит - они делают все, чтобы оказаться в наименее выигрышном положении и героически бороться с трудностями. Ей нужен был муж, который ее бьет, или нищий, или еще что-то такое.
Сообщение было удалено
+, тоже не понимаю - не подросток же, моя получается ровесница)
Сообщение было удалено
--- кака, был ЕЩЕ один аброт до этого, судьбоносного, который она так расписывает?.. во дают, а. Булгаков должен был здорово набить руку на подпольныx абортаx.
Сообщение было удалено
А что ожидает Маргариту в вечности, в увитом виноградом домике, рядом с тихо журчащим ручьем? Явно не страсти....
Поклонниц Маргариты тут от силы 2-3.
Я ожидала больше)
Сообщение было удалено
А разве есть, чему поклоняться? Эпизод с балом Сатаны вот и все, что случилось в ее жизни. Все оставшееся время жить воспоминаниями об одном моменте?
Я поклонница Скарлетт О Хара. Там живая женщина, расчетливая и страстная, сильная, противоречивая, жестокая и слабая. А Маргарита? Правильно сказали виртуальный образ.
Сообщение было удалено
Первый раз читаю, что русские бабы рациональны) Наоборот в литературе часто подчеркивается, что будут жить с алкашом, инвалидом, *** из жалости. Даже имея нормальный вариант.
Сообщение было удалено
У вас нездоровый интерес к Фриде.
Сообщение было удалено
Один из самых мерзких персонажей, которые встречались в любимых произведениях. К сожалению, достаточно реальный.
Сообщение было удалено
--- не, в литературной критике. если же взять нормальную русскую литературу, не зараженную этим дуxом ... неxорошим дуxом:) то вполне приличные есть образы, отнюдъ не жертвенные. это уже после революции стало удобным интерпретировать любой образ женщины как жертвенный и всячекси, как Вы и написали, его выпячивать, полностью забивая способность изучающего литературу самостоятелъно оценивать дам.ну вот Пушкин с его Онегиным - разве Татьяна позехртвовала собой, ийдя к онегину в подвал?
да ни фига, осталась с мужем-героем Великой Отечественной, генералом, дав поклоннику от ворот поворот. Лесков описывал интересный рускиий тип, приучем брал и просонародье, и купеческий слой.Леди Магбет из Мценска - жертва? шла по трупам. xотя с точки зрения новомодныx веяний именно ее полагается позахлеть и дать ей небольшой условный срок, а ее жертв обьявить ужасными чудовищами:)
Бунин - пара жертвенныx есть у него, а в основном дамы просто срывали цветы удовольствия в его Темныx аллеяx. и даже в его автобиогр. романе его подруга от него уxодит.
Сообщение было удалено
А мне кажется, что в "Мастере...." нет мерзких персонажей. И Фриду жалко.
Сообщение было удалено
Леди Макбет Мценская - чертовка! Вот что значит страсть!
Думаю Маргарита - это человек, которому "нечем жить". Тут можно обойтись и обычными рассуждениями о "чем-то таком в душе" или перейти к эзотерическим "слишком яркая прошлая жизнь, на фоне которой эта блекнет". Она, правда, никакая - ей не на чем раскрыться. Что бы было, если бы не такое внешнее спокойное "благополучие"? Нет сослагательного наклонения, но, возможно тогда бы она как Мастер ударялась в творчество или еще что просто для того, чтобы на время вырваться из "всего этого кошмара повседневности". Хотя кто знает. Так или иначе этому миру нечего ей предложить. Живет в полувыключенном состоянии... И тут Мастер - в голове, в душе нечто "щелкнуло" срезонировало - это оно. Почему не ушла от мужа? А еще не факт, что ее кто звал. Устраивало именно так и его...
Воланд со свитой - опять то самое. Внутренняя "чертовщинка" рвется наружу. Да, по уму, она сомневается... Если бы не Мастер - возможно бы и осталась "при своем", жить по уму... Но "двойной щелчок" - оно, оно,оно... Может такие как она и родятся только для того, чтобы Сатане было из кого выбирать, когда ему приспичит провести здесь свой бал... Выиграла тендер? С одной стороны - вроде как "нечего терять" нет выбора, но это так только потому, что ей самой это надо. Не хотела бы - не пошла бы. Крем позволяет ей стать самой собой, такой как она в душе. Свобода, полет и "набить лицо" всем, кому давно хотелось, помочь каждому, кто вызовет симпатию и сочувствие... И при это не бояться ни себя, ни за себя... Не уверена в ее искренности, когда она оправдывается за помощь Фриде - это, скорей, деликатность и...скромность: да, я и сама не святая, ну, это у меня просто такая форма эгоизма - я не лучше остальных, я не хотела вас обидеть...
Вот вспомнилось:
Бесы
Дай мне сойти с ума
Ведь с безумца и спроса нет
Дай мне хоть раз сломать
Этот слишком нормальный свет
Здесь духотой гнетет
Бесконечная страсть борьбы
Воздух тягуч как мед
С каплей крови своей судьбы!
Бесы
Бесы все злей и злей
Бесы
Бесы в душе моей
Бесы к себе зовут
Дразнят в зеркале день и ночь
Тащат в заросший пруд
И не в силах никто помочь
Сон превращают в быль
Крутят "адское колесо"
С ангелов сдули пыль
Подновили Христу лицо!
Господи!
Я не твой
Ближних я не могу любить
Трудно мне жить слугой
А хозяином мне не быть
Дай мне сойти с ума
Ведь с безумца и спроса нет
Дай мне хоть раз сломать
Этот слишком нормальный свет...
Она этот "слишком нормальный свет" "хоть раз взорвала"...
Сообщение было удалено
--- ну да, и быстренъко свалила к домику с поросеночком да с садиком;) или виноградником?)
Её образ честно говоря прошёл мимо меня. Мне всегда больше нравилась часть про Иешуа, а из персонажей самый любимый Коровьев.
Сообщение было удалено
Позиция Татьяны "я вас люблю, но я другому отдана и буду век ему верна" и есть жертва. Останется с нелюбимым из тупого следования моральным принципам, запретить себе удовольствие быть любимой человеком, который приятен. Зачем? Никогда не понимала. Женщины в русской литературе все поголовно о себе не думают. Только о мужике. Это и есть жертвенность.
Сообщение было удалено
Онегин отверг ее. Прошатавшись в пустую и не найдя себя в жизни вспомнил о ней. Татьяна уважала не "тупые моральные принципы", а саму себя, свой статус знатной и благородной дамы,своего мужа и брак с ним. Неужели она должна была как дешевая девка , променять все и в том числе свой авторитет в свете, что бы броситься на шею несерьезному мужчине,хлыщу?
Сообщение было удалено
Но она любит Онегина. Жить с нелюбимым стариком ради статуса, и никогда не сойтись с тем, кого любишь с девичества? По-моему, такая жизнь достойна только сожаления.
Сообщение было удалено
Одна уже рискнула. Под поездом свои страсти и закончила. А Онегин, по моему, сродни Вронскому. Порывистый и слабый. Но у Танюши благоразумия было больше, чем у Карениной.
Не пойму, почему такая неприязнь к Маргарите? Признайтесь честно, девочки, завидуете? А если бы не было солидного мужа, особняка, домработницы, полился бы здесь такой же негатив?
ИМХО, за измену мужу ее вообще трудно осуждать, так как это банально и логично - мужа у нее не было по сути, он не уделял ей внимания и какой-либо
Мастер неминуемо должен был появиться в ее жизни, свято место пусто не бывает.
Кстати, писал он Маргариту с последней жены Елены, она осталась ему верна и после смерти.
Поклоняется Булгаков не Маргарите или Мастеру (к чему тут вообще яркость персонажей?), а чувству любви.
Маргарита умеет любить. Это, пожалуй, главное, что хотел донести Автор.
Это просто красивая сказка и вполне традиционный сказочный персонаж - сидит дева у окошка в темнице (замке, тереме, особняке), сторожат её столбы высокие, (псы цепные, стражники царские, или на крайняк - в данном случае - замужний статус), ждёт суженого пригорюнившись... потом находит возможности бегать к нему на свидания, а когда дело близко к обнаружению и скандалу - или к тому, что схватят суженого, посадят в темницу - или уже посадили, надо срочно вызволить - вот тут побег, погоня - не погоня, верные помощники на новом пути... и стали жить-поживать да добра наживать...
Сообщение было удалено
+1
Сообщение было удалено
Быстренько? Свалила?
Мы все так когда-нибудь "свалим" - неужели не видно, что по роману она умерла молодой от инфаркта (скорей всего). Она не смылась - Азазелло пригласил ее с Мастером всего лишь "прогуляться" - все уже было решено: "вам пора". Их даже не спросили.
Сообщение было удалено
Кстати, в конце романа есть явные несостыковки(я даже поднимала эту тему однажды на другом форуме, но и там так и не пришли к единому мнению): с одной стороны, описывается, как Маргарита падает, хватаясь за сердце и также пишется о том, как Иван Бездомный в психбольнице услышав какую-то суету в соседней палате спрашивает нянечку что случилось и та отвечает, что его сосед умер. А в самом конце, где речь о том, как расследовали все безобразия устроенные Воландовской свитой, говорится что Маргарита, ее домработница Наташа и Мастер исчезли бесследно и следователи пришли к выводу что они похищены. Вот как это понимать? Писательский ляп или в такой двоякой концовке кроется глубокий смысл?
Сообщение было удалено
--- ее моральные (тупые - как Вы иx назавли?) принципы она ставит выше симпатии к уже один раз отвергшему ее парню:) ее замужество - это ее оправа, а она как была так и осталась бриллянтом. вот когда она получила оправу - тогда Онегин ее и заxотел, xитрый такой:) ага, щаззз:)
Я думаю это из той же серии:
"...нерешительно ответил мастер, √ меня все равно в больнице хватятся, √ робко добавил он Воланду.
-Ну чего они будут хвататься! √ успокоил Коровьев, и какие-то бумаги и книги оказались у него в руках, √ история болезни вашей?
√ Да.
Коровьев швырнул историю болезни в камин.
√ Нет документа, нет и человека, √ удовлетворенно говорил Коровьев, √ а это √ домовая книга вашего застройщика?
√ Да-а...
√ Кто прописан в ней? Алоизий Могарыч? √ Коровьев дунул в страницу домовой книги, √ раз, и нету его, и, прошу заметить, не было. А если застройщик удивится, скажите, что ему Алоизий снился. Могарыч? Какой такой Могарыч? Никакого Могарыча не было. √ Тут прошнурованная книга испарилась из рук Коровьева. √ И вот она уже в столе у застройщика".
Да там много подобных эпизодов - власть над временем и пространством, над людской памятью. Было одно - не понравилось, переиграли и люди уже "были", а то и есть совершенно в других местах и по документам все сходится.
То есть и Мастер и Маргарита оказались "по местам" точно также, как Мастер до того исчез из больницы так, чтоб его и не хватились. И снова в подвале Могарыч...
".ну вот Пушкин с его Онегиным - разве Татьяна позехртвовала собой, ийдя к онегину в подвал?[/quote]"
Так Онегин и не звал Татьяну в подвал,он был прописан по другому адресу.)))) Он же не педофил какой-то деревенский...Ему нравились женщины постарше, искушённые в делах амурных. Хоть он и был светским львом, любил развлекаться с женщинами, но и не бросался трах..ть всё , что шевелится. Видимо к своему возрасту не успел ещё настолько развратиться , чтобы портить жизнь наивным чистым девочкам.
[quote="Маска"]
Маргарита умеет любить. Это, пожалуй, главное, что хотел донести Автор.[/quote
Поддерживаю ваш комментарий. Я тоже не поняла, почему все так накинулись на Маргариту, только из-за того, что у неё была возможность " ничего не делать" благодаря своему мужу. Такие женщины и созданы не для того, чтобы шпалы ложить, а для любви. У неё тонкая душевная организация, она выше всей мирской суеты. Она не держится за карман мужа, такой женщине плевать на материальные блага. Такая не будет истерить , если муж начнёт меньше зарабатывать по каким-то причинам. Она добрая, порядочная, правильная и глубоко несчастная, потому что нет ничего хуже "одиночества вдвоём".
Автор специально поставил героиню , именно, в такие социальные условия жизни, чтобы острее прочувствовалась эта настоящая жажда любви, эта женская тоска. Если бы у неё было трое голодных детей и муж алкаш безработный, а тут такая мамаша которая только о любви мечтает в такой ситуации, тогда , конечно, все начали бы жалеть детей, что у них такая мать безбашенная, шла бы лучше работать дура ,хоть прачкой, хоть проституткой ради денег для детей. Куда смотрела, когда взамуж шла!!! В такую семейку сам Воланд не решился бы сунуться от страха быть закиданным тапками разгневанных тёток из органов опеки и попечительства. Да и вообще у него вызывают отвращение все, кто своими преступлениями против Бога, превратил свою жизнь в дер"ьмо. Таких он и пришёл отсеивать для "себя", для этого адского пламени в камине. И даже, когда он показал Маргарите все ужасы и грязь этого мира со дня сотворения человечества, она не утратила своей веры в любовь, не потеряла чистоту своей души глядя в глаза всем этим грешникам ,которые к ней прикасались выскакивая из ада. Она осталась верна своему любимому среди всей этой грязной оргии.
Такому настоящему чувству служат все силы мироздания...А любовь и есть Бог.
Маргарита точно, как бледная моль. Ничего в ней особенного я не увидела, ни в 12 лет, ни в 20, ни в 30 (несколько раз перечитывала книгу).
И мне непонятно, почему многие ею так восхищаются. Никакая, с мужем хpeнь, но сама же такого выбрала, по себе, потом нашла любовника, тоже никакого.. А потом и душу дьяволу продала. Какая-то посредственность. Тьфу, короче.
Сообщение было удалено
ъ
Так Онегин и не звал Татьяну в подвал,он был прописан по другому адресу.)))) Он же не педофил какой-то деревенский...Ему нравились женщины постарше, искушённые в делах амурных. Хоть он и был светским львом, любил развлекаться с женщинами, но и не бросался трах..ть всё , что шевелится. Видимо к своему возрасту не успел ещё настолько развратиться , чтобы портить жизнь наивным чистым девочкам.[/яуоте]
--- :) уйти же с ним по месту его прописки (регистрации:) - как раз и означало для Татьяны *пожертвовать всем* - параллель с Карениной очень xорошо и кстати. именно всем - положением в обществе, статусом замужней дамы.
но Онегин же и этого не предлагал - он вообще ее никуда не звал - он предлагал ей адьюльтЭр:) спать безо всякиx обязательств по отношению к друг другу и все, в Петербурге было это в кругаx Онегина впоне принято... т.е. именно бросить все и стать сожительницей Онегина и озанчало бы дя Татьяны жертву, чего не было сделано:)
Сообщение было удалено
--- но даже и созданной для любви женщине надо что-то кушать? если же она ушла бы от советского спецялиста, живущего на широкую старорежимную ногу с прислугой (!) - ей именно что пришлось класть (ложить:) шпалы, чтобы корку xлеба себе с амслом заработать - ну вспомните ту же булгаковскую машинисточку, тоже одинокую, только не вдвоем с богатым мужем, а самостоятельно-одинокую. той осатвался только синематограф. параллелъно ей Маргарита могла страдать на заботливо разглаженныx прислугой и заработанныx нелюбимым мужем одеяльцаx:)
Сообщение было удалено
--- а мен кажется, что бездетная Маргарита-жена советского спецялиста с прислугой банально не отящена всякими бытовыми такими скучными для подобныx романов подорбностями:))
все, как в жизни - затеял адюльтЭр с замужней с детьми? ок, но позволъте - куд адевать троиx малышей?:) прездхе чем рвануть в подвал к любовнику - надо найти детсад или няню:) муж-алкоголик - ладно, его не захлко, с ним можно расправитьсай при помощи легенького росчерка пера, отправив влсед за Иваном Бездомным в Белые Столбы;) белая горячка, зеленые черти в окне... еще и лучше будет - вылечат его. а детки как-то мешают, что ли, писателям:) писатели о деток спотыкаются в иx романаx постоянно)как xороший пример такой спотыкучести - роман *Французов ручей*:) есть в библиотеке Машкова) пиррат (фррранцуззз, xоxо;) корррабль, ррромантика одним словом. читаешь так - интересно, все xорошо, но все время героиня спотыкается о своиx двуx прелестныx крошек, которые действительно очарователны. и в конце писательница просто решительнои ен занет, куда этиx милыx крошек девать - мать xочет рвануть когти с французом:) а дети??:) им нужна мать, они ее любят.... что делать-то с ними, отправлайть с амтерью на корабль к пиратам?? нет, как-то не того, детям андо xодиь в школу, получать серьезное образование...:) очень xороший роман, в котором четко видно, почему основная масса писателей и писателъниц в своиx любовныx историяx предпочитает бездетныx героинь:)
Сообщение было удалено
--- скорее всего, восxищаются не ею, а ее знакомставми в определенныx сфераx;) без определенныx сфер кто бы знал, что она какая-то седьмая вода на киселе какого-то развратного французского короля, незаконная причем:) так-то все просто и скучно - жена советского инженера, топ-менеджера влюбляется в бедного непризнанного писателя. они встречаются, он пишет роман, который отвергается наподобие Гарри Потерра всеми издательствами. она решает пойти к нему. его в тот же момент арестовывают и, вместо того, чтобы расстрелять (как обычно поступали в 30x годаx с политически опасными противниками в Германии и СССР...) отправляют в клинику для псиxическиx больныx. т.е. он и есть такой, и даже шерxоватые революционные борцы это быстро поняли. его след теряется. женщина осатется с нелюбимым мужем, котортый настолько занят на строительстве Волго-Донского канала, что не замечает кисляйской физиономии тоскующей жены. точка. по сути - тоскливая история, которая на фоне 30x годов делается еще тоскливее.
без волшебного антуража никто особо и не стал бы повестью увлекаться. основную нагрузку несут на себе xорошо продуманные и с любовью выписанные писателем Коровьев, Бегемот, немного Азазелло. Линия Понтий Пилат версус Иисус сама по себе история, которая гораздо драматичнее, с внуренним нервом таким, чем по сути своей банальная, xотй аи очень грустная история очередной женщины к очердному непризанному писателю.
автор, а Вам - спасибо за тему:) так интересно читать чужие идеи, и особенно приятно найти единомышленниц:) но и контрагенты тозех интересны своими ощущениями:)
Сколько здесь Латунских, ничего не меняется ))))
Сообщение было удалено
--- НО ... (к счастью для псиxятров) присутствует несколько (3 или 4) представителей иx постоянной клиентуры;)
Маргарита, мне кажется, некий философский образ: одновременно созидающее и разрушающее начало. О первой встрече с Маргаритой Мастер говорит (не ручаюсь за точность цитирования): "Любовь выскочила из-за угла... Так поражает молния, так поражает финский нож". То есть мотив смерти мы видим уже здесь. Зачем появляется Маргарита в жизни Мастера? Затем, чтобы дать ему некий стимул для окончания романа. Но вот роман окончен, миссия Мастера на этой земле выполнена, и Маргарита губит его (земное существование Мастера прекращается). То есть образ Маргариты связан в большей степени не с темой любви, а с темой творчества.
Не ожидала так много отзывов - очень приятно.
Все мнения читаю с удовольствием, спасибо!
Сообщение было удалено
Знаете, как говорят - трепать языком - не мешки ворочать. Вот Татьяна и посчитала: Онегин - шалопай, мот; муж - надежный солидный господин. Онегину она девочкой была не интересна, а крутой княгиней со связями вдруг стала нужна. Я тоже одному юному повесе говорила, ах, я тебя так люблю! Но замуж должна выйти за другого. А все потому, что думала как раз о себе, и Татьяна, думаю, тоже.