Гость
Статьи
Булгаковская …

Булгаковская Маргарита. Ваши впечатления.

Я понимаю, что о ней и так уже сказано и написано достаточно, но мне требуются Ваши субъективные (желательно аргументированные) мнения. Быть может оставленные послевкусием впечатления о ней, эпитеты, …

Anastassia
169 ответов
Последний — Перейти
Страница 2
файна
#51
Полынь горькая

Сообщение было удалено

Тоже надеюсь).

#52
Anastassia

Сообщение было удалено

Согласна. Поэтому и верю в лучший исход. В конце концов, не просто так за неё попросили...

#53

Хорошо с вами, собеседницы, и тема приятная, но очень уж спать хочется. Спокойной ночи всем!))

Кока
#54
Муромец Илья

Сообщение было удалено

Да ладно))) То же "Собачье сердце" как замечательно написано, читаешь и оторваться не можешь. А его "Записки врача" - вообще оторваться невозможно. Вот еще его "Белую гвардию" все собираюсь почитать.

файна
#55

Спокойной ночи! Тоже спать иду.

Муромец Илья
#56

Вот лишний пример того, что слава подчас не зависит от таланта. Слава - это просто судьба такая. Иной раз читаешь книгу - просто дрожь берет от глубины мысли. А писателя толком никто не знает. Ну да. Есть такой. Ничего себе пишет. А читаешь Булгакова, Бунина-поэта (как прозаик он гений, конечно!) и некоторых других. Думаешь - а на хрена это все написано? а человека почитают. Странно. Так же и с фильмами. если б какой-нибудь фильм Тарантино снял Вася Пупкин, его бы заклевали. А если Тарантино - это вах! А пурга при этом пургой. Пошлый отстой канализации. Воистину непонятны законы славы...

Anastassia
#57
Гость

Сообщение было удалено

Иногда кажется, что Маргарита соткана из образов всех его трех жен, которые плавно перетекают, даже в романе она была то "светлой королевой", то черной. Самые милые черты в виде самоотверженности и преданности я бы оставила первой его жене, Татьяне Лаппе, которая была с Булгаковым, когда тот заболел морфинизмом, и она его поддерживала до конца. Однако он её бросил, как только почувствовал вкус славы. Уж больно проста она была для жены гения. Затем Белозерская - которая очень помогла Булгакову продвинуться на литературном поприще, вспоминается сразу эти эпизоды с фанатизмом Маргариты в отношении романа Мастера, ну и в конце концов, сама Булгакова - такая же роскошная скучающая дама, любящая праздники и веселья, которая также ушла от своего мужа из-за рутины семейной жизни.

Муромец Илья
#58

57 - не знаю. не нахожу реально ничего. Есть только одно - потрясающий сюжет. Который всегда остается недоразвитым. Божья мучка - чертовы ручки.

Гость
#59

то есть, по-вашему, булгакова, пастернака и прочих, не издавая в россии долгие годы, чисто пропиарили...

Муромец Илья
#60

62 - возможно и так. Но не всех. Булгакова так точно.

Муромец Илья
#61

все запретное интересно. и не беда, что не особо. Главное - запрещали. Гений - это другой человек. Чехов, Бунин-прозаик, Высоцкий, Маяковский. Да много.

Мэри-Энн
#62

Маргарита для меня персонаж особенный, этакая помесь своей тезки Маргариты Гёте и Молли из Саги Робин Хобб. С одной стороны - женщина, наделенная многими добродетелями, с другой - грешница, причем грешница и соблазняемая и соблазняющая. У нее много черт и много граней, но мы знаем - у каждого человек есть какое-то одно самое сильное качество или чувство, которое определяет его жизнь. И я думаю, стержень Маргариты в самоотречении. Ведь она готова полностью раствориться в другом человеке, служить ему, быть его частью. Уф, сумбурно пишу, много у меня про нее мыслей)) Ну, суть понятна, надеюсь.

Anastassia
#63

Чем больше мыслей, тем лучше. Есть желания написать о ней - пишите. Я тут очень рада длинным комментариям

Гость
#64
Муромец Илья

Сообщение было удалено

возможно, у меня дурной вкус, но с годами я перестала перечитывать многих талантливых и даже гениальных, некоторые из них перечислены вами. а булгакова я люблю, мы с ним "совпадаем".

Мэри-Энн
#65

Многим она действительно показалась бы идеальной женщиной (у нас как-то принято считать идеальной женщиной ту, которая живет своим мужчиной, а не собой), мне она кажется женщиной неудачливой. Не попался ей на пути тот, в котором можно растворяться без риска пропасть совсем. Даже период ее свободы (метафора - ведьма) был окрашен истерикой, отчаянием каким-то. Как будто она пыталась наконец-то побыть собой, а не чьим-то придатком, но все равно не смогла перебороть этот свой несчастливый стержень.

Гость
#66

Очень верное определение давали -обычная,никакая.У меня Бегемот больше симпатий вызывал,чем она.

Sun
#67
Муромец Илья

Сообщение было удалено

У Булгакова необыкновенная манера письма. Хоть и не могу объяснить, чем отличная от других, но вот именно его язык заслуживает почетания.

Sun
#68

*Почитания

Наталья
#69
Anastassia

Сообщение было удалено

Попробую... В основном пожалуй это то, о чем тут уже многие писали - ничего из себя не представляющая бездельница, сидит на шее у мужа и ему же изменяет, но уходить из теплого гнездышка при всей своей великой любви почему-то не торопится. В речи ее, насколько помню(уже давно не перечитывала этот роман) много каких-то театральных, слишком экзальтированных выражений. При этом сам автор явно относится к ней, как к женщине исключительной, неординарной, одной из многих достойной быть приглашенной на роль хозяйки бала... а в чем неординарность-то?

А может отчасти я банально завидую - что она вся такая-растакая(хотя бы в глазах автора), а я простая как валенок)))

flake-praline
#70

Маргарита - идеал Булгакова, русского опального писателя.

В ней есть все, что ему было необходимо - и то, что было в его реальных женщинах, и то, чего в них не было.

Это подруга Мастера - с чувством слова, с чувством языка, с абсолютным приоритетом творчества перед всем прочим, способная жетрвовать сосбой ради кумира.

Но также важно (для Булгакова), то эта женщина на запачкана в грязи коммунального быта, не изуродована коммунальными кухнями и склоками, она не стирает ничье грязное белье и не ходит в нефтелавку за керосином. Особняк, добработница, богатый муж. Напомню - Булгаков практически всю жизнь жил в коммуналках и сам был пропитан атмосферой "нехороших квартир".

Ну, и тут же некая доля чертовщины, пикантная нотка - ведьма, раздевающаяся на шабаше, сексуальная и раскованная.

В общем, таких женщин тогда было мало или вообще не было.

Все остальные персонажи романа поэтому живые, а вот Маргарита - не очень. Виртуальный персонаж, чего вы хотите? :-)))

Наталья
#71
Полынь горькая

Сообщение было удалено

Кстати, да - на меня этот эпизод, где они идут к своему вечному дому и Маргарита описывает предстоящую им там жизнь, навевает тоску. Я бы чокнулась, хотя и не ведьма.

Голос Разума
#72
Anastassia

Сообщение было удалено

Ну поймут ее только безбожницы, любовницы, как ни банально, но умеющие любить ВСЕЙ ДУШОЙ женщины.

Я не из таких.

Anastassia
#73

Спасибо, каждое ваше мнение весьма любопытное.

Забавно, в первую очередь большинство представительниц форума подметили, что она была жуткой бездельницей, чем и заслужила большинство антипатий.

Видимо современные женщины, встав на одну ступень равенства с мужчинами в край замучились, работая (сначала на работе, а потом ещё и дома). Так что вполне оправдана ирония по отношению к героине, которая сидела в своем особняке и томно мучилась от созданной своими же руками драмы.

Блуэ Филомино
#74
ЕК

Сообщение было удалено

А на каком месте возникает любовь? На неровном, причем неровности должны быть в виде мерседеса и загородной виллы? Роман-то и написан о любви, о том что любовь - святое, сам сатана снял перед ней шляпу. То, что она бросила свою обеспеченную жизнь и есть ее главная характеристика, почему не сразу? не знаю, не задумывалась. Наверное, вылетать ведьмой из подвала было бы неинтересно и неудобно. Мне она не кажется бледной, она просто не нуждается в прорисовке. Вообще все шалости с Бегемотом и с Иваном Бездомным из сумасшедшего дома и т. д. были написаны для удовольствия или развлечения, что ли, мне так кажется, может ошибаюсь.

Гламурный Скунс
#75

а мне крема ее хочется..

Гость
#76

сангвинник - (лат. sanguis, сангвис, ╚кровь╩, ╚жизненная сила╩), ну не без холерической и естественно меланхолической ноток, но со всеми присущими +/-

до встречи с Мастером как раз "недостатки" темперамента, такие как эгоцентризм (возведенный в квадрат), гедонизм ей управляли. Но встреча с ее противоложностью - полным меланхоликом - пробудила в ней все самое "хорошее", что присуще таким людям: смелость, отсутствие рефлексии = а следовательно деятельность, умение терпеть ради поставленной цели.

Примечательно, что ни о каких детях в романе и речи не идет: потому что в жизни "до" она была слишком самолюбива. а в жизни с Мастером она в его лице нашла и своего ребенка. А сангвинник всегда испытывает подчас материнскую нежность к меланхолику, желая его защитить и прикрыть своей энергией и жизнелюбием.

так что там воистину любовь настоящая и вечная = любовь двух идеально подходящих темпераментов.

Гость
#77

думаю что в каждой тётке живёт эта булгаковская маргарита))).

с одними мужчинами мы чахнем, а с другими расцветаем и готовы на подвиги)

ЛиЛу
#78
Наталья

Сообщение было удалено

--- да, собственно, они уже мертвые идут. и дом иx вечный - приют для умершиx. ни рай, ни ад, так, нечто, нейтральная полоса.

Гость
#79

Обычная женщина, продукт той эпохи, когда считалось, что счастливая жена не работает, а сидит дома, перебирая наряды. У нее даже домработница есть, вау! Жизнь гаремной одалиски.

Маргарита от тоски маялась, у нее не было дела, творчества, в которое вылила бы душу. Если б она работала, рисовала, пела, писала стихи, конструировала, да хоть дворы мела... короче, реализовала себя, в чем-то выкладывалась, ей не надо было бы искать отдушину в идеализированной любви. А Мастер этот вообще дохляк.

Но в те времена женщина могла быть максимум музой творца в глазах мужчин. Больше никем. Сама она по умолчанию ничего не могла создавать, творить. Махровый патриархат.

ЛиЛу
#80

Маргарита как литературный персонаж не убедила. даже якобы противоречивый человек на самом дле целен и логичен в своиx противоречияx. для бала ее выбрали в качетсве неверующей и к тому же лабильной личности, по причине ее нецельности и несчатсной любви, удачно сочетающейся с красивой внешностью и каким-то особым происxождением:)

у другиxы героев четко выделяются иx домашние привычки и пристрастия, какие-то склонности. у Маргариры иx нет, она xодит по улицам с букетами желтыx цветов, оxотно знакомится с незнакомцами, которые тащатся от ее красоты и оxотно xодит к ним в подвалы, что после богатой квартиры советского спецялиста вносит в жизнь ее приянтое разнообразие. для человека, так как бы пламенно полюбившего писателя, такое затягивание с уxодом от как бы обожающего ее мужа, наxодящегося в вечныx командировкаx на строительстве какого-нибудъ Волго-Донского канала, несколько странно. я всегда внутренне спотыкалась на этом моменте. обьяснения писатель дает какие-то невнятные - то ли жалко ей его, мужа (а писателя в подвале не захлко?), то ли чего еще. у образа нет той псиxологичности, которая есть и у героинь французскиx писателей, и у англичан, и у русскиx литературныx глыб. она ... рваная такай, как лоскутное одеяло, надергано все и сброшено в кучу.

такое рваное чувство не вызывается другими героями, и романы Белая гвардия и Собачье сердце тозех производят отличное впечатление, потому что лйди там убедительные своими поступками. Маргарита - нет, не вызывает такиx ощущений.

ЛиЛу
#81
Гость

Сообщение было удалено

--- да эпоxа сидения дома закончиласъ с началом рЭволюции и многочисленныx голодоморов. Маргарира расxаживала с желтами цветами как раз в период голодуxи русскиx крестьян, испанскиx повстанцев, Троцкого в Мексике. дамы были жутко эмансипированные, многие потеряли своиx близкиx и вынуждены были боротъсай за выживание сами. к тому же активность женщины чрезвычайно поощрялась - дамы-сестры Виноградовы, Досоафы, прыжки с апрашютами и пр.очень были политизированы юные красавицы. и тут - такая анимичность, домоxзяйка, что считалось (Зопщенко, например) чрезвычайно фиии, моветоном советским:)

Кетрин
#82

В разном возрасте видишь разное. Сейчас я думаю, что у нее материнский инстинкт нереализованный на Мастера перешел.

А вообще конечно дурью маялась, причем от безделья.

И вообще очень лицемерная женщина - по-моему развестись с мужем когда роман создавался ей никто не мешал. Не пошла ведь к нему в каморку жить)

Вопрос возник - как может романтичная героиня романа после встречи со своим Любимым идти и супружеские обязанности дома исполнять?

А вообще, лично я ее не понимаю и не уважаю за освобождение Фриды, ИМХО.

Тывквы
#83

Дура!

Гость
#84

очень Маргарита мне нравится. Особенно, сцена после бала, где она сначала не говорит нечистой силе свое истинное желание, жертвует им.

Кетрин
#85

Сама дура.

Очень благородно - освободить *** мамашу, которая ноги сдвинуть не была в состоянии.

Нормального бы кого-нибудь освободила.

Булгаков этим сам себя оправдывает, что первую жену бесплодной оставил, сам ей аборты и делал.

Кстати, одноклеточное, мы здесь книгу и героиню обсуждаем. А не друг друга. Если, конечно, читать умеешь.

Гость
#86

Сообщение было удалено

А мне как раз это совсем не нравится. Фразу из романа "Никогда никого не просите, сами предложат и сами дадут" потом растащили на цитаты. А по-моему это глупость. Ничего не предложат и не дадут. Надо просить прямо. Откажут - тоже результат. Но ты хотя бы попросила. И жертвенность Маргариты раздражает. Все для других. Для Фриды, для ее обожаемого Мастера. Для себя она не хочет ничего. Без мастера она ноль без палочки.

Но это такое видение женщин Булгаковым.

Кетрин
#87
Тывквы

Сообщение было удалено

Сама дура. Нормального бы кого-нибудь освободила. А то выбрала *** мамашу, которой легче с ребенком справится, чем ноги сдвинуть.

Сама, наверно, такая.

Гость
#88
Кетрин

Сообщение было удалено

Точно дура. Фриде было 15 или сколько там лет, ее изнасиловал трактирщик. Какое раздвигание ног? Вы хоть роман читали?

ЛиЛу
#89

жертвенность М. следсзтвие ее импульсивности и псиxологической лабилъности:) как легко она повеалсъ на прозрачную xитрость Азазелло... также легко на платок Фриды только потому, что та как-то так на нее псомотрела (в принципе, единственная из гостей, осталъыне просто веселились:)

Гость
#90
ЛиЛу

Сообщение было удалено

жертвенность М вследствие таких взглядов Булгакова. Типичная жалостливая русская баба. И полюбила жалкенького.

Кетрин
#91
Гость

Сообщение было удалено

Читала и не один раз. Если бы вы тоже читали, то помнили бы, что Фрида - " молодая женщина лет 20". А дура кто - я уже сказала.

ЛиЛу
#92
Гость

Сообщение было удалено

--- я мало такиx заню среди моиx занкомыx:) скорее это свойственно опредленному типу женщин, которые в начале 20г0 века вращались в кругаx, близкиx к писательско-xудожническим. именно тма и культивировался образ эдакой жертвенной дамы и он же вносился через литературу в жизнь:)

обычная русская баба весьма рационалъна:)

#93
Anastassia

Сообщение было удалено

Это тоже. Особенно становится жаль созданный Булгаковым персонаж, когда вспоминаешь\видишь женщин, у которых тоже коттеджи и деньги есть, но эти женщины не ковыряются в носу, а ведут энергичную и вполне полезную жизнь (для себя или общества). Кто-то волонтерит в детдомах и постоянно что-от возит и собирает, кто-то обустраивает свой садик, сажает араукарии и лимоны, кто-то занимается серьезно шарпеями и имеет их 9 штук, возит на выставки. Все ж лучше, чем дурью маяться, как Маргарита.

#94
Кетрин

Сообщение было удалено

Тоже есть такой момент.

Гость
#95
Кетрин

Сообщение было удалено

"Дело в том, что, когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика" это запросто могло быть изнасилование. От других посетителей кафе Фрида почему-то не рожала. И ребенком своим хозяин не озаботился, хотя не мог не знать, что девушка беременна.

Гость
#96
ЛиЛу

Сообщение было удалено

Не знаю, у меня нет знакомых с 20-х годов))

Не вижу никакой рациональности. Что получила Маргарита от связи с Мастером? Вечность в домике на двоих?

Гораздо лучше быть творцом самой, чем пристроиться рядом на неопределенное время, захочет, приголубит, захочет ногой пнет.

По моему личному мнению, сколько ни читаю данный роман, не вижу в Мастере ни капли привлекательного. Для меня загадка, отчего она в него влюбилась. Разве что со скуки. Ребенка нет, вот она и возилась с этим Мастером, как с дитятей.

Гость
#97
файна

Сообщение было удалено

Браво!))))))))))))))))))))

Гость
#98
Кетрин

Сообщение было удалено

А как Булгаков жене аборты делал?

#99

Татьяна Николаевна, первая жена Булгакова, вспоминала, как сообщила тогда мужу о беременности. Тот ответил: ╚В четверг проведу операцию. Я врач и знаю, какие дети бывают у морфинистов╩. Правда, таких операций ему делать еще не приходилось. Прежде чем натянуть перчатки, он долго листал медицинский справочник. Операция длилась долго. Жена поняла: что-то пошло не так. ╚Детей у меня теперь никогда не будет╩, - тупо подумала она. Когда все было кончено, муж сделал себе укол, молча лег на диван и захрапел.

ЛиЛу
#100
Гость

Сообщение было удалено

--- описание дам с иx сложными и запутанными романами можно легко найти в различныx мемуараx:) Булгаков был соврмеенником и близким знакомым мемуаристов, вращалисъ в том же кругу.

разумеется, М. не рационалъна, так я и говорю - она по типу те женщины, среди которыx крутился Булгаков:) или которые крутились среди него)) вообщем, они друг с другом крутились.

ничего общего эти женщины с хизнью рациональныx русскиx баб, которым надо было банально выживать, не имеют.