Вопрос только тем, кто ЧИТАЛ роман. Как вы его восприняли? Какой смысл вложил Булгаков в это произведение?
95, хорошо написали. Согласна. Роман очень емкий. Затрагиваются вечные и глубокие темы, - темы Бога, Человека и тема Любви. Для меня роман как бы разделен на 3 части. История о Понтии Пилате и Иешуа √ где затрагиваются проблемы совести, греха и искупления. Москва и москвичи 30-х годов, - с проделками свиты Воланда, где как раз много едкой сатиры (удивляюсь, как Булгаков остался жив и на свободе, после такого юмора в адрес власти). И любви Мастера и Маргариты, любви, ради которой продают душу дьяволу, любви, ради которой бросают сытую и благополучную жизнь, и пускаются в любую авантюру - этой части как раз присущ мистицизм.
И все это изложено великолепным булгаковским слогом, с бесподобным юмором.
Роман гениальный, не побоюсь этого слова, ИМХО.
Мне нравится этот роман, но без фанатизма. Считаю, что в России переоценены две книги "Мастер и Маргарита" и "Сто лет одиночества". Это прекрасные, глубокие, сильные произведения, но далеко не единственные по уровню.
Помню, когда поступала в СПБГУ зачитывали темы для сочинений, прозвучал Булгаков. Аж рев прокатился по аудитории. Мне кажется, это уже перебор. Такое ощущение, что прочитали одну книжку, понравилось и сравнивать больше не с чем.
Прошу интеллектуалов параллельно живописать о достоинствах картины "Черный квадрат".
84 Мармеладка, спасибо огромное!
103-странные у вас сравнения.Хотя,имеете право.
97, 101 - спасибо)
С гениальностью романа сложно сморить. А вопросы сродни "нравится-не нравится", "понимаю-не понимаю" каждый решает для себя сам в индивидуальном порядке.)
103 - сравнение с "Черным квадратом" как минимум некстати.
Почитатели Булгакова не обязаны любить Малевича, равно как и почитатели Льва Толстого, к примеру, не обязаны любить Рембрандта...
сморить=сПорить) сори
одна из моих любимых книг. вкратце ничего не описать, читать надо. Коротко только могу сказать, что когда эту книга вышла в массы, бывали случаи, когда люди настолько на ней "двигались", что сходили с ума. Вот такая вот сильная вещь. Перечитывала много раз.
не слабо политическая книга.
мастер и маргарита, как я это вижу, самые маленкие шестрёнки в большой большой политической системе союза тех времён :)
они просто никто :)
как историю любви эту книгу вообще не рассматриваю.
читать её нужно в констексте времени, в котором она была написана.
Для меня ключевым и сильнейшим моментом книги является эпизод на балу, когда Воланд разрешает Маргарите назвать любую ее просьбу, а она, собравшись с духом, просит за грешницу Фриду.. Я всегда на этом месте просто впадаю в ступор.
А самое загадочное место - это когда Воланд говорит, что Мастер и Маргарита не заслужили счастья, но заслужили покой.. До сих пор моего мироощущения не хватает для того, чтобы понять, почему.
А у меня мороз по коже когда в конце Мастер кричит Понтию-Свободен! И Понтий уходит по лунной дорожке со своим псом и Иешуа. И не только этот момент..их множество-цепляющих, пронизывающих..насквозь.
110, "он не заслужил света, он заслужил покой", кажется так там было. Я тоже не совсем понимаю почему, тут только домыслить можно. Возможно, покой - это то, в чем они с Маргаритой нуждались, у них и так была любовь, зачем им свет? Кроме того, Мастер - человек слабый, и не боролся не за любовь, не за свой роман. Помните, как там говориться о трусости? Дословно не помню, что-то вроде "трусость - один из самых страшных человеческих пороков". А Мастер не справился со страхом, опустил руки... Да и не страдал достаточно. Но, это вего лишь мои домыслы.
это роман о сатане, романтизирующий демоническое и выставляющий зло как привлекательное очаровательное безвредное нечто, добровольно соработающее Богу с легким глумежем и юморком. короче, это ложь, призванная продать вам идею дьявола как нечто привлекательное. Булгаков прекрасно справился с поставленной задачей. центральная часть романа посвящена пародированию литургии (бал воланда)- здесь и чаша, из которой пьется кровь, здесь и культ Маргариты а-ля Богоматери (ах, она оказалась так милосердна к Фриде), и неслучайное отрезание главы как пародия на усекновение главы Иоанна Предтечи. продолжайте аплодировать сатане дальше.
кстати. все, кто участвовал в экранизации М&М в соответствующих демонических ролях, плохо кончили. начните с Абдулова. вспомните о его роли и особенностях диалога. и его диагнозе и сопутствующих событиях
По поводу покоя и света, думаю что не во власти нечистой силы давать свет, они могут не не трогать Мастера и Маргариту, но свет и счастие душам они дать не могут по своей сути. Свет относится к другому царству.
102, роман при первом его прочтении, у тех, до кого что-то дошло из написанного, как правило, вызывает восхищение. Когда я прочитала его в первый раз, мне было лет 13-14, я была потрясена, хоть и не являюсь очень впечатлительным и экзальтированным человеком. Роман сразу захватывает, очаровывает, берет в плен))). Поэтому и ажиотаж такой. С возрастом спокойнее относишься к этой книге, но тем не менее, каждый раз перечитывая, открываешь что-то новое в ней. Появляются новые мысли и ощущения.
115, Вы бы внимательней читали. За Мастера и Маргариту просил Левий Матвей, по поручению всевышнего. Воланд спросил его, почему вы не возьмете его к себе в свет? Левий Матвей ответил: "Он не заслужил света, он заслужил покой".
113, Это всего лишь книга, образ Воланда - всего лишь литературный образ. Давайте теперь всех классиков, в чьих произведениях упомянут сатана (а, таких не мало - от Пушкина до Гете) дружно обвиним в сатанизме.
главенство воланда завялено эпиграфом к первой части : я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.любой духовно чуткий человек, а особенно явно - люди одержимые, ощущают, что роман перенасыщен тяжелой мистической энергией. Вторая миссия, исполненная Булгаковым со всей силой его гения, - дискредитация Христа. На вопрос ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА простоватый дурачок Иешуа многословен необычайно (вопреки Евангелиям) : истина оказалась сведенной с незамысловатому факту , что у кого-то в данный момент болит голова. нищий проповедник оказался средней руки экстрасенсом. релятивизм, плюрализм....религиозный либерализм четающей публики прощает все за литературные достоинства романа. особенно в глазах утонченно духовно извращенных эстетически пресыщенных снобов
115, согласна! на литургии возглашается: слава Тебе, показавшему нам Свет.
114 А КТО ЕЩЕ?
Макса, отчего же , роман о сатане с центром вокруг его дел в мире, еще никто не создавал и не совершал такое победное литературное шествие по умам интеллигенции. Пушкин никогда не писал о сатане. ВЫ НЕГРАМОТНЫ в религиозном отношении и вешаете этот ярлык религиозного берзразличия на шедевры литературы, а между тем они окрашены тем духом, которым дышит их автор. более того, его последние стихи носят оттенок молитвословий: (1836, за год до смерти: Отцы пустынники и жены непорочны... Сложили множество божественных молитв. Но ни одна из них меня не умиляет Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого Поста... Владыка дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть, о боже, прегрегрешенья...
120,
http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=8F6E568D06024FB6B5BB89AB2C2F0D77
Да, я не грамотна в религиозном отношении, потому и отношусь к образу сатаны в романе, как к просто литературному приему - не более того. Никогда не была религиозна, как и большинство людей. Вы хотите сказать, что роман вреден для прочтения и подрывает авторитет церкви? Если есть Бог в душе, то вряд ли книга сможет что-то изменить. Кроме того, в романе говорится об истинных человеческих ценностях. И тот самый сатана наказывает людей за их пороки - жадность, зависть, подлость.
А Пушкин, может быть и не ставил сатану в центр произведения, но неоднократно использовал нечистую силу в своих стихах, сказках и поэмах, в качестве персонажей. Вспомните "Сказку о попе и работнике Балде" - какой там чертик симпатичный))) или "Фауст" из цикла маленькие трагедии (не путать с "Фаустом" Гете ).
Отвечу Вам булгаковской цитатой из "МиМ" - Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла? И с земли бы исчезли тени?
АВИЛОВ
http://www.kp.ru/daily/23326/30739/print/
Воланд накликал беду?
Актер, прославившийся ролью графа Монте-Кристо в фильме ╚Узник замка Иф╩, в родном ╚Театре на Юго-Западе╩ уже несколько лет играл самого Воланда в ╚Мастере и Маргарите╩. А в начале этого года на ту же самую роль его пригласил в украинскую антрепризу режиссер Юрий Крыжановский. Авилов не отказался. Роль Маргариты по очереди играли сразу две актрисы - Ольга Кабо и Вера Сотникова.
Браться за экранизацию или театральную постановку булгаковского романа ╚Мастер и Маргарита╩ рискуют немногие. Чревато.
Сам Авилов именно из-за этой роли уже дважды был между жизнью и смертью.
╚Я не суеверный, - признается актер. - Я просто знаю, что те силы, о которых идет речь в романе Булгакова, существуют. Мы привезли ╚Мастера и Маргариту╩ в Берлин. И там у меня было две клинические смерти. Меня вытаскивали с того света╩.
╚Меня потрясло это известие о его болезни, - сказала вчера ╚Комсомолке╩ партнерша Авилова по роковому спектаклю Вера Сотникова. - Я восхищаюсь мужеством Виктора. Сейчас он находится в тяжелейшем состоянии. Но я не теряю надежды, что Вите вновь удастся выкарабкаться╩...
сатана - клеветник в переводе с древнего. вы обожествляете ложь . это как раз та цель, которая стояла перед Булгаковым. сделать зло привлекательным в ваших глазах, чтобы вы думали, что сатана наказывает за зло. он его сеет и ломает судьбы. а вас вводит в заблуждение. за ваше доверие своему мнению о себе
"ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Евангелие от Иоанна 8,44). Бог обращает зло во благо, а не бесы и сатана. но по природе своей зло продолжает оставаться злом. это сатанинская претензия на обладание Божиим промыслом воспринимается читателем как безусловная истина, и на этом выстроена философская и эстетическая система всего романа
125, я не столь суеверна и религиозна, как Вы. Я уважаю Ваш взгляд, но, по моему, Вы слишком категоричны.
"МиМ" ставили неоднократно и в театрах и в кинематографе. Есть фильм с Анастасией Вертинской и Гафтом в главных ролях. Гафт играл Воланда. Кажется, в отечественный прокат фильм так и не вышел. Но, тем не менее, Валентин Гафт жив и здоров, ттт. Легко свои беды и неудачи сваливать на нечистую силу.
А Булгаков просто придумал яркие образы, что бы воплотить свою идею в романе через них, которая заключается вовсе не в романтизации и обожествлении сатаны. Но, это мое мнение. А, если Вы считаете, что грех восхищаться этим романом - так не читайте и не восхищайтесь. Делов то.
http://www.gspnet.ru/forum/index.php?showtopic=458
у Гафта дочь покончила с собой. расскажите ему про то , что вредно быть суеверной
Владимир Высоцкий снялся в нескольких картинах с трагическим для его героев финалом: "Интервенция", "Служили два товарища", "Опасные гастроли". После съемок в последнем в 1969 году он пережил первую в своей жизни клиническую смерть. Вторая, как предупреждение, клиническая смерть последовала в июле 1979 года, когда Высоцкому предложили сыграть Дон Гуана в пушкинских "Маленьких трагедиях". Эта роль вообще считается одной из самых опасных в мировой драматургии: Дон Гуан бросает вызов высшим силам. А по словам Ж.-Б. Мольера, также написавшего пьесу на этот "бродячий сюжет", "шутки с небом -- самые опасные шутки". Владимир Высоцкий ненадолго пережил своего экранного героя. В июне 1980 года на телевидении состоялась премьера "Маленьких трагедий", а 25 июля Владимира Семеновича не стало. По воспоминаниям Оксаны Афанасьевой (ныне Ярмольник), он предчувствовал исход и в день смерти сказал ей: "Сегодня я умру".
Столь же опасно играть роль Сатаны -- во всех ее вариантах. Во время репетиций спектакля "Мастер и Маргарита" в Театре имени И. Франко умер актер Аркадий Гашинский, а сыгравший Воланда вместо него Анатолий Хостикоев получил тяжелейшую травму ноги. Но, наверное, самым ярким подтверждением этой теории является случай, произошедший с актером Леонидом Марковым, сыгравшим Сатану в картине "Отель "Эдем" в 1990 году. Уже после окончания и озвучивания картины выяснилось, что в некоторых местах получился звуковой брак, и Маркова срочно вызвали на переозвучивание. Когда все уже было записано заново, актеру внезапно стало плохо. "Скорая" забрала его в больницу, где он и умер два дня спустя.
http://marina-levtova.narod.ru/st/st1.html
Ну, может и есть чего-то в этом романе эдакое... Я писала, что он очень не однозначен. Но, не стоит его понимать столь однобоко...
дело не в романе, дело в том, что вы не признаете реальность нечистой силы, и не верите в Бога
спокойной ночи
Кстати, Варлей, которая играла паночку в к/ф "Вий" - тоже жалела, что связалась с этой ролью. Подробностей не знаю, но, она говорила, что ей пришлось заплатить за это дорогой ценой.
Н-да, ветка о булгаковском романе постепенно превращается в ветку со страшилками ))))))))))
Верю я в Бога, но здесь обсуждается не вера в Бога, а литературное произведение. Для меня вера - вообще очень интимный вопрос. Уж точно не для форумских дебатов.
Жена Владимира Тихонова, актриса Наталья Варлей, не только лежала в гробу, но и летала в нем на съемках картины "Вий" по повести Николая Васильевича Гоголя, тоже весьма непростого и опасного для воплощения на сцене и экране писателя. После съемок актриса серьезно заболела, и, по ее словам, ее спасло от более серьезных последствий только то, что она покаялась и получила в церкви прощение за эту роль.
На съемках у режиссера Динары Асановой, как правило, погибали актеры, игравшие в ее фильмах главные роли.
Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" таит в себе немало опасностей для тех, кто пытается поставить его на сцене или в кино. Так, до сих пор неизвестна судьба фильма Юрия Кары, но в данном случае хотя бы обошлось без трагедий. А вот умершая недавно актриса Алла Балтер играла в сценической версии булгаковского романа Маргариту. В свое время ее муж, актер Эммануил Виторган, в интервью сказал об этом так: "Я знаю, что с этим романом всегда что-нибудь случается. Мы с Аллочкой играли спектакль по "Мастеру и Маргарите", Слава Богу, пока все нормально"... Алла Балтер умерла вскоре после съемок в сериале Юрия Мороза "Каменская", который на сегодняшний день унес еще две жизни -- жены режиссера актрисы Марины Левтовой и актера Валерия Приемыхова.
113-что то вы батенька загнули,ничего что ваш первый пост под таким номером?
еще один невер
мне больше нечего добавить по теме. имеющий уши да слышит
139-Там несколько глубокий смысл. Там нет той пропаганды и восхваления-о чем вы так предупреждаете.
Джельсомино, следуя Вашей логике, ДОБРО, о котором Вы говорите и Бог карают людей смертью, болезнями, несчастьями с близкими за киношные и театральные роли, которые по сути являются работой для этих людей? Это что ж, Бог, такой злой? Я не богохульствую, просто пытаюсь понять ход Ваших мыслей.
Мне кажется, что Бог (как я его себе представляю) всегда обладал чувством юмора, в отличее от Вас.))))
118- это Гете,причем Булгаков? И разные есть издания в каком то есть этот эпиграф,в некоторых нет. Зависит от издателя.
113-центральная часть романа посвящена пародированию литургии (бал воланда)- здесь и чаша, из которой пьется кровь, здесь и культ Маргариты а-ля Богоматери (ах, она оказалась так милосердна к Фриде), и неслучайное отрезание главы как пародия на усекновение главы Иоанна Предтечи. продолжайте аплодировать сатане дальше.-да ну,вы либо цитируете чужие домыслы,либо фантазер. Подогнать художественный вымысел под то (даже не знаю как назвать) что вы описываете-наверное и есть истинное богохульство. Почему то о политической части- смысла книги вы умалчиваете, квартирном вопросе,любви,душевных терзаниях того,или иного героя романа-например Маргариты, Пилата,и казненных им:Га Ноцри Иешуа и т.д ит.п. А кот бегемот-который в итоге выполнил т.е. отработал свою миссию при Воланде-и превратился в прекрасного сосредоточенного юношу пажа-теперь принадлежащего самому себе. Кот бегемот был своим обличьем и ролью-шута наказан-и не Воландом-заметьте. Может все таки не все так однозначно,как вы трактуете? Не буду отрицать-есть некая мистика,которая преследует воплощение романа на экран,либо сцену. Но это все таки не то,что вы стремитесь донести,автор романа не преследовал такие сравнения героев-как описываете вы.
В образе Левия Матвея Булгаков как раз и воплотил религиозный фанатизм, и искажение божьих истин. Помните, что Иешуа говорил Пилату о Левии? Примерно следующее:"этот человек ходит за мной, записывает, но, когда я заглянул в его пергамент, то ужаснулся. Он все не так понял." Воланд так и сказал ему (Левию) при встрече на крыше: "Ты глуп", и, думаю, был прав.
Вы, уважаемый(ая) Джельсомино, увлеклись мифологией и библейскими легендами, где сатана - воплощение зла. Но, это ведь людьми придумано. Шире нужно смотреть на вещи.
И, следуя Вашей логике, если актер играет зло на экране или на сцене, неважно в каком амплуа - кровожадного маньяка или демона, то его ждет неминуемая кара от Всевышнего. Тогда ведь и фильмы будет не о чем снимать.
Роман философский, прежде всего. И на эти вещи нужно смотреть философски в данном случае. А Вы Левию Матвею уподобляетесь ))). Вы роман-то читали? Или в интернете по статьям из желтой прессы прошлись?
118, Вы очень точно подметили в этом своем посте "люди одержимые". Прям в точку.
И от куда Вы "простоватого дурочка Иешуа" выкопали? Почитайте роман внимательно, отбросив свой праведный гнев.
Булгаков от Ваших речей в гробу бы перевернулся, если б не знал о существовании религиозно-церковного ханжества.
И еще, мне вот это Ваше выражение понравилось "в глазах утонченно духовно извращенных эстетически пресыщенных снобов" поменяйте слово "эстетически" на слово "религиозно" - узнаете правду о себе. )))
дура
как Иешуа метал в романе бисер перед свиньями, так и здесь то же
Нет, Джельсомино, во всем виноваты не мистические пьесы, а огурцы. Вы знаете, что 80% пострадавших актеров за день до трагедии ели огурцы?
Для Джельсомино , 125. Сатана (на древнееврейском -сатан) происходит о имени древнеегипетского божества Сета.