Привет. Кто-нибудь знает - что носили девушки под платьями в Средние века? А лифчики были?
Это факт. Для таких упрямых и глупых как вы.
Горшочек для дам назывался - бурдалу (куда писали стоя, задрав юбки). Погуглите там есть очень много красивых экземпляров. Есть даже музей бурдалу где-то в Германии. А вот панталоны долгое время носить нельзя было, считалось что их носят только распущенные женщины. Эх средневековцы
http://community.livejournal.com/interiors_ru/320936.html?thread=6182824
Там же найдете и про белье , чулки, очки и куча всего интересного
Сообщение было удалено
Европейцы и одевались хуже, и мылись реже, чем русские! А они еще нас в чем-то учить собираются. Дикари!
Люди, все читайте эту статью!
http://www.pravaya.ru/leftright/473/13663
Сообщение было удалено
http://community.livejournal.com/interiors_ru/320936.html?thread=6182824
Ссыла битая. А про чулки я хочу узнать. Кто носил, когда. Про монашек еще найди. Спасибо.
http://marinni.livejournal.com/338465.html
про чулки
Сообщение было удалено
Спасибо. )))
У кого-нибудь есть ссылки на рисунки грудастых молоденьких крестьянок Средних веков или 16 века в корсетах и черных чулках?
Средневековье
В эпоху Средневековья функцию мужского нижнего белья выполняли брэ ≈ штаны из белого или небелёного льна, присборенные на талии и подпоясанные шнуром. Поверх надевались шоссы ≈ узкие разъёмные штаны, крепившиеся завязками к поясу. [8] В эпоху раннего Средневековья длина брэ достигала колен, но с течением времени они укорачивались и к XV веку появились брэ, внешне напоминающие шорты. [9] [10]
Также и мужчины, и женщины носили камизу ≈ нижнюю рубаху простого кроя из льна, хлопка или шерсти, с длинными узкими рукавами и круглым вырезом горловины. Женская камиза доходила до щиколотки, а мужская, с клиновидными вставками по бокам, закрывала верхнюю часть бедра. Камиза могла быть просторной либо облегать тело благодаря шнуровке, которая собирала ткань на боках. Существовали женские камизы без рукавов, которые держались на плечах на узких бретельках, силуэтом напоминая современные сорочки. К концу эпохи высокого Средневековья камизы знати (особенно в Испании) могла украшать обильная вышивка шёлком, золотыми и серебряными нитями. [2] [11]
Камизы и брэ, тем не менее, нельзя назвать полноценными аналогами современного белья. Верхняя одежда закрывала их только частично, кроме того с ними не были связаны современные представления о стыдливости или неуместности демонстрации ≈ крестьяне, например, во время работы в поле носили брэ как самостоятельный предмет одежды
В Средневековье девушки носили тонкие шелковые трусики, которые можно было разорвать рукой, и рубашки длиной до попы, со шнуровкой. Я знаю.
Тогда мне интересно, когда впервые появился оральный секс? Когда сосать и лизать начали? Вряд ли в Средневековье.
Сообщение было удалено
Это все ближе к 20 веку. В Средние века о таком и слыхом не слыхивали. ))
А мож ведьмы какие уй сосали? И писту заставляли лизать?
Сообщение было удалено
Для справки. Оральный секс известен издавна. Мы найдем его и на страницах Камасутры (он здесь называется мухаметхуна ("вращение ртом") и амбарчузи ("лизание фрукта манго") и в древних арабских историях об одалисках и в чувственных выгравированных на пластинах рисунках - гравюрах Древнего Китая и Японии.
Древние греки, мастера по части сексуальных игр, привнесли нашу обыденную жизнь фразу - "играть на флейте", а римские поэты Луциан и Марциал в своих поэмах описывали сцены с оральными ласками. В смутные времена Средневековья инквизиция приравняла оральный секс к содомитскому греху, связывая ее распространение исключительно с гомосексуальными связями. А в это время на Востоке, особенно в арабской его части, оральный секс ценили за незабываемые ощущения и считали, что оральное возбуждение дает самое острое и сильное наслаждение. Отсюда и выражение "арабский сластолюбец", распространенное в чопорной Европе.
Считается, что современная мода на оральный секс была введена Джакомо Казановой, описавшим прелести минета в своих мемуарах. Радует одно, что сегодня в обществе принято говорить об оральном сексе в открытую. Мы не скрываем своего желания получать удовольствие именно этим способом, и никто не бросит в нас камень за излишнюю откровенность, но это происходит не везде. Так, в некоторых штатах США действуют законы против орального секса как преступления против природы. И, несмотря на это именно в США возник самый громкий оральный скандал современности в котором был замешан один из самых могущественных людей планеты - президент Клинтон.
Сообщение было удалено
Люди вообще не знали орального, анального секса, анилингуса и кунилингуса. И одежда была соответствующая.
вообще пышные юбки были удобны в одном отношении, если случайно упустишь,никто не заметит, а сейчас тонкие брючки в обтяжку- в туалет сходишь и сто раз подотрешься , как бы пятнышко не появилось, особенно на светлой ткани
Сообщение было удалено
у нее еще оставался рот
Сообщение было удалено
Да ладно! "Прекрасные Дамы" сосали еще как!!
Сообщение было удалено
у меня есть бабки с отвислыми сиськами в протухших панталонах и волосатыми ногами
Мифы и реальность
╚Да, измельчали современные мужички, √ думают женщины. √ Нет больше благородных рыцарей, готовых бросить к женским ногам весь мир, сразиться ради прекрасной дамы сердца с десятком великанов и любить ее беззаветно всю жизнь. Но приходится терпеть и таких, деваться-то некуда╩.
И тут дамы начинают мечтать о том, какие раньше ╚были мужчины╩, как хорошо было бы жить в средневековом рыцарском замке, с прислугой, готовой выполнить любой дамский каприз И до чего, наверное, увлекательно было наблюдать за турнирами, на которых рыцари бьются не на жизнь, а на смерть за твой носовой платок
Короче, дамы рисуют в своем воображении образ прекрасного романтического героя и мифического ╚золотого бабьего века╩, когда женщинам жилось вольготно, а все мужики были не ╚сволочи╩ (как сейчас), а благородными кавалерами и рыцарями.
Увы, все это не более чем миф, и, повстречай современная женщина на своем пути настоящего рыцаря, поверьте, она была бы в ужасе от этой встречи. Созданный женским воображением и подкрепленный романтическими рассказами образ сильного, красивого и добродетельного рыцаря, беззаветно преданного своей возлюбленной, не имеет ничего общего с реальностью. Слишком уж не похож настоящий рыцарь на того, о ком можно мечтать
Сердцеед в латах
Вот как, например, по данным европейских археологов, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост этого средневекового ╚сердцееда╩ редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым). Небритое и немытое лицо этого ╚красавца╩ было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи (бань в средневековой Европе, как известно, не было, а мылись рыцари не чаще, чем три раза в год).
Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком ≈ для дезинфекции.
Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше. Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял прямо в латы. Кроме того, на солнцепеке в латах ему было невыносимо жарко Но снимать свою броню во время боевого похода бесстрашный рыцарь не рисковал √ в смутные времена средневековья было полно киллеров. Лишь в исключительных случаях, когда вонь из-под рыцарских лат становилась невыносимой и под лучами полуденного солнца они раскалялись так, что терпеть уже не было мочи, благородный рыцарь орал слуге, чтобы тот вылил на него сверху несколько ушатов холодной воды. На этом вся рыцарская гигиена заканчивалась. Но наверняка это было райское наслаждение
Что касается пресловутого рыцарского отношения к женщинам, то и здесь писатели-романисты все перевернули с ног на голову. О ком мечтает большинство девиц, ожидающих своего рыцаря на белом коне? О благородном защитнике, всегда готовом подставить свое рыцарское плечо даме, беззаветно влюбленном в нее, оказывающем ей знаки внимания и ради одного ее поцелуя совершающем необыкновенные подвиги. Увы, как свидетельствуют историки, в природе таких рыцарей никогда не было.
Защитник чести
Средневековые архивы дают массу свидетельств того, что женщинам во времена рыцарей жилось весьма и весьма несладко. Особенно худо было простолюдинкам. Оказывается, в рыцарской среде было принято во время походов насиловать молодых деревенских девственниц, и чем больше таких ╚подвигов╩ совершал странствующий рыцарь √ тем больше его уважали.
Никакого трепетного отношения к женской чести у рыцарей не было и в помине. Напротив, к дамам средневековые рыцари относились, по нынешним меркам, весьма грубо, абсолютно не считаясь с мнением и пожеланиями последних.
Представления о защите женской чести у рыцарей тоже были весьма специфичными: по понятиям того времени каждый рыцарь считал, что его собственные честь и достоинство оскорблены, если он видел женщину, принадлежащую другому рыцарю. Отбить женщину у собрата по мечу каждый рыцарь считал своим долгом. С этой целью он либо сразу бросался в бой, либо, говоря нынешним криминальным языком, ╚забивал стрелку╩ конкуренту на ближайшем рыцарском турнире. Причем мнения той, из-за которой разгоралась драка, никто не спрашивал √ дама автоматически доставалась тому, кто побеждал в рыцарской разборке.
Французские красавицы и элегантные франты в своих роскошных париках носили сделанные из золота хитроумные приспособления ≈ для ловли тех же блох. В блохоловки (есть и в Эрмитаже), клали кусочек шерсти или меха, политый кровью. Во Франции роль блохоловки играла миниатюрная вилочка с подвижными зубцами-усиками, которую светские модницы носили на шее. Блошиные ловушки не очень надежно защищали своих хозяев от надоедливых паразитов, зато дамы той эпохи придумали способ, как использовать блох в искусстве флирта. Вскрикивая от мнимых и настоящих блошиных укусов, они приглашали тем самым кавалеров к поискам зловредного насекомого. В ту пору самой эротической забавой мужчин считалось поймать блоху на любимой.
http://absentis.org/abs/img/europe/giuseppe_maria_crespi_flee.jpg
ой, че то не то
Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта. Потом средневековые женщины решили, что мужчин привлекают беременные, и Прекрасные Дамы даже носили специальные подкладки под одеждой, имитирующие округлившийся животик, что символизировало их репродуктивную полноценность. В борьбе за внимание Благородных Рыцарей (см. выше) женщины в средние века, несмотря на отсутствие элементарных понятий о гигиене и на то, что весь косметический арсенал античности был давно предан забвению, продолжали пользоваться средствами макияжа. Румяна считалась признаком женщины легкого поведения, а Благородные Дамы использовали свинцовые белила, выщипывали брови и красили губы в ярко-красный цвет при помощи растительных красителей или, позже, помады с добавлением спермы быка. Пудрились цинковыми и свинцовыми белилами слоем миллиметра в три, чтобы скрыть выпирающие прыщи. Одна сообразительная дамочка достигла поставленной цели, всего лишь налепив на свой самый видный прыщик черную заплатку из щелка. Так появилась страшно модная в средние века ╚мушка╩ (не путать со ╚шпанской мушкой╩) ≈ она позволила сократить количество извести на лице.
специальный указ, предписывающий как должно выполнять супружеский долг. Муж не должен разжигать жену непристойными телодвижениями, губами и руками. Нагота греховна, сие должно происходить в темноте, дабы не тешить диавола зрелищем греховной плоти, и с молитвою на устах - дабы зачать детей. Жена же не должна была шевелиться, руки должны быть вытянуты по бокам, и не мешать мужу в исполнении его долга. Это не шутка. Это истина. Следующее примечание к указу относилось к более позднему времени - когда христиане, ревностно соблюдающие это предписание, попадали в неловкие ситуации. Некий барон, вернувшись с охоты, вошел в опочивальню супруги и взгромоздился на нее, дабы исполнить супружеский долг. Правда, супруга показалась ему немного холоднее обычного, но поскольку таковой она была всегда, как и всякая добродетельная христианская жена, то он преспокойно захрапел. Поутру обнаружил он, что жена совсем заледенела. на его вопли сбежались слуги. Оказалось, супруга его отошла в мир иной еще когда он скакал по полям за оленем, а поскольку вернулся он поздно, то никто его не успел предупредить о преждевременной кончине жены. Свой грех барон искупил пешим походом в Рим, но после этого и появилось приснопамятное примечание к основному указу: ЖЕНА ДОЛЖНА ПОДАВАТЬ ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ ВО ВРЕМЯ ИСПОЛНЕНИЯ СУПРУЖЕСКОГО ДОЛГА СЛАБЫМ ШЕВЕЛЕНИЕМ, ДАБЫ СУПРУГ НЕ СОВЕРШИЛ ГРЕХА.
указ, предписывающий использование духов, пришелся дамам по вкусу ≈ они увидели в духах возможность обладать индивидуальным запахом, когда от остальных, еще не душившихся соперниц стандартно пахло застарелой спермой, дерьмом и немытым телом.
╚По-видимому, монахини появились раньше, чем монахи: не позднее середины III столетия. Некоторые из них замуровывали себя в гробницах.
На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли ╚Божьими жемчужинами╩ и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки╩. (Бертран Рассел)
Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. ╚Мыть лицо ни в коем случае нельзя, ≈ писали медики в ХVI веке, ≈ поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение╩. Что же касается дам, то они мылись 2 ≈ 3 раза в год.
Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.
Средневековые ╚чистюли╩ часто меняли белье ≈ считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья наши предки относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду ≈ у них не было смены белья. У большинства вообще была только одна рубашка, что и немудрено ≈ одежда стоила чрезвычайно дорого. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.
Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья: ╚Улицы провоняли дерьмом, задние дворы воняли мочой, лестничные клетки воняли гниющим деревом и крысиным пометом, кухни ≈ порченым углем и бараньим жиром; непроветриваемые комнаты воняли затхлой пылью, спальни ≈ жирными простынями, сырыми перинами и едким сладковатым запахом ночных горшков. Из каминов воняло серой, из кожевенных мастерских воняло едкой щелочью, из боен воняла свернувшаяся кровь. Люди воняли потом и нестиранной одеждой, изо рта воняло гнилыми зубами, из их животов ≈ луковым супом, а от тел, если они уже не были достаточно молоды, старым сыром, и кислым молоком, и онкологическими болезнями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Крестьянин вонял как и священник, ученик ремесленника ≈ как жена мастера, воняло все дворянство, и даже король вонял, как дикое животное, а королева, как старая коза, и летом, и зимой╩.
Как же они жили, м.ля??
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза ? при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки, короля Филиппа II загрызают ?мириады вшей?2. Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.
Давно гуляет по анекдотам записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: ?Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели?. Сам король, кстати, за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.
Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество ?смердит аки дикий зверь?. Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц ? безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово ?смердеть? и происходит от французского ?мерд? ? ?г.овно?, пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).
В руководстве учтивости, изданном в конце 18-го(!) века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, ?ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре?.
Европейские города утопали в нечистотах:
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Даже типа описанных выше башенок с отверстиями и соломой. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При ╚нужде╩ гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили ╚ночные вазы╩, содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.
То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию ≈ у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони ≈ кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.
Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Мода тех лет (XII≈XV вв.) на мужские чулки на ленточках-подвязках проблему облегчала..
Естественно, набожные люди предпочитали испражняться лишь с Божией помощью ≈ венгерский историк Иштван Рат-Вег в ╚Комедии книги╩ приводит виды молитв из молитвенника под названием: ╚Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души на каждый день и по разным случаям╩, в число которых входит ╚Молитва при отправлении естественных потребностей╩.
комментарий Циника: Ну, видимо, ╚Господи, избавь меня от дристания! Я не успеваю менять панталоны!╩. Хотя, они их, наверное и не меняли...
ухахаха
Не имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль канализации и выполнял. Со стен в ров сбрасывалось д.ерьмо. Во Франции кучи д.ерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже ? куча разрослась настолько, что г.овно стало обратно переваливаться, да и опасно это показалось ? вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов5. Стену надстроили. Но внутри, за стеной, было не лучше. В дождливые дни потоки д.ерьма неслись по улицам, бурля под десятками никогда не пустовавших виселиц мрачного украшения города от Гревской площади до Круа дю Тируар, от моста Сен-Мишель до Нового моста.
Пешеходы облегчались прямо в тот самый момент и на том самом месте, где их застала нужда; горничные выливали содержимое ночных горшков из окон с не более чем формальным предупреждением "Garde a l'eau!". В большинстве домов не было не только каких-то туалетных приспособлений, но даже обычных выгребных ям; и даже в королевских дворцах кучи фекалий сваливались прямо во внутренних дворах, а придворных можно было заметить справляющими большую нужду, прикрываясь дверью; все это создавало то, что в одном из официальных рапортов было названо как "milles puanteurs insupportables" (тысячи невыносимых воней). (Кристофер Хибберт. "Города и цивилизации"6)
В домах от вони, впрочем, и раньше было не спрятаться и без всякой Темзы, как окна не завешивай. Эразм Роттердамский еще в начале ХVI в. писал об Англии: ╚Все полы здесь из глины и покрыты болотным камышом, причем эту подстилку так редко обновляют, что нижний слой нередко лежит не менее 20 лет. Он пропитан слюной, экскрементами, мочой людей и собак, пролитым пивом, смешан с объедками рыбы и другой дрянью. Когда меняется погода, от полов поднимается такой запах, какой, по моему мнению, никак не может быть полезен для здоровья╩.
В богатых домах Германии рыли ямы для нечистот под домами. История сохранила печальный случай, имевший место в 1183 году в Эрфуртском замке, где многочисленные рыцари и князья утонули в нечистотах. Под императором Фридрихом I, его рыцарями и приглашенными на рейхстаг союзниками провалился пол большого зала: ╚балки, поддерживающие пол, внезапно не выдержали, поскольку подгнили под действием испарений и влажности, поднимающихся из старого, столетнего полужидкого дерьма, разлагающегося под залом. Тем, кому удалось спастись от бедствия, показалось, что как будто бы тайная сила внезапно обрушила пол, сбросив восемь князей, многочисленных дворян, более сотни рыцарей и еще многих из более низкого сословия в главный коллектор замка, где они встретили ужасную смерть. Императору Фридриху Барбароссе удалось спасти свою жизнь, уцепившись за оконный проем, откуда его затем спустили на веревке╩
Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, ╚весенняя обувь╩ горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно. Германская мода на ходули, с помощью которых только и можно было перемещаться по засранным улицам, распространилась так широко, что во Франции и в Бельгии в средние века даже проводились состязания на ходулях между двумя лагерями, на которые разделялись жители.
http://absentis.org/abs/img/europe/chopines1.jpg
А вот про пышные застолья
В 1624 году мажордом одного из австрийских великих герцогов счел необходимым предупредить господ кадет инструкцией, как надлежит вести себя за столом великого герцога, если они будут к нему приглашены.
В инструкции говорилось:
╚Хотя, вне сомнения, что приглашаемые господа офицеры за столом Его императорского и королевского Высочества всегда соблюдали правила чистоплотности и вели себя как подобает рыцарям, все же необходимо привлечь внимание менее отесанных кадет к следующим правилам.
Во-первых. Его Высочеству надлежит отдавать приветствие всегда в чистой одежде и сапогах и не являться в полупьяном виде.
Во-вторых. За столом не раскачиваться на стуле и не вытягивать ноги во всю длину.
В-третьих. Не запивать каждый кусок вином. Если управились с тарелкой блюда, то можете выпить только половину кубка; прежде чем испить, утрите чисто рот и усы.
В-четвертых. Не лезть в тарелку руками, не бросать костей себе за спину либо под стол.
В-пятых. Не обсасывать пальцев, не сплевывать в тарелку и не вытирать нос о скатерть.
В-шестых. Не напиваться до такой степени, чтобы падать со стула и быть не в состоянии ходить прямо╩.
Из отеческого наставления следует, что цвет австрийской армии проделывал-таки запрещенные действия. Лез руками в тарелку, швырял кости за спину и на пол, употреблял скатерть вместо носового платка и не только что обсасывал пальцы, но и допивался до степени, ╚чтобы падать со стула и быть не в состоянии ходить прямо╩.
Куринные ножки и фрикадельки раскидывали во все стороны, грязные руки вытирали об рубашку и брюки, рыгали и пукали сколько душе угодно, еду раздирали на части, а затем проглатывали не жуя...
Если в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи использовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывали запах, источаемый мясом и другими продуктами. Мясные и рыбные запасы в средневековье зачастую засаливали, чтобы они как можно дольше не испортились и не стали бы причиной болезни. А, следовательно, специи были призваны заглушать не только запахи но и вкус ≈ вкус соли. Или кислятины.
Сейчас нам кажется странным, что жареное мясо в средние века зачастую еще и доваривали в бульоне, а приготовленную куру, обваляв в муке, добавляли в суп. При такой двойной обработке мясо теряло не только свою хрустящую корочку, но и вкус. Но иначе ≈ не разжевать, не стоит забывать о более чем незначительном развитии зубоврачебного дела в то время. Дела с гигиеной полости рта в отсутствие волшебного ╚блендомеда╩ обстояли не лучшим образом, чем с гигиеной тела. К концу своей весьма недолгой, как правило, жизни, люди лишались практически всех своих зубов.
При этом, если высокое сословие хотя бы стеснялось многочисленных брешей в зубном ряду (Елизавета Английская, например, драпировала их кусками материи), то бедняки подобных комплексов были лишены напрочь. Плохо расходилась книга доктора медицины из Салона ≈ магистра Мишеля Нострадамуса (Лион 1572. г., библ. Мазарини N 29289). Нострадамус в книге учил ╚Как приготовить порошок, вычистить и обелить зубы, как бы красны и черны они ни были...╩ Это на фиг никому было не нужно, и разочаровавшийся в коммерческом успехе медицинских книг Нострадамус решил, что лучше заняться предсказаниями. (Отметим в скобках, что зубная паста, представляющая собой смесь вина и пемзы, была изобретена египтянами примерно 5000 лет назад.) Куда более популярным стал рецепт от придворного врача Эдуарда II, медика-монаха Джона Гладдесдена: во избежание кариеса должно регулярно дышать собственными экскрементами, что непременно приведет к гибели ╚зубного червя╩.
А как же разжевать жесткое мясо совсем беззубой челюстью? На помощь приходила смекалка: мясо разминалось в ступке до кашеобразного состояния, загущалось с помощью добавления яиц и муки, а полученная масса обжаривалась на вертеле в форме вола или овцы. Также иногда поступали с рыбой, особенностью этой вариации блюда было то, что ╚кашку╩ заталкивали в искусно стянутую с рыбы кожу, а затем варили или жарили. Соответствующее состояние стоматологии повлияло также на то, что овощи обычно подавали в виде пюре (измельченные овощи смешивались с мукой и яйцом). Первым, кто начал подавать овощи к столу порезанными на кусочки был метр Мартино. Генрих VIII-й признан кулинарным революционером за то, что привил своему двору любовь к обильным мясным блюдам. До него, конечно, мясо ели, но не в качестве главного блюда. В качестве приправ использовали разные уксусы и недопереваренные остатки животной пищи вместе с потрохами.