Казалось бы, в 90-е все фабрики и заводы позакрывали. Доходные отрасли приватизировали, были развал и разруха, все катилось в пропасть...
А теперь, мы живем так, как при СССР и не снилось. Стала …
Странный ты. Вроде претендуешь на логичность суждений. И типа не понимаешь, что распределение зарплат было краеугольным камнем советской системы. Перестали контролировать - и рухнул совок с той экономикой.
Его не то что перестали контролировать, а умышленно накачивали экономику необеспеченным налом. Это середина и конец 1980х. Цели вполне прозрачны: подготовка дефицита, отпуска цен с обрушением рубля и на этом фоне приватизация активов за бесценок.
Совок развалился потому, что изначально был не дееспособен
Детишки 2000-х не понимают всей "прелести" совкового отдыха на море.
Кстати фраза: "Мы всей семьей ездили в бесплатный санаторий на море." Уже говорит, что семья была блатная.
Путевки обычно давали на 1 человека.
Хочешь отдохнуть всей семьей?
Тогда поздравляю, Вас ждет прекрасный атракцион, по поиску жилья у местных, с непредсказуемым результатом итогом которого, мог быть с'ем койко места в сарае.
Поэтому в 90-е, после советского убожества, даже трехзвездочные отели Турции, казались раем на земле и воплощением мечты о комфорте.
И слава богу, что детишки не знакомы с советскими реалиями.
Пусть и дальше продолжают веселить народ рассказами про то, как легко было в ссср получить трехкомнатную квартиру, зряплату 800 р. и автомобиль "волга".
Он совершенно не потому рухнул. Было политическое решение сверху. СССР мог спокойно существовать по сей день, несмотря на его недостатки.
Рухнул под тяжестью своей неэффективности когда упали цены на нефть и не стало возможности экономические дыры закрывать продажей ресурсов.
И слава богу, что детишки не знакомы с советскими реалиями.
Пусть и дальше продолжают веселить народ рассказами про то, как легко было в ссср получить трехкомнатную квартиру, зряплату 800 р. и автомобиль "волга".
В 1988 году средняя зарплата токаря, упомянутого в данной статье, составляла 692 рубля 10 копеек.
В 1987 - 514 рублей 25 копеек
В 1986 - 445 рублей 58 копеек
В 1985 - 386 рублей 58 копеек
В 1984 - 378 рублей 50 копеек
https://cccp.temadnya.com/855544967748389557/skolko-zarabatyval-tokar-v-sssr/
Сейчас 1% населения владеет 50% всех активов страны.
В 1988 году средняя зарплата токаря, упомянутого в данной статье, составляла 692 рубля 10 копеек.
В 1987 - 514 рублей 25 копеек
В 1986 - 445 рублей 58 копеек
В 1985 - 386 рублей 58 копеек
В 1984 - 378 рублей 50 копеек
https://cccp.temadnya.com/855544967748389557/skolko-zarabatyval-tokar-v-sssr/
Сейчас 1% населения владеет 50% всех активов страны.
Только, если взять не совковые агитки. А статистические сборники, выяснится, что средняя з.п. на производстве до 1984 года была 180 р., а четверть населения совка находилось за гранью нищеты, зарабатывая менее 87 р.
Только, если взять не совковые агитки. А статистические сборники, выяснится, что средняя з.п. на производстве до 1984 года была 180 р., а четверть населения совка находилось за гранью нищеты, зарабатывая менее 87 р.
Но тогда цены на социально значимые товары и услуги были мизерными. На многое были государственные дотации. Никто не голодал это точно. Купить мешок картошки по 8-10 коп за кг, хлеб, кильки в томате, подсолнечное масло,селёдку из бочки, соленые огурцы мог любой нищий студент.Босые и раздетые не ходили. За учебу в ВУЗах и техникумах не платили, а наоборот получали стипендии.
Рухнул под тяжестью своей неэффективности когда упали цены на нефть и не стало возможности экономические дыры закрывать продажей ресурсов.
В 1970-е годы основную активную часть общества составляло уже принципиально новое для СССР поколение, во многих смыслах уникальное для всего мира. Это были люди, не только не испытавшие сами, но даже не видевшие зрелища массовых социальных страданий.
Запад — «общество двух третей». Страдания бедной трети очень наглядны и сплачивают «средний класс». В этом смысле Запад поддерживает коллективную память о социальных страданиях, а СССР 1970-х годов эту память утратил. Молодежь уже не верила, что такие страдания вообще существуют.
Возникло первое в истории, неизвестное по своим свойствам сытое общество. О том, как оно себя поведет, не могли сказать ни интуиция и опыт стариков, ни тогдашние общественные науки. Вот урок: главные опасности ждут социализм не в периоды трудностей и нехватки, а именно тогда, когда сытое общество утрачивает память об этих трудностях. Абстрактное знание о них не действует.
Урбанизация создала и объективные предпосылки для недовольства советским жизнеустройством. Как известно, манипуляция сознанием опирается прежде всего на уже имеющиеся в общественном сознании стереотипы.
В психологической войне, направленной на разрушение общества, важнейшими из таких стереотипов являются те, в которых выражается недовольство[2].
Слабые места любого социального проекта возникают оттого, что он не удовлетворяет какие-то фундаментальные потребности значительных частей общества. Если обездоленных людей много и они сильны, проект под их давлением изменяется или, при достижении критического уровня, терпит крах. Кто и чем был обездолен в советском проекте? Откуда вырос советский проект и какие потребности он считал фундаментальными?
Он вырос прежде всего из мироощущения крестьянской России. Отсюда исходили представления о том, что необходимо человеку, что желательно, а что — лишнее, суета сует. В ходе революции и разрухи этот проект стал суровым и зауженным. Носители «ненужных» потребностей были перебиты, уехали за рубеж или перевоспитались самой реальностью.
На какое-то время в обществе возникло «единство в потребностях».
По мере того как жизнь входила в мирную колею и становилась все более и более городской, узкий набор «признанных» потребностей стал ограничивать, а потом и угнетать все более и более разнообразные части общества. Для них Запад стал идеальной, сказочной землей, где именно их ущемленные потребности уважаются и даже ценятся. Дрейф к утопии «Запада» как устоявшегося порядка начался в интеллигенции. Он не был понят и даже был усугублен попыткой «стариков» подавить его негодными средствами. В 1980-е годы этот сдвиг уже шел под давлением идеологической машины КПСС. О тех потребностях, которые хорошо удовлетворял советский строй, в этот момент никто не думал. Когда ногу жмет ботинок, не думают о том, как хорошо греет пальто.
Эта слабость сознания — оборотная сторона избыточного патернализма. Он ведет к инфантилизации общественного сознания в благополучный период жизни. Люди отучаются ценить блага, созданные усилиями предыдущих поколений, рассматривают эти блага как неуничтожаемые, «данные свыше». Социальные условия воспринимаются как явления природы, как воздух, который не может исчезнуть. Они как будто не зависят от твоей общественной позиции.
Чем отличается крестьянская жизнь от городской? Тем, что она религиозна. А значит, земные потребности просты и естественны, зато они дополнены интенсивным «потреблением» духовных образов. Речь идет не о Церкви, а о космическом чувстве, способности видеть высший смысл во всех проявлениях Природы и человеческих отношений. Пахота, сев, уборка урожая, строительство дома и принятие пищи, рождение и смерть — все имеет у крестьянина литургическое значение. Его жизнь полна этим смыслом. Его потребности велики, но они удовлетворяются внешне малыми средствами.
Жизнь в большом городе лишает человека множества естественных средств удовлетворения его потребностей. И в то же время создает постоянный стресс.
Этот стресс давит, компенсировать его — жизненная потребность человека. Как же ответил на потребности нового, городского общества советский строй? Большая часть потребности в образах была объявлена ненужной, а то и порочной. Это четко проявилось уже в 1950-е годы, в кампании борьбы со «стилягами». Они возникли в самом зажиточном слое, что позволило объявить их просто исчадием номенклатурной касты. А речь шла о симптоме грядущего массового социального явления.
Предпосылки для узости советского проекта кроются и в крестьянском мышлении большевиков, и в тяжелых четырех десятилетиях, когда человека питали духовные, почти религиозные образы — долга, Родины. В 1950-е годы даже некоторые преподаватели МГУ еще ходили в перешитых гимнастерках и сатиновых шароварах. У них не было потребности в джинсах, но через пять лет она возникла у студентов. Выход из этого состояния осуществили плохо. Не была определена сама проблема и ее критические состояния. В конце заговорили о «проблеме досуга», но это не совсем то, да и дальше разговоров дело не пошло. Беда советского строя была даже не в том, что проблему плохо решали — ее игнорировали, а страдающих людей считали симулянтами и подвергали презрению. Так возникла и двойная мораль (сама-то номенклатура образы потребляла), и озлобление.
Работала на заводе там такая нищета, мальчишки работящие не могут девушку найти-никто не хочет с ними встречатся..у них не будет семьи
Что продавалось в этих магазинах?Да всё..одежда,электроника,продукты..ну,почти те же самые "Берёзки" только со специфическим морским уклоном.
Примерные цены на 1986-87 года..
Сигареты "Кент","Ротманс","Мальборо" 20 копеек за пачку.С 1988 года - 30 копеек.
Банка пива "Асахи",0.33 гр,Япония - 20 копеек
Бутылка конъяку "Арарат" 1рубль 75 копеек
Водка ..от 60 копеек
Кстати,алкоголь продавался сразу после открытия.А в 1989 году,после принятия антиалкольных постановлений ЦК..халяву прикрыли,тоже с 14 часов стали продавать
Индийский растворимый кофе -40 копеек
Конфеты "Ассорти" 40-60 копеек.
Ну,шоколадки,печенюшки,иногда жевательная резинка..почём,уже не помню.
Помню,когда охмурял будущую жену,тогда ещё студентку института, купил громаднейшую коробку конфет "Матрёшки".Кажется московские.Очередь отстоял длинную,несколько раз хотел уже плюнуть и уйти..да вот..что то не дало)Стоила эта коробка аж 3 с половиной рубля.Пока дотащил её до автовокзала,заколебался отвечать на вопросы..где это такое я урвал..и не продам ли..
Одежда.
Куртка "Аляска"..ммм..фирма "Чори",Ипония...ммм.. настоящая Япония..сейчас таких не делают.Офигенные куртки были.Самое то,для приморской погоды.И водотталкивающая,и непродуваемая,и задница прикрыта,и капюшон.И под что угодно.Хоть на выгребной костюм,хоть на джинсы со свитером..итак,12-15 рублей.
"Монтана"..тоже известный бренд) А то ж..Куртка джинсовая - 12 рублей,штаны -7 рублей,спортивный костюм-15 рублей.
Кожаный мужской плащ,производства Монголия..всего то..120 рублей.
Ну,и ещё много всяких шмуток.
Обувь.Парфюм.
Электроника понемногу.
Двухкассетный магнитофон "Панасоник",из за красного цвета,обзываемый "пожарник" стоил 42 рубля.
Автомобили тоже продавались.Например,ВАЗ 2104 стоил всего 2500 рублей.
И дефицитные тогда полиэтиленовые пакеты.С чайкой и гордой надписью ТоргМортТранс..5 копеек.
https://navimann.livejournal.com/338009.html
Только, если взять не совковые агитки. А статистические сборники, выяснится, что средняя з.п. на производстве до 1984 года была 180 р., а четверть населения совка находилось за гранью нищеты, зарабатывая менее 87 р.
С чего вы решили что 87рублей - это нищета. Сечас в РФ 30% зарабатывают меньше 25 тыс. Это по вашему не нищета?
Только, если взять не совковые агитки. А статистические сборники, выяснится, что средняя з.п. на производстве до 1984 года была 180 р., а четверть населения совка находилось за гранью нищеты, зарабатывая менее 87 р.
Юный любитель ссср, никогда там не живший, всегда сможет рассказать, как в нищем ссср легко можно было получать з.п. в 5-6 раз выше средней.
Правда, в современной РФ, для этого ловкача-теоретика, заработать даже среднюю з.п.-невыполнимая задача.
В одной «автобиографии» шабашника, который впервые выехал на стройку вначале 1970-хгг., работая в университете лаборантом на ставке в 65 руб., ярко описывается его потрясение от того, что он за 50 дней заработал 1 200 руб. Другой, программист, все 70-е гг. также ежегодно ездил на стройки с шабашниками и привозил от 700 до 2 000 руб. за сезон. Бригады профессиональных строителей зарабатывали и больше. Высокий заработок давался непросто. В первую очередь, он достигался тем, что бригада шабашников заключала договор по сдельной, аккордно-премиальной системе оплаты. Скажем, колхозу нужно построить дом. На это выделены деньги. Сколько рабочих будет на строительстве — для колхоза, по сути дела, не имеет значения. Для этого строительства колхоз имел право нанять бригаду, заключить с ней договор, и платить по результатам. При этом за хороший результат — за ускорение сроков строительства, экономию материала, вообще удешевление стоимости объекта — можно было платитьдовольно высокие премии. Шабашники старались выполнить все поставленные требования. Приезжие армяне, как описывал ситуацию один журналист в 1966 г. (вЧитинскойобласти), ставили кошаруза полтора месяца вместо положенных по нормам восьми, и за сезон (с конца марта по сентябрь) каждый зарабатывал по 5–6 тыс. новыми деньгами. «Я смотрел финансовые ведомости, — продолжал журналист, — за все годы приезжие бригады не только не перерасходовали фонд зарплаты, но даже сэкономили. Работники получали те же деньги, что и обычно но за сроки гораздо меньшие. Получили как работали. Профсоюз знает о допущенных нарушениях, но вмешаться — значит зарубить все благое дело на корню». Тот же вывод был сделан и при обследовании шабашников, проведенном при Госкомтруде Армении в 1980-хгг.: «Один и важных результатов наших исследований состоит в том, что заработки отходников ни в какой мере не являются результатом особо “дорогого” к ним отношения. “Секрет” больших сумм — интенсивный, напряженный труд, и только.
http://www.hist.msu.ru/Labs/HisLab/BOOKS/Valetov_EIO2008.pdf
В одной «автобиографии» шабашника, который впервые выехал на стройку вначале 1970-хгг., работая в университете лаборантом на ставке в 65 руб., ярко описывается его потрясение от того, что он за 50 дней заработал 1 200 руб. Другой, программист, все 70-е гг. также ежегодно ездил на стройки с шабашниками и привозил от 700 до 2 000 руб. за сезон. Бригады профессиональных строителей зарабатывали и больше. Высокий заработок давался непросто. В первую очередь, он достигался тем, что бригада шабашников заключала договор по сдельной, аккордно-премиальной системе оплаты. Скажем, колхозу нужно построить дом. На это выделены деньги. Сколько рабочих будет на строительстве — для колхоза, по сути дела, не имеет значения. Для этого строительства колхоз имел право нанять бригаду, заключить с ней договор, и платить по результатам. При этом за хороший результат — за ускорение сроков строительства, экономию материала, вообще удешевление стоимости объекта — можно было платитьдовольно высокие премии. Шабашники старались выполнить все поставленные требования. Приезжие армяне, как описывал ситуацию один журналист в 1966 г. (вЧитинскойобласти), ставили кошаруза полтора месяца вместо положенных по нормам восьми, и за сезон (с конца марта по сентябрь) каждый зарабатывал по 5–6 тыс. новыми деньгами. «Я смотрел финансовые ведомости, — продолжал журналист, — за все годы приезжие бригады не только не перерасходовали фонд зарплаты, но даже сэкономили. Работники получали те же деньги, что и обычно но за сроки гораздо меньшие. Получили как работали. Профсоюз знает о допущенных нарушениях, но вмешаться — значит зарубить все благое дело на корню». Тот же вывод был сделан и при обследовании шабашников, проведенном при Госкомтруде Армении в 1980-хгг.: «Один и важных результатов наших исследований состоит в том, что заработки отходников ни в какой мере не являются результатом особо “дорогого” к ним отношения. “Секрет” больших сумм — интенсивный, напряженный труд, и только.
Вы сейчас жирно троллите, восхваляя труд строителей армени?
Там вообще то, из за некачественного строительства, во время землятресения 25 000 человек погибло. Пара сотен тысяч стало инвалидами.
С 1980-х годов подоходный налог с населения, получающего доходы на государственных предприятиях, начали взимать по ставкам от 0,35% (с сумм ежемесячных доходов более 80 руб.) до 13% — с доходов, превышающих 100 руб. А для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и частным бизнесом, ставка составляла от 12% до 65% на годовой доход, превышающий 5000-7000 руб.С 1984 года по 1991 год был установлен необлагаемый минимум по месячной заработной плате в размере 70 руб., но при этом действовала прогрессивная ставка НДФЛ. Сумма налога варьировалась от 25 коп. с месячных доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. Сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.
Вы сейчас жирно троллите, восхваляя труд строителей армени?
Там вообще то, из за некачественного строительства, во время землятресения 25 000 человек погибло. Пара сотен тысяч стало инвалидами.
Это данные из книги выпущенной в МГУ.Там ложью не занимаются.Все строго научно.Это не киселёвщина с соловьёвщиной и прочими симонянами, которые выполняют социальный заказ правящей элиты.
С оговорками:
1) Сейчас не надо в очередях стоять.
2) На данный момент, грамотный специалист за такие деньги работать не будет....а при совке у людей не было выбора.
В регионах 25 тыс это хорошая зарплата. Профессионалов экстра класса очень мало. Их днем с огнём не найдешь.Зачем брать исключения?
Выбор был гораздо более богатый. Кто работал, а не просиживал штаны получали больше,чем сейчас.
Именно поэтому, при совке БОГАТЫМ считался человек с набором: отдых в крыму, автомобиль, квартира (любого качества).
По современным критериям, советское богатство, это даже не низ среднего класса.
К слову, таких "богачей" в совке было от силы 7-10%.
Вы сейчас жирно троллите, восхваляя труд строителей армени?
Там вообще то, из за некачественного строительства, во время землятресения 25 000 человек погибло. Пара сотен тысяч стало инвалидами.
Кто сказал, что армяне-шабашники работали в Армении? Нехватка рабочих была в Сибири.Там были районные повышающие коэфициенты к зарплатам. А в Армении сплошь воровство было. Кавказ родина коррупции в СССР. На стройках воровали цемент на строительство личных домов. В итоге в кирпичной кладке жилых многоэтажек оказался песок почти без цемента. В итоге землетрясения погибло много людей. Воры не были наказаны.Потом под завалами армян спасали русские солдаты, а местные только кричали и указывали в какую щель надо залезть и где откапывать.
Нам демонстрируют двойную мораль совка.
Раз тебе плохо жилось при ссср, то сам виноват, лошара, надо было крутиться-вертеться, зарабатывать в 5-10 раз выше среднего, мотаться по всей стране ... всеми силами, правдами и неправдами, выбиваться в 1/10 самых состоятельных людей страны.
А если ты сейчас, не можешь больше 17 т.р. заработать и сидишь на ж...пе ничего не делая. То во всем виноват капитализьм.
Нам демонстрируют двойную мораль совка.
Раз тебе плохо жилось при ссср, то сам виноват, лошара, надо было крутиться-вертеться, зарабатывать в 5-10 раз выше среднего, мотаться по всей стране ... всеми силами, правдами и неправдами, выбиваться в 1/10 самых состоятельных людей страны.
А если ты сейчас, не можешь больше 17 т.р. заработать и сидишь на ж...пе ничего не делая. То во всем виноват капитализьм.
На строительстве крымского моста рабочие получали на руки чуть более 18 тыс при 8 час рабочем дне и 5 дневной рабочей неделе. Те кто работал по 12 час с одним выходным получали больше. Некоторые не получили ни копейки. Их просто кинули.
На строительстве крымского моста рабочие получали на руки чуть более 18 тыс при 8 час рабочем дне и 5 дневной рабочей неделе. Те кто работал по 12 час с одним выходным получали больше. Некоторые не получили ни копейки. Их просто кинули.
Хватит врать. Ни один строитель за 18 т.р. не будет работать.)))
С чего вы решили что 87рублей - это нищета. Сечас в РФ 30% зарабатывают меньше 25 тыс. Это по вашему не нищета?
Надо брать не заработки, а доход на каждого члена семьи с учетом всех доплат и пенсий. А с этим в РФ совсем плохо. Исследование: доход более 70% россиян не превышает 25 тыс. рублей в месяц
При этом у 45% граждан доход составляет 15 тыс. рублей
https://tass.ru/ekonomika/8901447
Модальная или самая распространенная заработная плата в России
Модальная заработная плата – самая часто встречающаяся зарплата, то есть это наиболее распространенная среди населения России. В 2019 года (апрель 2019 г.) модальная зарплата в России составила 23,5 тыс. рублей (20,5 тыс. рублей после вычета налога)или менее 50% показателя средней зарплаты.
https://vc.ru/finance/128505-samaya-rasprostranennaya-zarplata-v-rossii-i-naskolko-ona-nizhe-sredney-pochemu-u-70-lyudey-zarplata-nizhe-srednego-urovnya
В 1988 году средняя зарплата токаря, упомянутого в данной статье, составляла 692 рубля 10 копеек.
В 1987 - 514 рублей 25 копеек
В 1986 - 445 рублей 58 копеек
В 1985 - 386 рублей 58 копеек
В 1984 - 378 рублей 50 копеек
https://cccp.temadnya.com/855544967748389557/skolko-zarabatyval-tokar-v-sssr/
Сейчас 1% населения владеет 50% всех активов страны.
И что-то никто не стремился работать работягой за такие деньги.
Но тогда цены на социально значимые товары и услуги были мизерными. На многое были государственные дотации. Никто не голодал это точно. Купить мешок картошки по 8-10 коп за кг, хлеб, кильки в томате, подсолнечное масло,селёдку из бочки, соленые огурцы мог любой нищий студент.Босые и раздетые не ходили. За учебу в ВУЗах и техникумах не платили, а наоборот получали стипендии.
Ещё раз спрошу - Сейчас кто-нибудь из ваших знакомых от голода умер?
В 1970-е годы основную активную часть общества составляло уже принципиально новое для СССР поколение, во многих смыслах уникальное для всего мира. Это были люди, не только не испытавшие сами, но даже не видевшие зрелища массовых социальных страданий.
Запад — «общество двух третей». Страдания бедной трети очень наглядны и сплачивают «средний класс». В этом смысле Запад поддерживает коллективную память о социальных страданиях, а СССР 1970-х годов эту память утратил. Молодежь уже не верила, что такие страдания вообще существуют.
Возникло первое в истории, неизвестное по своим свойствам сытое общество. О том, как оно себя поведет, не могли сказать ни интуиция и опыт стариков, ни тогдашние общественные науки. Вот урок: главные опасности ждут социализм не в периоды трудностей и нехватки, а именно тогда, когда сытое общество утрачивает память об этих трудностях. Абстрактное знание о них не действует.
Урбанизация создала и объективные предпосылки для недовольства советским жизнеустройством. Как известно, манипуляция сознанием опирается прежде всего на уже имеющиеся в общественном сознании стереотипы.
В психологической войне, направленной на разрушение общества, важнейшими из таких стереотипов являются те, в которых выражается недовольство[2].
Слабые места любого социального проекта возникают оттого, что он не удовлетворяет какие-то фундаментальные потребности значительных частей общества. Если обездоленных людей много и они сильны, проект под их давлением изменяется или, при достижении критического уровня, терпит крах. Кто и чем был обездолен в советском проекте? Откуда вырос советский проект и какие потребности он считал фундаментальными?
Он вырос прежде всего из мироощущения крестьянской России. Отсюда исходили представления о том, что необходимо человеку, что желательно, а что — лишнее, суета сует. В ходе революции и разрухи этот проект стал суровым и зауженным. Носители «ненужных» потребностей были перебиты, уехали за рубеж или перевоспитались самой реальностью.
Как же все устали от этих методичек. -
\\Возникло первое в истории, неизвестное по своим свойствам сытое общество. О том, как оно себя поведет, не могли сказать ни интуиция и опыт стариков, ни тогдашние общественные науки. Вот урок: главные опасности ждут социализм не в периоды трудностей и нехватки, а именно тогда, когда сытое общество утрачивает память об этих трудностях. Абстрактное знание о них не действует.\\
Почему мы должны сравнивать разруху после войны и трудности построения социализма с сегодняшним днем? Почему нельзя жить лучше и лучше, а мы должны уповать на то, что когда-то было ещё хуже?
Вы сами сейчас грызете сухую корочку хлеба, проживая тремя поколениями в одной комнате, и сравниваете, что когда-то был голод в Поволжье или военном Ленинграде, а кто-то когда-то жил в землянках и счастливы сегодняшним благополучием?
На какое-то время в обществе возникло «единство в потребностях».
По мере того как жизнь входила в мирную колею и становилась все более и более городской, узкий набор «признанных» потребностей стал ограничивать, а потом и угнетать все более и более разнообразные части общества. Для них Запад стал идеальной, сказочной землей, где именно их ущемленные потребности уважаются и даже ценятся. Дрейф к утопии «Запада» как устоявшегося порядка начался в интеллигенции. Он не был понят и даже был усугублен попыткой «стариков» подавить его негодными средствами. В 1980-е годы этот сдвиг уже шел под давлением идеологической машины КПСС. О тех потребностях, которые хорошо удовлетворял советский строй, в этот момент никто не думал. Когда ногу жмет ботинок, не думают о том, как хорошо греет пальто.
Эта слабость сознания — оборотная сторона избыточного патернализма. Он ведет к инфантилизации общественного сознания в благополучный период жизни. Люди отучаются ценить блага, созданные усилиями предыдущих поколений, рассматривают эти блага как неуничтожаемые, «данные свыше». Социальные условия воспринимаются как явления природы, как воздух, который не может исчезнуть. Они как будто не зависят от твоей общественной позиции.
Чем отличается крестьянская жизнь от городской? Тем, что она религиозна. А значит, земные потребности просты и естественны, зато они дополнены интенсивным «потреблением» духовных образов. Речь идет не о Церкви, а о космическом чувстве, способности видеть высший смысл во всех проявлениях Природы и человеческих отношений. Пахота, сев, уборка урожая, строительство дома и принятие пищи, рождение и смерть — все имеет у крестьянина литургическое значение. Его жизнь полна этим смыслом. Его потребности велики, но они удовлетворяются внешне малыми средствами.
Жизнь в большом городе лишает человека множества естественных средств удовлетворения его потребностей. И в то же время создает постоянный стресс.
Вы сейчас из села пишете?
Этот стресс давит, компенсировать его — жизненная потребность человека. Как же ответил на потребности нового, городского общества советский строй? Большая часть потребности в образах была объявлена ненужной, а то и порочной. Это четко проявилось уже в 1950-е годы, в кампании борьбы со «стилягами». Они возникли в самом зажиточном слое, что позволило объявить их просто исчадием номенклатурной касты. А речь шла о симптоме грядущего массового социального явления.
Предпосылки для узости советского проекта кроются и в крестьянском мышлении большевиков, и в тяжелых четырех десятилетиях, когда человека питали духовные, почти религиозные образы — долга, Родины. В 1950-е годы даже некоторые преподаватели МГУ еще ходили в перешитых гимнастерках и сатиновых шароварах. У них не было потребности в джинсах, но через пять лет она возникла у студентов. Выход из этого состояния осуществили плохо. Не была определена сама проблема и ее критические состояния. В конце заговорили о «проблеме досуга», но это не совсем то, да и дальше разговоров дело не пошло. Беда советского строя была даже не в том, что проблему плохо решали — ее игнорировали, а страдающих людей считали симулянтами и подвергали презрению. Так возникла и двойная мораль (сама-то номенклатура образы потребляла), и озлобление.
Бред про преподавателей МГУ и про джинсы в 50-ых годах. Это пишет человек, который не жил в то время. Я жила и все помню. Все это общие фразы, которые не имеют смысла
Что продавалось в этих магазинах?Да всё..одежда,электроника,продукты..ну,почти те же самые "Берёзки" только со специфическим морским уклоном.
Примерные цены на 1986-87 года..
Сигареты "Кент","Ротманс","Мальборо" 20 копеек за пачку.С 1988 года - 30 копеек.
Банка пива "Асахи",0.33 гр,Япония - 20 копеек
Бутылка конъяку "Арарат" 1рубль 75 копеек
Водка ..от 60 копеек
Кстати,алкоголь продавался сразу после открытия.А в 1989 году,после принятия антиалкольных постановлений ЦК..халяву прикрыли,тоже с 14 часов стали продавать
Индийский растворимый кофе -40 копеек
Конфеты "Ассорти" 40-60 копеек.
Ну,шоколадки,печенюшки,иногда жевательная резинка..почём,уже не помню.
Помню,когда охмурял будущую жену,тогда ещё студентку института, купил громаднейшую коробку конфет "Матрёшки".Кажется московские.Очередь отстоял длинную,несколько раз хотел уже плюнуть и уйти..да вот..что то не дало)Стоила эта коробка аж 3 с половиной рубля.Пока дотащил её до автовокзала,заколебался отвечать на вопросы..где это такое я урвал..и не продам ли..
Одежда.
Куртка "Аляска"..ммм..фирма "Чори",Ипония...ммм.. настоящая Япония..сейчас таких не делают.Офигенные куртки были.Самое то,для приморской погоды.И водотталкивающая,и непродуваемая,и задница прикрыта,и капюшон.И под что угодно.Хоть на выгребной костюм,хоть на джинсы со свитером..итак,12-15 рублей.
"Монтана"..тоже известный бренд) А то ж..Куртка джинсовая - 12 рублей,штаны -7 рублей,спортивный костюм-15 рублей.
Кожаный мужской плащ,производства Монголия..всего то..120 рублей.
Ну,и ещё много всяких шмуток.
Обувь.Парфюм.
Электроника понемногу.
Двухкассетный магнитофон "Панасоник",из за красного цвета,обзываемый "пожарник" стоил 42 рубля.
Автомобили тоже продавались.Например,ВАЗ 2104 стоил всего 2500 рублей.
И дефицитные тогда полиэтиленовые пакеты.С чайкой и гордой надписью ТоргМортТранс..5 копеек.
https://navimann.livejournal.com/338009.html
Какую-то ахинею лепите. Про тот же алкоголь: антиалкогольная кампания началась в 1985, а в 1989 уже свернулась. Доверия к остальной писанине такое же.
В одной «автобиографии» шабашника, который впервые выехал на стройку вначале 1970-хгг., работая в университете лаборантом на ставке в 65 руб., ярко описывается его потрясение от того, что он за 50 дней заработал 1 200 руб. Другой, программист, все 70-е гг. также ежегодно ездил на стройки с шабашниками и привозил от 700 до 2 000 руб. за сезон. Бригады профессиональных строителей зарабатывали и больше. Высокий заработок давался непросто. В первую очередь, он достигался тем, что бригада шабашников заключала договор по сдельной, аккордно-премиальной системе оплаты. Скажем, колхозу нужно построить дом. На это выделены деньги. Сколько рабочих будет на строительстве — для колхоза, по сути дела, не имеет значения. Для этого строительства колхоз имел право нанять бригаду, заключить с ней договор, и платить по результатам. При этом за хороший результат — за ускорение сроков строительства, экономию материала, вообще удешевление стоимости объекта — можно было платитьдовольно высокие премии. Шабашники старались выполнить все поставленные требования. Приезжие армяне, как описывал ситуацию один журналист в 1966 г. (вЧитинскойобласти), ставили кошаруза полтора месяца вместо положенных по нормам восьми, и за сезон (с конца марта по сентябрь) каждый зарабатывал по 5–6 тыс. новыми деньгами. «Я смотрел финансовые ведомости, — продолжал журналист, — за все годы приезжие бригады не только не перерасходовали фонд зарплаты, но даже сэкономили. Работники получали те же деньги, что и обычно но за сроки гораздо меньшие. Получили как работали. Профсоюз знает о допущенных нарушениях, но вмешаться — значит зарубить все благое дело на корню». Тот же вывод был сделан и при обследовании шабашников, проведенном при Госкомтруде Армении в 1980-хгг.: «Один и важных результатов наших исследований состоит в том, что заработки отходников ни в какой мере не являются результатом особо “дорогого” к ним отношения. “Секрет” больших сумм — интенсивный, напряженный труд, и только.
Ну да. На основном месте нельзя было заработать. Выход был идти в шабашники. Всё что надо знать про маразматический совок. Представляю как программеры Силиконовой Долины ждали отпуска, чтобы поехать строить коровники на Аризонщине:)
Что продавалось в этих магазинах?Да всё..одежда,электроника,продукты..ну,почти те же самые "Берёзки" только со специфическим морским уклоном.
Примерные цены на 1986-87 года..
Сигареты "Кент","Ротманс","Мальборо" 20 копеек за пачку.С 1988 года - 30 копеек.
Банка пива "Асахи",0.33 гр,Япония - 20 копеек
Бутылка конъяку "Арарат" 1рубль 75 копеек
Водка ..от 60 копеек
Кстати,алкоголь продавался сразу после открытия.А в 1989 году,после принятия антиалкольных постановлений ЦК..халяву прикрыли,тоже с 14 часов стали продавать
Индийский растворимый кофе -40 копеек
Конфеты "Ассорти" 40-60 копеек.
Ну,шоколадки,печенюшки,иногда жевательная резинка..почём,уже не помню.
Помню,когда охмурял будущую жену,тогда ещё студентку института, купил громаднейшую коробку конфет "Матрёшки".Кажется московские.Очередь отстоял длинную,несколько раз хотел уже плюнуть и уйти..да вот..что то не дало)Стоила эта коробка аж 3 с половиной рубля.Пока дотащил её до автовокзала,заколебался отвечать на вопросы..где это такое я урвал..и не продам ли..
Одежда.
Куртка "Аляска"..ммм..фирма "Чори",Ипония...ммм.. настоящая Япония..сейчас таких не делают.Офигенные куртки были.Самое то,для приморской погоды.И водотталкивающая,и непродуваемая,и задница прикрыта,и капюшон.И под что угодно.Хоть на выгребной костюм,хоть на джинсы со свитером..итак,12-15 рублей.
"Монтана"..тоже известный бренд) А то ж..Куртка джинсовая - 12 рублей,штаны -7 рублей,спортивный костюм-15 рублей.
Кожаный мужской плащ,производства Монголия..всего то..120 рублей.
Ну,и ещё много всяких шмуток.
Обувь.Парфюм.
Электроника понемногу.
Двухкассетный магнитофон "Панасоник",из за красного цвета,обзываемый "пожарник" стоил 42 рубля.
Автомобили тоже продавались.Например,ВАЗ 2104 стоил всего 2500 рублей.
И дефицитные тогда полиэтиленовые пакеты.С чайкой и гордой надписью ТоргМортТранс..5 копеек.
https://navimann.livejournal.com/338009.html
Где-где такие цены были? Это что-то нереальное. 1 кг кофе стоил сначала 3-50, а потом после какого-то неурожая в Бразилии стал стоить 20 руб. 1 кг.
В одной «автобиографии» шабашника, который впервые выехал на стройку вначале 1970-хгг., работая в университете лаборантом на ставке в 65 руб., ярко описывается его потрясение от того, что он за 50 дней заработал 1 200 руб. Другой, программист, все 70-е гг. также ежегодно ездил на стройки с шабашниками и привозил от 700 до 2 000 руб. за сезон. Бригады профессиональных строителей зарабатывали и больше. Высокий заработок давался непросто. В первую очередь, он достигался тем, что бригада шабашников заключала договор по сдельной, аккордно-премиальной системе оплаты. Скажем, колхозу нужно построить дом. На это выделены деньги. Сколько рабочих будет на строительстве — для колхоза, по сути дела, не имеет значения. Для этого строительства колхоз имел право нанять бригаду, заключить с ней договор, и платить по результатам. При этом за хороший результат — за ускорение сроков строительства, экономию материала, вообще удешевление стоимости объекта — можно было платитьдовольно высокие премии. Шабашники старались выполнить все поставленные требования. Приезжие армяне, как описывал ситуацию один журналист в 1966 г. (вЧитинскойобласти), ставили кошаруза полтора месяца вместо положенных по нормам восьми, и за сезон (с конца марта по сентябрь) каждый зарабатывал по 5–6 тыс. новыми деньгами. «Я смотрел финансовые ведомости, — продолжал журналист, — за все годы приезжие бригады не только не перерасходовали фонд зарплаты, но даже сэкономили. Работники получали те же деньги, что и обычно но за сроки гораздо меньшие. Получили как работали. Профсоюз знает о допущенных нарушениях, но вмешаться — значит зарубить все благое дело на корню». Тот же вывод был сделан и при обследовании шабашников, проведенном при Госкомтруде Армении в 1980-хгг.: «Один и важных результатов наших исследований состоит в том, что заработки отходников ни в какой мере не являются результатом особо “дорогого” к ним отношения. “Секрет” больших сумм — интенсивный, напряженный труд, и только.
Так и сейчас можно вагоны разгружать. Кто не дает?
Надо брать не заработки, а доход на каждого члена семьи с учетом всех доплат и пенсий. А с этим в РФ совсем плохо. Исследование: доход более 70% россиян не превышает 25 тыс. рублей в месяц
При этом у 45% граждан доход составляет 15 тыс. рублей
https://tass.ru/ekonomika/8901447
Вы серые зарплаты совсем не учитываете и зарплаты в конвертиках?