Гость
Статьи
Чему учат русские …

Чему учат русские сказки?

Как по вашему?

9 Мая
535 ответов
Последний — Перейти
Страница 9
Гость
#438
Серебряная книга

Ну конечно вам весело. За чужой счет.

Да не весело ей. Вон сколько желчи, и по поводу чего - сказок! Это насколько угрюмым и озлобленным человеком надо быть.

Гость
#439

Лермонтов "Ашик Кериб".
Афанасьев работал над сказками для взрослых. Собирал и литературно их обрабатывал. Издал 4 тома сказок. А вот смог ли он издать детские сказки, я не знаю. Во всяком случае сразу у него это не получилось. Цензура посчитала их вредными для детей.

Настьйа
#440
Гость

Посадил дед репу. Репа отсидел, вышел и прибил деда.

Не прибил, ЗАРЭЗАЛ!

Настьйа
#441
Гость

Ну да. В русских сказках на такое злодейство способна только злая мачеха, а в европейских родные мать с отцом. Прообраз ювенальной юстиции.

Так в фильме ж сказано: от ведьм спасали!

Настьйа
#442
Гость

Это троллинг такой или... человек действительно не понимает насколько он палится, что проживает(л) на Украине?

Так, не понял, что Украину уже и любить зазорно?

Гость
#443

Погуглите, наконец "детская литература до революции", " детские дореволюционные журналы", " дореволюционные писатели для детей" и перестаньте писать чушь несусветную.

#444
Гость

Погуглите, наконец "детская литература до революции", " детские дореволюционные журналы", " дореволюционные писатели для детей" и перестаньте писать чушь несусветную.

Хамите от беспомощности?😅

Я почитала пока такое: Слоникъ Мока и Мишукъ у себя дома. Особо не впечатлилась - действительно и громоздко, и скучно - сухое морализаторство.) Также прочла, что широкоизвестная тогда сказка Степка-Растрепка - немецкая. А вы-то напишете чего толкового или будете мне тыкать обо всем и ни о чем - без конкретики?))

#445

Вы считаете это детям весело?

Вас такое возбуждает сильно?))

Смѣло на трубу вдвоемѣ
И метелкою съ шаромъ
Кучу сажу выметали.
Даже птицы прилетали
На работу ихъ смотрѣть.
Нужно только захотѣть
И всего добиться можно.
Такъ то звѣри, осторожно,
Предъ ѣдою каждый разъ,
И съ большимъ трудомъ подчасъ,
Трубы чистили метлою,
Чтобъ затѣмъ уже стряпнею
Заниматься безъ помѣхъ.
Поразивши этимъ всѣхъ,
Оба на землю слѣзаютъ,
Сажу съ лицъ своихъ смываютъ
И спѣшатъ на перебой
Изготовить завтракъ свой.
Тутъ ужъ, надо вамъ признаться,
Всякiй сталъ бы любоваться

На Слона и Мишука,
Вѣдъ работа не легка
И не всякiй ей учился,
Кто-бъ изъ васъ не изумился,
Увидавъ, что Слоникъ мой,
Точно поваръ записной,
У плиты хлопочетъ важно,
Ложкой пробуя отважно
Вкусный, но горячий супъ
Изъ большихъ перловыхъ крупъ.
А Мишукъ, оставивъ ложку,
Чиститъ ножикомъ картошку,
Чтобъ съ прiятелемъ своимъ
Было что поѣсть съ жаркимъ.
Если кто трудится съ жаромъ,
Трудъ не пропадаетъ даром
И плодыи звери наконецъ,
Поработавши на славу
Направляются по праву

#446

Манечка и снежинки - тоже зарубежная книга.

#447

История Мурзилки началась в 1879 году, когда канадский художник Палмер Кокс (Palmer Cox) создал серию рисунков о брауни (Brownie) – это самые ближайшие родственники домовых, небольшие человечки, ростом около 90 сантиметров, схожи с маленькими эльфами с коричневыми нечёсаными волосами и ярко-голубыми глазами (из-за коричневого цвета волос их и называют «брауни»). Кожа у них преимущественно светлая, хотя цвет кожи брауни зависит от места, где они обитают и от того, чем они питаются. Эти существа приходят ночью и доделывают то, что не успели слуги. Но это была лишь проба перед реальным созданием тех образов, которые в последствии завоюют публику. Так в 1881 году в журнале «Wide Awake» появились именно те самые брауни, которые начали триумфальное шествие сначала по Америке, а потом и по всему миру.

Мурзилка-то, оказывается, из Канады. Вы/сра/лись?😅😅😅

#448

Один из крупнейших деятелей Просвещения, журналист и издатель Николай Иванович Новиков — тот самый, который издавал смелый сатирический журнал «Трутень», а затем «Живописец», — в 1785 году впервые решил выпустить журнал для детей, в котором печатались нравоучительные рассказы, басни, сказки, стихи и пьесы, а также небольшие познавательные статьи об окружающем мире и мировой истории («О системе мира», «Из древнеримской истории», «О воде», «О льве»). Журнал выходил раз в неделю в виде приложения к газете «Московские ведомости». В основном статьи были переводными, в качестве источников выступали французские и немецкие детские периодические издания и антологии.

#449

Жду от трепла еще инфо, что РИ была завалена, завалена своими авторами для детей!😂😂😂

Гость
#450

Серебряная книга, из вас "культура" в прорехи сочится. Подберите, а то нечем будет "простыни" наполнять.

#451
Гость

Серебряная книга, из вас "культура" в прорехи сочится. Подберите, а то нечем будет "простыни" наполнять.

Т.е. только выс/раться смогли без конкретики, принизив Маршака, верно? Знаю таких.

#452

Там еще дописка про журнал.

Интересно, что журнал, хоть и был рассчитан исключительно на детскую аудиторию, никогда не иллюстрировался.

#453

Сначала я сама все нашла, а потом это прочитала:

Маршак никогда не считал себя педагогом, но речь «О большой литературе для маленьких» свидетельствует о серьёзном и чутком отношении к ребёнку как к самостоятельной личности.

Вот что нужно взять на заметку из речи писателя всем взрослым

1. «Дети живут, а не готовятся жить»

Для ребёнка не сгодятся заграничные повести, перекроенные на русский лад. Он хочет читать и видеть настоящую жизнь. Кому интересно проглатывать истории про псевдогероев, которые невозможно прочувствовать? Идеалистическо-семейные повести, в которых нет конфликтов, сказки, в которых все герои будто под копирку списаны друг с друга, научно-популярные книги, где персонажи только задают вопросы, и не находят ни одного ответа…

Гость
#454

В википедии 54 "детских писателия российской империи". Широкоизвестные из них чехов и толстой,
Не вошли в список пушкин, лермониов, мамин-сибиряк, салтыков-щедрин, некрасов и аксаков. Из послереволюционных вы маршака назвали

Гость
#455
Серебряная книга

Жду от трепла еще инфо, что РИ была завалена, завалена своими авторами для детей!😂😂😂

В википедии 54 "детских писателия российской империи". Широкоизвестные из них чехов и толстой. Не вошли в список пушкин, лермонтов, мамин-сибиряк, салтыков-щедрин, некрасов и аксаков. Из послереволюционных вы только неоднократно маршака назвали

#456
Гость

В википедии 54 "детских писателия российской империи". Широкоизвестные из них чехов и толстой. Не вошли в список пушкин, лермонтов, мамин-сибиряк, салтыков-щедрин, некрасов и аксаков. Из послереволюционных вы только неоднократно маршака назвали

Выборку качества делайте теперь. Или мне за вас ни о чем работать? Вот я открыла, например:

Особенно пользовались популярностью детские исторические книжки, где простым ясным языком пересказывались события из российской истории: «Предание о царе Алексее Михайловиче» (1901), «Владимир Красное Солнышко» (1901), «Ермак» (1901) и др[1].

В энциклопедии 1900 года о В. П. Андреевской говорится:

Красиво издававшиеся и обильно снабжавшиеся иллюстрациями книжки Андреевской имели успех среди детей… хотя и не выдвинули Андреевскую из сонма детских писательниц средней руки, которые пишут гладко, «нравоучительно и чинно»[2].

Т.е. все дети заснули, так?😅

#457

Я почитала о Чуковском и увидела, как в Совке блокировали его Муху-Цокотуху и Мойдодыра. Поражена до глубины души!!! Если бы в РИ подобного качества произведений было завались, строители светлого будущего к ним бы давно привыкли! Но у них именно настолько неразвитые были мозги, что они всю жизнь «до» хавали прилизанные лубочные стишки и картинки!!!!!!!!!!

#458

Тогда же эти строители пытались блокировать и хорошие сказки. Те, которые были с РИ, конечно. Вот какие заслуги вашей РИ и в этом - было целое поколение людей с неразвитыми мозгами, которых кормили западным веками, которые выросли без всего и совершенно не понимали, зачем все оно нужно!!! И смели бы, если бы не Горький. Смели!!! Гордитесь, пустота величия!

Гость
#459
Сказка

Знаете, честно говоря, не встречала; но если честно, вот современной сказкой не доводилось заниматься. Вполне возможно, что есть удачные попытки, просто лично я не в курсе. Можно погуглить) может, что-то попадётся, у нас, в общем-то, народ талантливый, может и пишут вполне достойно и в этом жанре. Я знаю, что пробуют точно - но не вникала в результат). В литературе 20 и 21 века жанр сказки очень удачно трансформировался, благодаря целой плеяде авторов, в жанр фэнтези. В российском исполнении мне понравились эксперименты Марии Семёновой (она историк), у нее очень интересный цикл "Волкодав" и есть отличная работа "Валькирия", там как раз о славянской женщине-воине. Очень талантливый автор и, безусловно, грамотный как с литературной, так и содержательной точки зрения. У нее не про современность, но можно найти очень много интересного про малоизвестные обычаи славян, и подано великолепно! Это хороший пример современного русского эксперимента в новом жанре, читается на ура). Не сказка собственно, но элементы сказки применяются блестяще. Из славянских авторов в жанре фэнтези (новейшая сказка, можно так обозвать)), безусловно, непревзойденный мастер и он же один из столпов жанра - Анджей Сапковский, поляк, литературовед, критик и гениальный писатель. Думаю, что весь мир в курсе саги про Ведьмака - и вот как раз любители проводить анализ сказки (мы видим, что и здесь на ветке, конечно же, много таких) могут наслаждаться этим занятием вместе с Анджеем, он изящно, с юмором и немалой изобретательностью препарирует самые знаменитые сказочные мотивы в своей саге - там и Русалочка, и красавица с чудовищем, и многие другие. Не видела, чтобы кому-то этот момент удался лучше, чем ему - он просто красавчик!

Семёнова хороша, читала. Но мне бы сказки дочке маленькой. Ей пока уровень репки заходит :))) Но хотелось бы не про земледелие, а программирование чтоли :D Ближе к нашей реальности.

Гость
#460
Ежевика.

Сказки отражают мир и жизнь. В которой кто то кого то хочет съесть . Много лентяев и дураков)

Тем не менее, не хотелось бы в сознании детей растить, что женщина должна быть семь пядей во лбу, а замуж выходить за Иванушку-дурачка или, что будь ленивым дурачком, богатства сами с неба упадут.

Про съели ... это из разряда ужастиков. Рано :)))

Гость
#461
Ежевика.

Любимую? Конечно. Вот примеры , когда все продают чтобы жену от рака вылечить - современный аналог.

Хороший пример.

Но жизнь свою на кон не поставят. Деньги - может быть.

Гость
#462
Ежевика.

Убила Врага, покушавшегося неоднократно на ее жизнь.

Всё равно уголовщина :) Сейчас не принято врагов убивать. Только судить.

Гость
#463
Гость

Тем не менее, не хотелось бы в сознании детей растить, что женщина должна быть семь пядей во лбу, а замуж выходить за Иванушку-дурачка или, что будь ленивым дурачком, богатства сами с неба упадут.

Про съели ... это из разряда ужастиков. Рано :)))

Про Иванушку обязательно напишу, это очень интересно! Про программирование, блин, вряд ли написали)) маловато времени прошло, чтобы появились архетипы) сказки строятся на них... Щас сложно почему - происходит в принципе смена парадигмы на всех уровнях мироустройства. Может, погуглить - вдруг кто-то что-нибудь талантливое взял да сочинил... ?) У меня дети взрослые уже, успела проскочить)))

Сказка
#464

Вот, переходим к самому неоднозначному и тому, что всех так волнует. Русские сказочные архетипы и сценарии. Соответственно, ради чего тут весь сыр-бор ведётся. Но я специально сделала такую большую вводную и очень краткий обзор по бытовым и "животным" сказкам, чтобы, во-первых, объективнее предложить вариант ответа на вопрос темы, и во-вторых, показать, что русские (и не только) сказки - это очень многогранный и глубокий пласт знаний и инструмент формирования сознания. Не просто метафора. Так вот, об архетипах. В русских сказках, начнем с этого, их много. Этим русская сказка отличается от сказок большинства других народов мира - вариативностью, о которой я уже писала (обратила внимание, что кому-то не понравилось - ну уж как есть). Архетипы, само собой, делятся на женские и мужские. Их правда много, и они все интересные, поэтому буду в день писать про один, если повезёт - два максимум. Иначе не осилю. Так что если кому интересно, заглядывайте в тему - а мне хорошо краткий текст сделать тоже, пригодится.

Сказка
#465

Всеми любимый, активно склоняемый женщинами, в том числе и на этой ветке, Иванушка-дурачок. Иван-дурак. Очень интересная фигура. Дурак, который обязательно становится в итоге баловнем судьбы. Сценарий этого героя обязательно в себя включает нечаянное столкновение с неким чудесным артефактом или персонажем, который в корне переворачивает всю его судьбу. Перо жар-птицы или щуку (Емеля тот же архетип Иван-дурака) или ещё какое диво. У героя начинается череда волшебных приключений, где он только поспевает выкручиваться из разных ситуаций и испытаний, и пройдя их все, находит и свою любовь, и преображается, и превращается в Ивана-царевича. Сразу обращу внимание: история про кудесницу-жену, которая того Ивана своими силами в царевича превратила - мимо кассы. Царевна-лебедь, лягушка и прочая Василиса премудрая - совсем из другого сценария. Там герой Иван-царевич, а не Иванушка-дурачок. Поэтому про них позже и отдельно. Так вот, какую информацию несёт нам архетип Ивана-дурака? Щас будет неожиданно. Это притча о чдесной силе интуитивного мышления. Только у русских есть такой персонаж)). Это человек, который не задумываясь специально, оказывается в нужное время в нужном месте, и всё время действует по наитию. Он прислушивается к себе, к внутреннему знанию, он дурак не потому, что бестолочь, он не думает - он ведает. Интуитивно находит путь к решению самых сложных ситуаций. Волшебный артефакт - это интуиция и сила внутреннего знания. Вот о чем нам рассказывают сказки про Ивана-дурака.

Сказка
#466

Иван-дурак - ещё это человек, доверяющий себе и миру. Дурак, дурачок - человек, сохранивший незамутненное детское интуитивное восприятие мира, гармонию с ним и доверие к нему. Тот, кто живёт не от ума, а от сердца. Это простой человек, его сознание не замутнено "умствованием лукавым". Он обязательно получает один раз в жизни волшебный шанс и не упускает его, потому что доверяет судьбе и своей интуиции. Это очень смелый человек, тот, кого не пугает неизвестность, смена обстоятельств, непредсказуемость ситуации - тот, кто внутренне уверен, что справится с любой задачей. Иван-дурак понимает язык зверей и птиц, может договориться с чёртом и выйти из любой, даже самой острой ситуации. Он не боится свататься к царевне - чувствуя свой внутренний потенциал. Это архетип Ивана-дурака в русских сказках подтекстом рассказывает детям о силе намерения, о которой столько ишусу и даже научных исследований в последнее время. У него ничего нет,кроме намерения и волшебного пера - внутренней энергии, которой он интуитивно пользуется

Сказка
#467

Иван-дурак выбирает самую завидную невесту, влюбляется в ту, кому он явно не пара, но его это не смущает, он не думает об этом - он вообще не думает, он соображает - действует сообразно ситуации и обстоятельствам. Сценарий Иван-дурака - образец той самой технологии, которой Зеланд посвятил целую работу, которую назвал "Транссерфинг реальности", и которая завоевала немало поклонников в современном нам мире. Не удивительно, что знатная невеста обращает на него внимание и соглашается стать его женой. Иван - самородок, и это дороже унаследованного статуса или богатства. Вот такой, очень вкратце, архетип Ивана-дурака, самого яркого и уникального героя русских сказок.

Сказка
#468

Архетип Ивана-дурака выражен кратко в русской поговорке "дуракам везёт". Хоть она со временем и приобрела некоторую негативную семантическую окраску - ибо в ней выражается и лёгкий элемент зависти к тем, кому, как кажется со стороны, незаслуженно всё легко даётся.

Сказка
#469

Второй яркий русский архетип - женский. Его часто противопоставляют, как и на нашей ветке видно, дурачку Иванушке. Это ошибка, вполне понятная) ибо сравнение само напрашивается; но это герои совершенно разных сказок. Архетип Василисы Премудрой (не путаем с Прекрасной), туда же всякие Царевны-лягушки, лебеди и прочая фауна. Очень серьезная тема. Это не "умница-красавица-труженица-золотые ручки" - метафора не об этом. В сказках, хотя они символичны от начала до конца, ключевые характеристики героев всегда очень четко и буквально прописаны. Умница-мастерица - это Настенька (Марьюшка или ещё какое имя, главное - ведущие черты чтобы совпадали). Василиса же (другая такая же по имени) - женщина, наделённая волшебной силой. Она либо оборотень, и у нее есть в активе нечеловеческая ипостась, либо волшебные помощники - двое из ларца, одинаковы с лица. Она решает задачи, свои и героя, которому дана в помощь, при помощи "иных" технологий. Это женщина-ведьма. Как и Иванушка, она владеет ведами - но если мужик с этим знанием обращается интуитивно, неосознанно, то женщина - сознательно. Ее пара, по сценарию - Иван-царевич. Она помогает решать любые задачи, вплоть до государственных (у Пушкина хорошо показано, как Царевна-лебедь помогла Гвидону построить на острове настоящее процветающее государство). Это очень интересный архетип, потому что со временем его толкование всё более затруднилось, поскольку утратилось само знание о том, кто были женщины, о которых эта сказка. Между тем, была такая "элитная" категория девушек, которых обучали тайным знаниям и серьезным магическим технологиям. Они умели пользоваться и энергиями, и артефактами. Заиметь в дом такую жену значило гарантированный успех в жизни. У них было совершенно определённое название - простите меня, девочки, склероз))) забыла, как их называли. Это как раз те женщины, из-за которых пошла в народе версия, что благополучие семьи, в том числе материальное, зависит от женщины, и всё, к чему она коснется, - обратится в золото.

Сказка
#470

Таких "специально обученных" невест, конечно же, выдавали замуж по большей части за знатных мужей либо военачальников. Их знания и силы помогали крепить государство. Знающие люди говорят, что все жены Иоанна Грозного были такими. Владели они и психологией, и много чем ещё. Знания их были строго охраняемой тайной, отсюда наказание царевичу, который, несмотря на запрет, тайно похитил у жены заветный артефакт. Поэтому он вынужден идти спасать супругу от Кощея, через Бабу-Ягу. Что это значит - раз уже влез в эту информацию, должен теперь идти до конца, в иной мир, где хранятся тайные знания предков - постигать сакральные веды. Найти кощееву смерть (постичь парадокс смерти-бессмертия) и вообще через голову перевернуться, чтобы вернуть жену - восстановить с ней взаимодействие, но уже на ином уровне.

Сказка
#471

Вот; как мы видим, представление о самом архетипе почти исчезло из нашего понимания, а вот "спецэффект" помнят и требуют - и стало быть, это тот случай, когда "сказка ложь, да в ней намёк")). Нет дыма без огня, и действительно, были такие женщины. Талант к такого рода обучению определяли знающие люди, он был врождённым и не зависел часто от исходной социальной группы девушки - но, конечно, лучше всего было, если проявлялся у знатной девушки из хорошей семьи. Поэтому Василиса (ее аналоги) либо появляются "из ниоткуда", либо они царевны - если девушка была из бедной семьи, ее происхождение как бы "стиралось".

Сказка
#472

Вот почему и по наши дни мужики страдают по таким "счастливым жёнам", и на самом деле, есть женщины с врождённым талантом создавать успех своей семье - у них не бывает ситуаций, когда она "сделала мужа" и он сбежал к молоденькой, у них успешны все - и муж, и дети, и она сама всегда цветущая женщина. Упрёки мужиков всем остальным - мол, посмотри на Машку, вот это женщина - ты чё, не можешь как она?! - несправедливы. Нет, не может. И научиться тоже очень сложно, потому что технология обучения утрачена в веках. Счастливые исключения - это как раз те талантливые девушки, которых и отбирали по всей Руси для обучения и передачи в жены нужным мужчинам. Только сейчас эти счастливицы чаще всего пользуются своими талантами не осознанно, как Василиса, а интуитивно - как Иванушка. Но у них все равно получается.

Сказка
#473

Косвенное подтверждение "расшифровке" архетипа героини-волшебницы, и заодно очень наглядный пример того, как "работают" сказочные коды и как их читать - важный нюанс в образе Василисы, царевны-лебеди и других таких же. Если вы обратите внимание, в русских сказках практически у всех героев в их описании упомянута их семья, из какого они рода. Это неслучайно, менталитет славян очень глубоко привязан к родовому устройству и общества, и человека. Про всех героев мы хоть что-нибудь да знаем. И только героини-чародейки то в лесу появляются, то в небе, то невесть откуда в качестве жены. Мы ничего не знаем о ее родительской семье. Это исключение из общего "героического" правила. Почему? Да именно потому, что у них была особая судьба. Их забирали из рода в обучение. И замуж выдавали особым образом, хотя внешне это мог быть совершенно обычный брак. Вот поэтому у героинь этого архетипа нет чётко обозначенного происхождения. Только если она царевна - тогда это будет упомянуто. Но без отсыла к роду. То есть, мы все принимаем факт, что вот лягушка или лебедь обернулась враз именно царевной, но никто ни разу не видел папашу барышни - даже на свадьбе она всегда одна, вообще без родственников, у нее нет ни братьев, ни сестёр - она не от мира сего. Ее родовые связи остались в прошлом и утратили значение после того, как она попала в обучение. Вот так читаются сказочные образы, которые всегда представлены очень буквально.

Сказка
#474

И само имя героини - исходно это всё-таки Василиса Премудрая - содержит расшифровку архетипа. Это женщина, владеющая сверхзнанием.

Гость
#475
Гость

Семёнова хороша, читала. Но мне бы сказки дочке маленькой. Ей пока уровень репки заходит :))) Но хотелось бы не про земледелие, а программирование чтоли :D Ближе к нашей реальности.

Кир Булычев) Тайна третьей планеты и вообще вся серия) Там вам и скайп, и ютуб, и роботы)))

Сказка
#476

Чему учат сказки про Василису Премудрую? Кому бы из героев ни досталась она (в некоторых версиях везёт простому герою, который по-доброму относится в сюжете к героине в ее нечеловеческой ипостаси и за это судьба награждает его чудо-женой), по сюжету, герой добивается успеха потому, что советуется с женой и доверяет ее помощи. И попадает в неприятности, когда нарушает данное ей слово. Вообще, русские сказки учат очень уважительному отношению героев друг к другу и к встречающимся им на пути другим участникам сказки, одинаково будь это люди, животные, силы природы, артефакты или волшебные существа. Ко всем полагалось относиться одинаково и с уважением, за нарушение такого отношения герой расплачивался очень дорого. Это важная особенность русской сказки. Женщины же пользовались на Руси большой свободой, широкими полномочиями и уважением. Самая яркая иллюстрация встречается в сказках в те моменты, когда родители спрашивают у дочерей, что тем привезти в подарок. Это частый нюанс в русских сказках - и важно, что родители неизменно выполняют "заказ" дочери. Это очень серьезный маркер положения женщины в обществе в целом.

#477
Сказка

Чему учат сказки про Василису Премудрую? Кому бы из героев ни досталась она (в некоторых версиях везёт простому герою, который по-доброму относится в сюжете к героине в ее нечеловеческой ипостаси и за это судьба награждает его чудо-женой), по сюжету, герой добивается успеха потому, что советуется с женой и доверяет ее помощи. И попадает в неприятности, когда нарушает данное ей слово. Вообще, русские сказки учат очень уважительному отношению героев друг к другу и к встречающимся им на пути другим участникам сказки, одинаково будь это люди, животные, силы природы, артефакты или волшебные существа. Ко всем полагалось относиться одинаково и с уважением, за нарушение такого отношения герой расплачивался очень дорого. Это важная особенность русской сказки. Женщины же пользовались на Руси большой свободой, широкими полномочиями и уважением. Самая яркая иллюстрация встречается в сказках в те моменты, когда родители спрашивают у дочерей, что тем привезти в подарок. Это частый нюанс в русских сказках - и важно, что родители неизменно выполняют "заказ" дочери. Это очень серьезный маркер положения женщины в обществе в целом.

И всё-таки странно, что нет сказок про Маню-дурочку, которой Иван-премудрый достаётся.

Не для того ли сказки писались, чтобы заставить умниц-красавиц смириться со своей незавидной судьбой?

Сказка
#478
Тётка

И всё-таки странно, что нет сказок про Маню-дурочку, которой Иван-премудрый достаётся.

Не для того ли сказки писались, чтобы заставить умниц-красавиц смириться со своей незавидной судьбой?

Пожалуй, нет; заметьте - наоборот, в сказках умницы и красавицы всегда достигают успеха, независимо от своего социального происхождения и исходного положения. Вообще, любая сказка передает ключи к достижению успеха в решении той или иной задачи. Структура сказки очень многоплановая штука; я чуть поправил и об этом напишу. Русская сказка психотерапевтична по своей природе, и поэтому не включает в себя ту функцию манипуляции сознанием, о которой пишете Вы.

Сиреневая Даль и перламутр
#479
Гость

Так в русской сказке отец и слова не сказал, когда Настеньку в лес мачеха отправила, она то не по своей воле пошла, а Русалочку отец с сестрами и бабушкой уговаривал, но Русалочка пошла по доброй воле на смерть. Тогда время такое было, только девке терпеть и оставалось. Золушка тоже терпела.

Вы сравнили две абсолютно разные ситуации.
В ситуации с русалочкой - она не жила с мачехой, была принцессой и любимой дочкой морского царя! Попробовали бы они так поступить с дочерью царской особы.
Ситуация в Морозко: скромная семья крестьян, где Настя вынуждена жить с мачехой и её дочкой. Она не дочь царя, а дочь простого крестьянина. В таких семьях дочки часто помалкивала и батрачили. Так было принято.

Сиреневая Даль и перламутр
#480
Сказка

Чему учат сказки про Василису Премудрую? Кому бы из героев ни досталась она (в некоторых версиях везёт простому герою, который по-доброму относится в сюжете к героине в ее нечеловеческой ипостаси и за это судьба награждает его чудо-женой), по сюжету, герой добивается успеха потому, что советуется с женой и доверяет ее помощи. И попадает в неприятности, когда нарушает данное ей слово. Вообще, русские сказки учат очень уважительному отношению героев друг к другу и к встречающимся им на пути другим участникам сказки, одинаково будь это люди, животные, силы природы, артефакты или волшебные существа. Ко всем полагалось относиться одинаково и с уважением, за нарушение такого отношения герой расплачивался очень дорого. Это важная особенность русской сказки. Женщины же пользовались на Руси большой свободой, широкими полномочиями и уважением. Самая яркая иллюстрация встречается в сказках в те моменты, когда родители спрашивают у дочерей, что тем привезти в подарок. Это частый нюанс в русских сказках - и важно, что родители неизменно выполняют "заказ" дочери. Это очень серьезный маркер положения женщины в обществе в целом.

Согласно, но при условии, что дочь и жена - любимые. А если дочь не любимая, например, есть злая мачеха. Все наоборот.

Сиреневая Даль и перламутр
#481
Сказка

Второй яркий русский архетип - женский. Его часто противопоставляют, как и на нашей ветке видно, дурачку Иванушке. Это ошибка, вполне понятная) ибо сравнение само напрашивается; но это герои совершенно разных сказок. Архетип Василисы Премудрой (не путаем с Прекрасной), туда же всякие Царевны-лягушки, лебеди и прочая фауна. Очень серьезная тема. Это не "умница-красавица-труженица-золотые ручки" - метафора не об этом. В сказках, хотя они символичны от начала до конца, ключевые характеристики героев всегда очень четко и буквально прописаны. Умница-мастерица - это Настенька (Марьюшка или ещё какое имя, главное - ведущие черты чтобы совпадали). Василиса же (другая такая же по имени) - женщина, наделённая волшебной силой. Она либо оборотень, и у нее есть в активе нечеловеческая ипостась, либо волшебные помощники - двое из ларца, одинаковы с лица. Она решает задачи, свои и героя, которому дана в помощь, при помощи "иных" технологий. Это женщина-ведьма. Как и Иванушка, она владеет ведами - но если мужик с этим знанием обращается интуитивно, неосознанно, то женщина - сознательно. Ее пара, по сценарию - Иван-царевич. Она помогает решать любые задачи, вплоть до государственных (у Пушкина хорошо показано, как Царевна-лебедь помогла Гвидону построить на острове настоящее процветающее государство). Это очень интересный архетип, потому что со временем его толкование всё более затруднилось, поскольку утратилось само знание о том, кто были женщины, о которых эта сказка. Между тем, была такая "элитная" категория девушек, которых обучали тайным знаниям и серьезным магическим технологиям. Они умели пользоваться и энергиями, и артефактами. Заиметь в дом такую жену значило гарантированный успех в жизни. У них было совершенно определённое название - простите меня, девочки, склероз))) забыла, как их называли. Это как раз те женщины, из-за которых пошла в народе версия, что благополучие семьи, в том числе материальное, зависит от женщины, и всё, к чему она коснется, - обратится в золото.

Это хорошо, если мужчина сам - мудрый и понимает, что можно и нужно советоваться со своей умной и мудрой женой. А если ума нет и мудрости нет, и советоваться он не хочет? Делает глупости и во всем Сирии жену, которую он не считает умной? Таких мужчин много сейчас. В своей семье наблюдала. Получил мужчина хорошую умную жену, мудрую, а этого не видит совсем. "Т вас молчи, я все сделаю сам! Я знаю лучше!", - и наделал жести.

Сиреневая Даль и перламутр
#482
Сиреневая Даль и перламутр

Это хорошо, если мужчина сам - мудрый и понимает, что можно и нужно советоваться со своей умной и мудрой женой. А если ума нет и мудрости нет, и советоваться он не хочет? Делает глупости и во всем Сирии жену, которую он не считает умной? Таких мужчин много сейчас. В своей семье наблюдала. Получил мужчина хорошую умную жену, мудрую, а этого не видит совсем. "Т вас молчи, я все сделаю сам! Я знаю лучше!", - и наделал жести.

*Сирии - Сирии жену.
Телефон - совсем сошёл с ума, исправляет и пишет бред.

Сиреневая Даль и перламутр
#483
Сиреневая Даль и перламутр

*Сирии - Сирии жену.
Телефон - совсем сошёл с ума, исправляет и пишет бред.

ну вот опять исправил))))
Сирии - винит, винт он жену

Сказка
#484

*попозже напишу) т9

#485
Сказка

Пожалуй, нет; заметьте - наоборот, в сказках умницы и красавицы всегда достигают успеха, независимо от своего социального происхождения и исходного положения. Вообще, любая сказка передает ключи к достижению успеха в решении той или иной задачи. Структура сказки очень многоплановая штука; я чуть поправил и об этом напишу. Русская сказка психотерапевтична по своей природе, и поэтому не включает в себя ту функцию манипуляции сознанием, о которой пишете Вы.

Терапия тоже есть, это да. Её сейчас переняли сериалы. Например, извечная тема Золушки ...

Только вот навыки перебирания крупы уже никого не интересуют и в жизни такой счасливый исход практически не случается.

Сказка
#486

Девочки, очень хорошие, жизненные вопросы. Общая суть - как в сказке и как в жизни. Я пока общее мнение коротко сформулирую, а потом постараюсь отдельно ещё подумать вместе с вами по каждому конкретному случаю. Так вот; для начала - тема звучит "Чему учат русские сказки" - я вот на неё, в том темпе, как успеваю, и пишу ту информацию, которой владею; сразу поясню - у меня довольно редкая и как раз подходящая к вопросу специализация, я одновременно филолог, психолог и этнопедагог, и всё это в полном объеме, так уж получилось. И поэтому мы изучали в своё время сказки, если так можно выразиться, со всех сторон... Есть очень интересное направление в психологии - сказкотерапия; одно из моих любимых, и поэтому так получилось, что могу здесь поделиться тем, что успела про это узнать. Так вот (пояснила компетенцию, чтобы было проще общаться), вопрос "как в сказке - и как в жизни". Не будем забывать, что сказка - это идеальная модель. Почти любая сказка заканчивается либо хорошо, либо её финалом становится какой-либо урок, который герой получает в результате цепочки событий. Сама структура сказки фактически отражает классический психотерапетический процесс. Если очень, очень кратко, это выглядит так: есть обязательный конфликт или проблема, с которой сталкивается герой. Чтобы найти решение, он должен трансформироваться (уровень трансформации может быть разным) - преодолевая различные препятствия, он проделывает параллельно работу над собой, и только тогда получает желаемое. Набор самих сюжетов и сценариев огромен - от простых задач до сложных жизненных стратегий. У героев почти всегда появляются противники и помощники - это тоже символы психических процессов различного уровня; и не только психических, но и внешних - встроенных в культурный обиход отдельного народа. Основная фукциональная задача сказки - показать "ключи", которые в каждом отдельном сценарии помогут герою прийти к успеху.

Гость
#487

Одно поняла , те кто почитает и превозносит всю эту приторную наивную писанину в виде там всяких сказочек из « русского фольклора» любят воду лить , по ушам ездить короче , это и Сказка и Снребрянная книга, вашу писанину даже читать здравомыслящему человеку противопоказано , аллергия начинётся))) если б можно было это в полезное перевести и хотя бы электроэнергию из этого пустого потока добывать , то и хоть какая польза была. Ибо количество нефига не качество , пустомели