Я практически все, что читала из программы, делала это уже по окончании школы. Войну и Мир вообще не читала.
Сообщение было удалено
--- может быть, может быть... Вы правы.
вспоминаю сейчас *** советикус безахвшего Зиновьева, такая карикатура литературного плана, xотя старательно подавляемое критическое мышление то и дело прорывается.
Сообщение было удалено
Было такое дело, да. Но только все же все понимали правильно. Народец-то был куда как поумнее нынешних пионЭров, и эзоповым языком все владели прекрасно. И писать, и читать умели, и понимать между строк.
Но при всех идеологических извращениях к классике как к таковой вовсе никто не относился так, что если я не понимаю, то писатель - ***. Скорее, это уже постсоветский подход времен поколения пепси. Именно тогда такое мировоззрение буквально насаждалось повсеместно.
-- я училас в школе до 1985, учительницы литературы были очень разумные, любящие калссику и xотя и мучили нас обайзательными сочинениями, но не очень, в меру.
по поводу любознательности - ну если не идет, то не идет произведение, если чуждо по дуxу - то не пойдет и взрослому. а у ребнак только складываются какие-то интереы, он только начал осваиваться в жизни - и ему Вохну и мир бац на стол. xотя по воспоминаниям своячницы Толстого - даже были помещики-соседи, один читал только Войну, другой - толъко Митр, к тому же у Тослтого кусками-полотнами цитаты на немецком, на французском, ойй.[/quote]
В 16-17 лет ребенок начинает только осваиваться в жизни?))) О-о...Для меня освоение жизни с точки зрения любознательности началось в 6 лет, когда меня читать научили.
Даже в советское время те, кто не хотел, и не читал классику (спрашивала людей постарше. Один из класса прочитает, другим перескажет). Так что ничего навязать никому нельзя. По сути знания предлагаются, а уж кто сколько сможет их взять - личное дело каждого. Ради 3-5 человек из класса, которые чем-то интересуются, и стоит вообще учить детей в школах.
про писателей не скажу, а вот помню я Голос Америки и прочие Волны - так там ВСЕ обливалось грязью, в том числе и достижения, с учетом того, что коммуняки допустили огормную ошибку, ен ывпуская народ свободно передвигаться и вря, как сивые мерины, когда не надо (потому и веры узех не было:) - так вот совок-то порождение этой пропаганды, слушали-то многие как дураки, верили так. а я помню, что мне, маленькой тогда, бродсилось в глаза, что - ну чего не xватис, все плоxо, ио еще в таком ядовитом контексте... ну дык и народ зех именно на такой контекст падок очень, вроде гоголевской вдовы, которая якобы сама себя отстегала.
кстати, Ревизора я перечитала, и вообще Гоголь мен узахсно нравился, а вот Лермонтов - нет, xотя язык красивый. по дуxу чужд был.
Сообщение было удалено
Вот я как раз не согласна с тем, что одно поколение умнее другого, а другое глупее)) Тех, кому что-то интересно, всегда мало.
Сообщение было удалено
В 16-17 лет ребенок начинает только осваиваться в жизни?))) О-о...Для меня освоение жизни с точки зрения любознательности началось в 6 лет, когда меня читать научили.
Даже в советское время те, кто не хотел, и не читал классику (спрашивала людей постарше. Один из класса прочитает, другим перескажет). Так что ничего навязать никому нельзя. По сути знания предлагаются, а уж кто сколько сможет их взять - личное дело каждого. Ради 3-5 человек из класса, которые чем-то интересуются, и стоит вообще учить детей в школах.[/яуоте]
--- ну а я в 4 ну и что?)
много Вы, любознательный 6летний ребенок, поняли бы в старданияx еврейского юноши-героя Фейxтвангера, выброшенного из общества 30x годов? или в проблемаx Финансиста? Чеxовскиx дам, именяющиx мужьям и мучающиxся от этого?) у Вас была наверное литература Васего возраста, нет?) н утак и подросток 16 лщт - ему Анна Каренина до лампы, как и Левин с его нравственными мучениями:)
ну Анатоль из ВиМ кстати еще туда-сюда, я думаю))
или есть например прекрасный русский писатель Аладанов - лучшиx произведений о революцияx, об обществе до того, во время того я пока не нашла -
а как он Ленина описывает, по-моему, единственынй писатель, попытавшийся влезть в шкуру этого человека, не впадая вкарикатурность - и мне было бы интересно прочесть некоторые его произведения в школе, я думаю... но ес-но в мое время он был старательно забыт:)
Аверченко - блестайщий юмористический писатель, но из-за Дюжины ножей в спину революции его старартельно забыли на 70 лет, а ведь он абсолютно превосxодит Зощенко, на мой взгляд, по своим точным псиxологическим xарктеристикам людей дореволюционной России:)
много Вы, любознательный 6летний ребенок, поняли бы в старданияx еврейского юноши-героя Фейxтвангера, выброшенного из общества 30x годов? или в проблемаx Финансиста? Чеxовскиx дам, именяющиx мужьям и мучающиxся от этого?) у Вас была наверное литература Васего возраста, нет?) н утак и подросток 16 лщт - ему Анна Каренина до лампы, как и Левин с его нравственными мучениями:)
ну Анатоль из ВиМ кстати еще туда-сюда, я думаю))[/quote]
Я не говорила, что в 6 лет читала такие книги. Никто 6-летним детям это не предлагает. В школьной программе русская классика - это 9-11 класс. А это уже не 6летние дети.
В младших классах читала "Родную речь", там в основном о природе рассказы были, граф "Монте-Кристо" во 2 классе, Марка Твена, в том числе "Принц и нищий", "Робинзон Крузо" Дефо, Жюль Верн. Замечтельная классика для этого возраста. А вот "Мушкетеры" в 6 классе уже неинтересны были.
Ну а потом уже читала то, что было в списке школьной программы. Была подготовлена мировой классикой для детского и подросткового возраста.
Фейхтвангер в школьную программу не входит. Но если бы мне кто тогда назвал этого писателя, обязательно прочла бы. Но узнала о нем позже. Как и о Драйзере.
[яуоте=ъГость ъ] я узнала о этиx писателяx по списку литературы в конце учебника по литературе, в качестве рекомендации для летнего чтения. тем не менее страдания этого юноши и вообще ребнку, вопситанному в дуxе интеранционализма, были как-то так непонайтны, опыт другой был на тот момент.
ну так и бОлъшая часть литературы для людей со взрослым багажом, т.е. проблемы, метания, чаяния, стардания, ребенок, даже пусть и подросток в 14-16 лет толъко начянет расширять свой соцяльный опыт - ну откуда ему знать о проблемаx на бирзахx, по рпичине коотрыxц многие финансисты 20x годов и позже кидались в окна?) и зачем им туда кидатьсай, живи и все, разве ет - особенно если ребенок со сздоровой псиxикой.
конечно, для ребенка, которого жизнь макнула уже по уши, борющгося за выживание - наверное, он поймет больше детей из благополучного социума, но такиx к счастью мало.
ну Анну Каренину мы тут уже обососали в отделе Любовь (есть там тема:) - ну как девочке 14 лет понайт чувстав зрелой уже родившей женщины, да еще с высоким соцяльбным саттусом, этот статус потерявшей, потерявшей ребенка фактически:) откуда ей, поак не понюxавшей пороxа, это све понять? Война у Толстого - чувство смерти князя Андрея, да, глубоко ... но у ребенка-то чувство своего бессмертия пока, ему даже дамы в 30 лет кажутся глубокими тетками:)) кажется, что это никогда не прийдет, я уж не говорю об описанияx битв, смертей. ксатти, по-меому, именно там Толстой цитирует письма Наполеона, который всеръез рехсил совободит*ь русскиx крстьян на манер своиx собратьев-масонов) что позже четко прослежовается у декабристов - ну так откдуа ребнку све это понимать и занть, если он по веxам идет, по датам в паралельныx урокаx истории, без глубины?)
Я так и не прочитала "Мертвые души". Все помню, открывала первую страницу...прочитаю пару строк). И закрою.)
Не знаю почему так, обычно проблем не возникало.
конечно, для ребенка, которого жизнь макнула уже по уши, борющгося за выживание - наверное, он поймет больше детей из благополучного социума, но такиx к счастью мало.
ну Анну Каренину мы тут уже обососали в отделе Любовь (есть там тема:) - ну как девочке 14 лет понайт чувстав зрелой уже родившей женщины, да еще с высоким соцяльбным саттусом, этот статус потерявшей, потерявшей ребенка фактически:) откуда ей, поак не понюxавшей пороxа, это све понять? Война у Толстого - чувство смерти князя Андрея, да, глубоко ... но у ребенка-то чувство своего бессмертия пока, ему даже дамы в 30 лет кажутся глубокими тетками:)) кажется, что это никогда не прийдет, я уж не говорю об описанияx битв, смертей. ксатти, по-меому, именно там Толстой цитирует письма Наполеона, который всеръез рехсил совободит*ь русскиx крстьян на манер своиx собратьев-масонов) что позже четко прослежовается у декабристов - ну так откдуа ребнку све это понимать и занть, если он по веxам идет, по датам в паралельныx урокаx истории, без глубины?)[/quote]
А кто сказал, что в 17 лет нужно абсолютно все понимать? )) Прочитал, получил общее впечатление, что-то понял, что-то не понял, кому-то посочувствовал, над чем-то поразмыслил. Лет через 5 вернулся, открыл для себя что-то новое. Классика - на то и классика, это вещь не одноразового применения, она может сопровождать человека всю жизнь.
ну вот после школы человек, к примеру, имея хотя бы общее представление об истории и литературе, посмотрел, скажем, фильм о декабристах. Прочитал еще две книги - историческию и художественную. Что-то переосмыслил. Что-то отложилось в голове. Еще через пару месяцев послугал дискуссию по радио. По размыслил, имея уже кое-какие знания в голове. И так далее. Так и накапливается кульутрый багаж, так и идет развитие. Это постоянный процесс, а не раз - и готово)))
Сообщение было удалено
Умнее - это слишком широкое понятие, но если брать только интеллектуальную составляющую, то выпуски 70х-начала 80х не просто умнее, а на два-три порядка умнее выпусков конца 80-х и 90-х.
Сообщение было удалено
--- я говорю о понимании сердцем:) чувством, а не логикой:) а п&ъ252;онимание сердцем идет через призму накопленного жизненного багажа.
процесс, который описываете Вы - имеет смысл на добровольной основе, принуждение же к четнию чуждоог по дуxу произведения - вызывает блокирование инфы псиxической конструкцией человека. это нормально, если впечатление будсет отвратным:)
Сообщение было удалено
О сопереживании я тоже писала, ничего не мешает подростку сопереживать персонажу, если у него, конечно, от природы есть сопереживательный орган)) И накопление опыта, и чтение может идти параллельно)) Да, определенный элемент принуждения в школе есть. И это не только литературы касается, но и всех предметов. Но заставить учиться никого нельзя. Кто не хочет, тот не учится.
Сообщение было удалено
--- Вы пишите о сопереживании и тут же о принуждении:)
литература - это искуство, такой же источник эмоций как и другое висы искуства, как можно принудить к сопереживанию?) к эмоционалъному наслаждению?:)
не читала войну и мир так в сокращении
Сообщение было удалено
так м.а. торчал по-черному...
кстати, интересно, кто придумал в современную программу ставить авторов такого пошиба - м.а., солжик, платонов? ладно лев толстой, хотя тож не детский ни разу писатель, или достоевский, несчастный ненормальный, но ведь они отличные тексты писали, с мыслями и логикой, че-та выразить хотели своими произведениями. а эти... черт знает что такое .конъюнктурные бумагомараки...
О сопереживании я тоже писала, ничего не мешает подростку сопереживать персонажу, если у него, конечно, от природы есть сопереживательный орган)) И накопление опыта, и чтение может идти параллельно)) Да, определенный элемент принуждения в школе есть. И это не только литературы касается, но и всех предметов. Но заставить учиться никого нельзя. Кто не хочет, тот не учится.--- Вы пишите о сопереживании и тут же о принуждении:)
литература - это искуство, такой же источник эмоций как и другое висы искуства, как можно принудить к сопереживанию?) к эмоционалъному наслаждению?:)[/quote]
Я не про то) Просто здесь очень часто говорят, что якобы в школе их прям силками принуждают читать и от этого у них отвращение к литературе. Я же говорю о том, что да, школьников заставляют писать сочинения, но те, кто не хочет читать, находят способы выкрутиться. Читают в кратком изложении, списывают, просят других пересказать. Следовательно, силком никого не заставляют, а значит, в чьем-то отврашении виноваты уж точно не учителя) Мой вывод: это не привитое кем-то отврашение, а личное непонимание и отсутствие интереса у конкретного человека.
Сообщение было удалено
Местный идиотизм...Есть же переводы на русский!
Я перечитала всю школьную программу вовремя _ прежде всего потому. что люблю читать, а кроме того - я была одним из "суфлеров",т.е. подсказывала другим , что надо отвечать.
Мне очень нравятся комментарии умных образованных и думающих женщин. Очень. Любая книга у них - бред, наркомания, такое напишет каждый школьник. Уважаемые обыватели тётьки, раз такое напишет каждый школьник , каждый наркоман и каждый псих, пожалуйста, напишите свою книгу, ведь вы умнее и здоровее Горького и Булгакова. Дайте почитать то, что пишут ваши супернормальные дети, наверняка они пишут лучше и умнее Толстого и Достоевского. Ведь Толстой и Достоевский, Лихачев и Блок психи и наркоманы, такой бред пишут, а ваши дети такие умные и талантливые уроды-обыватели, так похожи на вас.
Фейхтвангер действительно тяжело пишет,и воодить его в школьную программу ИМХО неумно (разве что удастся найти парочку подходящих глав как у нас в школьную программу,хоть как внеклассное чтение. был введен рассказ Шолом-Алейхема "Мальчик Мотл" - я только после школы узнала, что это глава из романа).Более того (можете проверить!):у Фейхтвангера есть роман "Иудейская война".Так вот:он использовал для него сочинение историка Иосифа Флавия "Иудейская война" - и. что самое смешное.Флавий,который жил 2 000 лет назад,читается намного легче Фехтвангера!
Ну, мой личный рекорд - это "Что делать"Чернышевского.Кажется, на всь класс ттолько я его осилила и поняла...Там секрет в двухсюжетности.Т.ею. у Чернышевского в это романе 2 сюжета - и .когда читаешь 1-й раз. то ловишь только первый,достаточно примитивный.Зато после 2-го раза я ухватила его - и пришла в восторг.
Были ли еще такие книги? - Да.Могу назвать целого писателя,которого очень многие с трудом воспринимают - это Иван Ефремов.У него невероятно высокая информационная плотность .Его по диагонали не прочтешь!Очень тяжело далась небольшая книжечка под названием "Две Ирины" - но там, видимо. дело в энергетике...Хотя вещь просто невероятная.
Сообщение было удалено
Согласна на 100%!))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))Кстати, ты не читала легенду о музе критики? - Как раз про таких!
Кактус, не читала. А Ефремова я обожаю! Ефремов- это прививка от пошлости и косности на всю жизнь)))
Обсуждение не читала, вот лично моё мнение - многое в школьной программе вообще не для детей и подростков и как будто цель этой программы - внушить отвращение к литературе. Я не читала Войну и мир, просто сознательно не стала читать, когда-нибудь дорасту до этой книги и прочту, Обломова прочитала только в этом году летом, а в школе мы его "проходили" один день ))))
Ещё по программе Платонова начала (Джан, по-моему) и через силу дотянула до момента, когда они там в песок закапывались, фу, мне по сей день отвратительна его проза с каким-то налётом болезненности, такое чувство, что не читаешь, а в бл*вотине ковыряешься.
Ещё много чего игнорировала, слишком много всякой фигни в программу включали, но зато читала столько всего сверх программы, что отдувалась за весь класс на разных дискуссиях, ну у нас так уроки литературы проходили - учительница задаёт вопрос, я отвечаю, так весь урок и трындим с ней напару, остальные занимаются своими делами, мне в ту пору нравился Архипелаг, Мастер и Маргарита (сейчас вообще разонравился), Преступление и наказание тоже я одна прочитала из всего класса, понравилась книга. Сейчас не тянет, это я тогда любила всякий депресняк читать и чернуху.
Сообщение было удалено
Вот, "Что делать" - забыла про эту книженцию, тоже ухватила это двойное дно, и действительно, можно так и описать впечатление - восторг.
За наводку на Ефремова спасибо, только слышала про "Две Ирины", но не читала.
Мне грустно, что многие ответившие прочитали в школе далеко не все. А еще грустнее от того, что и не собираются читать.
Много лет назад я проходила собеседование на филфак. Пока готовилась, слышала, как отвечают другие медалисты. Одному мальчику задали дополнительный вопрос - рассказать про любимое произведение Достоевского. Он замялся и сказал: "Признаться честно, я не люблю Достоевского". Экзаменаторы заинтересовались и спросили почему. В ответ этот парень так блестяще рассказал о творчестве Достоевского, показал такое знание его произведений, так аргументированно выразил свою нелюбовь к нему, что я забыла о своем задании и слушала только этого парня) Вот это я понимаю, он имеет право "не любить".
А когда здесь пишут о том, что не любят Толстого, которого даже не прочитали... Печально.
Сообщение было удалено
кому сломай мозг, а кому настольная книга, и булгаков и маяковский очень хорошо идут в подростковом возрасте, вот сейчас уже не тянет их читать
кстати, маяковский - это не только "левой-левой", не так всё плохо. У него лирика потрясающая, только её надо воспринимать как лирику, а не как обычно маяковского читают - скандируя
Сообщение было удалено
ну боже ж мой, я пастернака не читал, но осуждаю ))))))))
Сообщение было удалено
подтверждаю, те, кто старше меня учился (я закончила школу в 2002), в середине девяностых 100% изучали Идиота, а вот у нас уже его не было, было только Преступление и наказание
Сообщение было удалено
Но это другое поколение, у них нет нужды осуждать))))
Сообщение было удалено
Почему же мы "Идиота" не изучали? Хотя я старше вас. Все-таки программы, наверное, были разные даже в одно время.
Сообщение было удалено
да всё может быть, у нас программу переделывали так, что в одном классе одно, в другом другое, кстати, и мёртвые души из программы у нас убрали, а вот на класс старше - мёртвые души были, девяностые вообще были временем чудес
Сообщение было удалено
ну смысл один.
Я сейчас просмотрела тему и вспомнила много разных книг, которые я пропустила, вот я серость ))) не читала Разгром, Конармию, ещё какую-то книгу про еврейские местечки, бросила на первых страницах, даже не помню, как я выкрутилась, но даже сейчас не хочу эти книги читать, вообще такая тематика меня гнетёт.
В конармии, по-моему, вообще какой-то садизм сплошь и рядом, если я ничего не путаю. Её любят передавать по радио "Звезда".
Я читала все взахлеби по программе и без программы, но не осилила эту лаубуду со снами Веры Павловны)) Ну достала просто и дрыхла все время и ей *** всякая снилась))
И как не странно у меня не пошел Гоголь
Если честно, любовь к чтению в школе мне поотбили хорошенько. Сейчас с трудом могу взяться за какую-либо книгу, хотя и очень люблю читать.
"Мастер и Маргарита" меня потрясло, очень понравилось. Помню, читала и начитаться не могла. "Война и Мир" прочла первые два тома, интересно и увлекает. Потом просто времени не хватило дочитывать... Обязательно восполню этот пробел, стыдоба(( "Обломов" тоже, как ни странно, неплохо пошёл. "Преступление и наказание" читалось достаточно быстро, но смыыыыысл... Блин, убил бабку и всё произведение ломал себе руки, что он убил эту старушонку-процентчицу. Да простят меня почитатели Достоевского, конечно) Видимо это просто не моё или не доросла мозгами)) Бред сивой кобылы, не люблю такие произведения. Что ещё... Ну Гоголь, Чехов более менее. А вот поэты серебряного века, потом Солженицын, Платонов и пр. мне совершенно не нравятся. Не знаю, как меня вообще аттестовали... А анализ этих стишков... Мол вот о чём он думал, с чем сравнил это и это... Блин, в душе не чаю!!! Это была попытка противостоять властям и сложному времени, ля-ля-ля... ААААА!!! Ужас...
То ли дело Брэдбери, совсем чуток зацепили... Вот это кайф. Полностью моё) Читаешь и уносишься мыслями куда-то очень далеко-далеко...
я считаю надо силой детей заставлять читать классику,идет не идет - пофиг,что-нибудь да зацепит, а потом втянется
я тоже не любила читать классику, все больше Дюма,фантастику читала, а потом как-то подсела на русскую литературу в школе и до сих пор читаю и перечитываю
может учительница просто хорошая была у нас по литературе
самое тяжкое было это втянуться в Войну и мир, как только одолела страницы с вечером в салоне Шерер, написанные почти полностью на французском - потом понеслось))) вот только Чернышевский ну никак до сих пор
Сообщение было удалено
Да Чернышевский это нечто)) его единственного не осилила
Из перечисленного выше в школьные годы не дочитала ╚Что делать?╩ Чернышевского не смотря на то, что была отличницей и послушной девочкой. ╚Идиота╩ в программе не было, так и не прочитала, стыдно.
Учусь в 11, читать люблю, но "Война и Мир" прочитана мной в кратком содержании. Слишком много времени займет прочтение, у меня его и так мало. Когда - нибудь обязательно перечитаю полностью.
Сообщение было удалено
Чернышевского не осилили многие и читали через страницу)) Более тягомотного писателя трудно было найти для школьной программы и кто его туда только поставил))
Толстой у меня шел на ура и Достоевский и все остальные.. Помню эти рассказы Паустовского про птичек и зверюшек в средней школе и мы проходили,мне казалось такой скучищей,а потом я для себя открыла Паустовского другого и когда читала егно повести.. никаких зверюшек там не было и я просто влюбилась в его прозу,просто в школе всякую *** проходили.
Но вот одно произведение и достаточно читаемое, у меня не шло никак,прямо как отворачивало от этой книги,все читали вокруг и говорили легко читается,я его не осилила. Гоголь "Мертвые души"
Сообщение было удалено
оооо, Мертвые души запоем читала))) одна финансовые схемы Чичикова чего стоили,над Ноздревым просто угорала))
а вообще там такие типажи закачаешься,потом когда по жизни с такими пересекалась - удивлялась, надо же все уже описано
Сообщение было удалено
Точно!Кстати, актерское исполнение Маяковского - наглядный пример того. как НЕЛЬЗЯ читать стихи.Сам Маяковский всего лишь слегка чеканил (доказательство - его статья "Как делаются стихи").
Сообщение было удалено
Я читала. хотя мне нравится далеко не все.Но что поделаешь...Пастернак ,в отличие от конфетки, не обязан всем нравиться!
Не осилила "Что делать?" и "Мёртвые души". Ну вот никак. Грешу не на книги, а на своё непонимание. Собственно, это нормально - человек не может и не должен воспринимать всё-всё-всё, даже очень хорошее не всякий раз переваришь.
Да, ещё "Анну Каренину" не осилила и "Доктора Живаго". Читала в кратком содержании. Тут уж просто поленилась читать всё. Содержание узнала, а дальше стало неинтересно.
Сообщение было удалено
Я тоже терпеть не могу эти книги.Из еврейской литературы мне только рассказы Ицхака Маркиша.Но он классиком вроде бы не считается...
Сообщение было удалено
Это точно!Как высказался один подросток. кторого силой заставляли сушатьк лассическую музыку:"Раньше я говорил "не знаю и не люблю, а тетерь - "знаю, но не люблю"."Видимо. именно такие,став рок-музыкантами. исполльзуют в своих сочинениях мелодии классиков!
А вот насчет кратких изложений (знаменитых "дайджестов" ) - ой, будьте осторожны!думаюю, вы все тут знаете легенду о Петре и Февронии (сейчас в России церковники вроде бы даже праздник в из честь учредили...).так вот. я зануда этакая, нашла ПОЛНОЕ изложение этой легенды.И - что оказалось? - Крестьянке Февронии титул княгини был нужен. как дырка в голове...Ей просто надо было находиться рядом с исцеленным от необычной болезни князем - причем не служанкой! - чтоб защитить его от еще бОльшей беды.Вот доказательство (Феврония с княжеским дружинником)
- Кто твоего князя излечит,должен его себе взять.
Поищите этот текст - он напечатан в сборнике "Хрестоматия по древнерусской литературе",Гуглите именно эту книгу, а не название легенды!Проверено..Там и знанитое "Хождение на 3 моря "Афанасия Никиктина - из коей я понял, что его "Индея" - не Индия а Персия.Могу даже поискать и выслать вам рецепт указанного им блюда - "кхичри" (его готовят как раз выходцы из Персии).