Она ушла. Стоит Евгений,Как будто громом поражен.В какую бурю ощущенийТеперь он сердцем погружен!Но шпор внезапный звон раздался,И муж Татьянин показался,И здесь героя моего,В минуту, злую для …
ПС,
"Пушкин сразу же во второй главе называет его своим добрым приятелем, он его даже учил ямб от хорея отличать:) Т.е. это человек близкого пушкинского круга. Вот и вопрос, насколько люди этого круга обычны, в сознании общества и в сознании самого Пушкина." - Простите, но для меня Онегин - прежде всего вымышленный персонаж. И наделять его какими бы то ни было достоинствами в связи с его предполагаемым знакомством с Пушкиным лично, я не могу.
Пушкин описывает Онегина с иронией близкой к издевательству, имхо. Так из первых же строф мы узнаем, что Онегин - повеса, невежда, лентяй, человек поверхностный, щеголь, то, что теперь называют пикапер, "философ в осьмнадцать лет (т.е. дутый философ), человек "уставший от жизни, жить так и не начав", позер, кривляка и *** чальд-гарольд. Ни о каком выдающемся уме, ни о каких высоких душевных качествах, ни о какой особенности, выделяющей его из толпы - прямо Пушкин не говорит.
Циничен, язвителен, насмешник, презирает людей... это напоминает другого героя - и какого - героя нашего времени - Печорина. Т.е. человек века - некий собирательный типический образ.
Вообще, Пушкин считается основателем русского реализма, т.е. его герои в отличии от идеализированных героев любимых романов Татьяны, выглядят как нормальные, реальные, до некоторой степени обыкновенные люди.
Пушкин даже высмеивает в "Онегине" привычки идеализировать или демонизировать литературных персонажей -
Свой слог на важный лад настроя,
Бывало, пламенный творец
Являл нам своего героя
Как совершенства образец.
Он одарял предмет любимый,
Всегда неправедно гонимый,
Душой чувствительной, умом
И привлекательным лицом.
Питая жар чистейшей страсти,
Всегда восторженный герой
Готов был жертвовать собой,
И при конце последней части
Всегда наказан был порок,
Добру достойный был венок.
Теперь по поводу возраста - какая разница - 24 или 26? Я, вообще, на это внимания не обратила, он - мальчишка! - на мой взгляд.
Вся эта искушенность, циничность, разочарованность - не более, чем эффектная поза, имхо. "Рано чувства в нем остыли" - и не было в нем их еще.)))
Ведь поступки Онегина - какая мальчишеская глупость! А выговор Татьяне - надо было покрасоваться, блеснуть своим "хладнокровием", лучше б он с ней переспал, а то, извините, моск выипал. А дурацкая "месть" Ленскому? А сама дуэль? Ведь взрослый, состоявшийся, искушенный человек, не пошел бы на такую дуэль! Ведь только дурацкий страх прослыть трусом удержал Онегина от примирения с сумасбродом Ленским...
Мне кажется, только убив друга - да еще такого юнца, как Владимир - Онегин только и понял, как далеко он зашел в своей нарочитой цинистичности...
Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Отсюда нельзя сказать, когда именно Онегину было 26. Сразу после дуэли или через 2 года после нее.)))
Собственно говоря, мне кажется, что подчеркиванье собственной бесчувственности - для молодых людей 20 лет - дело обыкновенное.))) И для брака-то они не созданы, и все в жизни повидали... и карикатуры на окружающих постоянно мысленно рисуют...
Теперь по поводу Татьяны. Да, Пушкин любит ее, но разве для любви обязательна идеализация?
Изображение влюбленности татьяниной - потрясающе психологически достоверно.
Непонятая натура - начитанная, умная, печальная девочка, НЕ ПРОСТАЯ, определенно дистанцированная от своего окружения (людей славных, но грубых и приземленных), излишне романтизированная, не знающая жизни, и даже интуиции, свойственной более земным девушкам, не имеющая - неужели вы таких не встречали??
Мне повезло, я росла в провинции, там это распространенный типаж - уездная барышня с французской книжкою.
"Она влюблялася в обманы" - "душа ждала... кого-нибудь" Как это обыкновенно для сентиментальной барышни - влюбится в "кого-нибудь", приписав ему за красивые глаза еще и все грандисоновы достоинства.
В ней прелестны наивность и неискушенность, и та смелость, с которой она говорит о своих чувствах... но разве во всем этом есть что-то сверхнеобыкновенное?
Я сама когда-то, точно так же сидела с книжкой у окна, точно также воображала из себя героиню романа, чуралась родных, бродила по полям, витая в эмпиреях, влюбилась в первого смазливого мальчишку, который показался мне подходящим на роль романтического героя. И что-то мне подсказывает, что я такая не одна.)))
И Пушкин - с нежностью, но и иронией - показывает, как именно это происходит. Но и этот самообман Татьяны Пушкину любезен и мил.))
Вэл, Онегин не может напоминать Печорина, как мать не может быть похожа на своего ребенка, только наоборот.
Про иронию, Вы никогда не иронизируете над своими друзьями, а они над Вами? Или любую иронию воспринимаете за издевку? Обратитесь к строфам XVIII-XVIX четвертой главы, и узнаете, что в представлениях Пушкина дружба совсем не исключает злословья в сторону друзей. А уж 18 летнего философа высмеять, нормальное такое выражение самоиронии. Философ в 18 - это смешно, но нефилосов в 18 - это почти трагично.
По одной из версии Онегин должен был стать декабристом, впрочем, для Вас это тоже может ничего не значить.
А знакомство не предполагаемое, а заявленное Пушкиным лично. Он его представляет нам, как "доброго приятеля". Что совсем не означает, что Онегин реальное лицо, но он один из его приятелей, а толк в дружбе и друзьях, насколько мне известно, он знал.
Да, он высмеивает Онегина, но если Вы внимательно почитаете эти высмеивания, то увидите, что само общество его принимало на "ура", его считают умным, воспитанным, к нему благосклонны и жены, и мужья тех же жен:), он имеет не такие как большинство взгляды на финансовую сферу, и Пушкин отзывается о них скорее положительно.
А известная фраза "чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей", если Вы посмотрите текст за ней, то увидите, что Пушкин малоуважительно относится к такому способу, и заявляет за Онегина, что тот думает так же.
Так что Онегин, конечно, не Пушкин, но человек его круга.
Не удивительно, что Онегин Вам кажется мальчишкой, Вы даже чуть старше него. Мы же сейчас не обсуждаем старость ли 26 лет, мы говорим о восприятии Татьяны, которой было не больше 17 и она в свет не выходила. А тут ОН. И не важно было ли в нем что-то действительно из ряда вон, из ее ряда было. Пушкин-то, когда начал писать роман был еще моложе, а Вы почти ровесница, так почему Пушкин или Вы можете судить о том больше Вы знаете о чувствах, чем Онегин в 26, или нет. Да и чувства в нем были, Пушкин это нигде не отрицает, а в строфе XII второй главы даже отмечает, что уважал чувства в других, он говорит, что тот устал от жизни в свете, и отзывается о нем вполне дружески, обратитесь сами к строфам ХLV-ХLVI первой главы, там Пушкин описывает как сдружился и общался с Онегиным именно в период, когда тот устал от света, но еще не уехал к дяде.
А про Татьяну, я разве говорила, что она идеальна. Но Вы сами себе противоречите, Пушкин ее выделил не на фоне света, где она была бы отличима своей провинциальностью и чтением(читать тогда было так же необычно, как сейчас смотреть "Дом-2"), а своей непохожестью. А любовь, так она на стадии влюбленности всегда такая, говорят возникает за секунды, какое же тут познание объекта. Конечно, Татьяна влюблена в свою фантазию, но что это реально меняет?
ПС,
и Онегин, и Печорин - дети породившей их среды, поэтому они взаимно напоминают друг друга читателю.))
Онегин - так же, наверное, как любой другой персонаж русской литературы 19 века, уже не героической, отошедшей от басен про небывалых героев, - человек из толпы, имхо. Он обычен, так же, как обычен другой человек, и столь же необычаен, потому что именно этой заглавной теме "Необычайности обычного человека" и посвящена русская литература 19 века. Ладно - Онегин. Есть еще Акакий Акакьевич или Макар Девушкин. Литература 19 века вместо сочинения сказок про героических героев начинает отражать жизнь. Поэтому я и говорю - об обычности или типичности Онегина, Татьяны и других героев Пушкина, включая рыбака с рыбкой. Конечно, они оригинальны настолько, чтобы заинтересовать великого мастера. Но они - живые, настоящие, реальные, будь они нашими с вами современниками, мы прошли бы мимо, не обратив внимание, а Пушкин словно бы уточняет фокус - то на пустейшем, казалось бы, светском щеголе, то на романтизированной деревенской девице... и мы видим - какая там бездна!
Меня удивляет, что на форуме, где подавляющее большинство - простые обыватели и дюжиные натуры, слово "обыкновенность" вызывает такую негативную реакцию.)) Обыкновенность необыкновенна, вся великая русская литература говорит об этом.
Например, Толстой "Смерть Ивана Ильича" - кто читал - потрясающее по силе и глубине произведение.
"Конечно, Татьяна влюблена в свою фантазию, но что это реально меняет?" - многое, во-первых, это грандиозное новаторство для романтической литературы.))) Даже слишком прозаично для поэзии - она полюбила его за то, что он ей показался похожим на грандисона и еще потому, что соседи начали судачить на их счет. Добрая половина влюбленностей возникает по похожему сценарию.))
Проводя параллель между Татьяной и ее матерью, я вовсе не пыталась уравнять их характеры, а указывала на определенное сходство судеб - будучи в молодости достаточно романтичными, они влюбляются, но выходят замуж не по влечению сердца... одна - "смирилась и довольна стала", что же другая?
Ленский - другой любимый герой Пушкина, "он так любил, как в наши лета, уже не любят и т.п.", но должен был стать по прошествии лет - "в деревне счастлив и рогат носил бы стеганый халат". У Пушкина определенная любовь к младости (и вечной ее рифме радости), при довольно саркастическом отношении к людям зрелым, средних лет, у которых, по его мнению, нет уж ни живых чувств, ни каких-либо заслуживающих внимания интересов, так... квас как воздух им потребен.))
Т.е. если Ленский с течением времени был обречен из романтического поэта превратится в скучного обывателя, то почему Татьяна и Онегин - нет?
Я не утвеждаю за ними такой судьбы, я просто спрашиваю.
Онегин и Ленский - это разные ипостаси самого Пушкина, ИМХО.
В 1830 царский двор был в Москве и на балу была замечена грудастая красотка с тончайшей талией - 15 летняя Наташа Гончарова. Пушкин сделал ей предложение и все его друзья одобрили выбор, так как Наташу заметили все. Но он стал рогат благодаря этой женитьбе, хотя одно время и был счастлив.
Пушкин не мог обеспечить семью деньгами, он шел к финансовому краху, его имения и личные вещи и вещи жены были заложены, в обществе говорили, что на голове у поэта корона из рогов - спереди царские, сзади дантесовские.
Пушкин понимал, что ему пора в деревню...Но было стыдно, позорно, гадко и он выбрал смерть на дуэли.
Все это он предвидел. Ленский - вариант его собственной судьбы.
Вэл, вы диссертацию пишете? А Татьяна мне представляется такой романтической особой, ей предмет обожания близко вовсе и не нужен, если сблизиться, можно разочароваьться, лучше о ком-нибудь страдать в уединении.
А я в восторге от гипотез в изложении Врангеля.Так и присвистываю: ух ты!!!! Спасибо.
Сошлись бы на старости лет по смерти мужа-генерала...
Врангель, что меня удивляет в самом Пушкине, так ето то, что человек, соблазнивший не один десяток чужих жен, вдруг заморочился пересудами об измене его жени и побежал стреляться. Если б все мужья были такими яростными дуелянтами, то Пушкин мог бы и не дожить до написания "Евгения Онегина".
Врангель,
я слышала, что одновременно с Гончаровой, Пушкин просил руки еще шести красоток, и все остальные ему отказали.
Что перед женитьбой он был вынужден лечиться от венерического заболевания.
По сути дела, Пушкин вынудил Дантеса драться с ним, написав Дантесу письмо, достаточно прозрачно и скабрезно намекавшее не сексуальную ориентацию Дантеса и его отношения с опекуном. Пушкин хотел, чтобы Дантес сам послал ему картель, и тогда, по правилам дуэли, Пушкин выбирал бы оружие и условия дуэли. Но Дантес отбрыкивался от поединка сколько мог - и только на прямой вызов не мог не прореагировать.
Пушкин сам изменял Гончаровой.
После смерти Пушкина государь оплатил его долги, в том числе долги чести (карточные) на сумму в современном эквиваленте в 4 миллиона долларов. (это настолько плохо Николай относился к Пушкину).
Сообщение было удалено
Да не был её муж "староват" ! Он был ровесником Евгения, они ведь служили вместе !
Сообщение было удалено
И почему все считают мужа старым ?
Почему бы мужу Татьяны не вызвать его на дуэль, убить... и похоронят его рядом с Ленским.
Если попытаться домыслить эту сцену, то у Онегина должен был состояться разговор с мужем Татьяны. А там и до дуэли недалеко.
Женился он на другой... Сказка о рыбалке и рыбке. Пушкин А. С. в ней говорил о том, что не может кухарка управлять государством, народом. Потому что писалась для взрослых, дворян. А это уже а советское время в учебниках для детей мтмали трактовать, что нужно малым довольствоваться. Что не гоже бабам толкать мужиков на обогащение. Портки то она мужнины стирала в корыте. Джугашвили сие произведение приказал трактовать как ничтожность сути женщины. И внушали детям ссср, якобы столбовые дворяне, цари, кулаки сплошь самодуры и идиоты. В реальности же Пушкин А. С. в начале 19 века для взрослого читателя подтверждал, что дворяне - управленцы ( практически как чиновники сейчас) ратуют о народе. А старуха ( ленивые, самовлюбленные мужики) требует контроля, управления со стороны.. Потому что без знаний, без труда и интеллектуального, без опыта, без умений желают жгуче стать всем, шагать по трупами. В реальности же в основной массе до революции 1917 г дворяне пытались улучшить жизнь всего народа в Российской Империи. Дворянки работали учителями, дворяне военными, агрономами. Не было уже крепостного права более 50 лет
Николай 2 построил все жд, действующие сейчас. С конца 19 века был план электрофикации всей России, включая деревни. Помешали англосаксы, масоны, спонсирующие мировую войну, гражданскую войну, революцию в Россие. До1914 года массово делали прививки от оспы в земских больницах. Все крестьянские дети бесплатно учились в земских школах. После 1925 года Джугашвили запретил в учебниках и книгах говорить о достижениях России до 1917 года