Вопрос только тем, кто ЧИТАЛ роман. Как вы его восприняли? Какой смысл вложил Булгаков в это произведение?
Булгаков не был ни очень, ни просто религиозным человеком, он был просто хорошо образованным в вопросах религии человеком, будучи сыном профессора духовной академии. поэтому образование духовное получил и всосал с молоком матери определенные ценности. для написания М&М провел КОЛОССАЛЬНУЮ работу по изучению певроисточников иудаизма, древнейшей истории и демонологии, см. Булгаковскую энциклопедию.в ходе личной биографии детские религиозные ценности своей семьи он пересмотрел и отринул от себя как ненужные лично ему, подсел на морфий и выбрал путь маргинала, на что указала нам Вот такая странная. Он сделал свой личный выбор. И верующим не был, но и советская атестическая действительностьт ему была омерзительна, все же гены не пропьешь и потребности интеллектуала не затопчешь. Чтобы оправдать для себя свой личный выбор морфиниста и невера,изобразил Иешуа как малахольного философа, а не как бога, принявшего человеческое подобие, чтобы принести себя в жертву за человеческие грехи.
"все люди добрые, а злыми их делает стечение обстоятельтсв или другие люди." мне кажется, эта ветка иллюстративно опровергает этакие заявления. поскольку говорить гадости здесь никто никого под пистолетом не принуждал, а обстоятельств войны и горя не наблюдается. так что зло - часть натуры человека, а не стечение обстоятельств или результат давления от других. есть души злые и есть добрые. а выбор в сторону добра и зла - от свободы воли. Булгаков свой выбор сделал и оправдал для себя
чудное завершение дискуссии!!!!! браво!!!!!
Потрясающее произведение, каждый видит СВОЕ, несмотря на многочисленные трактовки, исследования. Гениально то, что цепляет, меняет изнутри, заставляет думать. Я считаю, что Булгаков создал произведение на все времена. Совершенно неожиданный образ абсолютного зла и абсолютного добра - и неоднозначно и то, и другое. Юмор, насмешка, сарказм и тонкая паутина трагедии, безысходности, странные очертания идеальной любви Маргариты и идеального произведения Мастера. Произведение - это не блюдо на столе, съел и описываешь вкус. Это повод к размышлениям, скорее рецепт, по которму каждый приготовит СВОЕ блюдо. Сразу оговорюсь, я невежда, не знакома с трактовкой Кураева и не имею права рассуждать о творчестве на уровне литературоведа, это только мои впечатления
finita la komedia?
лично мое мнение, евангелийский Иисус слишком легендарен и слишком похож на "бога, принявшего человеческий облик, чтобы принести себя в жертву", таковым Его сделало церковное Предание, а был ли настоящий Иешуа, как исторический персонаж, таков - этот вопрос, имхо, остается открытым.
Булгаков удивительно точно передал Христа. Именно что - малахольный философ. Бог и есть - малахольный философ, в этом и заключен Божественный парадокс - Истина сильна сама по себе и не нуждается в атрибутах земного величия. Иисус не был ни царем, ни князем, ни жрецом, он был бродягой, вообще-то... но зачем быть царем или жрецом - Богу? Это чисто человеческие понты...
И не Булгаков сделал Зло привлекательным. О, это еще одно откровение, данное Мастеру. Зло и есть более привлекательно, чем Добро. Потому как Добро ждет от человека смирения и труда, а Зло дарует праздность и исполнение суетных желаний... конечно, могущественный и справедливый Воланд много привлекательней нищего малахольного философа - с точки зрения всякого СУЕТНОГО сердца. В этом и сила Зла - в его симпатишности. Зло симпатично, привлекательно. Прочитав книгу, я поняла:
не так страшен черт, как его малюют...
он еще страшней.
Мне думается, Иешуа вернул бы Мастера Маргарите, если бы у нее достало терпения претерпеть до конца разлуку. Они были созданы друг для друга - а то, что соединил Бог, человеки не разлучат. Но Маргарита оказалась малодушнее, нетерпеливей, поэтому счастье досталось ей такой дорогой ценой.
А Кураев - популяризатор - адаптирует массам православие, видимо. Его критика на "М и М" - местами полная ересь, хотя бы в части того, что последний приют влюбленных - это-де чистилище... вообще-то, в православной догме нет никакого чистилища, это католическое понятие... Маргарита любила Мастера, и рядом с ним ей не то что Покой, ей бы огненная геенна показалась благоухающей ванной. Для любящих людей этот метод кнута и пряника - ада и рая - не действует...
Но многих, захлебнувшихся любовью,
Не дозовешься - сколько не зови.
Им счет ведет молва и пустословье,
Но этот счет замешан на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви.
И душам их дано бродить в цветах.
Их голосам дано сливаться в такт.
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретится со вздохом на устах,
На хрупкий перевалах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья...
Вэл зажигает как всегда)))Кураев конечно хуже,чем Вэл подкован в вопросах религии)),да и сам Господь знает меньше про себя,чем она
207,
Кураев лучше, чем я, подкован в вопросах религии. Но - религия религией, а литература - литературой. Не надо измерять алгеброй - гармонию, а религией - светскую литературу. А Кураев со своей агитацией и критикой то на Булгакова, то на Брауна, то на Акунина утомил уже... сам бы писал романы чтоли...))
207 -Это не Вэл зажигает... Это Владимир Семенович, царство ему небесное...
209не ищите дурнее себя))),припев - Я поля влюбленным застелю,а Вэл холодная заумь,которая считает свое мнеие истиной высшей инстанции,типо Влюбленная или Ежова в более зрелом возрасте))не люблю воинствующую тупость
Ну а где еще может быть Вэл - у нее две любимые темы, где можно попереливать из пустого в порожнее - чайлдфри и хоть что-то близкое к религии. И, конечно, она признанный на вумене толкователь "Мастера и Маргариты". А до чтения исследований, критики она не снисходит, куды там.
Вэл, вы бы хоть значение слов иногда проверяли, прежде чем писать. А то вечно в лужу садитесь, эрудит вы наш местного разлива.
а у меня роман вызвал недоумение. единственно ,линия Иешуа , некая необычная трактовка Бога поразила. Булгаков как бы земным его, что ли, сделал , беззащитным, такую боль за него испытываешь.
а любви между мастером и маргаритой я не ощущаю. а ощщущаю эту линию вот как - вздорной , изнеженной барышне захотелось острых ощущений. а вялый, непризнаный и подвальный гений как раз прекрасный объект. я не увствую
энергетики этой любви.
Воланд , не знаю, оставил ощущение, что все зло в нашей жизни запрограмировано, масло разлито, и нет спасения. ведь Воланд жив, а Бог казнен. и никто нас не спасет.
я читала роман несколько раз. не лежит у меня душа к нему. он не не раскрывается. при этом Белую гвардию очень люблю. особенно вечером при свече читать его.
рррр, Гость 210, тут вообще то не литературоведы собрались и не профессиональные критики. А просто люди, которые высказывают свое мнение. А Вам лишь бы злость выплеснуть, и не важно на чью голову. Писали бы по теме. Или у Вас к Вэл личная неприязнь? Только ветку пахабите.
214, Хм... А ведь Булгаков действительно Богу какую-то второстепенную роль отвел. Будто он и не вмешивается в дела земные, и всем заправляет Сатана...
Все-таки это роман в романе, потому следует трактовать не как одно произведение. В Романе отражена целая эпоха, критика того времени с его социальными политическими бюрократическими проблемами, в романе описана маленькая трагическая история одного таланта, его гонения и преследования. Под внешним мифическим сюжетом скрыт глубокий смысл, проблемы целой эпохи, жесткая ирония и конечно же вечный жилищный вопрос, который так испортил москвичей:) Зло в виде нечистой силы в романе не есть чем-то абсолютным, лишь является лакмусовой бумажкой, благодаря которому всплывают на ружу все человеческие пороки: жадность, зависть, пьянство, взятничество. Все это происходит в период жесточайших репрессий, цензуры, но автор умело донес то что хотел до тех, кто понял.
210,
в котором разе воинственная-то?? Я просто высказываю свое мнение. Опровергните, если можете и хотите. Нет так, нет, зачем огрызаться-то? Или ваши нападки должны обозначать присуствие в вас некоего ума?
рррр,
значение каких конкретно слов я должна проверить, милостивый государь?))) Не повергайте в смущение мою эрудицию...
Спасибо, Макса.))
А причем здесь исследования, критика, кстати? Я ж говорю - читала Кураева. Он мне напомнил Латунского, если честно... в противостоянии между гением Булгаковым и краснобаем, впавшим в миссианство - Кураевым, мои симпатии целиком и полностью на стороне Мастера.))
А я Баркова почитала ( по ссылке данной кем-то в начале ветки). Так у него вообще оригинальная теория: мастер - прототип М. Горького, Маргарита √ актрисы Марии Андреевой (гражданской жены Горького). Еще он поднимает вопрос, почему в романе мастер пишется с маленькой буквы. Якобы, Булгаков подразумевал под "мастером" ремесленника, а не творца и художника (это связано с арестом Мандельштама, который так и не смог наступить на горло собственной песне, написать хвалебную оду Вождю, и жаловался своей жене, что он не мастер, он не может писать на заказ). Т.е. слово "мастер" в романе имеет негативный издевательский оттенок. Якобы Булгаков зашифровал в нем иной смысл, чем принято считать и ныне, основываясь на мнении булгаковедов. Потому мастер и не заслужил света, ведь он отрекся от романа и тем самым предал истину и свои идеалы.
Не знаю, на сколько все это имеет место быть, по мне так все это за уши притянуто, но писатели и поэты часто в своих произведениях зашифровывали злободневные события, особенно в то, сталинское время, когда открыто говорить и писать не было никакой возможности.
Не понимаю, почему о столь интересной вещи говорят так скучно и плоско... Оосбенно достали жмыхные люди с советами прочитать Кураева. Да надоели вы уже со своим Кураевым, он не истина и даже не оригинал. Вот Булгаков- оригинал. Во всем.
Макса, то, что протитип у Мастера был М.Горький- отчасти верно. Да, Горький- один из прототипов Мастера. У Мастера было несколько прототипов, так же как у остальных персонажей. Так, к примеру, Воланд это аллюзия на Ленина(даже пес тузбебен аллюзия на пса, который искал Ульянова) и еще многое другое "закамуфлированное".
Философия, проповедуемая автором романа- философия маннихейства. Это тоже ясно. Булгаков никогла не был "религиозным" фанатиком, он скорее высмеивал невежество и лицемерие христиан( например, бабка в Собачьем сердце). По своим взглядам он был эволюционистом, резким противником революции и всех таких преобразований. Он был убежденным антисемитом(потому что ервеи залили кровью Россию). И наконец, он был гениальным талантливейшим писателем, ни чета современным.
прочитала все дебаты и еще раз убедилась, что другого такого романа уже не будет. Булгаков - гений. Роман до сих пор яростно обсуждается, кто-то его понимает, кто-то - нет, а дебаты собирает яростные. Моя любимая книжка. Кроме этой книги никогда не видела более ни одного произведения, где бы затрагивались так глубоко и политические, и религиозные, и философские вопросы, да еще и юмор присутствует.
Чистая мудистика этот романец. И ведь сколько подвинутых на нем, уж таакой-растакой глубинный смысл там нашли, вот где жесть,мда
На 35-й Международной московской книжной ярмарке впервые нашей публике была представлена оригинальная версия интерпретации лучшего мистического романа ХХ-го века М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
https://www.labirint.ru/books/878735/
это роман о сатане, романтизирующий демоническое и выставляющий зло как привлекательное очаровательное безвредное нечто, добровольно соработающее Богу с легким глумежем и юморком. короче, это ложь, призванная продать вам идею дьявола как нечто привлекательное. Булгаков прекрасно справился с поставленной задачей. центральная часть романа посвящена пародированию литургии (бал воланда)- здесь и чаша, из которой пьется кровь, здесь и культ Маргариты а-ля Богоматери (ах, она оказалась так милосердна к Фриде), и неслучайное отрезание главы как пародия на усекновение главы Иоанна Предтечи. продолжайте аплодировать сатане дальше.
Единственный коммент в самую точку! Кроме того, Булгаков был наркозависимым. Т.е.уже и сам в определенной власти темных сил. Приобщаться к этому его творению, далеко не всем хочется.