Режиссер Дмитрий Месхиев снял эту картину наудачу, наугад. Она не замысливалась как шедевр, скорее, стала порывом души: сделать пронзительную ленту о НЕЙ, о НЕМ и о любви, у которой нет оглядки на возраст, социальный статус и даже смерть. Получилась лирическая и тонкая драма о нежности и длительности настоящего большого чувства, которому и смертельная болезнь не указ.
В одноименном рассказе Валентина Черных студент театрального вуза Андрей Калинин предстает как молодой мачо, пылкий и не по годам циничный любовник преподавательницы вуза, который сначала добивается ее благосклонности, а потом давней мечты — поступить в театральный.
Но Месхиев решил усовершенствовать взятый образ, сделав его более сентиментальным, а самого исполнителя роли Калинина представить запутавшимся, потерянным и оттого так глупо влюбившимся в свою преподавательницу. После ее смерти от онкологии студент пускается во все тяжкие и становится «женской собственностью».
Череда любовниц проходит через всю его актерскую юность, не оставляя в душе ничего кроме пустоты, пока на съемках он не влюбляется в девушку, похожую на его педагога. Ретроспектива в финале картины еще раз намекает на то, что Калинин осознал интуитивно: его большая любовь привела его к другим глубоким отношениям. Она даже с небес позаботилась о нем.
Пробы бывшего студента ЛГИТМиКа Константина Хабенского режиссеру понравились сразу. Было в этом молодом человеке что-то глубокое, какой-то зрелый душевный надрыв, органика, которых так не хватало для глубины образа Калинина.
Первая встреча Месхиева с актером вышла забавной. Хабенский рассказывал потом: «Меня вызвали что-то озвучить в картине ''Американка''. Спускаюсь на студии по лестнице, навстречу поднимается какой-то тип, смотрит на меня: ''Что-то я тебя не знаю! ''Отвечаю: ''Я тебя тоже не знаю! '' — и мы разошлись.
А потом ко мне подходят и говорят: это был режиссер Дима Месхиев и что я утвержден на роль в его новом фильме».
Однако на съемочной площадке между актерами и режиссером сразу случилась химия. Работа над картиной, несмотря на сюжетный трагизм, шла легко. Хотя Сафонова не раз во время читок усмехалась: вот заново начинаю играть себя. Дело в том, что роль в «Женской собственности» стала первой после долгого перерыва. Сафонова несколько лет была замужем за французом, актером Самюэлем Лабартом, жила за границей, растила сына. После развода решила вернуться на родину. А тут еще правили 1990-е, работы нет, денег нет, кинопроизводство не финансируется. Снималась в рекламе и… пошла преподавать в театральный вуз. Все согласно сценарию…
Стал пророческим кинодебют и для Хабенского. Спустя год после окончания съемок он познакомился с журналисткой Анастасией Смирновой, на которой вскоре женился.
«От нее шло такое тепло, что невозможно было не влюбиться», — рассказывал о первой встрече с Настей актер.
Они оба очень сильно хотели ребенка и, когда спустя семь лет дождались Настиной беременности, были счастливы. Но уже скоро супруга Хабенского стала подозревать неладное: частые головные боли, слабость и тошнота сводили ее с ума. Диагноз врачей прозвучал как удар — глиобластома, или рак мозга.
От агрессивного лечения будущая мама отказалась, чтобы спасти жизнь нерожденному сыну. А супруг в свою очередь сделал все, чтобы спасти любимую: продал часть имущества, все гонорары тратил на врачей, отвез жену в лучшую клинику в США. И опытные медики добились ремиссии. Говорили, что она проживет еще 10 лет, но спустя полгода Настя умерла. Следующие два года Хабенский буквально не мог дышать.
Через несколько дней после ее смерти Хабенский написал: «Я верю и точно знаю, что ты где-то там сверху смотришь на всех нас и кого-то оберегаешь, став самым нежным ангелом-хранителем… Мы тебя помним, Настенька! Мы — помним!»
Вернула его к жизни, как и его героя в «Женской собственности», другая любовь по имени Ольга Литвинова, ставшая его второй женой. Они вместе уже 10 лет.
«Она другая планета, и нужно как можно раньше дать себе в этом отчет. Говоря словами Экзюпери: ''Надо просто смотреть на нее и дышать ее ароматом''. Поэтому я не буду говорить, что она друг, соратник, провокатор. Все это может быть, но все равно она — человек с другой планеты», — говорил сам Хабенский.
Получилось так, что Константин Хабенский повторил судьбу Андрея Калинина из фильма «Женская собственность», но в реальной жизни сделал все для того, чтобы постараться быть более счастливым и реализованным человеком. Он основал фонд, который помогает детям с онкоболезнями, еще раз стал отцом и занял пост руководителя ведущего театра страны — МХТ им. Чехова.
«Конечно, приятно осознавать, что именно ты открыл хорошего актера, — Костя Хабенский первый раз снялся в моем фильме, — анализировал творческий путь артиста Дмитрий Месхиев. — Но при этом я убежден, что и Хабенский, и Евланов, и другие артисты, которые снялись у меня тогда, все равно стали бы известными. Это мне повезло, что я встретил Костю, а не ему. Ведь это в актере Хабенском нуждается аудитория, а не во мне, режиссере Месхиеве. Актеры сами себя открывают, а режиссеры им только помогают», — считает режиссер.
Фото: Legion Media, Андрей Калмыков/Woman.ru