Кирилл Рихтер
Кирилл Рихтер

26 декабря на телеканале «Россия 1» состоится грандиозный финал конкурса юных талантов «Синяя птица». Пока зрители с нетерпением ждут объявления победителей, мы решили пристальнее приглядеться к уже состоявшимся талантам, сидящим по другую сторону сцены.

Сергей Безруков, Марина Неелова, Кирилл Рихтер, Дарья Златопольская, Николай Цискаридзе
Евгений Миронов, Денис Мацуев, Сергей Безруков, Кирилл Рихтер, Николай Цискаридзе, Марина Неелова

Так, в этом году к ректору Академии русского балета имени А.Я. Вагановой Николаю Цискаридзе, пианисту-виртуозу Денису Мацуеву и народному артисту России Сергею Безрукову присоединились народные артисты России Марина Неелова и Евгений Миронов, а также молодой, но уже признанный композитор Кирилл Рихтер. Он появляется на страницах глянцевых журналов, становится гостем закрытых показов и знает, что такое настоящая дружба. Woman.ru решил познакомиться с Кириллом поближе.

Кирилл Рихтер
Кирилл Рихтер

Woman.ru: Кирилл, вы вошли в состав жюри конкурса юных талантов «Синяя птица». Как вы относитесь к этому опыту и тому, что вам нужно будет оценивать творчество детей? Как известно, дети более восприимчивы к критике, чем большинство взрослых.

Кирилл Рихтер: Конечно, это очень интересный опыт. Телевидение — однозначно не моя стихия, я еще раз это понял. Для меня законы, которые действуют на телевидении, не так близки. Тем не менее, я вижу в этом конкурсе благородную цель — открыть новые таланты, дать каждому конкурсанту уверенности в их творческом пути.

На нас лежит огромная ответственность — не столько дать какие-то профессиональные советы, а не загубить в них желание этим творчеством заниматься.

Мне кажется, это самое важное. Согласен с тем, что дети более восприимчивы к критике, вспоминаю себя… Но, кстати говоря, любая критика тогда приносила мне первоначальную обиду, но именно она меня побуждала к развитию и самосовершенствованию. Мне хотелось все время назло сделать лучше или с азартным чувством всех переиграть.

Кирилл Рихтер
Кирилл Рихтер

Если бы у вас были дети, позволили бы вы им участвовать в подобных конкурсах?

Кирилл Рихтер: В первую очередь спросил бы у своих детей, но в целом я не очень люблю конкурсы как вид состязания. Мне больше нравится формат просмотра талантов, где есть достаточно размытые поощрительные призы, но в целом эта фестивальная история мне гораздо ближе, чем конкурсы. В творчестве очень сложно соревноваться.

Творчество описывает внутренний мир отдельного человека — почему он должен быть лучше или хуже какого-то другого внутреннего мира — мне непонятно.

Поэтому для меня конкурсы — если ты не можешь оценить объективно техническое или спортивное мастерство — не так важны в творческом становлении человека. Хотя есть одна классная штука, которая конкурсы позволяет заменить, — некая презентация своего искусства перед людьми. Когда ты это делаешь волей-не волей, смотришь на собственное творчество с другой стороны. Ты можешь заметить свои сильные и слабые стороны, что очень полезно. Решать должен сам ребенок — хочется ему попадать в эту историю или нет.

Кирилл Рихтер
Кирилл Рихтер

Вы появлялись на страницах журнала Tatler и до пандемии были частым гостем закрытых показов ЦУМа. Важна ли для вас светская жизнь и как вы относитесь к ней?

Кирилл Рихтер: Я никогда не стремился появляться на страницах журналов — избегаю светской жизни и появляюсь на мероприятиях очень точечно. Участвую в подобных мероприятиях по одной простой причине — у меня нет государственного финансирования, мне нужна коммерческая составляющая, чтобы обеспечивать свой коллектив. И я был бы глупцом, если бы игнорировал такие предложения. На самом деле ничего не имею против глянца — у меня в этой сфере есть множество друзей. Скорее, ради них я участвую в этой истории.

Кирилл Рихтер
Кирилл Рихтер

В одном из своих интервью вы отмечали, что стесняетесь звания композитора. Изменилось ли это с годами? Как вы относитесь к этому статусу сейчас?

Кирилл Рихтер: Я стесняюсь, что вы называете это званием. Композитор — это профессия. Это не генерал и не ефрейтор, это просто работа. Я не считаю, что я пианист. Я композитор, который сочиняет для фортепиано. Мне кажется, для того чтобы быть профессиональным пианистом, нужно пройти консерваторию — это однозначно. А вот у композиторов бывает разная судьба. Кто-то из них получает академическое образование, кто-то сам приходит к этой профессии. В любом случае, я совершенно не стесняюсь «звания» композитора.

Как вы относитесь к своей популярности? Признаюсь, после вашего концерта лично я была под впечатлением не только от вашей музыки, но и от харизмы и света, которые от вас исходят. Наверняка забавных «фанаток» в вашей жизни было много. Были ли какие-то запоминающиеся случаи?

Кирилл Рихтер: Вопрос про популярность — самый сложный, потому что я не думаю об этом вообще. Это популярность музыки, а не моя личная, а в ней я ничего плохого не вижу. Я хочу, чтобы эту музыку слушали как можно больше людей. Не называю своих слушателей фанатами. В первую очередь — это слушатели, попутчики в какой-то нашей общей истории. Чего-то запоминающегося не было. Нам очень повезло с аудиторией — в основном это воспитанные, красивые, вдумчивые и внимательные люди. Относительно харизмы и света — возможно, в тот день был отличный световик.

Как вы относитесь к дружбе? Вы часто гастролируете в составе трио. Можете ли вы назвать Алену (Алина Зиновьева, скрипачка — прим. Woman.ru) и Августа (Август Крепак, виолончелист — прим. Woman.ru) своими близкими друзьями?

Кирилл Рихтер: Конечно, я не могу назвать Агвуста и Алену своими друзьями. Они нечто большее. Они и друзья, и люди, с которыми я выхожу на сцену. Это полное доверие — ты не можешь выйти с человеком, которому не доверяешь. Мы понимаем, что бы ни случилось — мы должны собираться на сцене и показывать максимум из того, что мы можем сделать для музыки с точки зрения концептуальности, духовности. Конечно, это близкие люди, несмотря на то, что в нашем общении отсутствуют вещи, которые характерны для многих друзей. Мы редко в Москве гуляем вместе, хотя ходим в гости друг к другу. У меня есть стратификация — моя семья, мои родители, мой брат… и потом есть ребята, сразу после. Я не могу назвать ближе людей.

В жизни любого творческого человека случаются кризисы. Были ли они в вашей жизни? Есть ли у вас рецепт, как преодолеть творческий кризис?

Кирилл Рихтер: Бывает усталость. Никогда не было кризиса «Что написать», был кризис «Как успеть в короткие сроки».

Мне случалось участвовать в каких-то ужасных скоропостижных процессах, которые убивали во мне все живое и желание что-то создавать — и не только во мне.

Как с ними справляться? Поспать хорошо недельку, поесть хорошо, желательно не заниматься в это время музыкой… Ну и обратно — работать.

Как вы относитесь к критике? Были в вашей жизни недоброжелатели, чьи слова тяжело сказались на вашей самооценке?

Кирилл Рихтер: По-разному отношусь к критике. Иногда от важных людей это болезненно. От тех, кто ничего не достиг — легче отлетает какой-то негатив. На самом деле никогда критика на меня не влияла драматично, но я всегда делал себе заметки. Очень важно не быть самодуром, который считает, что все у него прекрасно, и развиваться больше некуда. Всегда в критике, даже самой недоброжелательной, можно найти топливо для развития. В принципе неконструктивная критика меня не интересует, а конструктивная не бывает пустотелой и она мне нравится. Но, к сожалению, очень мало людей могут формулировать таким образом свои мысли.

«Я никогда не стремился появляться на страницах журналов»: самый красивый композитор Кирилл Рихтер о глянце, будущем и детях
Кирилл Рихтер

Поговорим о творческих планах. Где вы видите себя через 5/10 лет?

Кирилл Рихтер: За 10 лет не могу загадывать, на 5 лет есть приблизительные наметки и планы. Конечно, я хочу увеличить количество проектов, связанных с современной хореографией и балетом. Я хотел бы наконец исправить несправедливую историю с тем, что музыки симфонической мной написано много, а выпущено очень мало и со следующего года мы начнем как раз симфоническую сюиту, потом возьмемся за реквием и другие сочинения. И все-таки я надеюсь, что что-то сдвинется и в качестве отношений с кинематографом.

И немного о личном. Насколько личная жизнь важна для вашего творчества?

Кирилл Рихтер: Личное потому и личное — ни с кем его не обсуждают. Могу сказать лишь одно: влюбленность всегда вдохновляет, а ограничение свободы всегда убивает.

Фото: пресс-служба телеканала «Россия»