Елена Укращенок родилась 14 апреля 1960 года в Свердловске. Проектная работа отца- инженера-строителя заставляла семью вести кочевой образ жизни, они все время меняли города в зависимости от того, где родителю предлагали новую работу. Семья пожила в Минске, Челябинске, Алма-Ате, пока окончательно не осела в Москве.
Впервые вкусив московской театральной жизни в 15 лет, Лена осознала, что хочет быть никем другим, а только актрисой. В 17 лет блондинка с миловидным лицом легко поступила в ГИТИС, а уже в 19 лет дебютировала в кино.
Это был маленький эпизод в фильме «Место встречи изменить нельзя». Елена сыграла девушку, сидящую на скамейке. Ничем не примечательная роль, отметить с семьей шампанским и забыть!
Однако он «подсветил» фактуру красивой студентки для других режиссеров и уже вскоре ей предложили роль Виржинии Ренуар, экстравагантной машинистки нотариальной конторы в фильме «Ищите женщину».
На дворе стоял 1982 год, кинопроизводство скрипело без денег и от не востребованности, поэтому костюмы для фильма пришлось брать из собственных актерских гардеробов. Настоящие, сценические получили только Елена Соловей, Александр Абдулов и Сергей Юрский.
Впрочем, этот факт нисколько не расстроил молодую актрису, ведь это была настоящая роль в кино! Лена хотела, чтобы ее героиня получилась дерзкой, эмансипированной парижанкой, яркой и острой на язык.
«Сначала я пробы не прошла, — вспоминает Елена. — А потом мне позвонили и сказали: актриса, утвержденная на эту роль, заболела, не могли бы вы ее заменить? Я слушаю и… молчу. Просто не верю своему счастью! А на том конце провода мое молчание истолковали по-своему: будто я набиваю себе цену. Предлагают одну ставку — я молчу, повышают — я опять ни слова. И когда подняли до очень крупной суммы, я вышла из ступора и закричала: «Да! Да!»
Виржиния и я были тогда во многом схожи. Я не умела печатать, прически и макияж в кино у меня были такие же, как в жизни. Зеленые ногти я сама придумала — смешивала зеленку с лаком. Кожаные штанишки тоже были из моего гардероба. Юрский искренне восклицал: «Господи, что на вас опять надето?»
Елена настолько реалистично исполнила роль, что руководство посчитало, что подобные роли могут только позорить образ советской девушки. А раз уж персонаж и его исполнительница очень похожи, то и саму актрису можно посчитать «стилягой». Режиссерам было рекомендовано не приглашать молодую актрису на новые пробы.
Это было так больно, так несправедливо! Актриса вновь и вновь ходила на кастинги, но всюду получала отказ. Особой остроты этой непростой ситуации добавлял тот факт, что Лена в этот момент забеременела. Она к тому времени уже была замужем за своим однокурсником Игорем Денисовым. Его фамилию актриса ради сына носит по сей день.
А что же новые роли? За три года ей удалось сняться всего лишь в двух эпизодах проходящих среднесортных картин. Лариса Гузеева попавшую в подобную ситуацию чуть позже, уже на разломе 90-х годов, рассказывала, как ее надломила эта не востребованность. И она нашла утешение в рюмке. Стакан вина успокаивал, давал надежду, веру, что все еще изменится.
А вот Денисова нашла утешение в вере. Тому способствовало и еще одно обстоятельство.
Актриса лежала дома со сломанной ногой и учила английский по аудиокассетам. В гости заглянул актер Саид Багов. На жалобы актрисы на тяжелую судьбу, он заявил: «Один человек пришел к Богу. И Бог спросил его: чего ты хочешь? И человек ответил: не дай мне уклониться от Твоей любви. И Бог сказал: за то, что угодное Мне ты попросил, Я тебе дам еще то, о чем ты даже мечтать не мог».
Елена подумала, что за бред? Но оказалось, что этот разговор случайно записал ее магнитофон.
«С техникой я не дружила, стирать запись боялась, и мне пришлось учить английский, десятки раз прослушивая этот текст. Перед сном я задумалась: а вообще, есть Бог или нет? И спросила: „Бог, ты есть?“ Тут же я услышала голос, благородный, мужской, прозвучавший внутри меня: „Да, Я есть“. У меня хлынули слезы, сердце забилось очень быстро, все мои грехи пронеслись перед глазами, и я взмолилась: „Прости меня!“ И тут же почувствовала, как Он меня простил. Я заплакала», — разоткровенничалась актриса позже.
В 1985 году Денисова ушла из театра и сосредоточилась на помощи людям. В этот период она познакомилась со своим вторым мужем Эдвардом Радзинским.
Эдвард Станиславович старше своей супруги на 24 года. До нее он был дважды женат, но это не стало препятствием. Их отношения с самого начала и по сей день остаются гармоничными.
«Мы с Эдвардом познакомились, когда я не была верующей. Но уверовав, уже твердо знала, что в моей жизни будет только один мужчина — мой муж. Эдвард с большим уважением отнесся к моей вере, всегда принимал меня такой, какая я есть. Иной раз ему было очень трудно, поскольку перемены в моей жизни шли чередой и виражи были резки. Но он никогда не ломал меня. И это большое счастье — иметь такую свободу в семье. Я очень ценю в нем мужскую нежность, сострадание, потрясающий юмор, щедрость, ну и, конечно, ум и талант. А еще мне дорого то, что он… рыжий, как и я», — признается Елена.
Теперь вся основная деятельность бывшей актрисы связана с работой в городской программе «Анонимные алкоголики». Она организовывает обеды для малоимущих, ведет радиопередачи на православные темы, выступает на фестивалях.
Сын Тимофей вырос, в 20-летнем возрасте у него диагностировали слабую степень аутизма — синдром Аспергера, характеризующийся серьезными трудностями в социальной адаптации. Чтобы помочь таким, как Тимофей, Елена организовала фонд проект «Мы все из одной глины».
Скучает ли она по театру? Хотела бы новых ролей в кино? Нисколько.
«Я счастлива каждый день. Я очень рада, что у меня такой сын! Потому что благодаря этой ситуации я себя чувствую полезным человеком», — подытожила Денисова.
Фото: Кадр из фильма «Ищите женщину», Legion-Media/Splash news, Persona Stars, PhotoXPress.ru