Как вам фильм «Вызов»?
Милош Бикович: Этот фильм — уникальный пример в истории кинематографа. Мы создавали научную фантастику. Но то, как она была снята, кажется еще более невероятным. Получается, что вся команда фильма, особенно люди, которые летали на МКС, расширили границы возможного для человечества. И то, что было научной фантастикой, уже стало реальностью.
С чего началась ваша работа в съемочной группе фильма?
Милош Бикович: Я узнал о съемках «Вызова» из соцсетей кинокомпании Yellow, Black and White, онлайн-кинотеатра START и других коллег, с которыми мы раньше работали. Позвонил Климу Шипенко и спросил, правда ли, что будет такой фильм. Он спокойно ответил, что у них действительно есть идея снять кино в космосе. Тогда я в шутку поинтересовался, не нужен ли Климу в космосе помощник. У них была возможность взять на МКС только актрису. Но я гордился тем, что вообще знаком с людьми, которые создают такой проект, хоть и не был тогда никак с ним связан.
Прошло полгода. Я слышал, что команда готовится к съемкам на Земле. Созвонился вновь с Климом и сказал, что хотел бы сыграть в «Вызове» любую роль, какую только можно. Я доверяю ему как творцу, которого хорошо знаю. К тому же мы с продюсерами фильма уже работали не над одним проектом. Через неделю Клим предложил мне главную роль в «Вызове». Он помогал мне по-другому играть и использовать новые актерские средства в кадре. Быть более сдержанным, спокойным и взрослым. Думаю, в итоге у меня получилось неплохо сыграть своего героя.
Было ли вам сложно готовиться к роли?
Милош Бикович: Я только недавно осознал, что в один из съемочных дней мне приходилось садиться в тренировочный самолет, взлетать, слушать инструктаж о том, как покинуть самолет с парашютом в случае непредвиденных ситуаций. На высоте 9 тысяч метров самолет начинает падать. У нас есть 23 секунды, чтобы освоиться в невесомости, долететь до «пациента», провести все процедуры торакальной хирургии, запомнить медицинские названия — и при этом еще играть. Тогда это не казалось мне чем-то сложным. Я был очень мотивирован сниматься и не думал, что эта задача непростая.
Какие испытания во время съемок были самыми необычными?
Милош Бикович: Мне запомнилась центрифуга — огромная машина, которая раскручивает человека. В ней нужно выдерживать большое ускорение и притяжение. На 1 g (единица измерения перегрузки) при нормальной гравитации ты чувствуешь собственный вес, на 2 g — в два раза больше, и так по нарастающей. Максимальная перегрузка, которую я испытывал, — 4 g. При большем значении нужно делать скан головы, чтобы тебя допустили в центрифугу. Но уже при таком значении я чувствовал, как тяжелеют веки, как сложно выпрямить язык и говорить. Это ощущение нельзя передать словами.
Жили ли вы при подготовке в Звездном городке? Насколько сильно ваша программа была похожа на ту, что проходили ваши персонажи?
Милош Бикович: Мы проходили часть тренировок, в которых принимали участие наши герои. Но нам не нужно было лететь в космос, поэтому полностью программу мы не проходили.
Фильм «Вызов» — о сильной женщине, которая победила сильных мужчин?
Милош Бикович: Из трейлера может показаться, что это действительно так. Но кино — это коллективное дело, как и полет в космос. Наш фильм — о вере в себя, в свои способности, в человека, который находится рядом, в систему и в профессионалов.
Думаю, в итоге мой герой понял, что даже если он не стал первым и тем, кто отправился в космос, то все равно присоединился к этой команде. Он не проиграл.
Давала ли вам Юлия Пересильд советы, как нужно играть сцены в невесомости?
Милош Бикович: Съемок в космосе у меня не было. Но я поражаюсь тому, как работали Юля и Клим. Они проделали большую работу в космосе и вдвоем выполняли все задачи большой съемочной команды в невесомости и с риском для жизни.
Клим Шипенко во время съемок «Холопа» и «Вызова» — это два разных режиссера?
Милош Бикович: Думаю, он не сильно изменился. Клим психологически очень сильный человек. Он знает, как принимать решения под сильным внешним давлением. Конечно, со временем он как человек становится немного другим. Но, мне кажется, эти изменения только в лучшую сторону. Клим спокойно начинает работать над сложными задачами. Он посмотрел много программ о космосе, прочитал интервью с людьми, которые создавали кино об этом, и отлично подготовился к съемкам.
А что для вас было сложнее — играть хирурга или проходить подготовку космонавта?
Милош Бикович: Обе задачи были непростыми. Чтобы человек мог стать хирургом, он должен понимать биологию, математику, физику, химию и другие науки. Эти знания основаны на достижениях и открытиях других людей. В космонавтике точно так же объединены усилия космонавтов, инженеров, врачей, военных и других специалистов. А в нашем случае еще нужно не забывать актеров, операторов, режиссеров.
«Вызов» — это достижение большого количества людей. Юля и Клим были теми, кто эти усилия олицетворял. В этом фильме нам всем есть чем гордиться, если учитывать сложную историю космонавтики.
Вам в детстве нравилась научная фантастика?
Милош Бикович: В Сербии было не так много разговоров о космосе, потому что у нас нет собственной космической программы. Но все научно-фантастические фильмы, конечно, до нас доходили, и мы их смотрели.
Чем отличаются съемки в России и в других странах?
Милош Бикович: В России кинематограф, уходящий корнями в собственную культуру и большую историю. В Голливуде этого нет — там важнее понимание, как превратить кино в продукт. Хорошо налаженное производство позволяет создавать качественные фильмы. Думаю, сейчас мы в России учимся создавать кино как продукт. Иногда, как в случае с «Вызовом», берем на себя инициативу. Мы не догоняем и не следим, а изобретаем новые подходы и снимаем то, что нас действительно интересует.
У нас есть большое желание понять человека и сделать фильм, от которого ему было бы тепло на душе. Это желание идет от любви, любопытства и стремления снимать. А попытки кого-то «догнать» часто оказываются бездарными. Нужно просто искренне создавать свой продукт.
В чем заключается ваша работа в качестве продюсера?
Милош Бикович: Я участвую в создании идеи проекта, в работе над сценарием, в подборе сотрудников, в поиске финансирования. Нужно думать о том, кому этот проект будет полезен и нужен. Затем мы подписываем все бумаги и запускаем производство фильма. Я наблюдаю за тем, как происходит работа над проектами, и иногда даже играю в них. Сейчас я часто оказываюсь намного полезнее для фильма как актер, а не как продюсер. Но, надеюсь, со временем стану востребованным в обеих ролях.
Привлечение Джонни Деппа к озвучиванию героя в вашем сербском мультсериале Puffins Impossible — ваш продюсерский успех?
Милош Бикович: Я привлек к работе над проектом итальянских партнеров, а они пригласили поучаствовать в нем Джонни. Скоро сериал можно будет увидеть и в России. Мы создали пятиминутные короткие мультики о симпатичных птичках. Одного из героев я озвучил для русскоязычных зрителей.
Вы работали с Джонни Деппом, Уильямом Болдуином и многими другими известными актерами. Какие они во время съемок?
Милош Бикович: Коллеги очень профессионально работают на площадке. У звезд есть некоторый набор качеств, которые помогают успешному человеку в любой профессии. К ним относятся готовность вкладываться в работу, уважение к окружающим и ко всем людям, с которыми ты что-то вместе делаешь, а также талант.
Какой фильм вы бы хотели сделать сами, если бы получили неограниченные ресурсы для его создания?
Милош Бикович: Проблема в том, что я всегда по-разному чувствую кино. Иногда я хочу снять что-то про необычных персонажей, а иногда — сатирическое кино про то, как сложно человеку нести бремя власти над другими людьми. Или обычную любовную историю со счастливым финалом. Это тяжелее, чем снять драму. Все показывают на экране, как люди изменяют друг другу, проходят через большие трудности или не могут быть вместе. Но никто не делает кино о героях, которые, например, просыпаются вместе в четверг и решают, кто пойдет в магазин. Мне хочется снять историю о такой счастливой любви.
Как вы познакомились с Никитой Михалковым?
Милош Бикович: Думаю, Никита Сергеевич не помнит первые два раза, когда мы с ним встречались. В 2008-м, когда я еще учился, на фестивале он показывал фильм «Двенадцать», и я подходил к нему. Второй раз мы познакомились на Московском международном кинофестивале. Мы показывали фильм «Монтевидео» — первый, в котором я после университета снялся в главной роли. Не знаю, видел ли он фильм и участвовал ли в его отборе в программу, но тогда мы даже успели немного пообщаться. Скорее всего, Никита Сергеевич запомнил меня в третий раз, когда мне прислали приглашение на кастинг в «Окаянные дни».
Сложно ли было с ним работать?
Милош Бикович: Никита Михалков — очень требовательный режиссер. Но он дает актеру возможность раскрыться на площадке. Я заметил, как Никита Сергеевич относится к людям: он знает ответы на многие вопросы, но хочет услышать ответ от другого человека и дать возможность подумать.
Какие хобби у вас есть?
Милош Бикович: Я люблю готовить. Мое любимое блюдо — это паста. Но мне также нравится креативить и придумывать, какое блюдо можно создать из того, что есть в холодильнике. Я умею сочетать продукты.
Что было для вас самым сложным при изучении русского языка?
Милош Бикович: Я уже могу хорошо говорить на русском, но все-таки стоит учитывать, что я выучил его в 26 лет. Иногда я ошибался в использовании слов или ударений. Перед «Солнечным ударом» я занимался с репетитором, а потом учился сам. До сих пор одно из самых сложных для меня слов — «цирюльник».