Красивых актрис в Советском Союзе было немало, но красивых и потрясающе талантливых — единицы. «Сегодня таких нет», — скажет кто-то и будет отчасти прав. В советские годы кино снималось в условиях, бесконечно далеких от сегодняшних, и требовало не только таланта, но и особого мужества и самоотверженности.
Увы, о некоторых выдающихся актрисах, с таким трудом выбивших себе место под солнцем, сегодня практически ничего неизвестно. А все потому, что их карьера закончилась слишком рано. У некоторых безвременно оборвалась и сама жизнь…
Выдающие писатели и драматурги посвящали им свои произведения, их боготворила вся страна, за их симпатии боролись видные мужчины, к ним мечтали просто прикоснуться. Их культовые роли остались неподвластны времени, однако память о самих актрисах незаслуженно предана забвению.
В советские годы таких историй было очень много. Кто-то из актрис стойко выдерживал удар судьбы, но многие — ломались.
Кюнна Игнатова, 1934–1988 гг., умерла в возрасте 53 лет при невыясненных обстоятельствах
Кюнна — в переводе с якутского означает «солнышко». Такой и была Игнатова — солнечной, светлой и жизнерадостной. Однако эта потрясающей красоты актриса так и не смогла осуществить свою главную мечту — сыграть «великую роль».
Кюнна Игнатова была единственным ребенком в семье балерины и известного научного сотрудника. Однако брак родителей будущей актрисы быстро распался — отец Кюнны Николай Алексеев вернулся в родную Якутию (семья жила в Москве).
Игнатову воспитывали мать и отчим. К слову, именно он и дал ей свою фамилию и растил как родную дочь. С биологическим отцом Кюнна практически не общалась. Несколько раз, будучи проездом в Москве, Николай Михайлович заезжал в гости. Мать Кюнны воспитанием дочери тоже особенно не занималась — молодая балерина была занята собой.
Кюнна росла жизнерадостным и активным ребенком, поэтому после окончания школы не раздумывая поступила в Щукинское училище. Именно там Игнатова встретила своего первого супруга Вячеслава Соколова. Молодые люди во многом были похожи — оба горели мечтой стать прославленными артистами и слыли неисправимыми романтиками. Даже день рождения у будущих супругов был в один день — 26 сентября.
На последнем курсе, в 1958 году, Кюнна родила мужу сына Петра, после чего повторила судьбу матери — Соколов и Игнатова расстались. Вячеслав не особенно поддерживал отношения с сыном, да и Кюнна не стремилась быть хорошей матерью. Маленького Петю растила бабушка — мама Игнатовой. Уже повзрослев, Петр признался, что за все годы ни разу не назвал Кюнну мамой.
Училище Игнатова оканчивала, уже будучи звездой. В 1950-е фильмов выходило немного, но у Кюнны все складывалось самым лучшим образом — выпускалась картина за картиной, и везде она в главных ролях. «Ляна», «Долгий путь», «Повесть о молодоженах», «И снова утро», «Планета бурь» — Игнатова прославилась на весь Советский Союз.
Красотой Кюнны восхищались миллионы. Правильные черты лица, пухлые губы, выразительные глаза — у Игнатовой отбоя не было от поклонников.
И актриса не устояла — на съемках фильма «Долгий путь» Кюнна познакомилась с прославленным актером Владимиром Белокуровым, который был на 30 лет ее старше. Два года настойчивых ухаживаний (чего только стоили (!) ежедневные тазы с розами, срезанными со стеблей, чтобы Кюнна не укололась о шипы), и Игнатова закрутила с ним роман.
После училища Кюнна начала служить в Театре на Таганке, но, выйдя замуж за Владимира, по указанию супруга перешла во МХАТ. С этого момента театральная карьера актрисы неумолимо близилась к концу — роли Кюнне давали малозначительные и невыразительные. Так, Игнатова 25 лет (только вдумайтесь!) играла горничную в пьесе «Три сестры».
Кинокарьера для Игнатовой закончилась тогда же. Белокуров был настойчив и непреклонен как в своих ухаживаниях, так и в отношениях. Кюнна играла только в тех фильмах, где у Владимира тоже была роль, пусть и самая незначительная. Белокуров делал все для того, чтобы постоянно находиться рядом с женой.
Кюнна страдала от невостребованности. Ей все сильнее хотелось вернуть былую славу и обожание публики. Но ничего подобного не происходило. Тогда Белокуров, который вел курс во ВГИКе, взял жену преподавать актерское искусство, и Игнатова нашла в этом утешение.
Кюнна занималась любимым делом, однако не получала привычной отдачи — ей не хватало внимания. Жизнь с Белокуровым стала ей в тягость. В 1970-е Владимир серьезно заболел. Игнатова ушла от умирающего мужа к другому мужчине — актеру Александру Дику, который был на 14 лет ее младше.
Позднее сын Кюнны Петр в одном из интервью рассказал, что его мать ушла от умирающего мужа не просто так. Игнатова не хотела, чтобы ее обвинили в том, что она специально ждет смерти мужа, чтобы присвоить его наследство. Кроме того, о ее романе с Диком тогда уже было известно в актерских кругах.
«Уже в совсем зрелом возрасте, перебрав свою жизнь рядом с Вэ-Вэ (так Петр называл Белокурова, — прим. Woman.ru), я понял, что он делал мне только добро. Неназойливо, не требуя ничего взамен. Прощал, что я залезал к нему в комнату, таскал для взрослых друзей-хулиганов импортные сигареты, что выстрелил из его пистолета, который, на счастье, оказался стартовым. Я понял, что он был настоящим мужем, настоящим мужиком и талантливейшим артистом», — вспоминал Петр. Перед смертью Белокуров не сумел простить Игнатовой только одного — что она не позволила ему усыновить Петю…
С появлением Дика в семье Игнатовой начались непростые времена. Петя не принимал отчима, который был всего на девять лет старше. Дом сотрясали постоянные скандалы, ругань и даже драки. Может, именно поэтому Петр, как только ему исполнилось 18 лет, женился и уехал от матери.
Рядом с молодым супругом актриса расцвела — в их доме стали собираться шумные застолья, все подруги Кюнны были младше нее. Ролей в театре и кино Игнатовой по-прежнему не предлагали, и тогда они с мужем стали гастролировать с концертами по городам России. Дважды Игнатова была на родине отца — в Якутии, где ее встречали как национальную героиню.
В то же время отношения с сыном разладились окончательно. «Мать стала совсем чужой. <…> Был какой-то жуткий поток совершенно неадекватной агрессии ко мне. Крик, скандал…» — рассказывал сын актрисы. Постепенно и отношения с Диком у Игнатовой испортились. Супруги несколько раз официально расходились и сходились вновь.
Кюнна старалась не подавать виду, что ее актерский потенциал остался нереализованным. В феврале 1988 года Игнатова присутствовала на премьере пьесы своего сына и, казалось, искренне радовалась его оглушительному успеху…
«Жена, рядом с которой она сидела, рассказывала, что Кюнна вся светилась, а на глазах были слезы. При мне она всегда сдерживалась», — вспоминал Петр.
Через несколько дней Кюнны не стало. Игнатова не пришла на спектакль «Три сестры», где в тысячный раз должна была сыграть горничную. На следующий день ее нашли лежащей на полу в своей квартире без сознания. Кюнна умерла в больнице через пару дней, не приходя в сознание.
О том, что же стало причиной смерти Кюнны Игнатовой, строится много догадок. И одна из версий — это самоубийство. В узких кругах поговаривали, что актриса больше не могла жить без любимой профессии и свела счеты с жизнью. Однако сын Игнатовой отказывается в это верить. Не поверили и в церкви — перед похоронами Кюнну отпели.
Петр не скрывает, что многое хотел бы поменять в прошлом: быть ближе к матери, настоять на ее уходе из театра, забрать жить к себе. Кюнна так и не увидела внуков, а ведь до их появления на свет оставалось меньше года…
Как ни печально, сегодня Кюнна Игнатова относится к числу забытых актрис. Былые заслуги стерлись из памяти людей. Только для одного человека Кюнна Игнатова была и остается самой лучшей женщиной и великой актрисой — для своего сына.
Инна Гулая, 1940–1990 гг., покончила жизнь самоубийством в возрасте 50 лет
Только представьте, что яркой красавицы Инны Гулая вообще могло и не быть. Мать будущей актрисы Людмила Константиновна всерьез думала сделать аборт — возлюбленный бросил ее, как только узнал, что она беременна. К счастью, в жизни Людмилы Константиновны появился настоящий мужчина — Иосиф Генфер. Мужчина взял на себя обязательства главы семьи и стал Инне отцом.
Несмотря на то, что семья Инны жила бедно, девочка не оставляла надежды, что сможет поступить в престижный театральный вуз и станет актрисой. Не по годам взрослая Гулая делала все, чтобы обеспечить себе хорошее будущее. Инна занималась в театральной студии и трудилась на заводе, нарабатывая стаж для прохождения вступительных испытаний в институт. Так, в 1962 году простая девушка из Харькова поступила в Щукинское училище.
За два года до поступления 19-летняя Инна дебютировала в фильме «Тучи над Борском», где сыграла одну из самых ярких ролей за всю свою карьеру. В том же году вышла картина «Шумный день», которая закрепила ее успех.
«Когда на экраны вышел кинофильм ''Тучи над Борском'', я работала на заводе. И вот весь цех по очереди — а это несколько сот человек — выпытывал у меня, не я ли сыграла там главную роль? Потом точно в таком же порядке все стали ходить и выражать свои сомнения: ''Не может быть у нормального человека такой фамилии — Гулая. Наверняка, это звучный экранный псевдоним! ''. Приходилось даже паспорт показывать», — вспоминала актриса.
Начало 1960-х стало периодом расцвета актерской карьеры Гулая. Инна полюбилась не только зрителям — режиссеры все чаще стали обращать внимание на юное дарование. К слову, киноуспех сыграл не последнюю роль в том, что Гулая поступила в «Щуку». За годы обучения в училище копилка актрисы пополнилась еще одной видной работой — фильмом «Когда деревья были большими», где Инна сыграла в паре с Юрием Никулиным.
«Я не мог в Инну не влюбиться и сразу же примкнул к толпе ее поклонников. Она просто потрясла меня своим обаянием, своей красотой. Репетиций с ней я ждал с нетерпением, они волновали меня. Инна Гулая умела захватывать так, что забывалось обо всем на свете. Я никогда не забуду ее огромные, чистые, пронизывающие душу глаза!» — вот так восторженно отзывался о работе с актрисой Никулин.
Гулая отличалась необыкновенной красотой. Ее нежное, детское лицо и наивный взгляд подкупали зрителя, режиссеров, сценаристов — одним словом, всех. Осознавая свою привлекательность, актриса при этом не боялась выглядеть старше, быть некрасивой. Инне нравилось экспериментировать, вживаться в любую предложенную историю.
«Какая-то в ней была „черная дыра“, которую с первого взгляда не угадаешь. Было что-то обманчивое в ее привлекательной внешности, бездонных выразительных глазах. В работе Инна была беспощадна к себе, не боялась быть некрасивой, морщила нос и волочила ноги», — делилась впечатлениями сценарист Наталья Фокина.
В 1966 году на экраны вышел фильм «Долгая счастливая жизнь», который стал для актрисы последней крупной работой и предрек судьбу, противоположную названию…
Режиссером и сценаристом киноленты стал поэт и писатель Геннадий Шпаликов. Однако с Инной его связывала не только работа. Между молодыми людьми начался роман, и вскоре они поженились. Казалось бы, молодых и бесспорно талантливых супругов ждало счастливое будущее и признание в широких кругах — Шпаликов, как и Гулая, находился на пике популярности. К слову, именно он написал сценарий к легендарному фильму «Я шагаю по Москве».
Конечно, Шпаликов был талантливым сценаристом, однако в актерской среде его знали как пьяницу и балагура. До встречи с Инной Геннадий был женат, но супруга ушла от него из-за разгульного образа жизни. По признанию самого сценариста, он любил гулять до самого утра, когда «засыпали памятники и просыпались дворники». Однако актрису прошлое и настоящее мужа не пугало.
Незадолго до начала съемок «Долгая счастливая жизнь» у супругов родилась дочь Даша. Через несколько дней после появления на свет малышки Шпаликов выступал на встрече руководителей страны и деятелей советского кино. Тогда фильм по его сценарию «Застава Ильича» не был допущен к прокату из-за антисоветской пропаганды. Геннадий был возмущен и, выпив для храбрости, вышел к трибуне с громким заявлением о том, ждет не дождется времени, когда «кинематографисты будут так же важны стране, как и космонавты». Чиновники подобной дерзости писателю не простили и стали медленно перекрывать ему кислород…
С того момента семейная жизнь супругов была обречена на тяготы. Геннадия больше не печатали в прессе, его сценарии все чаще писались «в стол». Инна, погруженная в заботы о новорожденной дочери, как могла, поддерживала мужа. А когда Гулая была готова вернуться к работе, выяснилось, что и для нее места в кинематографе больше нет.
Тем не менее актриса смогла устроиться в Театр-студию киноактера, что позволяло семье хоть как-то сводить концы с концами. Увы, депрессия Шпаликова только усугублялась — он, привыкший снимать стресс алкоголем, теперь уже всерьез пристрастился к выпивке. А Инна не придумала лучшего способа поддержать мужа, кроме как выпивать вместе с ним.
«Сколько могла выпить Инна Гулая за один вечер, это просто не поддается описанию! Чуть ли не ведро! Любого другого человека от такой дозы скрутило было так, что его бы увезли в больницу, а на нее водка действовала лишь как снотворное. Она пила, чтобы забыть о том, что не востребована, что ее жизнь не удалась», — вспоминала те времена подруга семьи, актриса Наталья Кустинская.
Инна безуспешно пыталась избавить супруга от пагубной привычки — писателя неоднократно отправляли на принудительное лечение, но он каждый раз сбегал из больницы. В итоге Гулая опустила руки и подала на развод. По словам друзей семьи, Инна пошла на этот шаг только из-за дочери Даши, за здоровье которой опасалась. Если бы Шпаликов был готов встать на путь исправления, она осталась бы рядом с ним — в этом никто не сомневался.
В 1974 году Геннадий внезапно бросил пить и принялся за написание сценария под названием «Девочка Надя, чего тебе надо?». Правда, и Шпаликов, и его окружение понимали, что сюжет будущего фильма является заведомо «непроходным». Тем не менее писатель завершил работу над сценарием и отправил его в Госкино. Так и не дождавшись ответа, 1 ноября 1974 года Шпаликов покончил с собой. Ему было всего 37 лет.
Конечно, родные Шпаликова неоднократно обвиняли Гулая в том, что именно разводом она довела мужа до самоубийства. Актриса тяжело переживала смерть супруга — она впала в глубокую депрессию, пытаясь залечить душевные раны алкоголем. Единственной причиной, по которой Гулая продолжала жить, была ее маленькая дочь Даша.
Актриса продолжила сниматься в кино, но, по словам современников, это была уже не та Инна — задор в ее глазах угас, да и алкоголь сказался на внешности. Гулая проходила лечение в психиатрической больнице, но так и не смогла оправиться от главного потрясения в ее жизни… Актриса пыталась найти утешение в работе, но видела, что былого уровня ей уже не достичь, а эпизодические роли в малозаметных картинах ее не устраивали.
27 мая 1990 года Даша нашла мать мертвой в своей квартире. Версий о причине смерти актрисы выдвигалось много, но самой достоверной остается самоубийство. Поговаривают, что Инна жила только ради дочери, а когда та устроилась в жизни, актриса ушла вслед за мужем…
Жизнь и судьба дочери супругов Дарьи также сложилась не лучшим образом. Девушка пошла по стопам матери и окончила театральное училище. Даша успешно снималась в кино, но в 1990 году, со смертью матери, навсегда ушла из профессии. По слухам, у девушки начались проблемы с психикой и она, как и родительница, стала постоянной пациенткой психиатрических клиник.
Фото: Иванов-Аллилуев, Виленкин Борис, С./ТАСС, EAST-NEWS, Legion-Media.ru