Выбирая имя для дочки, родители Чулпан Хаматовой, которая 1 октября 2022 года отмечает 47-й день рождения, и помыслить не могли, что оно окажется для нее таким пророческим. Дело в том, что на татарском Чулпан означает «звезда рассвета», и это благозвучное словосочетание будто благословляет носителя имени на признание и лавры.
Но если будущая актриса в детстве и думала, что когда-нибудь прославится, то точно не представляла себя на театральной сцене или на экранах кинотеатров. Едва научившись ходить, она попросила записать ее в секцию фигурного катания и мечтала только об одном: когда-нибудь попасть на Олимпиаду и, если получится, вернуться домой с золотой медалью.
Но профессиональный спорт требовал слишком больших жертв, и юная Чулпан оказалась на них не готова. Чуть повзрослев, она выбрала для себя менее травмоопасное и энергозатратное занятие — математику, а после окончания школы пошла учиться в финансово-экономический институт. Именно там она впервые попала в студенческий театр и поняла: это именно то, чем она и хочет заниматься всю свою жизнь.
Не проучившись и пары семестров, Хаматова бросила институт и следующим летом поступила в театральное училище. Преподаватели сразу разглядели в ней большой талант и предложили девушке не тратить время зря и уехать из Казани и в Москву или Санкт-Петербург. Чулпан выбрала столицу и поступила в ГИТИС.
Она оказалась на курсе у режиссера Алексея Бородина и вскоре стала выходить на сцену Российского академического молодежного театра, художественным руководителем которого он и являлся. В 1998 году Чулпан пригласили в «Современник», худруком которого тогда была Галина Волчек, и уже после премьеры первых спектаклей с ней в главной роли актрису начали настойчиво приглашать в кино.
Ее дебютом стал фильм «Время танцора» о солдатах, которые возвращаются из горячих точек и не понимают, как им жить дальше. За свою великолепную актерскую игру Хаматова была номинирована на премию «Ника», но заветную статуэтку в тот год так и не получила.
Пройдет время, и она сможет похвастаться званием народной артистки РФ, станет лауреатом двух государственных премий и будет удостоена десятка различных наград. А весной 2022 года на эмоциях назовет их «бредятиной» и пережитком советского прошлого.
«Если отнимут, я отдам. Даже не знаю, что оно дает. Меня любят представлять ''народная артистка России'', но я всегда запрещаю это говорить и прошу убирать. Для меня ценность профессии не в званиях», — сказала Хаматова.
Первая большая роль далась Хаматовой непросто. Ей едва исполнилось 18 лет, а она должна была сыграть прожженную жизнью девушку. Но Чулпан чувствовала, что обязательно справится с задачей режиссера.
«Я не могла спать, потому что очень нервничала, но предвосхищала начало своей кинокарьеры», — рассказывала Хаматова.
Ее дебют в мире кино был успешным: на Хаматову посыпались предложения сняться и в других проектах, так что приходилось тщательно выбирать из всех сценариев только самые лучшие. Следующим фильмом актрисы стала «Страна глухих» Валерия Тодоровского по мотивам повести Ренаты Литвиновой, после которой на ее обрушилась всероссийская слава.
«Дети Арбата», «Доктор Живаго», «Бумажный солдат», «Иван Грозный», «Синдром Петрушки» — с каждым годом фильмография актрисы пополнялась новыми выдающимися работами. Но свою лучшую роль Хаматова сыграла только в 2021 году в фильме «Доктор Лиза» о враче Елизавете Глинке, за которую и получила свою первую и такую долгожданную «Нику».
Но несмотря на эти заслуги Хаматова признавалась, что в душе она все-таки театральная актриса. Жизнь, которая каждый раз разворачивается на сцене, нравится ей куда больше постановочных и выверенных до идеала дублей. Не получилось? Снимем еще один! Да, такой метод конвейера оставляет право на ошибку, но убирает из процесса всю душевность.
Еще одну большую часть своей жизни Чулпан Хаматова отдала «Театру наций». Билеты на спектакли с ее участием раскупали за считанные часы, а после выступления гримерку артистки заваливали цветами. Она готовилась выйти на сцену и в марте этого года, но затем резко приняла решение уехать из России и перебраться в Латвию. Собиралась в спешке: друзья Хаматовой рассказывали, что она бросила в чемодан первые попавшиеся под руку вещи и даже не успела отдать распоряжения относительно того, как без нее должен работать ее благотворительный фонд.
После этого поступка многие коллеги ополчились на Хаматову, начали предрекать ей скорое забвение и уверяли: она обязательно попросится обратно, как только закончатся деньги. С финансами у звезды действительно все было сложно. Она сразу устроилась работать в рижский театр, но ее гонорара едва хватало на то, чтобы платить за аренду дома и школу младшей дочки.
Сейчас ситуация стала уже стабильнее: Хаматова гастролирует со спектаклями по Европе, но завоевать такую же зрительскую любовь, какая была в России, у нее пока не получается. Большая часть поклонников звезды осталась в России, а для того, чтобы заслужить доверие и любовь новых зрителей, ей понадобится время.
Близкие актрисы делают все возможное, чтобы в скором времени это произошло. Недавно режиссер рижского театра Ивар Калныньш поставил спектакль Post Scriptum. Его особенность заключается в том, что все роли в нем исполнила сама Хаматова. По задумке автора зрители после того, как закроются кулисы, не аплодируют, а просто молча выходят из зала.
Такой подарок актрисе режиссер сделал для того, чтобы загладить перед ней свою вину. Еще несколько месяцев назад в Сети появились новости о том, что Калныньш якобы нелестно высказался о покинувшей Россию артистке и обронил, что в Латвии ей тоже никто не рад.
Сам режиссер, узнав об этих публикациях, пришел в ужас. Он поспешил заявить, что никогда не произносил таких слов, и назвал эту информацию фейковой. Он сказал, что будет во всем помогать Хаматовой и уже начал исполнять свои обещания. А спектакль Post Scriptum лишь первый шаг к тому, чтобы имя Чулпан снова стало означать одно — звезда.
Еще больше новостей в нашем
Фото: Андрей Калмыков/Woman.ru, Legion-Media, Persona Stars, PhotoXPress.ru, Соцсети