Само участие Ольги Бузовой в спектакле на сцене МХАТа имени Горького наделало много шума. Даже тот факт, что постановка романтизирует неоднозначный образ Сталина и поднимает вопрос о гуманности Советского Союза, не обсуждался так бурно, как появление в спектакле поющей ведущей.
Хотя многие критики выразились бы более конкретно: эти детали пьесы и не обсуждались бы вовсе, если бы не звездный статус приглашенной актрисы. Кто-то хвалит Ольгу за смелость, кто-то упрекает ее и руководство МХАТа в растлении культурного кода страны (что звучало, честно говоря, чаще), но факт остается фактом: Бузова не только выступила на сцене одного из крупнейших театров страны, но и собрала аншлаг. Ну, почти.
Признаемся: мы ожидали увидеть на предпремьерном показе фанатов Ольги или множество ее друзей. Но нет, к удивлению, посмотреть на «феномен современности», как ее назвал худрук театра Эдуард Бояков, пришли опытные театралы. Нам посчастливилось занять место рядом с одной такой парой: милейшие супруги скромно заметили, что хотели бы сначала посмотреть представление, а затем обсудить масштабы сего феномена. Поэтому давайте пока что оставим их здесь и вернемся к ним позже.
А вот сотрудница МХАТа была не против пообщаться, пока не дали третий звонок. Она, кстати, работает в отделе кадров, но не могла отказать себе в удовольствии воспользоваться служебным положением и забронировать себе местечко в зале. Хотя это было напрасно: кресла хоть и были заняты журналистами и другими гостями, но могли бы вместить еще не менее трети посетителей.
И это только партер! Балконы пустовали. Наша новая приятельница призналась: такого наплыва в МХАТе она давно не видела.
В динамики объявляют: «МХАТ — театр традиционный, а маски — главная традиция театра. Будьте добры надеть свои средства защиты». И это звучит невероятно иронично: здесь, в оплоте, казалось бы, консерватизма, на сцене — Ольга Бузова.
Зрители (в основном пресса) боялись пропустить любимицу толпы и то и дело рывком поднимали смартфоны к лицу, чтобы успеть запечатлеть Беллу Шанталь в исполнении телеведущей. Несколько раз эти резкие движения не венчались успехом: из-за кулис появлялись другие актрисы. Позади нас пробежал шепоток: а что, если мы ее не узнаем? О, как напрасны были ваши переживания, дорогие незнакомцы! Ольгу было трудно не узнать: хотя она и играла персонажа второстепенного, зал ждал ее.
В первой же сцене она запела, но под явную фонограмму, что еще отчетливее слышалось после живых выступлений других актеров. Впрочем, не могла же Бузова скрывать свой удивительный голос, коим хвалилась еще на шоу «Маска» — не в правилах звезды проявлять несвойственную ей скромность.
Так что вскоре она начала петь, причем постоянно — по замыслу, ее персонаж исполняет песенки для прикрытия, чтобы никому не показаться подозрительной персоной. Кстати, о героине Ольги: было известно, что она сыграет Беллу Шанталь, которую худрук МХАТа определил как Мату Хари. Но в общем Бузова играла певицу кабаре, которая не попадает в ноты, одновременно привлекает к себе внимание неглубокими текстами и скрывает свои истинные намерения.
Ах, да — и стенает по своему разбитому сердцу. Не спешите обвинять вашего покорного слугу в предвзятости — Ольга сама так определила свою роль и отметила, что Белла раскрывается на сцене как человек глубокий и непосредственный.
Стоит ли еще раз подчеркнуть, насколько органично новая театральная звезда чувствовала себя в образе? Выходить из него она отказалась даже на пресс-подходе, заявив, что она творит искусство, а ее персонаж нужно считать центральным. Но мы заговорились, и вот, наступил антракт.
Наконец гости предпремьерного показа смогли более-менее определиться со своим мнением по поводу постановки: если до начала спектакля наши соседи по ряду слегка осторожничали в попытке вынести свои суждения на публику, то теперь смаковали свои впечатления. Наиболее эффектно это сделал Артур Гаспарян, музыкальный критик и журналист.
«Я рад, что Лолита Милявская и Валерия не участвовали в этом. Такого позора я не видел даже на премии „МУЗ-ТВ“. Но, если театр не повесит на свои двери амбарный замок после этого, то, думаю, новых зрителей он привлечет», — высказался он.
Поклонницы же артистки защитили любимицу и отметили, что Ольга отлично справилась со своей ролью и приковала внимание всех зрителей, на что способен не каждый актер.
Во время второго акта уже мало кто записывал происходящее на сцене на мобильный телефон. В целом, главное мы уже лицезрели, как Бузова поет вживую, услышали. Что еще нужно для полного счастья? Ах да, реплики! Наконец персонажу Ольги дали сказать больше пары слов.
Очень вовремя, ведь уже действительно было пора разнообразить поток нарочито театральных вздохов и стонов, которыми Белла выражала весь свой спектр эмоций от удовлетворения до полнейшего разочарования — и делала она это действительно невероятно занятно. Признаемся: от Ольги было не отвести глаз!
Присутствующие были в восторге: юмористический персонаж Ольги казался большинству зрителей невероятно занимательным, а сцены с ней вызвали настоящий и искренний смех в зале. То ли к счастью, то ли к сожалению, аплодисменты только из-за появления на сцене срывали два персонажа: уже обожаемая нами Белла Шанталь и… Владимир Ленин. Удивительное, как говорится, рядом.
К слову о великих. Многие критики, комментируя появление Бузовой на сцене одного из крупнейших театров страны, выразили скромную надежду на то, что этот прецедент заставит юного зрителя проявить интерес к высокому искусству и загонит поколение Z из мира виртуального в реальный и пропахший пылью кулис. Не можем не согласиться: миловидная парочка молодых людей, сидевшая позади нас, убедила в этом суждении.
Юная театралка проявляла к происходящему на сцене неподдельный интерес и, чтобы не пропустить ничего важного, периодически интересовалась у своего спутника, почему Сталина в пьесе называют «Сосо» и кто такие индустриалисты — точнее, из какой конкретно они индустрии. Но, думается, главным открытием для юного ума стало откровение, посетившее ее под самый конец пьесы о вожде. Она уточнила у своего терпеливого друга: «Кто такой вообще Маркс? Может, они имели в виду Макса? Ну, как имя».
Не можем не добавить от себя: этот милейший монолог стал чудесным и, главное, многозначительным завершением предпремьерного показа, который сразу же ответил на множество вопросов — например, о том, как скоро современное поколение придет в театр и что для культуры России означает появление Ольги Бузовой на сцене МХАТ.
Но вернемся к полюбившейся нам супружеской паре, которую мы оставили в самом начале сего рассказа. Оценив постановку и взяв на размышления несколько минут (читайте — взяв МХАТовскую паузу), дама решила прокомментировать увиденное и мнение «о вашей или нашей Бузовой» с помощью анекдота.
Плывет по реке крокодил, видит — на берегу обезьяна шкурку от банана стирает.
— Обезьяна, ты чего делаешь-то?
— Дай сто рублей, скажу.
Ну, крокодил думал, думал, а самому очень интересно.
— Ну, ладно, — думает, — дам уж.
Дал. Та ему отвечает:
— Шкурку от банана стираю.
— Ты что, глупая, что ли?
— Глупая не глупая, а свою тысячу в день имею.
«Так что она молодец, — отметила опытная театралка. — Можно было потренироваться получше петь, но в общем это и не нужно. По крайней мере, ей точно — она звезда другого жанра и, нам кажется, справилась».
Фото: Андрей Калмыков / Woman.Ru