Woman.ru: Начинается сезон «ёлок», и в Москве их большое разнообразие. Как отец и как постановщик шоу, можете посоветовать, на что обращать внимание при выборе представления?
Илья Авербух: Безусловно, сейчас очень большой выбор различных представлений, и очень важно попасть на самые-самые яркие и разнообразные. Как человек, находящийся внутри индустрии, я бы всё-таки посоветовал брать билеты на представления, за которыми стоят имена и ответственность людей, которые их делают. Если вы видите, что написано «Ёлка прекрасная и чудесная», но непонятно, какая компания её делает, непонятно, кто режиссёр, я бы поостерёгся. Я не ожидал бы ничего знакового и понимал, что мы идем для того, чтобы почувствовать просто новогоднее представление. И я бы не вёлся на обилие рекламы. Многие вкладывают 90% инвестиций именно в рекламную кампанию, а на само шоу не хватает денег. Я с этим тоже сталкивался. Бывает, что шоу смотрится очень бедным, при том, что все деньги ушли на рекламу. Если город весь в рекламной кампании, то это совсем не значит, что вы увидите дорогое и большое шоу. Во всем должна быть мера. Как и в кино, в шоу-индустрии есть хедлайнеры, есть те, кто себя зарекомендовал. Они держатся за свое имя, потому что они знают, что им надо работать и в следующем году. А во всём безымянном гораздо меньше ответственности и больше желания заработать во время Нового года.
Ваша команда готовит для зрителя мюзикл «Мама». Это тот же спектакль, что выходил 10 лет назад?
Илья Авербух: Это даже не ремейк и не продолжение. Здесь всё новое, за исключением того, что и там, и там в основе лежит сказка «Волк и семеро козлят». Это совершенно новый спектакль с совершенно новыми героями, с совершенно новыми костюмами, другой сценографией и другой оригинальной музыкой. Этот год очень важный для меня. Моя жена Лиза Арзамасова стала мамой уже второй раз и подарила мне дочь. Слово «мама» звучит в нашем доме очень-очень часто. Я, безусловно, очень благодарен своей маме за всё, что у меня есть. Ну и вообще слово «мама» и объединяющее, и доброе, и говорящее о том, что спектакль будет для самых маленьких и про самое важное в жизни. Поэтому мне захотелось вернуться к этому названию, но ещё раз подчеркну, это абсолютно новый спектакль.
Что роднит ваше шоу с фильмом «Мама» — используете ли вы музыку из него, рекомендуете ли актёрам манеру игры Гурченко и Боярского?
Илья Авербух: В фильме «Мама» 1976-го года был эпизод, в котором задействован ледовый балет. Персонажи Боярского и Гурченко катались на коньках. Это прототип «Ледникового периода», если так можно пошутить, когда актеры встали на коньки. Так что роднит, как минимум, действие на льду. И, конечно, в характерах наших персонажей есть что-то из этого замечательного фильма, одного из самых удачных советских фильмов-мюзиклов.
Как вы выбираете, на какую тему или по какому произведению делать новое шоу?
Илья Авербух: Каждый год это настроение, каждый год это желание сделать что-то немного другое, нежели ты делал в прошлом году. Есть несколько направлений спектаклей, которые я продвигаю. Это спектакли для условно взрослой семейной аудитории, такие как «Анна Каренина», «Кармен», «Ромео и Джульетта», «Огни большого города». И спектакли, которые я делаю исключительно для аудитории от 0 до 7. Для неё спектакль «Мама» по сказке «Волк и семеро козлят» идеален: он музыкальный, он добрый, он открытый. Это большой сказочный лес, где можно раскрывать и раскрывать ещё отдельных персонажей. Наш ориентир — это именно дети, именно малыши. В этом году мне хочется так.
Безусловно, за 20 лет было сделано огромное количество различных представлений, среди которых «Корова на льду», «Малыш и Карлсон», «Снежная королева», «Волшебник страны Оз», «Морозко», «Алиса в стране чудес». Но я исхожу из внутренних ощущений, так как доказывать мне уже ничего не надо за 20 лет. Мы уже доказали, что, придя к нам, взрослые уйдут довольными, а дети им скажут спасибо.
Есть ли у вас договорённости с другими коллегами-фигуристами, которые тоже ставят ледовые шоу, относительно сюжетов и артистов, которых нельзя привлекать, или наоборот — важно, кто первый взял?
Илья Авербух: Договорённости с коллегами у нас нет. В принципе, каждый идёт своим путём, и постепенно рынок диктует своё. Сейчас кто-то делает новое, кто-то повторяет свои старые работы. Сейчас, конечно, мы уже стараемся друг у друга узнать, что кто хочет, и от этого отталкиваемся, чтобы спектакли были разные и зрители смогли побывать и там, и там, с разным настроением.
А сами бываете ли вы на постановках коллег?
Илья Авербух: Мы поддерживаем друг друга, и я, безусловно, был на спектаклях Татьяны Навки и подчеркиваю высокий профессионализм её постановок.
А на спектаклях супруги?
Илья Авербух: Безусловно, ни одна премьера не проходит без того, чтобы я был на этом спектакле. Совсем недавно была замечательная премьера в Театре Наций, спектакль «Любовное настроение», где Лиза в главной роли. Очень интересная творческая работа. Лиза приходит на все съёмки «Ледникового периода». Всегда мы разбираем потом работы. Также Лиза приводит Льва на наши репетиции. В общем, мы стараемся максимально поддерживать друг друга.
Про свою маму вы рассказывали, что именно она настояла на занятиях фигурным катанием для вас, и, получается, угадала. Но бывает совсем наоборот. Есть ли у вас понимание, как правильнее поступать родителям в вопросах выбора профессии — настаивать на своём или давать свободу? Как будете решать эти вопросы в своей семье?
Илья Авербух: Я считаю, что родители всё равно должны брать на себя ответственность в том числе и не идти исключительно на поводу желания ребёнка или желания подростка. У родителей есть опыт, у них есть понимание, у них есть те компетенции, которых ещё нет у ребёнка. Поэтому родители — это не только те, которые бесконечно завоёвывают любовь, но те, которые принимают непопулярные решения, за которые потом им скажут спасибо. Как я говорю своей маме, которая в первую очередь отдала очень много сил, чтобы я добился того в фигурном катании, чего добился.
Какие новогодние семейные традиции есть в вашей семье?
Илья Авербух: Новогодняя традиция, которую мы завели несколько лет назад. Мы пишем пожелания каждый себе и предсказания какие-то свои на ближайший год и закапываем это письмо в бутылке, а через год откапываем и смотрим, у кого что сбылось, у кого что случилось.
Всем хочется пожелать счастья, удачи, любви в новом году, и чтобы всё-всё-всё было хорошо!
Фото: личный архив