В кинематографе нередко бывает так, что выдающиеся актрисы играют одну-две заметные роли и вдруг пропадают навсегда. Хотя, по логике вещей, все должно складываться иначе.
Вместо того, чтобы стать звездой, покорять новые вершины, завоевывать сердца все большего числа поклонников, вдруг наступает тишина.
В советские годы таких историй было очень много. Кто-то из актрис стойко выдерживал удар судьбы, но многие — ломались. Именно о таких сломанных судьбах и пойдет речь в нашем новом цикле материалов о советских актрисах. Героинями, о жизни и карьере которых мы расскажем в этом материале, стали Изольда Извицкая и Екатерина Савинова.
Изольда Извицкая, 1932–1971 гг, скончалась от алкоголизма в 38 лет
По иронии судьбы жизнь Изольды Извицкой оказалась столь же короткой и трагичной, как и у ее тезки — главной героини романа «Тристан и Изольда»…
Будущая звезда Советского Союза родилась в городе Дзержинске. Отец Изольды был химиком, мама — педагогом, но сама девочка с малых лет видела себя только актрисой. Сразу после школы Извицкая, несмотря на запрет родителей, отправилась в Москву и с первого раза поступила во ВГИК.
Еще будучи студенткой, Извицкая начала сниматься в кино. Редкая красота, упрямый характер и природный талант сделали свое дело — уже в 1950-е имя Изольды значилось в первом актерском эшелоне.
Изольда не была обделена вниманием режиссеров, и уже на последнем курсе ВГИКа ей посчастливилось сыграть в серьезной, ставшей культовой картине «Первый эшелон». К слову, достойных претенденток на роль Анны Залогиной было много, в их числе была небезызвестная и популярная в те годы Екатерина Савинова. Кинолента прогремела на весь Советский Союз, а Извицкая проснулась знаменитой.
«Первый эшелон» стал не только картиной, прославившей актрису, но и фильмом, на съемочной площадке которого она встретила любовь всей своей жизни — актера Эдуарда Бредуна. По словам друзей и самой Извицкой, это была любовь с первого взгляда. «Я люблю тебя так, что не можешь никак, ты меня никогда, никогда, никогда разлюбить!» — писала Изольда в своих письмах Эдуарду.
На момент встречи с Эдуардом Изольда была не свободна — она жила в гражданском браке с другим известным актером Раднэром Муратовым. Близкие пары считали, что их ждет прекрасное совместное будущее, но влюбленная без памяти актриса ушла от гражданского супруга. Через два года Извицкая и Бредун поженились.
На фото: Раднэр Муратов и Изольда Извицкая
С выходом в прокат «Первого эшелона» в 1955 году на Изольду обратило внимание все киносообщество. Конечно, режиссеры отмечали невероятную красоту актрисы, но теперь им всем был очевиден и ее талант. Через год выходит фильм «Сорок первый» с ее участием и производит эффект разорвавшейся бомбы. Киноленту показали на Каннском фестивале — с этого момента началась блестящая карьера Изольды не только в СССР, но и за рубежом.
Тогда же в Каннах произошла история, которая едва не стоила Извицкой жизни. Журналистам не понравилась внешность актрисы, и они написали, что у Изольды «ноги степного кавалериста». Актриса близко к сердцу восприняла саркастичное замечание служителей пера — она проплакала в своем номере три дня и даже наглоталась таблеток, но коллеги сумели успокоить ее и привести в чувство.
Позднее все в тех же французских газетах оценили красоту и грацию Извицкой по достоинству — стали появляться журналы с ее портретами на обложке, а в Париже даже открылось кафе «Изольда».
По возвращении в СССР актриса одну за другой получала главные роли. Картины с ее участием выходили часто, но должного успеха не имели, а сегодня вы и вовсе не вспомните ни одной из этих кинолент. Изольда понимала, что ее лучшие годы проходят, а запоминающейся роли, как у Румянцевой в «Девчатах» или у Самойловой в «Летят журавли», у нее нет. Такое положение дел Извицкую угнетало.
Тогда же и личная жизнь актрисы начала давать трещину. Выяснилось, что Изольда не может иметь детей. Эта новость окончательно подкосила Извицкую, и она начала выпивать.
Пагубная привычка свела на нет востребованность Извицкой у режиссеров. Однако в 1963 году Сергей Колосов дал актрисе шанс реабилитироваться и лично пригласил ее сниматься в свой фильм «Вызываем огонь на себя». Изольда, конечно, приняла приглашение, но с алкоголем не завязала. Неадекватное поведение, невыученный сценарий и похмелье были ее постоянными спутниками на съемочной площадке. Режиссер и коллеги по фильму жалели некогда прославленную актрису, и картину с горем пополам удалось завершить.
Оставшись вновь без работы, Извицкая продолжила злоупотреблять. Супруг актрисы устал это терпеть и ушел от жены к ее подруге, прихватив с собой бОльшую часть имущества. Изольда, без памяти любившая мужа, не смогла вынести его предательства — когда о ней долгое время ничего не было слышно, бывшие коллеги забили тревогу и, навестив актрису, не узнали ее. Извицкая выглядела ужасно, она была сильно избита, а в ее доме царила разруха. Оказалось, что на оставшиеся деньги и имущество актрисы позарилась компания алкоголиков, которые спаивали Извицкую, вымогали деньги, запугивали и избивали.
Оставшись одна, растеряв всю свою красоту, популярность и доверие, Изольда впала в глубочайшую депрессию. Актриса перестала контактировать с внешним миром, совсем не выходила из дома и питалась одними засушенными сухарями. И продолжала пить. Неожиданно Изольде была протянута рука помощи — актрисе дали хорошую роль в Театре-студии киноактера.
Извицкая уже начала было учить роль и готовиться к репетициям, как снова пропала и перестала отвечать на звонки коллег. Через неделю в театре забеспокоились и отправились к ней домой. Изольду нашли мертвой в своей квартире, которая, к слову, была полностью разворована. По одним данным, актриса скончалась от алкоголизма, по другим — она была отравлена неизвестным ядом. Однако по просьбе бывшего мужа Извицкой в СМИ писали о сердечной недостаточности.
Изольда Извицкая скончалась в полном одиночестве, разочарованная несостоявшейся карьерой, развалившейся семьей и самой жизнью. На ее похоронах присутствовал только бывший супруг и пара коллег по цеху.