Имя Сергея Гилева стало широко известно всего несколько лет назад, но за это время актер уже приобрел славу настоящего уникума российского кино. Дело в том, что первым крупным проектом в его карьере были «Чики» Эдуарда Оганесяна, и на момент съемок в этом сериале Гилеву уже исполнилось 40 лет. То, что роль Данилы стала для него практически дебютной, не догадался никто из зрителей, хотя сам артист признавался: порой на площадке ему приходилось непросто, но со временем страхи уходили один за другим, уступая место профессионализму.
Сейчас фильмография Гилева насчитывает множество громких фильмов и сериалов, среди которых «Актрисы», «Фишер», «Черная весна» и другие. А 13 июля в прокат выходит триллер «Кентавр», перед премьерой которого актер рассказал Woman.ru о том, почему боится сниматься много и порой отказывает режиссерам, об отцовстве и о том, насколько в новой профессии для него важно не только творчество, но и деньги.
Woman.ru: Скоро в прокат выходит новый фильм с вашим участием — «Кентавр». В нем, как и в «Чиках», вы сыграли злодея. Почему решились повторить этот опыт?
Сергей Гилев: Когда мне прислали сценарий, то сказали просто: «Понравится — приходи, мы тебя возьмем». И первой мыслью было: «Ой, опять злой какой-то». Но потом я начал смотреть шире. Во-первых, я никогда не был злым и лысым. У меня перед этим фильмом как раз был небольшой перерыв, когда можно было делать с собой что угодно, и мне надоели мои тогдашние волосы. Они были длинные, их подстригали в десяти местах разные люди — я был кривой, поэтому побрился почти налысо и пошел сниматься.
С другой стороны, я в фильме вроде и злой, а вроде бы и не очень, потому что не бывает злых людей, бывают разные обстоятельства. Кроме того, я раньше никогда не снимался в боевиках — а тут есть и погони на автомобилях, и пистолетики, и драки. Это интересно, в таком тоже надо поучаствовать и поставить галочку.
Кирилл Кемниц — почти режиссер-дебютант, а это еще один плюс, я люблю у таких ребят сниматься. Потом, за этим всем стоит Илья Найшуллер, и это тоже очень хорошо. Вот про это все я подумал и сказал: «Да и бог с ним, что я буду злым. Я, в конце концов, не в каждом фильме играю таких». К тому моменту я как раз много играл каких-то вялых, прибитых и униженных ребят, поэтому просто пошел и снялся. Не знаю, как получилось, но никто не ругался.
Многие актеры признаются, что негодяев играть проще. Почему?
Сергей Гилев: Наверно, не проще, а просто понятнее. Со злым человеком все ясно, а вот кто такой «хороший парень» — это еще вопрос. С другой стороны, если посмотреть на злодеев, они часто бывают одинаковыми — злой парень со злым лицом, а хочется сделать из него что-то выдающееся. Я, кстати, не уверен, что у меня получилось. Я фильм еще не видел, ничего не могу сказать.
Вы говорите про себя: «Я добрый и маленький». Откуда тогда черпаете эмоции, которые нужны для таких ролей?
Сергей Гилев: Раньше приходилось совсем трудно, особенно когда нужно было на кого-то орать — у меня всегда получалось нелепо, а потом стало получаться чуть-чуть получше. Важно просто в этот момент быть выспавшимся, сытым и хорошо размятым: приехать пораньше, со всеми пообщаться, похихикать — быть в тонусе. А дальше можно делать что угодно.
Когда вы снимались в «Кентавре», у вас родился сын, поэтому съемки вы почти не помните. Так накрывали новые эмоции или это была колоссальная усталость?
Сергей Гилев: Все вместе — ребенок родился, когда у меня шли съемки. Момент, когда ты работаешь, но должен быть в другом месте и уехать никак не можешь, очень сложный. Я боялся за те сцены, которые мы снимали в тот день, но переснимать меня не просили, так что, наверное, что-то получилось. Как минимум на экране мой герой будет выглядеть как человек, который гарантированно о чем-то думает. Это, говорят, важно для актера, чтобы была мысль в глазах.
Какой вы отец?
Сергей Гилев: У меня, к счастью, есть достаточно свободного времени, и я могу многому учиться. Я, например, не самый соблюдающий режим человек, а с детенышем это очень важно. Потом, когда он растет, важно делать с ним вещи, которые каждый день повторяются по многу раз, и это нужно не забывать. Всему этому меня учит жена, потому что она гораздо лучше меня, умнее и больше всего понимает. А от меня достаточно того, что я помогаю, у меня есть работа и свободное время.
Вот я сейчас приеду домой, и мы пойдем гулять. Сейчас я все свободное время или гуляю, или играю. Иногда с друзьями встречаюсь. Да ничего на самом деле сильно не поменялось: просто раньше я в свободное время был один либо с женой, а теперь с женой либо мы втроем с детенышем. Все как у людей.
У меня достаточно времени, которое я могу проводить с ребенком, и это классно. Например, он сегодня выучил слово «би-би». Теперь я у него постоянно спрашиваю, как зовут премьер-министра Израиля. (Биньямин Нетаньяху. — прим. ред.)
А в юности вы были довольно безбашенным — могли выпить и уехать куда-нибудь на поезде. Это и есть взросление?
Сергей Гилев: На самом деле я не делал каких-то диких вещей: это просто люди удивлялись, что я так могу, а они почему-то нет. Но люди часто удивляются простым вещам. Я вот, например, могу идти по улице, подойти к человеку и задать какой-то вопрос. А людям это кажется странным. Вот, например, женщина гуляет с коляской, а я ей говорю: «Знаете, ваша коляска одна из лучших в мире, у меня такая же, я все про нее знаю, вы молодец, купили хорошую коляску, притом что она стоит не очень дорого». Женщина довольна, я доволен, мы поболтали, день продолжается.
Так что мне кажется, я не менялся. Спонтанно в поезд я и правда не сажусь, потому что теперь надо всех предупреждать об этом. Все удивятся, если я вечером не доеду до дома, а надо было купить пять литров воды, и у меня в машине коляска лежит…
Как-то вы сказали, что у актеров карьера развивается примерно так: в 25 выходишь на пик, в 30 — на второй пик, если ты супермолодец, играешь до 40 лет, а потом ролей становится все меньше. Как вы думаете, что помогло вам разрушить эту схему?
Сергей Гилев: Сейчас мне кажется, что все устроено не так просто. О чем я говорил: с возрастом у человека становится меньше главных ролей, и это действительно так. Хотя исключения есть: например, Стоянов, который взрослеет, а у него сейчас очередной пик карьеры. Но все-таки чем старше становится актер, тем меньше у него выбор.
Я же сейчас прохожу какой-то странный этап, потому что у меня вроде есть главные роли, но и не только они. Хотя хотелось бы попробовать играть только главные, но, наверно, я пока еще не добрал для этого достаточного веса. Посмотрим, что будет через год-два. Я постараюсь за это время сильно не постареть.
Думаете ли вы о том, какой могла быть ваша жизнь, начни вы сниматься раньше?
Сергей Гилев: Да, часто. Я вот думаю, что если бы я появился лет на 15 раньше, то у меня в фильмографии было бы очень много странного кино. В такое я сейчас не пошел бы, а тогда ничего, кроме этого, не было, да и в голове у меня было совсем другое. Я даже не представляю, куда бы меня это занесло и как бы я улучшил или испортил себе жизнь. Мне кажется, все идет как надо.
Вы часто работаете на площадке с актерами, которые начали сниматься рано, например Глеб Калюжный или Юра Борисов. Есть ли вещи, которым вы у них учитесь?
Сергей Гилев: Малыши меня очень радуют, я с ними действительно часто работаю. Правда, думаю, Юра Борисов к ним уже не относится. Я вижу, как за последние несколько лет ребята, которым по 18–20 лет, стали выше меня на голову. Они на глазах растут и меняются. С ними я всегда стараюсь общаться по максимуму, потому что они свеженькие, энергичные. С ними сидишь, разговариваешь и не становишься за это время дряхлым. От них идет энергия, они не устают, вот что хорошо.
Во время съемок в сериале «Актрисы» вы работали с Федором Бондарчуком и Паулиной Андреевой. Какие впечатления у вас остались от их профессионального тандема?
Сергей Гилев: Они очень дружелюбные, поэтому мне нравятся. Еще они шутят шутки, и это мне тоже очень нравится. В такие моменты ты понимаешь, что вы можете быть друзьями, да и работать так намного удобнее.
Паулина появлялась на площадке изредка: с ней я в основном просто здоровался, а вот с Федором Сергеевичем мы общались каждый день. О чем-то шутили, иногда он и поругивал меня…. Он очень интересный человек: с одной стороны, веселый, с другой — ты четко понимаешь моменты, когда к нему лучше не подходить. Он не говорит об этом, просто делает ситуацию вокруг такой, что ты знаешь: «Надо отстать». Это очень удобно, у него понятные границы.
У кого из режиссеров вам бы хотелось сняться в ближайшие годы?
Сергей Гилев: Есть такой режиссер Сергей Филатов, я к нему ходил на пробы уже два раза, но оба раза не получал роли. Хотя сразу стало понятно, что это человек, с которым мы поладим. К нему я хотел бы попасть просто потому, что уже немножко его узнал. А вот из тех, кого я пока не знаю… Да и не буду я про них: их много на самом деле, и многие из них уехали.
В «Чиках» вы играли с Ириной Горбачевой. Какие сцены с ней были самыми трудными?
Сергей Гилев: Там все было трудно. Сейчас я, когда прихожу куда-то сниматься, люди меня более-менее знают — так уже проще решать трудные ситуации. А там я никого не знал, и меня никто не знал. Тут еще большая звезда Ирина Горбачева. Я ее боялся, старался слушаться и делать все хорошо — так мы и прошли этот путь.
Благодаря работе вы подружились с Аней Чиповской. Говорят, у нее недавно случилось радостное событие, она вышла замуж. Вы были на свадьбе?
Сергей Гилев: Я только сейчас от вас узнал, что у Анны Чиповской была свадьба. Мы с ней хорошие друзья. Совсем недавно она мне позвонила как-то вечерком, когда я гулял с детенышем, и обвинила меня в том, что я не поздравил ее с днем рождения. Я извинился, а потом подумал и спросил: «А ты-то поздравляла меня с днем рождения, Анна Чиповская?» Она сказала, что поздравляла, и я понял — виноват. Сейчас долгие годы буду отрабатывать эту вину, поэтому она, наверно, мне не сказала про свадьбу и не позвала на нее. Скоро, наверно, позвонит и скажет, что я еще ее со свадьбой не поздравил, и я опять буду виновен… Вот такие у нас интересные дружеские отношения (смеется).
Вы когда-нибудь думали о том, чтобы развивать международное направление карьеры?
Сергей Гилев: Конечно, но потом это стало еще более невозможным, чем раньше, и я сильно расстроился. Я думаю, какое-то время еще у меня есть, посмотрим. Сначала нужно все хорошо сделать здесь… Хотя можно и параллельно, просто пока я вообще ничего для этого не делаю. Вообще. Совсем. Ничего. Это, конечно, плохо, но у меня было много дел — так я себя и оправдываю.
Один из ваших страхов — стать актером, который снимается везде и сразу. Если ли у вас какая-то стратегия, которая помогает этого избежать?
Сергей Гилев: Я все время от чего-нибудь отказываюсь, и пока везет: мне присылают еще и еще — есть из чего выбрать. По-моему, пока еще нет такого, чтобы люди говорили, как я всем надоел. Я выхожу на улицу, и никто меня не узнает, или это случается один раз в месяц, так что, наверно, мне пока нечего бояться.
Что самое приятное случилось с вами после того, как вы все же решили стать актером?
Сергей Гилев: Это хороший отдых, когда ты можешь выкроить пару-тройку недель и вообще ни о чем не думаешь. Моя прошлая работа была связана с тем, что во время отпуска я постоянно работал — это неприятно.
Или вот еще вчера вспоминал. Иду с друзьями, они оба с рюкзаками, там что-то лежит. И я говорю: «Как же здорово, что теперь мне не нужно ходить с рюкзаком и таскать чертов ноутбук, чтобы раз в полчаса его открывать и сидеть работать, где бы я ни был». И как только я стал актером и отовсюду уволился, я бросил этот рюкзак в угол и больше не надевал — только иногда достаю, когда иду в спортзал или в баню. Это одна из самых приятных вещей, которая случилась со мной, когда я стал актером.
Насколько сейчас для вас важно то, какие деньги приносит актерство?
Сергей Гилев: Это всегда важно. Деньги — это хорошо, хорошо, когда их много. Пока эта работа не приносит мне очень-очень-очень много, но приносит очень даже достаточно, и мне на все хватает. Надо стараться, чтобы было еще больше. Классно, когда у людей есть деньги. Было бы здорово, если бы у всех их было чуть больше.
Еще больше новостей в нашем
Фото: личный архив Сергея Гилева