Татьяне Васильевой с юности не шли серые тона, поэтому и роли в фильмах она выбирала яркие — если не la femme fatale, то уж точно запоминающихся красавиц.
«Здравствуйте, я ваша тетя!», «Самая обаятельная и привлекательная», «Моя морячка», «Ревизор» — любую роль Васильева могла расцветить красками, сделать узнаваемой и любимой. Так, уверенная в себе Сусанна стала героиней-вектором для целого поколения советских женщин, страдающих одновременно и от отсутствия любви, и от дефицита импортных джинсов. Появись такая Сусанна сейчас, она бы быстро заработала себе предпринимательские очки и миллионы на личном коучинге, в конце концов, у нее на все есть свое, порой противоречащее общему, мнение. Впрочем, как и у самой Васильевой.
Татьяне Григорьевне — 77 лет, а это возраст, когда уже не хочется заигрывать ни с собой, ни со зрителями, ни со временем. Васильева признается: ей давно не хочется никому нравиться, надоело! Даже красавицы могут устать. Поэтому последние несколько лет актриса стрижется наголо, чтобы не тратить время на укладку, не посещает рестораны (жалко времени!), между интервью и интересной книгой выберет последнее.
Так, конечно, было не всегда. Утягивали в жизненные водовороты именинницу и страстные романы, и лихие сюжеты жизненных невзгод, и любовные треугольники. Васильева и в артистки-то пошла, чтобы доказать себе, что и «замарашка» может однажды превратиться в белого лебедя.
Дело в том, что всю юность девушка с еврейской фамилией Ицыкович, с 41-м размером ноги и высоким ростом (176 см) слышала от окружающих, как она некрасива и неуклюжа.
«С таким паспортом и таким видом вряд ли тебя где-то ждет успех!» — говорили ей.
Десятилетия спустя Татьяна в интервью призналась, что в школьные годы даже носила с собой бритву — была готова в любой момент свести счеты с жизнью.
В 13 лет пришло осознание, что ведь можно выбрать профессию, где ты будешь другим — и так убежать от своей реальности. Татьяна достала дневник, полоснула палец лезвием, обмакнула перо и написала через всю страницу: «Я буду актрисой!»
Конечно, в это никто не верил. Из-за плохой успеваемости в школе мать запрещала ей заниматься в доме культуры, но Таня тайком бегала в драмкружок. Получив диплом, она заявила родителям, что едет на экскурсию из родного Ленинграда в Москву, а сама, только очутившись в столице, подала документы в театральный.
Ее готовы были принять во ВГИКе и Школе-студии МХАТ, она выбрала последнюю, выиграв конкурс в 500 человек на место! Узнав о том, куда поступила его дочь, отец пришел к ректору и попросил его отчислить Таню, чтобы «не портить девочке жизнь». Отец очень любил наследницу, но был уверен в том, что она выбрала не тот путь. Однако ректор заявил, что у каждого своя дорога и тут пусть абитуриентка решает. Таня выбрала профессию.
После получения диплома наша героиня стала актрисой Московского театра сатиры. Но долгое время молодую артистку не вводили в репертуар. При глянцево-голливудской внешности Васильева была комедийной актрисой, «клоуном» — а это разрыв шаблона! Первым ее талант заметил главный режиссер Театра сатиры Валентин Плучек, он ввел ее в 13 основных постановок. Актриса никогда не скрывала, что в благодарность за главные роли стала его любовницей. Плучек был на 38 лет старше, но Татьяна и сейчас считает, что это мелочи по сравнению с тем, какое большое влияние его протекция оказала на ее карьеру, а его блестящее образование — на формирование ее как личности. Этот роман длился много лет, он не прекратился даже когда Васильева рассталась со своим первым мужем Анатолием Васильевым и вышла замуж за Георгия Мартиросяна.
Об этом романе знал весь театр, в том числе, и ее супруг.
«Роман с Плучеком? Конечно. Все 13 лет работы в театре Сатиры. В том числе во время брака с Георгием Мартиросяном. Этому нельзя было противиться. Глупо. Если ты работаешь у режиссера, который дает в каждом спектакле играть главную роль, как можно этого человека не отблагодарить? Так, как ему было бы приятно. Это нормально. Знал ли муж? Стоял под окнами театра. И когда выключался свет [в кабинете Плучека], бежал домой ждать меня. Мог бы повести себя иначе. Во время брака мы это никогда не обсуждали. Мне нравился Плучек, мы прекрасно проводили время. Чем дальше, тем с большим благоговением вспоминаю его. Я ему так обязана!» — признавалась звезда фильма «Здравствуйте, я ваша тетя» в интервью.
Татьяна Васильева не видит ничего особенно в том, что ради ролей шла на эти отношения. Напротив, она благодарна Валентину Николаевичу и не знает, какой дорогой ей бы пришлось пройти, не случись та встреча.
«Была у меня и девичья честь. Когда все было стеснительно, боязно и даже первый поцелуй. Все было в свое время. А потом пришло время состояться. Я не пробивная. Не из тех, кто ходит по кабинетам и просит. Если бы это был не Плучек, не знаю, каким бы путем я пошла. Кому бы я еще так понравилась? И я никому не перешла дорогу, кроме самой себя. Одного таланта всегда недостаточно. Время побежало так быстро — так много надо успеть. Чего тут ломаться? Если завтра ты приходишь в театр, а там главная роль в назначении на доске — твоя. Так просто не бывает. За талант уже давно ничего не получишь», — объясняет она.
Васильеву и сейчас не переубедить во мнении, что мужья приходят и уходят, а карьера, профессиональная состоятельность остается с тобой. Брак с Мартиросяном дал трещину, когда Васильева узнала о его измене. Он швырнул в нее пепельницу, осколки разлетелись и поранили руку артистке. До сих пор остались шрамы. А ведь именно брак с Мартиросяном лишил Васильеву работы. Приревновавший к новому мужу Плучек уволил свою протеже.
Больше 4-х лет Васильева не выступала на театральной сцене, не было ролей и в кино. Увольнение совпало с серединой 1990-х, когда трудно было найти любую работу, что уж говорить о творческой среде. Семье, в которой уже были сын и маленькая дочь, приходилось жить на даче, сдавая в аренду свою московскую квартиру — только так они смогли пережить это время. Но Татьяна восприняла это как важный урок: «Надо уметь терпеть. Нести свой крест и веровать».
Кстати, это период преподал ей и хороший урок финансовой грамотности — когда она позже начала играть в антрепризе и получать высокие гонорары, все деньги наученная горьким опытом артистка вкладывала в недвижимость. Раз квартира выручила ее однажды, в 1990-е, значит, много квартир выручат и в другие сложные времена.
В 1992 году Васильеву позвали в Театр имени Маяковского, затем она служила в «Школе современной пьесы». Сейчас же звезд и слышать не хочет о репертуарном театре, надоело зависеть от режиссеров. Ее потребность в работе вполне закрывает антреприза.
Татьяна Васильева с улыбкой вспоминает о том, что причиной увольнения ее из последнего театра стала «нарушение трудовой дисциплины», в том числе и пьянство. Да, она каждый вечер делает коктейль, в состав которого входит мескаль (алкогольный напиток, получаемый из агавы) и лимонный сок.
Это «успокоительное средство» помогает актрисе пережить те вечера, когда спектакль кажется ей провальным, а в случае успеха коктейль становится приятным завершением приятного вечера. Но как бы ни закончился вечер, утром Татьяна Григорьевна отправляется на двухчасовую силовую тренировку. И так уже много лет. Народной артистке нравится уходить и возвращаться в квартиру, где ее никто не ждет, она обожает свое одиночество.
Брак с Мартиросяном рухнул еще в 1995 году, спустя 20 лет, но актриса уверена, что счастлива в нем была только первые 3 месяца, все остальное время страдала. Помимо двух официальных союзов у Васильевой было немало увлечений, чего она не скрывала: «Романов у меня было много, но достойных мужчин — ни одного».
При этом одинокой звезда «Самой обаятельной и привлекательной» себя не считает, ведь рядом с ней дети и внуки. Подруги иногда упрекают ее в том, что она так фанатично предана наследникам, на что она оппонирует:
«Очень может быть, что чрезмерная опека — это вредно и неправильно. Но так было с самого начала, с их рождения. У меня, видимо, слишком сильно чувство материнства, оно на каком-то животном уровне… Можно было, наверное, во имя сына сохранить семью. Мой второй брак с Георгием Мартиросяном, отцом Лизы, тоже распался. И получилось, что я пыталась своим детям заменить всех, кого по жизни разбросала… Самые сильные чувства остались только к детям и к внукам. Все остальное ушло на второй план».
Несколько лет назад бывшая невестка Анастасия Бегунова попыталась запретить Васильевой видеться со внуками, мол, успешная бабушка не обеспечила наследников жильем. Тогда звезда фильма «Моя морячка» купила Ване и Грише две квартиры на Патриарших стоимостью 30 млн. рублей.
«Просто надо было договориться. Я виню только себя и сына Филиппа. Оказалось, что все очень просто, мне надо было купить внукам квартиры. Теперь я с детками навсегда. Обиды на невестку нет. За все надо платить. Я была не права. Квартиры — это барахло. Чего я уперлась? Все равно я заплатила в три раза больше. Скупой платит дважды», — подытожила Татьяна Григорьевна.