На приеме у психотерапевта вам в первую очередь предложат вспомнить свое детство. Подавляющее большинство экспертов связывает характер и проблемы человека с его первыми годами жизни: именно тогда, считается, закладываются основные черты, склонности, убеждения, которые в будущем станут основой личности. Можете не верить в эту теорию, но жизнь Евгении Добровольской полностью соответствует этой идее.
Родители актрисы работали почти сутки напролет. Ее мать Галина была заместителем министра химической промышленности СССР, а отец возглавлял цех. Девочку устроили в круглосуточные ясли, и все детство Евгения думала, что все ее сверстники так и живут: видят папу с мамой на выходных или перед сном, если те пораньше освобождаются с работы.
После школы будущая звезда экранов сама шла на уроки балета, фигурное катание и гимнастику, а в пятом классе выпросила у отца деньги, купила пианино и сама наняла преподавателя музыки. Маленькой Жене никогда не приходило в голову, что есть что-то, чего она не сможет сделать — и не приходит до сих пор.
Актриса воспитала четырех детей, и трое из них выросли без отцов. Только дочь Анастасия получила всю гамму родительской любви, а ее старших братьев, Степана, Николая и Яна, папы не учили ездить на велосипеде, не брали с собой на рыбалку и не проводили первые разговоры по-мужски о школьных задирах. Однако Евгения, кажется, об этом не переживала.
«Я всегда хотела иметь большую семью. Представляла вокруг себя детей, но не видела рядом их папу. И мне это нравилось и не казалось странным! Действительно — зачем выслушивать чье-то мнение, учитывать его? Всегда считала, что только я сама знаю, как правильно», — говорила Добровольская.
Вот это фраза! Хоть бери да записывай в лозунги матерей-феминисток. Но Евгения, конечно, не руководствовалась правилами активисток, выбирая свою судьбу. Так получилось, что с отцами своих детей актриса расставалась скоропалительно, а родителя третьего сына Яна и вовсе скрывала… 12 лет.
Евгения во всех смыслах была слишком самостоятельной, даже там, где это было не принято. Поступив в ГИТИС на курс Людмилы Касаткиной, актриса сразу же начала нарушать правила. Наставница Евгении была категорически против двух вещей: съемок в фильмах и замужества. Каждый год Добровольская попадала на большие экраны, каялась Касаткиной, что это больше не повторится, и снова играла в кино.
Один «грешок» повлек за собой второй: во время работы над фильмом «Клетка для канареек» Евгения вышла замуж за коллегу Вячеслава Баранова. На четвертом курсе она забеременела, но индульгенции к тому времени закончились — Касаткина запретила талантливой девушке играть в выпускном спектакле, объявив приговор: «Ты теперь не будешь артисткой, а станешь мамой».
Своего первого сына Степана Евгения сразу же после рождения отдала своей матери, чтобы вернуться к работе. С Касаткиной ей удалось договориться, а вот с Барановым нет. Муж Добровольской мечтал, что та засядет дома и будет воспитывать их сына, одной рукой помешивая на плите борщ, другой наглаживая пеленки. Но девочка, которая сама купила пианино, на такие условия точно не была согласна. Через три года супруги развелись.
«У меня есть теория: если вместе хуже, чем в одиночку, надо расходиться, — говорила артистка. — Я ставила в отношениях точку, если ловила себя на том, что ликую, когда за мужем закрывается дверь. Признаюсь, я никогда не видела в мужчине опору, поэтому и не стремилась замуж — это мужчины настаивали на походе в ЗАГС».
На таком вот визите во Дворец бракосочетаний настоял и Михаил Ефремов, второй муж Добровольской. Эти отношения не были самыми длительными в жизни актрисы, но точно стали самыми скандальными. В них было все: ненависть, любовь, страсть, искусство, побои и тоже совместный ребенок. «Это была сумасшедшая жизнь. Год за три шел. Я столько в милиции не была за всю свою жизнь до этого. Потому что надо было обязательно ему с кем-то выяснить отношения», — вспоминала Добровольская.
На работу супруги шли разными путями. Там он был скандальным режиссером, а она — не менее скандальной артисткой. Он бросал в нее ящики, она уворачивалась и швыряла что-то в ответ. Дома разборки продолжались, но уже по другим поводам. Впервые Евгения и Михаил расстались, когда Добровольская узнала, что беременна. Ефремов детей не хотел.
Вопреки желанию супруга, актриса родила второго сына, Николая, а после вернулась к мужу. Первые годы жизни ребенка были тяжелыми — он страдал от астмы, и родителям приходилось держать его на руках вертикально, чтобы тот мог поспать. Но даже общая проблема не смогла склеить обратно этот пламенный союз. «Тогда я просто была в недоумении и у меня была свое понимание абьюза — что я не могу любить тот топор, который меня убивает», — решила Евгения и ушла от Михаила.
Жить приходилось в «Ниве», которая осталась ей после развода, и перебиваться по домам друзей. В тот тяжелый период Добровольская встретила Ярослава Бойко. Знакомство, скорее всего, состоялось на съемках картины «Подозрение» — как жестко и символично! Ведь у актера была жена, которая как раз носила под сердцем их второго ребенка. У Евгении не было мысли о том, рожать или не рожать, — она даже отчасти была рада, что воспитает сына самостоятельно.
«Мои родители узнали о том, что скоро у них появится новый внук, из СМИ. Беременной я вышла на сцену получать ''Нику'' и, конечно, оказалась во всех газетах, — поделилась артистка. — Это было для них шоком. А мне просто не хотелось расстраивать родных».
Третий сын Ян появился на свет уже после того, как Евгения рассталась с Ярославом. Со своим отцом мальчик познакомился по собственной инициативе, и многодетная мать считает, что это правильный ход событий. Бойко старается не упоминать свою измену: с женой Рамуне Ходоркайте они в тот момент не расстались и вместе пережили опасный кризис, и потому о внебрачном сыне актер говорит только одно — отмечая, что у него «все хорошо».
Добровольская не сожалеет о том, что произошло, и отмечает, что каждый из ее детей был желанным. Но при этом она никогда не рожала, как это принято говорить, «для себя» — всякий раз она надеялась, что у ребенка будет отец и полноценное детство.
«''Для себя'' — это прямой путь к тому, чтобы искалечить психику ребенка. Те женщины, кто собрался родить малыша от таинственного незнакомца, должны знать, что однажды он обязательно спросит: ''Кто мой отец? '' А дальше начнется — ''Зачем ты это сделала?! Я не просил! Расскажи, кто он и что! Покажи! Я хочу знать! ''» — утверждает Евгения.
Лишь в четвертый раз ей удалось прийти к понимаю семьи, о которой она мечтала. Брак с кинооператором Дмитриев Мананниковым длится уже 13 лет, хотя и не без трудностей. Выходить замуж в третий раз артистка уже совсем не хотела, но пошла под венец только ради того, чтобы хотя бы дочери Анастасии досталась полноценная семья со всеми традиционными атрибутами. Разница в 13 лет пару не смущает.
Девочку Евгения родила в 44 года. Беременность была тяжелой: звезда весила 85 килограммов, из-за чего под тяжестью сместились позвоночные диски. У Евгении отнималась рука, и она даже не могла поднять свою дочь. К счастью, все обошлось, и с помощью врачей Добровольская вернулась в форму.
«Мы долго не женились, потому что я не хотела быть женой. Это все делалось для того, чтоб у дочки был папа, — призналась Евгения. — Мы живем вместе, все хорошо, он отличный папа, заботливый муж».
Так получилось, что материнство действительно заняло у нее добрую часть карьеры, но, вопреки словам Касаткиной о том, что женщина может быть либо актрисой, либо матерью, Добровольская смогла успеть все. Несмотря на разводы и расставания, ее дети все же получили долю отеческой любви.
«Отцы оказывают на них влияние, иногда не то, которого хочется мне, но это неважно. Папы занимают большое место в жизнях всех моих детей. Каждый общается со своим отцом самостоятельно, я на это никак не влияю, не контролирую и вообще даже не знаю, как это самое общение проходит», — рассказала актриса.
Сожалеет ли Евгения хоть об одном своем решении? Вряд ли. В конце концов, даже фамилия у нее говорящая — все в своей жизни она делала по своей доброй воле. Влюблялась — любила до потери памяти, ненавидела — уходила, защищала своего ребенка — делала все, чтобы его детство было полноценным.
«Когда я задумываюсь о том, что же рассказать в книге о себе, создается ощущение, будто бы все это было не со мной, — признается актриса. — Настолько ярко, насыщенно, разнообразно. От комедии до трагедии и обратно».
Фото: Legion-Media.ru, Persona Stars, PhotoXPress.ru