31 марта Алене Бабенко исполнилось 50 лет. Зрелая цифра для состоявшейся, уверенной в себе женщины, и внушительная, если оглядываться на фильмографию артистки. Хотя свой творческий путь и славу будущая звезда российского кинематографа познала поздно. О ней как о большой актрисе заговорили, когда Бабенко стукнуло уже 32 года. До этого момента ей пришлось пройти целую череду испытаний и разочарований.
Елена Баранова (девичья фамилия актрисы) родилась 31 марта 1972 года в Кемерово. Мать — преподаватель фортепиано, отец — инженер: стандартная, среднестатистическая семья. Лена об артистической карьере не мечтала, она хотела быть балериной. Однако после окончания школы, по настоянию родителей, поступила в Томский государственный университет на факультет прикладной математики и кибернетики. Впрочем, уже на первом курсе поняла, что точные науки — это не ее, но не бросать же престижный факультет. Что скажут родители? Отдушину от скучных лекций молодая студентка нашла в местном театре эстрадных миниатюр (СТЭМ) «Эстyc». Увидела объявление в вузе, решила попробовать и почти сразу поняла: это то, чем она готова заниматься всю жизнь. Даже если за это ей никогда не будут платить.
«Родителей не обрадовала моя идея стать актрисой. Они считали, что это несерьезно. Но в душе у меня, наверное, всегда жила тайная мечта стать артисткой», — вспоминала звезда.
С трудом сдав сессию после первого курса, Баранова махнула в Москву, на курс к Табакову, но провалилась на экзаменах. Приемная комиссия посчитала, что девушке не хватает таланта, в ней много зажатости, не развита яркость речи и манер. Разочарованная Елена вернулась домой, но занятия в студенческом театре не бросила. И решение не оставлять лицедейство в итоге привело ее к знакомству с телережиссером Виталием Бабенко. Лена влюбилась, жених быстро позвал ее в Москву. На пятом курсе она бросила вуз и переехала жить в столицу.
Новую жизнь в главном городе России она решила начать со смены имени — так Елена Баранова превратилась в Алену Бабенко. Очень быстро супруги стали родителями, маленького Никиту окружили заботой дедушки и бабушки, и будущая звезда поняла, что сейчас ее шанс поступить во ВГИК. Еще немного и ее не возьмут туда по возрасту.
Учеба в творческом вузе стала для сибирячки сродни тому, будто она долго гуляла по лесу в тумане и вот наконец вышла на свет. Занятия давались легко, преподавателей, а она поступила на курс Ромашина, Бабенко обожала, одногруппники оказались дружными и классными, и сразу же после получения диплома Бабенко досталась роль в сериале «Каменская».
Позже Алена признается, что была уверена: роль в суперизвестном сериале откроет ей дорогу к съемкам в большом метре, но этого не произошло. Еще несколько лет она участвовала только в эпизодах — решающим стал сериал «Подари мне жизнь». Здесь девушку с яркой улыбкой заметили ассистенты Павла Чухрая и пригласили на кастинг в новый проект — «Водитель для Веры». Сниматься у такого именитого режиссера?
Бабенко сразу поняла, что вытянула лотерейный билет, и сделала все для того, чтобы получить главную роль. Это Бабенко предложила автору сценария сделать Веру хромой, Алена полностью придумала и биографию дочки номенклатурной шишки. Сразу же произошел коннект у актрисы и с украинским актером Богданом Ступкой, которого утвердили на роль генерала, отца ее героини.
Актриса вспоминала их первую встречу так: «Когда он приехал в Москву на пробу грима и костюма, я зашла в актерский цех. Ступка сидел в майке, тренировочных штанах… Нас представили друг другу: ''Алена, это Богдан Сильвестрович Ступка, твой ПАПА! А это Алена Бабенко, ваша ДОЧЬ! '' ''Па-а-апочка! '' — закричала я, а он улыбнулся и по-свойски произнес: ''До-о-оча! '' Я села к Ступке на колени, и нас сфотографировали. Снимок у меня дома хранится… Он очень быстро меняется, может играть что угодно. Мастер высшей категории. Учиться и учиться у такого мэтра!»
Съемочный процесс шел трудно, каждую сцену снимали по несколько дублей. Богдан Ступка со смехом рассказывал, как с десяток раз пил портвейн стаканами, а потом еле стоял на ногах. А вот Алене Бабенко было не до шуток — сцену в кабинете генерала, где Вера заявляет отцу, что беременна, а он в ответ бьет ее по лицу, снимали 18 дублей! Режиссер не позволял съемочной группе расслабляться, у некоторых актеров даже случались нервные срывы.
Под конец съемок Игорь Петренко признался: «У меня такое ощущение, будто мы в течение дух лет каждый день давали премьеру спектакля».
Но все жертвы были не напрасны — фильм стал триумфатором «Кинотавра», получил «Золотого орла», «Нику», Гран-при Онфлерского фестиваля российского кино, Гран-при Международного кинофестиваля в Минске.
После такого успеха предложения новых ролей от режиссеров посыпались на Бабенко. «Дети Ванюхина», «Лебединый рай», «Золотой теленок», «Люби меня», «Жесть», «Карнавальная ночь 2, или Пятьдесят лет спустя», «Инди», «Свои дети», «Юнкера», «Апостол», «Иллюзия страха», «Папа напрокат», «Каникулы строгого режима», «Группа счастья», «Случайный свидетель», «Бездна», «Однажды в Ростове», «Прощание», «Сердце Ангела», «Экипаж», «Мурка» — звезда «Водителя для Веры» сыграла десятки главных ролей в кино.
«Я в кино все время рискую, провожу такие страшные эксперименты. Потому что сложная роль — это всегда интересно. Я не помню ни одной своей роли, в которой было бы легко сниматься. Все давалось кровью», — признавалась Алена в одном из интервью.
Вверх пошла и театральная карьера Бабенко. Больше 14 лет она одна из ведущих актрис «Современника», задействована в шести лучших постановках театра. А вот личная жизнь после прихода известности, напротив, начала рушиться.
Прожившие больше 17 лет в браке и родившие сына Никиту Алена и Виталий Бабенко, в конце концов, поняли, что устали друг от другу. Да и «испытание медными трубами» актриса прошла не без труда. Она до сих пор винит себя в том, что ей не хватило мудрости сохранить первый брак.
«Я позволяла себе гулять, приходить поздно домой, не звонить. Сложно мне тогда было быть матерью и хорошей женой. Такая трагедия была в жизни. Просто невозможно быть вместе. Сын тяжело переживал, на полгода замкнулся в себе, но все же смирился», — рассказывала артистка в эфире шоу «Судьба человека» на канале «Россия 1».
«Мне казалось, что жизнь изменится, если поменять машину, квартиру и мужа», — подытоживала Бабенко.
Ходят слухи, что на этот период пришелся бурный роман Бабенко с Александром Домогаровым, но оба в интервью просят не поднимать эту тему. Похоже, разрыв для них был болезненным.
Вторым мужем звезды стал Эдуард Субоч. Они столкнулись случайно на «Кинотавре». Больше двух лет Бабенко встречалась с мастером спорта по прыжкам на лыжах с трамплина, прежде чем красавец решил бросить жену и маленького сына. Пара поженилась в 2011 году, а позже обвенчалась в маленькой деревушке в Подмосковье.
«Он несколько раз звал меня замуж, но я не сразу согласилась. Не знала, что делать, ведь после первого брака у меня было чувство вины, я считала себя разрушителем», — рассказывала артистка.
Во втором браке у Бабенко детей не случилось, хотя она мечтала родить еще дочку. Зато рано порадовал внуком сын Никита. И это стало невероятной радостью для бабушки-артистки. Только с маленьким Теодором, по ее словам, она смогла прочувствовать всю силу нежности материнства.
«Я счастлива безмерно. Слава Богу, пока я хожу, двигаюсь, могу воспитывать, сказки читать. Я за то, чтобы дети рождались рано и в большом количестве. И я счастлива, что у меня сын в нормальном возрасте женился. Не дождался 30 лет, не заматерел, не подождал, пока у него накопятся деньги или еще что-то… Как только ты из любви все делаешь, и женишься, и рожаешь детей, все дается потом, все приобретается», — призналась Алена.
Фото: Кадры из фильма, Legion-Media, Андрей Калмыков/Woman.ru, Persona Stars, PhotoXPress.ru, Матыцин Валерий/ТАСС