3 октября свой 71-й день рождения празднует блистательная Елена Коренева, а мы рассказываем вам ее историю вечного поиска себя.
«Очаровательно!», «Идеальная тургеневская Ася!», «Прелесть!» — хором кричали кинокритики после громких премьер с Еленой Кореневой в главой роли. «Идиотка», — парировала актриса, а потом махнула на все рукой и сама махнула в Америку, где застряла на 11 лет. «Милейшая пара!» — говорили приятели о ее браке с иностранцем Кевином Моссом.
Ее жизнь вообще получилась одним большим контрастом, а сама актриса, не связанная семьей и детьми, почему-то всегда оказывалась в плену обстоятельств. Противостояние ее планов и предначертанной реальности началось еще в детстве, когда маленькая Лена мечтала стать балериной и порхать однажды по сцене Большого театра.
«Как — в балет? — удивлялись знакомые семьи. — А кино?» Действительно, Кореневой были открыты все пути на большие экраны, учитывая ее врожденный артистизм и родителей, живущих на съемочной площадке.
Алексей Коренев, известный советский и российский режиссер, подарил нам «Большую перемену» и «По семейным обстоятельствам», мать Наталья сначала была актрисой, а потом стала помощником режиссера в картинах «Ирония судьбы» и «Покровские ворота».
В 11 лет Елену впервые постигло большое разочарование: в хореографическое училище при Большом театре ее не взяли. Расстроенная девочка еще долго не знала, чем ей заниматься, а через пять лет отец предложил сыграть в его фильме «Вас вызывает Таймыр». Дуня Бабурина в исполнении Кореневой запомнилась советскому зрителю, и ее чаще стали приглашать на второстепенные роли и в массовку.
В титрах «Большой перемены» Елена не указана, но в картине снялась как девушка в библиотеке, в «Пой песню, поэт» появилась как героиня на пароме. Была не была, может, попробовать уже все-таки эту актерскую карьеру?
Правда, в Щукинское училище будущая звезда сцены поступила только со второго раза, и то заручившись поддержкой родителей. Алексею Александровичу пришлось позвонить Олегу Ефремову, а ему поговорить с руководителем «Щуки». Но в итоге преподаватели и директор остались довольны: юная актриса быстро доказала, что имеет право учиться у них, и к тому же — одарена талантами.
На втором курсе студентка отметила свой творческий дебют, да еще какой! В фильм Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных» Елена попала тоже отчасти с помощью родителей: мать долго не могла найти подходящую актрису, и кто-то из коллег посоветовал попробовать дочь. «Нам такая и нужна», — подтвердил Кончаловский после проб.
Именно тогда в жизни Елены случилась вторая большая влюбленность в режиссера, с которым ее связали три года служебного романа. Но в тот момент Андрей был расписан с француженкой Вивиан Годе и всерьез подумывал о переезде. Кореневой с горечью пришлось осознать, что в планы режиссера она не входит. Разве что только в творческие.
Это был пик карьеры Елены: роли в «Сибираде», «Асе», «Том самом Мюнхаузене» и «Экипаже» сделали ее всесоюзной знаменитостью, а зрители с нетерпением замирали у экрана, чтобы посмотреть, в кого эта хрупкая девушка мастерски перевоплотится на этот раз. Кореневу любили во многом именно за ее изменчивость — с годами она получала все более сложные роли, да и сама становилась менее простой.
1979 год. Канны. Сериал Кончаловского «Сибириада» с Еленой в главной роли претендует на гран-при, который ему уже почти гарантирован. Но председатель жюри Франсуаза Саган неожиданно заявляет, что покинет фестиваль, если советскому проекту единолично отдадут первое место. «Пусть делит с фильмом Фрэнсиса Копполы», — отрезала писательница.
В итоге Кончаловскому присудили награду меньшей степени, а сериал и его актеров на родине чествовали как незаслуженно наказанных героев. Казалось бы, после этого случая Елены были открыты все пути на советских экранах, все главные роли и лучшие проекты, но она решила уехать. У официальной причины было имя — Кевин Мосс, о неофициальных знает только она.
Американец приехал в Россию, чтобы изучать славистику и славянский фольклор, а вернулся домой с багажом знаний и женой.
Переезд состоялся спустя несколько месяцев после свадьбы, как будто Елене не терпелось круто изменить жизнь и начать все с нуля за океаном.
Молодые условились на своеобразный тест-драйв: полгода актриса поживет в Америке, а потом сможет навестить родных. И первое время все шло хорошо: Елена начала изучать философию, о чем давно мечтала, приходила на лекции к своему мужу, знакомилась с непривычным творческим миром в Штатах. А когда засобиралась домой, не смогла получить визу.
Коренева попала в ранг «неблагонадежных» из-за многочисленных приятелей-иностранцев и отличного знания языков. Мать артистки одно за другим посылала ей приглашения на возвращение домой, а Елене раз за разом отказывали. А потом еще и рухнул ее брак с Кевином, который разобрался в себе и понял, что играет за другую команду. В итоге Коренева застряла на чужбине на 11 лет. Долгих лет.
В Штатах актриса закрутила еще два романа, но оба закончились неудачей. Неунывающая актриса решила, что это такое испытание, которое нужно пройти, поэтому начала искать любую работу. В Америке она смогла сыграть в нескольких фильмах и полюбиться местному зрителю, а еще устроилась в знаменитый ресторан «Русский самовар», которым тогда владели Михаил Барышников, Роман Каплан и Иосиф Бродский.
Воспоминания о поэте у Елены остались самые добрые: он следил, чтобы его звездная официантка была накормлена, когда та грустила, отвлекал ее разговорами, всегда находил время для беседы по душам. Однажды она поделилась с Бродским своими метаниями: нужно ли вообще возвращаться домой? Поэт ответил: «Америка подходит тем, у кого слоновья кожа».
Поразмыслив, Елена решила, что ее кожа для американской мечты не подходит, и бросила все силы на возвращение. На родине она снова встретила друга детства Андрея Ташкова, с которым судьба то сводила, то разводила ее.
Сама актриса сравнивала их отношения с пунктирной линией, которая прерывалась, но не заканчивалась. Но и в этом браке Коренева не нашла счастья, разъехавшись с супругом спустя пять лет. Обиды друг на друга они не держат — хотя разве хоть когда-то Елена обижалась?
Коренева по-прежнему живет в России и больше уезжать, кажется, не планирует. Она играет в театре и иногда снимается в кино. Одна из последних ее пьес называется «Спасти орхидею». Как автобиографично! Хотя сама себя Елена назвала «Идиоткой», подписав так книгу о своей судьбе. А может быть, лучше «Парус»? Который, как у Лермонтова, ищет бури, как будто в бурях есть покой…
Фото: кадр из фильма, Legion-Media/Splash news, Persona Stars, PhotoXPress.ru, Эмиль Матвеев/ТАСС, Артем Коротаев/ТАСС, фотохроника ТАСС