Участие Ольги Бузовой в постановке МХАТ имени Горького — тот редкий случай, когда сложно четко определить свое мнение. Каждый новый факт, вскрывающий детали сотрудничества поющей ведущей с одним из главных театров страны, меняет отношение к этому событию на диаметрально противоположное. Сначала общество, конечно, было шокировано: на сцену, где раньше выступали Анастасия Вертинская, Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов и другие легенды, выйдет Ольга.
«Я играю и пою в новой постановке во МХАТе», — поделилась Бузова в своем Инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация). «А ты умеешь?» — острили подписчики. Позже худрук театра, Эдуард Бояков, объяснил свое решение пригласить звезду для участия в спектакле «Чудесный грузин, сравнив ее с Энди Уорхолом и назвав ее «феноменом современности», чем вызвал огромный резонанс. Впрочем, позже он добавил, что никакого посягательства на культурные ценности в этом прецеденте не видит, ведь Ольга «сыграет саму себя». Так кто же он — персонаж Бузовой?
«Она будет Беллой Шанталь. Певицей кабаре и корпоративов, — объяснил Бояков. — Такая смешная, вызывающая у всех усмешку».
Однако в биографии Иосифа Сталина, о котором, собственно, и написана пьеса «Чудесный грузин», никакая Шанталь не значится. Постановка, естественно, не претендует на жанр документалистики, однако логично будет предположить, что с кого-то образ Беллы все-таки списан. Бояков уже упоминал Мату Хари, которой персонаж Бузовой обернется в конце. Выяснилось, что в жизни Сталина действительно была одна певица, сыгравшая в судьбе вождя значительную роль, — только выступала она не в кабаре, а на сцене Большого.
Когда в 1994 году были опубликованы воспоминания Веры Давыдовой, названной любовницей Сталина, страна была в таком же шоке, как после новости о МХАТе и Бузовой сегодня. До сих пор критики спорят: реальны ли эти реминисценции или они являются коммерческой выдумкой автора книги, Леонарда Гендлина? История любви «товарища Давыдовой» и Сталина, тем не менее, вызывает бесконечный интерес — предлагаем ознакомиться с личностью той, кем вероятно вдохновлен персонаж Бузовой.
«Я решилась обнажить жизнь Сталина, с которым находилась в интимных отношениях 19 лет. Я знала, что Сталин любил меня и ждал каждой нашей встречи», — начала «исповедь» Вера Давыдова. Будущая оперная звезда родилась в скромной семье землемера и учительницы в Нижнем Новгороде. В 18 лет она решила поехать в Ленинград, чтобы научиться петь — одна, без помощи родителей. Молодое дарование оценили по достоинству: Вера сдала экзамены и стала студенткой Ленинградской консерватории.
В 26 лет она уже была настоящей звездой. Давыдова выступала в Мариинском театре, блистательно исполняя партии в «Аиде» и «Кармен», вскоре она стала дублершей солистки — карьера молодой певицы шла в гору. Поворотным моментом стали гастроли в Москву, где премьеру в Большом посетил сам вождь. Когда труппа узнала, кто придет посмотреть на них, они почти перестали есть и спать — только готовились к выходу на сцену.
В тот день, когда ее судьба решалась в «высшем кругу», Вера страшно нервничала: пуховка, которую она нервно теребила в руках, то и дело выпадала из рук, а сама певица тревожно озиралась по сторонам — как будто Сталин зайдет к ней в гримерку и отчитает. Как Давыдова вышла на сцену, она не помнила, свет слепил глаза, как будто на сцене она впервые. Следующее, что помнила прима — голос Сталина, который похвалил ее лично, позвав в правительственную ложу: «Поздравляю с успехом, товарищ Давыдова».
На банкете после триумфального спектакля Вере объявили, что она переезжает в Москву. Мнением артистки никто не поинтересовался, да она и сама не комментировала приказ. Спустя месяц прима обосновалась в столице.
В том же году Вера была назначена солисткой Большого театра, позже трижды становилась лауреатом Сталинской премии. С огромными корзинами цветов, которые певица находила в своей гримерной регулярно, она возвращалась к себе домой — в трехкомнатную квартиру, куда ее поселили. И, что интересно — к законному мужу. Еще в консерватории она вышла замуж за Дмитрия Мчелидзе, с которым вскоре решит пожить отдельно. Развод супруги так и не оформили.
После концерта в Кремле, который дала оперная дива в Новогоднюю ночь, ее пригласили на праздничный банкет. И, как в первый раз, ей было приказано сделать еще один шаг навстречу своей авторитарной судьбе — выйти из зала, сесть в автомобиль, ожидающий ее на Манежной площади, и не задавать лишних вопросов. Молчаливый шофер отвез Давыдову домой к Иосифу Виссарионовичу.
«Мы вошли в комнату, где стоял большой низкий диван. Он выключил свет. В темноте Иосиф Сталин обнимал и ласкал меня. Его жесткие усы кололи мне лицо», — так Вера описала вечер, когда из любимицы публики она стала любимицей вождя.
Встречи стали регулярными. Могла ли Вера отказаться? Вряд ли — лишнее слово или неповиновение могло стоить ей не только карьеры, но и жизни. К тому же, она не совсем понимала этого неласкового мужчину, который в минуты нежности строго произносил: «Товарищ Давыдова, разденьтесь». Согласно воспоминаниям, Сталин ревновал Веру к ее мужу и просил ее «не спать с ним». А чтобы наверняка разубедить любимую женщину в близости с супругом, предлагал показать фотографии его неверности — снимки и документы уже были собраны.
Певица немного знала грузинский благодаря Мчелидзе и могла ответить вождю на его родном языке, чем вызывала его одобрение. Но эти строгие и тайные отношения, какими бы они ни были странными, пережили войну: Сталин не был против того, чтобы в это страшное время Вера осталась под присмотром мужа и уехала в Куйбышев (ныне Самара). В 1945 году она вернулась в столицу, но вождь уже не стремился проводить с ней так много времени, как раньше — все изменилось.
Давыдова металась в страшных мучениях: что будет дальше? Впала ли она в немилость или дело не в ней? Семь лет она не знала, что будет дальше, и каждый день просыпалась с щемящей тревогой в груди в ожидании звонка, записки или стука в дверь. Все закончилось в 1952 году, за год до смерти вождя. Во время последней встречи они не прощались, но оперная дива смутно предчувствовала, что больше не увидит его. Так и произошло: когда не стало Иосифа Виссарионовича, Вера вместе с мужем переехала в Тбилиси, где преподавала в консерватории.
После смерти супруга Давыдова хотела было вернуться в Москву, но что-то не давало ей вновь пройтись по Красной площади и взглянуть на Кремль. Она решила остаться и навещать могилу супруга, который был молчаливым наблюдателем этой тайной истории. Родные певицы рассказывают: когда она прочла эту книгу о себе, которую мы цитировали для вас, ее хватил удар: якобы именно из-за этого Вера и умерла.
Но автор воспоминаний утверждает: однажды Давыдова, не в силах держать в себе свой огромный секрет, поговорила с ним по душам и предупредила, что если тот опубликует ее слова, она станет все отрицать. Но перед тем, как поведать Гендлину о своей судьбе, она спросила: «Скажите, Леонард, вы смелый человек?».
Еще больше новостей в нашем
Фото: Кадр из спектакля, @buzova86/Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), Getty Images, Андрей Калмыков/Woman.ru, Соболев Валентин/ТАСС