О том, что Ирине Алферовой суждено стать великой актрисой, первым понял руководитель театральной студии в Новосибирске, где будущая звезда «Хождения по мукам» начала заниматься в старших классах школы. Сама девушка большими амбициями тогда не обладала и хотела для себя тихой и спокойной жизни. Она планировала остаться в родном городе, где все уже давно знакомо и понятно, получить образование, найти работу, но преподаватель уговорил ее уехать в Москву и поступить в ГИТИС.
Он был уверен: красавица с ангельскими глазами покорит не одну театральную сцену и будет очаровывать тысячи мужчин, глядя на них с экранов. Но, как оказалось, эффектная внешность, даже приправленная исключительным талантом, еще никому не гарантирует успех. Третьим и едва ли не самым важным ингредиентом этого «зелья триумфа» должно было стать везение, и вот с ним у Алферовой возникли проблемы.
Поступление в ГИТИС далось Ирине Алферовой непросто, но после нескольких туров вступительных испытаний ее все же зачислили в ряды студентов. В первое время учеба шла тяжело. Преподаватели требовали у девушки во время этюдов показывать разные эмоции — от отчаяния до восторга, но она все никак не могла раскрепоститься и существовала будто в каком-то коконе.
Алферова была хороша в драме, но вот в комедийных образах смотрелась чужеродно. Уже позже актриса признавалась, что никак не могла сыграть на сцене счастье, потому что в какой-то момент своей жизни просто разучилась радоваться.
Это произошло еще в детстве — после того, как отец девушки попал под поезд и остался инвалидом. Тогда Ирине пришлось резко повзрослеть, стать надежной опорой для своей матери, и на такие простые удовольствия, как встречи с подружками, свидания или походы в кино, у нее просто не оставалось сил.
Но талант, которым обладала Алферова, не мог долго жить в глубине ее души и постепенно начал прорываться наружу. Спустя несколько месяцев после поступления Ирина уже считалась лучшей студенткой.
Преподаватели называли девушку своей любимицей, а однокурсники не могли отвести от нее восхищенных взглядов. Алферова не была стервозной femme fatale, разбивающей сердца. Мужчины назвали ее не иначе как ангелом, который спустился с небес, чтобы принести в этот жестокий мир немного доброты и нежности.
Еще во время учебы в институте Алферовой предложили сыграть Дашу Булавину в 13-серийном фильме «Хождение по мукам». Режиссер Василий Ордынский пообещал девушке, что эта роль сделает ее звездой Советского Союза, но поставил одно условие. Ровно пять лет — именно столько длились съемки — ей нельзя было работать ни в одном театре. Ирина мечтала о сцене, но не стала упускать шанс и согласилась.
Возможно, если бы не эта жертва, карьера Алферовой сложилась бы по-другому. За все то время, пока актриса работала с Ордынским, она отвергла предложения Гайдая, Чухрая и других режиссеров и терпеливо ждала дня, когда проснется знаменитой.
«Не верь никому! Не соглашайся! Ты должна появиться вот так, в этой роли!» — раз за разом повторял Ирине Василий Ордынский.
Некоторые знакомые Алферовой верили, что режиссер делает это для того, чтобы обеспечить юной актрисе триумфальный дебют на экранах, но были и другие версии.
Близкие друзья девушки считали, что режиссер был влюблен в актрису, хотел завести с ней роман, но она отвергла его ухаживания. Тогда Ордынский решил отомстить, но не самой Ирине, а ее карьере. Он был уверен: актриса, которая, по его словам, обладала какой-то мистической красотой, обязательно станет легендой, поэтому долго не отпускал ее в другие проекты и не давал ей возможность прославиться.
Но длиться вечно это не могло. После того как «Хождение по мукам» увидели первые зрители, они мгновенно влюбились в главную героиню. Несмотря на то что эта роль для звезды была дебютной, многие критики до сих пор считают ее лучшей в карьере Алферовой.
После такого успеха актриса могла бы продолжить сниматься в кино, но она решила исполнить свою главную мечту и пошла работать в театр. Однажды она пришла в «Ленком» на спектакль с Александром Абдуловым и осталась под таким впечатлением от его харизмы, что попросила режиссера Марка Захарова принять ее в труппу — и неожиданно для самой себя получила место.
Теперь каждый день она могла видеться с Абдуловым на репетициях, но однажды поняла, что любит его не только как актера, но и как мужчину. Вскоре Ирина и Александр поженились и получили от поклонников титул самой красивой звездной пары СССР.
Захаров хоть и дал Алферовой работу, брать ее на главные роли не торопился. Актриса была задействована во многих спектаклях, но играла исключительно в массовке и имела в запасе лишь пару минут для того, чтобы блеснуть перед зрителями.
Она просила супруга поговорить с режиссером и «выбить» для нее хотя бы одну главную роль, но тот не соглашался.
«А чего ей помогать, она и так талантливая, сама всего достигнет…» — говорил Абдулов.
Но Алферова так и оставалась в тени других звезд.
Поговаривали, что Марк Захаров недолюбливал всех актрис, а роль примы «Ленкома» берег для дочки Александры. Впрочем, наследнице театрального деятеля, как и Алферовой, тоже пришлось пройти испытание «массовкой», которое для нее продлилось почти 12 лет.
Алферова несколько раз пыталась уйти из «Ленкома», но Захаров уговаривал ее остаться. В паре с Абдуловым Алферова стала своеобразным брендом — и потерять ее значило лишиться части зрителей.
Режиссер не давал актрисе главные роли, но в то же время не разрешал ей развиваться в других сферах и часто запрещал сниматься в кино. Ирина верила, что однажды все ее страдания обязательно будут вознаграждены, и слепо доверяла Захарову, но он не оправдывал ее ожиданий долгих 17 лет.
«У нас был замечательный театр. Однако со мной поступали, конечно, не очень честно. Но я понимала: если смотреть на Чурикову, Пельтцер, Леонова, то в общем это тоже школа. Тогда не существовало антреприз, а уйти в никуда я боялась, вот и мучилась. Терпела и искренне не понимала, почему мне не достаются хорошие роли», — позже признавалась Алферова.
Поворотным для Ирины Алферовой стал 1993 год, когда она все же смогла добиться внимания со стороны Марка Захарова. В один прекрасный день он объявил актрисе, что дает ей главную роль в спектакле. Ей предстояло сыграть… женщину-собаку. По сценарию в постановке у Алферовой не было ни одной реплики: все эмоции ей предстояло выражать через лай.
«Я приступила к репетициям. Чурикова и Саша Захарова, значит, играют таких благородных красивых дам с веерами на балу, а я играю женщину, которая на балу покрывается волосами, превращаясь в собаку, и начинает истошно лаять», — рассказывала Алферова.
В этом образе она появилась на сцене всего пару раз, а потом написала заявление об увольнении. Момента, когда ее талант начнут ценить по достоинству, она так и не дождалась, ее брак с Абдуловым дал трещину, и Алферова решила начать все заново. Тогда актрисе было больше 40 лет — всю свою юность она провела на театральной «скамейке запасных».
В молодости Ирина Алферова упустила много интересных ролей, но благодаря фильмам «Хождение по мукам» и «Д`Артаньян и три мушкетера» все равно была довольно популярной актрисой со своей армией поклонников. В середине 1990-х она начала выступать на сцене репертуарного театра «Школа современной пьесы», где наконец реализовалась в полной мере: сыграла главных героинь в спектаклях «Чайка», «Медведь», «Пришел мужчина к женщине» и других.
Актриса признается: в ее случае яркая внешность не стала гарантом успеха, но на режиссеров, которые постоянно «придерживали» ее талант, она зла не держит. Звезда говорит, что они научили ее терпению и избирательности в выборе ролей.
Да, Ирина Алферова снималась не так часто, как ей хотелось бы, но зато это сделало ее фильмографию безупречной. Сейчас звезда уверяет: ей не стыдно ни за одну свою работу в кино, ни за один выход на сцену.
И хотя неземная красота не помогла Алферовой вознестись на Олимп театрального мира, актриса признается: она скучает по тем временам, когда ей восхищались мужчины. Ирина смогла пережить и предательства возлюбленных, и отсутствие ролей, но впервые в жизни испытала настоящее отчаяние, когда однажды посмотрела на себя в зеркало и поняла, что стареет.
Однако тот факт, что ее морщины становятся все глубже, а волосы — все седее, актриса приняла с достоинством. Она поняла: гнаться за вечной молодостью с помощью пластических операций — это не выход, и решила благородно принять свой возраст.
Сегодня, когда звезде кино исполнилось 73 года, она еще не может похвастаться тем, что достигла в этом вопросе абсолютного дзена, и находится только в самом начале пути, но готовится пройти его с высоко поднятой головой.
«Дело в том, что человек-то не стареет. Вот я вижу в зеркале изменения. Почему это болезненно? Потому что это не я, я не могу к такой себе привыкнуть. Изменилась внешность, изменилось тело. А внутри-то ничего не изменилось, мудрость, конечно, есть определенная, но все равно все живое, и так же хочется любить», — говорит актриса, которая, как и в молодости, смотрит на мир своими пронзительными голубыми глазами.
Фото: Legion-Media.ru, Persona Stars, Фотохроника ТАСС