Юлия Высоцкая: «Почему-то казалось, что он будет всегда. Так он же и был всегда и как будто совсем не менялся. Самый импозантный (слово-то какое, из тех, советских времен), самый обаятельный. И так тонко и точно остроумный. Без него будет как-то совсем не так».
Екатерина Стриженова: «Нет, не хочу таких новостей… Дорогой Александр Анатольевич, как горько, что вы ушли и какое счастье, что вы были! Помню, как начиналась наша дружба — спектакли с невероятными аншлагами, репетиции, гастроли, посиделки… Когда байки про рыбалку, юмор высшей пробы, когда дружба — это святое, когда память — это незыблемо! Соболезнования от всей нашей семьи Наталье Николаевне, Мише, всем родным. Светлая память».
Иосиф Пригожин: «Как грустная новость. Сегодня не стало еще одного великого артиста —Александра Анатольевича Ширвиндта. Его творчество, талант, чувство юмора и вклад в искусство останутся навсегда в наших сердцах. Пусть его душа покоится с миром, а память о нем останется светлой и вечной. Соболезную близким, друзьям и поклонникам этого выдающегося человека».
Валерия: «Каждый раз чувствовала огромное счастье и гордость от того, что имею возможность соприкоснуться с великим. Так шутить с самым невозмутимым выражением лица мог только он — единственный и неповторимый Александр Анатольевич Ширвиндт. ''Все в сад..'', ''Мне кажется только, что это не Галя…'', «Какая кухня, такая и песня''. Фразы, произнесенные им, ушли в народ. Роли навсегда останутся в памяти. Покойтесь с миром, дорогой Александр Анатольевич!»
Игорь Николаев: «Это было счастье — общаться с Александром Анатольевичем, наслаждаться его абсолютно естественным ненатужным юмором и убийственной иронией, а в его книгах — и самоиронией тоже. В память об этом Человеке и Артисте послушайте аудиокниги-автобиографии в его авторском исполнении — ''Отрывки из обрывков'', ''Былое без дум'', ''Склероз, рассеянный по жизни'', ''Опережая некролог'', — и он снова предстанет перед вами во всем блеске своего уникального таланта. И вы будете смеяться сквозь слезы, и плакать сквозь смех. Прощайте, Мастер!»
Яна Поплавская: «Александр Ширвиндт. 19 июля 1934 — 15 марта 2024. Я хотела бы чтобы такие люди, как он, не уходили от нас! Царствие Небесное!»
Оскар Кучера: «Умер Александр Ширвиндт. Ему было 89 лет. Боже… Какая потеря… Очевидно, что мы все не вечны… но так грустно… Соболезную всем нам… Браво, Артист!»
Владимир Винокур: ««Шурик никогда не жаловался. Он был жизнерадостный, даже в самые тяжелые времена он не унывал»"
Александр Васильев: «Ушел великий Ширвиндт. Царствие небесное».
Александр Олешко: «Вот и все… Еще в 14:35 была надежда… Даже на то, что 3 апреля сыграем наш спектакль вместе. Наше последнее совместное фото. После этого он развернется и тихонько пойдет к выходу. 18 июня 2023 год. В августе я увижу Александра Анатольевича на похоронах Веры Кузьминичны Васильевой. Впервые растерянного, испуганного. Потом только звонки по телефону и общение через жену, Наталью Николаевну. И надежда, что он вырвется и будет жить».
Ольга Кузина: «Он был суперчеловеком. С огромным чувством юмора. Он своих никогда не бросал, защищал. Его всегда было просто приятно и весело слушать».
Юрий Рост: «ШИРВИНДТ — НАША ЖИЗНЕННАЯ УДАЧА. Талант — расходный материал, ум — подвержен усталости с годами, обаяние — тоже от возраста не прибавляется, доброта постепенно вытесняется безразличием, любовь — привычкой, дар жизни — обретенным мастерством проживать…
Тускнеет человек, устав тратить силы на сохранение образа, к которому приучил окружающий мир. Пожалуй, можно уже и не очень стараться нравиться. Да ты и не делаешь этого!
Необъяснимая загадка твоей природы, Шура, что в тебе не убывает жизнь, что она не теряет уникальных качеств, которые в силу прожитых лет обязаны были, если и не покинуть тебя вовсе, то точно уж прикрутить фитиль, чтоб сэкономить пламя. В конце концов, за всю твою блистательную жизнь любящие тебя, с невероятной щедростью одаренного природой, да еще приложившего доставляющие тебе удовольствие усилия, друзья и почитатели невероятного актерского (всегда готового к демонстрации) дара приучили себя воспринимать Александра Анатольевича Ширвидта, как нечто небывалое по силе притяжения к себе не только в театральном искусстве, но и в жизни.
Тебе веришь! Всегда!
Шура — блестящий Артист, создатель жанра, он режиссер, драматург, и главный зритель тоже он. Конечно, есть и другие зрители. Восторженные. Потому что ни с чем не сравниваемая невероятной плотности обаяния и остроумия пьеса под названием «Шура» идет уже лет семьдесят.
С аншлагом!
И неважно, сколько народа в креслах. Тысячный зал или единственный собеседник с рюмкой. И конкурентов на исполнение главной роли нет.
Помните выражение академика Ивана Павлова о том, что молоко — изумительная пища, приготовленная самой природой? У нобелевского лауреата есть и другие мысли, но они не так близко связаны с феноменом Александра Анатольевича Ширвиндта, который, на мой взгляд, изумительный актер, приготовленный самой природой с талантливым участием самого фигуранта.
Можно, разумеется, обаять одного влюбленного зрителя, можно заворожить целый театральный зал, но таких режиссеров как Эфрос, Захаров, Плучек в профессии обмануть не представляется возможным. Александр Анатольевич может предстать остроумным и самобытным писателем, художественным руководителем театра, профессором, а в своих книгах, на сцене и на экране достоверно изобразить какую-то другую жизнь, но основная роль Ширвиндта — Ширвиндт.
Он умен, парадоксален, талантлив, вальяжен и в известном смысле безразличен к тому, что не создано им самим на наших глазах. Слушать его — наслаждение, а смотреть на него — удовольствие.
Своим невероятным обаянием он переигрывает любых режиссеров и авторов, оставляя за собой право оставаться самим собой, в каких бы одеждах ни представал перед нами.
Он дружит для собственного удовольствия, а выигрывают и друзья, потому что доброе участие в чужих судьбах ему не обуза, а радость.
Для собственного удовольствия он ловит рыбу на Валдае (не столько он ее вылавливает, сколько, собственно, сидит с удочкой, покуривая трубочку, на берегу), а выигрывают не только семья и близкие, но и сама рыба. Общаясь с Шурой, какой-нибудь окунек или красноперка, разумеется, попадается на крючок (как и мы, впрочем). Но с этого привлекательного крючка совершенно не хочется сходить. Ну, мне, по крайней мере.
И играет он для собственного удовольствия. Раздал Создатель нам карты. Кому какие. И каждый выбирает игру. Кто бридж, кто преферанс, кто секу… А Шура играет на первый взгляд в простую, а на деле сложнейшую игру (спросите у профессионалов) — в дурака. Он не избавляется от карт, побивая старшей младшую, создавая иллюзию мгновенного (и временного) превосходства, а набирает себе полколоды и выстраивает кружевные комбинации, не унижающие соперника, но демонстрирующие красоту и остроумие его игры. Он не проигрывает, потому что не стремится выиграть.
… Хотя кто знает, что у этого природного Артиста, благородного и доброго человека внутри? Теперь мы не узнаем этого никогда. Одиноко и страшно без тебя, Шура! Сиротливо…»