Даже если вы не интересуетесь историей балета, не замираете на Вальсе цветов из «Щелкунчика» Чайковского и не следите за противостоянием Цискаридзе и Большого, имя Галины Улановой вам может быть знакомо. Ведь ее по праву называют великой балериной не только нашей страны, но и всего мира.
«Обыкновенная богиня», — говорил о ней Алексей Толстой.
«Великая молчунья», — не раз отмечал Николай Цискаридзе. И именно его словами можно было бы объяснить то, что всегда так интересовало обывателей — личную жизнь балерины. То, о чем она предпочитала не говорить, оставляя личное личным.
Галина Уланова появилась на свет 8 января в семье, в которой все были связаны с балетом — ее отец, Сергей Николаевич Уланов, работал с главным балетмейстером Мариинского театра М. И. Петипа, мать, Мария Федоровна Романова, была балетным педагогом. И именно к ней юную Галю зачислили в Петроградское хореографическое училище в возрасте 9 лет. Через три года искусство Терпсихоры ей будет преподавать Агриппина Ваганова — та самая, чьим именем позднее назовут Академию русского балета.
О том, что звезда родилась, стало всем понятно сразу после выпускного танца Улановой — она будет сразу зачислена в труппу Ленинградского театра оперы и балета (ныне Мариинский театр), а через несколько лет исполнит главную мечту всех балерин — станет солисткой Большого театра.
И вот что удивительно — Галина совсем не хотела этого признания и оваций, потому что знала на примере родителей, насколько тяжелой ценой дается все это («Непросто полюбить то, что трудно. А трудно было всегда, это у всех в нашей профессии…»)
Она мечтала стать… моряком! Бороздить океаны, открывать новые миры, но родители настаивали: только балет! Они-то видели в своем единственном ребенке музыкальную восприимчивость, прекрасный слух и пластичность, а замкнутость и невероятная застенчивость Гали исчезнут через несколько лет. Да, непростых, да, морально и физически тяжелых, но в балетном мире по-другому никак — только потом, кровью и слезами на свет появляется то, что назовут настоящим чудом.
Александр Вертинский: «Я ничего подобного в жизни не видел! Боже, каких вершин и высот может достигнуть творчество! Это точно дух Божий!.. Так потрясать мог только Шаляпин!.. Нельзя передать словами это впечатление… Как удержать, сохранить на земле это чудо? Как оставить потомкам это Евангелие для грядущих веков, чтобы учились у нее этому высочайшему, божественному искусству?»
Сергей Эйзенштейн: «Уланова — неотличима и несравнима с другими танцовщиками. По признаку самого сокровенного. По природе тайны… Она принадлежит другому измерению».
Сергей Прокофьев: «Она — гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия. В классических партиях Уланова полна выразительности, невиданной в балете двадцатого столетия…»
«Щелкунчик», «Спящая красавица», «Золушка», «Бахчисарайский фонтан» — Уланова стала звездой самых главных балетных постановок. И в каждую принесла свой неповторимый стиль. Подобных ей больше не было. Будут ли после?
Мэй Лань Фань: «''Умирающий лебедь''… Танцует Галина Уланова… на сцене нет никаких декораций, но балерина словно принесла с собой в зал осеннюю прохладу тихого озера, свет холодной луны, в котором отражается тень одинокого лебедя. В ее жестах — воспоминания об ушедшей весне, о любви, страдание…»
Бабушка Джульетта
Не знаем, как современные балерины готовятся к роли Одетты-Одиллии, чьи выступления пересматривают, но Уланова наблюдала за самыми настоящими плавающими лебедями, сидя около их озера долгими часами.
Природа вообще была ее главным вдохновением. Возможно, с этим связана особая пластичность ее хрупких рук, ее «молчание» на сцене — когда не нужно излишнего и напущенного драматизма, когда один поворот головы или плавный взмах ноги заставляют замирать всех зрителей в зале, которые всегда были настолько потрясены выступлением Улановой, что лишь спустя несколько минут, придя в себя, взрывались аплодисментами.
Именно такие аплодисменты сотрясали зал лондонского «Ковент-гардена», когда в 1956 году Галина Уланова выступала там в составе труппы Большого театра. Ей было уже за сорок, и это были ее первые зарубежные гастроли. Иностранный зритель еще не знал, какое чудо ему предстоит увидеть, а потому позволил себе весьма некрасиво высказаться в адрес танцовщицы.
«Бабушка Джульетта», — писала пресса про предстоящее выступление 46-летней балерины. Надеемся, им потом хватило смелости принести свои извинения, ибо Лондон был взят — талантом Улановой.
Как сообщают свидетели того вечера, после первого акта на какое-то время воцарилась тишина, а потом последовал взрыв оваций. Публика не отпускала Уланову более получаса: люди столпились у сцены, плакали, бросали цветы.
Ей осталось блистать на сцене всего четыре года.
Нет, не подумайте, что жизнь балерины трагическим образом оборвалась — к большому счастью она прожила долгих 88 лет, не только подарив этому миру красоту своего танца, но и воспитав целое поколение замечательных артистов балета: Николай Цискаридзе, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева.
В предпоследний день 1960-го года Уланова ушла со сцены. Но не ушла из профессии. Она продолжила работать в Большом театре, сотрудничала с парижской Гранд-Опера, Гамбургским балетом, Шведским Королевским балетом, Австралийским балетом.
А что же личная жизнь?
Помните, что Галину Улановой называли «великой молчуньей»? О своей личной жизни она молчала сильнее всего. Почему? «Все не так просто, и если говоришь о чем-то, о каком-то отдельном эпизоде, то надо добавлять еще долгую предысторию, пояснять, когда, с кем, почему и как. Это ведь интимные вещи, об этом не расскажешь», — поясняла она.
И все же о поклонниках богини танца было известно — правда, не так много и без подробностей, как того хотелось публике.
Все ее мужчины были напрямую связаны с миром искусства. Первым избранником Галины стал концертмейстер Исаак Меликовский. Через год его сменил дирижер Евгений Дубовский, но и этот союз оказался удивительно коротким.
Третьим спутником Улановой — и ее единственным официальным мужем — стал актер Юрий Завадский. Впрочем, здесь все тоже было весьма интересно — супруги не жили вместе. В те времена это шокировало многих. Актер продолжал делить быт со своей мамой в их семейной квартире, балерина отдыхала после выступлений в своей. В той знаменитой, что расположена в высотке на Котельнической набережной, где сейчас находится музей танцовщицы.
«Два творческих человека только так, на мой взгляд, и могут существовать, — уверяла звезда. — Он приходил ко мне, чтобы отдохнуть. Мы мало разговаривали, он просто садился в кресло напротив телевизора и долго смотрел его. Ему было достаточно просто моего присутствия. Наша жизнь состояла из его и моей работы».
Неудивительно, что мало кто верил в такой семейный союз. Куда больше интереса и эмоций у публики вызывала пара Уланова — Берсенев. Ведь режиссер был старше балерины на 20 лет и на момент их встречи состоял в браке. Какой скандал!
Впрочем, судя по всему, участников этого любовного треугольника все устраивало: супруга не подала на развод, Уланова не требовала жениться на ней. Но этой истории было отведено всего два года — Иван Берсенев умер. У его гроба, почти плечом к плечу, стояли жена и любовница.
Последний официальным спутником Улановой стал главный художник Большого театра Вадим Рындин. Весьма импозантный мужчина буквально боготворил Галину, но даже ее любовь не смогла победить его главную страсть — алкоголь. Балерина вновь осталась одна. И решила: хватит! Без мужчин ей будет намного спокойнее.
Одной. В своей квартире на Котельнической набережной. Рядом с очаровательными пуделем по кличке Bolshoi (или Большик) — собаку подарили английские поклонники после триумфальных гастролей в 1956 году.
Впрочем, неправильным будет сказать, что Уланова осталась одна. Во-первых, ее всегда окружали ученики и поклонники. Во-вторых, долгие годы рядом с ней был, пожалуй, главный человек ее жизни — подруга Татьяна Агафонова.
Сегодня в прессе можно найти самые разные заметки про эту женщину. Одни называют ее «приемной дочерью» балерины (своих детей она так и не родила). Другие — помощницей по хозяйству, секретарем, компаньонкой. Третьи уверяют: между Галиной и Татьяной было нечто большее, чем просто дружба. Мол, поэтому ни один мужчина не задерживался надолго рядом с Улановой, поэтому с ней никто из них не жил в ее квартире.
Татьяна была младше Галины на 20 лет, но покинула этот мир раньше нее — сгорела от рака. «Ей было чуть за 60. Жить бы еще могла. Теперь она за мной оттуда наблюдает», — делилась Уланова.
И продолжала жить. Тихо. Спокойно. Начиная каждый свой день с традиционной зарядки, помогавшей ей поддерживать форму, и одного яблока. После были занятия в Большом, а потом — опять в квартиру: книгу прочитать, телевизор посмотреть. Несмотря на все титулы и прижизненные памятники в европейских городах, ее скромность, в том числе и в быту, так и осталась при ней.
В 1992-м у Галины Сергеевны Улановой случился первый инсульт, а 21 марта 1998-го — второй.
Из жизни она ушла точно так же, как и со сцены в 1960-м — тихо и незаметно.
Фото: Getty Images, Legion Media, ТАСС