Любовь по-настоящему непредсказуема. Ее можно встретить совершенно случайно еще в молодости или искать всю жизнь, с каждым годом все отчаяннее веря в чудо. То, что надежда действительно умирает последней, не так давно доказал сын знаменитой советской актрисы Янины Жеймо, 83-летний Юлий. Он после 60 лет разлуки наконец смог встретиться со своей первой любовью Ирмой Серебренниковой и теперь не планирует расставаться с ней ни на минуту.
Ирма и Юлий познакомились в молодости: тогда он только начинал свою карьеру кинооператора, а она выступала в легендарном ансамбле «Березка». Их роман был пылким и стремительным, но спустя пару месяцев после начала отношений молодой человек был вынужден переехать с родителями в Польшу и покинуть девушку, которую считал своей единственной. В течение года влюбленные переписывались, но потом связь прервалась. Серебренникова вышла замуж, сменила фамилию, а Жеймо понял, что не хочет мешать ее счастью, и прекратил отправлять ей романтические послания.
Больше полувека Ирма и Юлий жили разными жизнями, но уже в зрелом возрасте поняли, что обязаны попробовать возродить любовь, которую упустили в молодости. В 2018 году они, благодаря телеведущему Андрею Малахову, впервые увидели друг друга по видеосвязи и сразу решили, что должны жить вместе. Тогда их планам помешала пандемия, и влюбленные не могли встретиться еще на протяжении трех лет.
«Любовь, которая продолжается 63 года и, надеюсь, не погаснет никогда», — сказал Юлий, который недавно наконец смог обнять Ирму и хоть и поздно, но обрел свое счастье. А вот жизнь его легендарной мамы Янины Жеймо была куда более тяжелой. Еще совсем маленькой девочкой она столкнулась с первыми испытаниями и не нашла покоя даже перед смертью, скитаясь по разным странам, перебиваясь с копейки на копейку, но все равно оставаясь великой.
Маленькая циркачка…
29 мая 1909 года в семье польских цирковых артистов по фамилии Жеймо родилась дочка. Уже после первого взгляда на малышку с очаровательным носиком и бездонными синими глазами молодые родители поняли, что должны дать ей необычное имя, которое не просто будет написано во всех документах, но и станет ее талисманом. В итоге они решили назвать девочку Яниной, что переводится с древнееврейского как «милость Божья», однако даже покровительство небес не защитило будущую актрису от тяжелой судьбы.
По-настоящему счастлива она была лишь в первые годы жизни: денег у семьи, в которой воспитывалось еще три ребенка, постоянно не хватало, но родители, которые долгие годы работали на арене цирка, всегда знали, как развеселить малюток и отвлечь их от бытовых проблем: то интересной сказкой, то фокусами, то гимнастическими трюками. Когда Янине исполнилось три года, к тому моменту она только научилась ходить и разговаривать, ее отец тяжело заболел. Все накопленные ранее деньги (то были совсем гроши!) уходили на покупку лекарств, и малышка начала подрабатывать.
Будущей звезде пришлось быстро повзрослеть: мама договорилась, чтобы девочку взяли выступать в цирке, и она стала совмещать сразу несколько ролей: была наездницей, гимнасткой и играла на музыкальных инструментах, а когда немного подросла, стала преподавать балет. Ученики в студии были старше нее на несколько лет, но даже не думали шутить над юной учительницей: она была молода, но безумно талантлива, поэтому ни у кого из тех, кому удавалось познакомиться с Яниной лично, не оставалось сомнений, что ее ждет великое будущее.
Болезнь отца прогрессировала, и в 1923 году он ушел из жизни. Его супруга какое-то время в одиночку зарабатывала на содержание четверых дочек, но однажды руководитель цирка в городе Волковыск, где на тот момент жила семья, сообщил, что не собирается продлевать с ней контракт на выступления. Тогда женщина собрала немногочисленное имущество и вместе с девочками отправилась в Петроград: она верила, что в столице ее дочек ждет лучшая жизнь, и бежала от нищеты.
…большая актриса
Конечно, то, что Янина начала работать в 3 года, когда ее организм еще не успел окрепнуть, не могло не сказаться на здоровье. Цирковая работа заключалась не только в том, чтобы выступать перед зрителями. Это был тяжелый физический труд: девочка сама таскала все декорации, помогала их разбирать и устанавливать — и надорвалась. В 14 лет она из-за гормонального сбоя перестала расти и навсегда так и осталась Дюймовочкой: носила обувь 31-го и одежду 34-го размера.
Тем не менее низкий рост — всего 148 сантиметров — добавлял и без того обворожительной Жеймо еще больше шарма. В 15 лет она поняла, что устала жонглировать, петь и танцевать и решила попытаться стать актрисой. Втайне от родных она поступила на кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера» в студию под руководством режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга. На протяжении нескольких лет она осваивала трудное мастерство артиста и играла в любительских постановках, а в 1925 году получила первую роль в фильме «Мишки против Юденича». На съемках она познакомилась со своим будущим супругом Андреем Костричкиным, без памяти влюбилась, вышла замуж и родила дочку, которую назвала в свою честь — Яниной.
Брак довольно быстро распался, а вот карьера Жеймо после расставания с мужем пошла в гору. Советские режиссеры часто сравнивали Янину с американской актрисой Мэри Пикфорд и тоже называли «белокурым ангелом», но видели в ней харизму и ценили ее трудолюбие.
Узница блокадного Ленинграда
В 1930-х Янина Жеймо снялась более чем в 13 полнометражных картинах, получила орден «Знак Почета» и успела стать настоящей звездой. Она была готова и дальше покорять киноэкраны и сердца зрителей, но в стране началась Великая Отечественная война, и девушка оказалась заперта в блокадном Ленинграде. Она с самого детства привыкла жить в непростых условиях, поэтому и на этот раз не стала скрываться от трудностей, хотя у нее была для этого возможность. Как известной артистке, ей не раз предлагали сбежать из города, но она отказывалась и иронично отвечала: «Тогда кто же останется, чтобы его защищать».
Преданная мужем
А вот ее второй супруг, режиссер Иосиф Хейфиц, за которого Жеймо вышла в 1939 году, бежал из Ленинграда при первой же возможности и уехал в Ташкент. Но Янину держал в Ленинграде не только долг перед родиной — из-за голода тяжело заболела одна из сестер актрисы, и ей пришлось взять на себя роль сиделки. Не забывала она и про свое главное призвание: в составе одной из концертных бригад выступала в госпиталях, парках, скверах и поднимала боевой дух солдат, а по ночам гасила зажигательные бомбы на крышах.
Уехать из Ленинграда навстречу детям и мужу Жеймо смогла только в 1942 году, но эшелон, который вез ее в жаркий Ташкент, разбомбили. Саму актрису посчитали убитой и отправили ее супругу «похоронку», а тот уже спустя несколько дней отошел от траура и начал жить со своей любовницей. Актриса не смогла простить предательство, забрала детей и уехала, но от сильного нервного потрясения тяжело заболела и стала буквально таять на глазах.
Неизвестно, что было бы, если бы в ее жизни не появился новый мужчина: уже после второго развода Янина познакомилась с польским режиссером Леонидом Жано, который своей любовью и заботой буквально вернул актрису с того света. Он целыми днями дежурил у кровати ослабевшей Жеймо, кормил ее с ложечки, заставлял принимать лекарства, а потом понял, что хочет быть рядом ней всю жизнь. Как только Янина поправилась, он предложил ей пожениться. Сильных чувств актриса к режиссеру тогда не испытывала, но с годами желание отплатить добром за добро все же переросло в любовь: Янина прожила с Леонидом больше 30 лет и умерла у него на руках.
Неугодная Сталину
Свою главную роль Жеймо исполнила уже после блокады, двух разводов и проблем со здоровьем. В 1947 году она сыграла Золушку в одноименном фильме-сказке, и он принес ей вторую волну популярности. На момент работы над проектом Жеймо было 37 лет, и она выставила режиссерам необычное требование. Актриса отметила, что хоть и выглядит гораздо моложе своего возраста, хочет, чтобы все сцены с ее участием снимались исключительно по вечерам — когда с ее лица сойдут все отеки.
«Как-то я увидел на теневой стороне Невского у рыбного магазина Янечку с мужем. Жарко. Пыльно, около шести Невский полон прохожими. Янечка, маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами. Посреди разговора начинает оглядываться растерянно. И я замечаю в священном ужасе, что окружила нас толпа. И какая — тихая, добрая. Даже благоговейная. Существо из иного, праздничного мира вдруг оказалось тут, на улице», — говорил про Жеймо автор сценария «Золушки» писатель Евгений Шварц.
Все критики наперебой расхваливали великолепную игру Янины Жеймо и предрекали, что после этой роли у нее больше никогда не будет проблем с работой. Однако время шло, а именитые режиссеры не спешили звать актрису в новые проекты. Пару раз она озвучила несколько зарубежных фильмов и мультфильмов, а в 1957 году, устав сидеть без дела, переехала с мужем в Польшу.
Сама актриса никогда не жаловалась на то, что закат ее карьеры случился так рано, и не пыталась искать виновных, однако сын Юлий уверен, что его мама могла бы стать гораздо популярнее и покорить не только Советский Союз, но и Голливуд, если бы не Иосиф Сталин. В одном из своих интервью мужчина отметил, что генсек остался единственным мужчиной, который не попал под очарование миниатюрной и хрупкой Жеймо и больше того — питал к ней какую-то иррациональную неприязнь. Идти против воли вождя не осмеливались даже знаменитые режиссеры. Они откровенно боялись снимать Янину в своих фильмах, обрекая ее на забвение.
«Она была не в его вкусе. Хотя она могла быть народной артисткой. ''Золушка'' был ее уже тридцатый фильм. Она жила в ужасных условиях. Поэтому уехала. Правда, потом снялась всего в одном фильме. Она просто кладезь была. Великолепная актриса и прекрасный человек», — говорил мужчина, который своими глазами видел, как его некогда великая мама доживает последние годы в нищете.
Польская нищенка
Актриса сбежала из Союза в Польшу в поисках лучшей жизни, однако деньги, которые она успела накопить, быстро заканчивались, и Жеймо еле сводила концы с концами. Вместе с мужем и детьми она ютилась в крохотном доме, который когда-то был гаражом, и стеснялась приглашать гостей. Все ее подруги, с которыми она раньше работала на одной съемочной площадке, имели просторные квартиры, почетные звания, получали большие гонорары, а главное — продолжали играть. Женщина, которая когда-то была звездой, смотрела на них с нескрываемой завистью и втайне надеялась, что однажды ее талант снова станет кому-нибудь нужен.
К сожалению, этого не произошло: в последние годы Жеймо полностью зависела от крохотной зарплаты мужа и однажды поняла, что мечтать о славе, богатстве и признании больше не стоит. Удивительно, но эта мысль подарила ей спокойствие: родные актрисы отмечали, что под конец жизни она перестала грустить о блистательном прошлом, стала добрее и больше не держала зла на людей, которые когда-либо посмели ее обидеть — будь то второй супруг или сам Иосиф Виссарионович.
Свои последние дни Золушка проводила так: просыпалась и шла в ближайшее кафе, где часами сидела за одним и тем же столиком и в обычной школьной тетрадке писала мемуары. Умерла Янина Жеймо в 1987 году, но перед смертью успела наказать детям, что хочет обрести вечный покой в Москве. Они выполнили ее волю и перевезли тело матери в цинковом гробу в столицу.
Похороны звезды, как и последние годы ее жизни, тоже были скромными: проститься с Яниной Жейно пришло только несколько ее самых преданных поклонников, дети и муж Леонид Жано. Он пережил свою супругу, которую уже однажды спас от смерти, на 10 лет.
Фото: Кадры из фильмов, Кадры из передач, Legion-Media/Splash news, Блохин Максим/ТАСС