Мари Трентиньян была воплощением духа 1980-х. Яркая, своенравная бунтовщица по щелчку пальцев режиссеров превращалась в роковую кокетку или нежную красавицу. Ее талант был бесспорен, а неизменная челка и небрежные гранж-образы превратили француженку в икону стиля.
Трагедия детства
Мари Трентиньян родилась 21 января 1962 года в семье легендарного актера Жана-Луи Трентиньяна и известного режиссера Надин Трентиньян. Ее родители были экстравагантными и резкими, а потому буйный нрав просто не мог не передаться их наследнице. Девочка росла любознательной и активной, но все изменилось, когда ей исполнилось семь лет.
Тогда в семье Трентиньян случилась трагедия — младшая сестра Мари Полин (на тот момент ей было всего восемь месяцев) скончалась во сне из-за синдрома внезапной детской смерти. Когда девочка вернулась после уроков домой и услышала страшную новость, она сразу потянулась к матери и дала обещание: «Я не принесу тебе такую боль, как Полин». Если бы она знала, что не сможет сдержать обещание…
Это горе навсегда изменило Мари. Она стала более стеснительной и застенчивой, старалась быть послушным ребенком и всегда угождать родителям. Так было до тех пор, пока наследница Трентиньян не подросла. Ее внешность преобразилась, превратив маленькую девочку в юную красавицу с густыми темными бровями и выразительными яркими глазами. Она стала увереннее и больше не боялась заявлять о себе.
Супруги Трентиньян понимали, что их дочери светит большое актерское будущее, а потому уже в 1971 году Мари дебютировала в фильме «Это случается только с другими», режиссером и сценаристом которого выступила ее мать. История была посвящена личной трагедии семьи, так что доверить работу над проектом Надин смогла исключительным профессионалам своего времени. Коллегами Мари по съемочной площадке стали Катрин Денев и Марчелло Мастроянни. Именно в тот момент девочка навсегда влюбилась в завораживающий процесс съемок.
В 1976 году Мари ждало новое испытание — ее родители развелись, но сделали все, чтобы их решение не навредило дочери. Она оставалась едва ли не божеством для своего отца и главной любимицей матери.
Она ненавидела сентиментальность
Бунтарский характер Мари проявлялся все ярче. В одном из интервью она призналась, что просто не выносит сентиментальные роли. Представительницу высшего света Франции интересовали истории исключительно трагических личностей — тех опустившихся героев, у кого были проблемы с законом, алкогольная зависимость и тяга к маргинализму.
Настоящим прорывом для Мари стала роль молодой проститутки Лулу в драме Клода Шаброля «Женское дело», вышедшей на экраны в 1988 году. Теперь о Мари говорила вся Франция. Ее обворожительная улыбка, чарующий голос и прирожденная изящность заставляли окружающих оборачиваться ей вслед. Сама же красавица мечтала лишь об одном — по-настоящему влюбиться.
Первые сильные чувства настигли ее в шестнадцать лет, когда итальянский режиссер Этторе Скола пригласил Мари в Рим на съемки фильма «Терраса». Там она впервые влюбилась, но в кого — история умалчивает.
Ее первой по-настоящему большой любовью стал Ричард Колинка, виртуозный барабанщик рок-группы Téléphone, которая в те годы была невероятно популярной во Франции. Их отношения развивалась стремительно. Спустя год после знакомства 24-летняя Мари родила своего первенца — Романа, но к тому моменту она уже была одна. Актриса ушла от музыканта на шестом месяце беременности, объясняя свое решение тем, что не желает быть рядом с человеком, которого уже давно разлюбила.
Следующим в ее романтическом списке стал актер Франсуа Клюзе, от которого Мари родила сына Поля. После — звукорежиссер Матиас Отнен-Жирар. Он сделал актрису матерью в третий раз — у пары родился сын Леон. Все эти отношения Мари заканчивала довольно быстро. Она не желала мучить себя тоской и уходила первой. Тем не менее ей удавалось сохранять дружественные отношения с бывшими возлюбленными. Мари часто звонила им, консультируясь по разным вопросам, и не ограничивала общение отцов с детьми.
Позднее в жизни Мари появился режиссер Самюэль Беншетри. Он стал первым законным супругом актрисы. По словам их близких, они были безумно влюблены друг в друга и души не чаяли в общем ребенке, которого назвали Жюлем.
Страстный роман, ставший роковой ошибкой
В 2002 году Мари встретила рок-музыканта Бертрана Канта. Между ними сразу вспыхнула искра, разгоревшаяся до масштабов бурного романа. Их не останавливало то, что оба были женаты. Мари воспитывала четырех сыновей, а дома ее ждал любимый супруг. Вокалист Noir Désir готовился стать во второй раз отцом — его жена Кристина Ради находилась уже на большом сроке. Спустя месяц после рождения дочки Алисы она предложила Бертрану разойтись. То же самое желание озвучил и Самуэль Беншетри, узнавший об измене супруги. На том и порешили.
Канта перебрался к Мари, их связь стала достоянием общественности. 41-летняя актриса и 39-летний музыкант получили титул «золотой пары», ведь ее прирожденная буржуазность и его экстравагантность чудесным образом уживались в этих ярких отношениях. Но так казалось лишь со стороны, а внутри союза кипели нешуточные страсти.
Трагический вечер
Мари не спешила знакомить родителей со своим новым избранником, как делала это прежде. Случайная встреча Надин с Бертраном окончилась полным разочарованием и нешуточными волнениями за дочь. Она пришла в ужас от избранника Мари и назвала его «дикарем». Впрочем, все это было взаимно. Канта также невзлюбил родителей Трентиньян, а также ее сыновей. Он всячески пытался ограничить любое общение своей избранницы с бывшими супругами и впадал в ярость, когда кто-то из них звонил ей. Он не хотел делить актрису ни с кем, что и привело к трагическим событиям, произошедшим 27 июля 2003 года.
Нужно сказать, что музыкант всячески пытался изолировать Мари не только от ее близких, но и от любимого занятия. Но Трентиньян противилась и однажды уехала на съемки фильма «Колетт» в Литву. Когда до окончания оставалось несколько дней, Канта неожиданно приехал в Вильнюс проведать любимую. В ночь с субботы на воскресенье они остановились в отеле Domina Plaza.
Тогда мужчина случайно заметил в телефоне Мари сообщение от бывшего супруга. Оно не содержало ничего личного — Самюэль Беншетри просил экс-жену помочь ему в продвижении их совместного фильма «Дженис и Джон». Однако, вероятнее всего, Бертрана вывело из себя последнее предложение: «Спасибо, моя маленькая Дженис».
После работники отеля вспоминали, как слышали жуткий шум, доносящийся из номера Трентиньян. Дежурная по этажу несколько раз звонила Мари, но ей никто не отвечал. Решив лично проверить, что там произошло, она столкнулась в дверях с Бертраном, который заверил ее: все в порядке, извините за шум, он больше не повторится.
В 7:30 та же дежурная по этажу вновь занервничала — на этот раз из-за жутких криков, доносящихся из номера актрисы. Она немедленно направилась к апартаментам Мари, из которых выбежал неизвестный ей мужчина — он звал на помощь. Им оказался старший брат Мари Винсент. Заглянув в комнату, работники отеля увидели лежащую на полу женщину без признаков жизни. Мебель в номере была сломана, вазы — разбиты. Портье немедленно позвонил в скорую и полицию. Актрису доставили в больницу, а Канта осмотрели на месте. У него выявили сильное алкогольное отравление и наркотики в крови — их показатели зашкаливали. Уже позднее выяснится, что он пытался покончить с собой, но безуспешно.
Мари находилась в коме. Помимо глубоких ран и сильных гематом, у актрисы был рассечен череп. Мать и отец ни на секунду не отходили от дочери, на помощь которой уже был вызван лучший нейрохирург Парижа. Проведенная операция не помогла. Врачи разводили руками: Мари уже не спасти. Надин Трентиньян хотела только одного — чтобы дочь умерла на родине. 31 июля актрису перевезли самолетом из Вильнюса в Париж и доставили в клинику в Нейи, где она скончалась на следующий день, так и не придя в сознание. Семья Трентиньян потеряла свою вторую дочь…
Причиной смерти стал отек мозга, вызванный жестоким избиением. Вскрытие показало, что Канта ударил Мари по голове и лицу не менее девятнадцати раз, а также сломал ей нос и предплечья. Согласно данным экспертизы, звезда пролежала без сознания не меньше пяти часов, а за это время ее можно было спасти.
Похороны 41-летней актрисы стали событием национального масштаба. Многие коллеги звезды, а также политики, облачались в белое и проводили Мари Трентиньян в последний путь 6 августа 2003 года на кладбище Пер-Лашез. Слова соболезнования знаменитой французской семье передал даже президент Жак Ширак.
Что до Канта, то из больницы его доставили в Вильнюсскую прокуратуру, где задержали сначала лишь на сорок восемь часов. На первых допросах мужчина пытался убедить следствие, что ничего не помнит о произошедшем. После уже заявлял: «Мы выпивали вместе с Мари». Потом Бертран все же вспомнит события трагического вечера, но признавать вину в убийстве откажется.
По его словам, между ними завязалась драка после того, как Мари начала говорить ему неприятные вещи. Знакомые актрисы не опровергали этот факт, поскольку знали: актриса нередко позволяла себе колкости в адрес новоиспеченного любовника. Трентиньян толкнула Канта, тот дал ей пощечину, от которой она отлетела в сторону и ударилась головой о радиатор. Музыкант не посчитал нужным вызывать скорую, а просто отвел Мари в спальню и уложил в кровать.
Пока она медленно умирала, Канта, будучи в сильном алкогольном опьянении, начал звонить экс-супругу возлюбленной и пытался убедить в том, что «ничего серьезного не случилось»: «Ситуация вышла из-под контроля, но сейчас Мари спит».
Последний звонок он сделал брату актрисы, который также находился в Вильнюсе. Винсент заподозрил неладное, но Бертран убедил и его, что «Мари слишком много выпила, и ее нельзя сейчас будить». Мужчина решил подождать до утра. На протяжении всей жизни он винил себя в том, что поверил этому «дикарю» и не пришел на помощь Мари, которую еще можно было спасти.
Дальнейшая судьба «дикаря»
Бертран Канта до последнего настаивал, что смерть актрисы стала последствием несчастного случая, а не умышленного преступления. «Я никогда не хотел, чтобы все обернулось таким образом. Эта рука никогда не должна была быть поднята на Мари. И я не признаю, что я поднял эту руку», — говорил он в суде. В марте 2004 года мужчину приговорили к восьми годам лишения свободы, несмотря на то что Надин просила для Канта тридцать лет тюрьмы без права на обжалование приговора. Спустя три с половиной года он был освобожден условно-досрочно.
После выхода из тюрьмы музыкант возобновил отношения со своей бывшей супругой Кристиной Ради. Для этого ему даже не пришлось прикладывать усилия. К тому моменту развод так и не был оформлен официально, а Кристина продолжала активно поддерживать своего мужа, пока тот находился в заключении.
Тем не менее счастье длилось недолго. В 2010 году 42-летняя женщина была обнаружена мертвой в своем доме в Бардо. Ее тело нашел вернувшийся из школы сын. Странно, что в то время, пока Кристина сводила счеты с жизнью, Канта спал в соседней комнате и, по его словам, ничего не слышал.
Во время расследования была обнаружена предсмертная записка Ради, которую ее родители посчитали нужным опубликовать. Там было сказано: «Все думают, что он икона. Все хотят для него самого лучшего. Но он приходит домой и делает со мной ужасные вещи на глазах у всех». Следователи сразу допросили Бертрана Канта, который был в «полностью подавленном состоянии», но установить его след в этой трагедии так и не смогли.
Фото: Getty Images, Legion-Media.ru