Кольцо от Tiffany с его безупречными линиями и камнем идеальной огранки на десятки лет стало объектом вожделения тысяч девушек по всему миру. Смеем предположить, что иногда перспектива получить заветную бирюзовую коробочку была даже более привлекательной, чем предстоящая свадьба. Браслеты, подвески, цепочки, часы — все эти сокровища на протяжении полувека создавала та, кто точно знал, чего хотят женщины — Эльза Перетти.
Смелая итальянка пошла наперекор всему, от семейных традиций до установленных в мире ювелирных украшений порядков. Не желая работать в нефтяной компании отца, она в 23 года уехала в Милан, чтобы получить образование в сфере дизайна: Эльза знала, что хочет создавать что-то новое, и пробовала себя везде. Она шила платья и дружила с Энди Уорхолом, а также стала одной из пяти муз Холстона и его близкой подругой.
Когда в 1974 году она переступила порог Tiffany, никто еще не знал, что этот день станет революционным для ювелирного мира. Первая коллекция, созданная Перетти, была раскуплена в первый же день. Серебро стало синоним роскоши, а женщины обратили внимание на легкость и минимализм в дизайне, который делал украшения женственными и бесконечно изящными.
Именно Эльзе принадлежит идея коллекции Bone Cuff. Их асимметричность выглядит настолько утонченной, будто бы металл плавится от тепла кожи и нежно обволакивает запястье, застывая в своей причудливой форме. Эти натуральные линии, воспетые Эльзой, появились в Tiffany не случайно: Перетти была большой поклонницей всего естественного и живого.
«Прикосновение имеет важное значение. Я черпаю вдохновение в тактильных ощущениях», — говорила Эльза.
В 1968 году она купила небольшой дом в ветхой испанской деревушке Сан-Марти-Велл. Казалось бы, зачем покидать главные модные столицы мира, чтобы проводить время в такой глуши? Но Перетти двигало неумное желание творить, и мастерской ей уже было мало. Она отреставрировала дом и постепенно скупила близлежащие постройки, чтобы не дать им разрушиться.
Перетти не могла позволить древнейшему поселению, восходившему корнями ко II веку нашей эры, превратиться в прах. И самостоятельно работала, чтобы сохранить его наследие, организовывая археологические раскопки и реставрационные работы.
Творения Эльзы Перетти сегодня хранятся в Британском музее в Лондоне, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Музее изящных искусств в Бостоне и Музее изящных искусств в Хьюстоне. Помимо ее прогрессивных ювелирных работ в наследство миру достался благотворительный фонд.
Эльза хотела, чтобы у организации под ее именем не было ограничений, поэтому сегодня фонд старается помочь детям, взрослым, мужчинам, женщинам, людям всех национальностей и вероисповеданий — в конце концов и сама Эльза творила для всех, разбивая ограничения и правила своим примером.
Сотрудничество Перетти и Tiffany началось в 1974 году и продолжалось около 50 лет. За то время она создала более 30 коллекций и контролировала процесс изготовления каждой из них.
В Fashion Institute of Technology была создана особая именная кафедра в честь Эльзы. В 2001 году она стала доктором искусств.
Для Tiffany Перетти стала знаковым дизайнером: с компанией она продолжала сотрудничать, будучи в преклонном возрасте. В последний раз Tiffany продлила с ней контракт на 20 лет в 2012 году — тогда Эльзе было 72 года.
Bottle, Open Heart, Bean design, Bone Cuff — идеи всех этих коллекций принадлежат именно Эльзе. В 1980-х годах она принялась за разработку изделий для Дома: Перетти мечтала, чтобы новые коллекции для интерьеров были одновременно изысканными и простыми в использовании. Иначе зачем они нужны?
Мало кто знает, но «девушка в костюме зайчика» на снимке знаменитого фотохудожника Хельмута Ньютона — Эльза. В начале своей карьеры она была моделью.
«Свободный, сильный, отважный провидец. Ее пример останется в памяти навечно», — так простился с Эльзой фонд, основанный ею.
Фото: Getty Images, @tiffanyandco/Instagram (запрещенная в России экстремистская организация)