Сегодня Наталья Аринбасарова живет на даче, воспитывает маленького внука от последнего брака Егора Кончаловского с Марией Леоновой, ухаживает за цветами, смотрит по вечерам итальянскую классику и считает, что все в ее жизни сложилось наилучшим образом. Зачем гневить Бога?! Она прожила прекрасную, длинную жизнь, в которой были и победы, и поражения. Триумф на кинофестивале в Венеции, обласканность в профессии, хороший, заботливый сын. Она все успела. И даже три брака, которые закончились крахом, добавили душе мудрости и после того, как схлынуло пена гнева и страстей, оставили лишь светлые воспоминания.
Несмотря на то, что Наталья Аринбасарова родилась после войны в Москве, ее детство и юность прошли в Средней Азии. Туда отправили служить ее отца, кадрового офицера. В Туркмении она впервые увидела в кино «Лебединое озеро», и решила, что точно станет балериной. С первой попытки поступила в балетную школу в Алма-Ате, откуда вскоре перевелась в Москву, в Академическое хореографическое училище при Большом театре.
О своем балетном прошлом Наталья всегда вспоминает с нежностью: «Иногда, когда выпадает возможность, я иду в Большой театр и словно попадаю в детство, балет — это сказка, это праздник, и я счастлива, что была у меня в жизни такая школа. Ведь очень важно в 9 лет рано утром вставать к станку и под классическую музыку делать упражнения изо дня в день. Потом ты идешь и смотришь балет. Ты растешь среди прекрасной музыки и танца. Тебя приучают мыслить образами. Это великая школа, где, кроме всего прочего, тебя научили трудиться, не жалеть себя. Когда ты падаешь, валишься с ног, а тебе говорят: вставай, — и вновь и вновь продолжаешь делать упражнения. И это умение через „не могу“, через „не хочу“ в жизни помогает всегда».
Однажды Наталья записала в своем дневнике, что в 24 года она обязана блистать на сцене Большого театра и все это время она работала как проклятая у станка, чтобы добиться своей цели. Но у судьбы на юную балерину были свои планы.
В 18 лет у нее внезапно диагностировали порок сердца, это выяснилось в больнице, куда она легла на плановую операцию — вырезать гланды. Аринбасарова упросила врачей не рассказывать об этом ее педагогам, чтобы ее не отчислили, но вскоре поняла сама, что не справляется. Начала задыхаться на изнурительных репетициях. Из училища пришлось уйти. Растерянность, ощущение потерянности и пустоты, потеря большой цели, — в таких растрепанных чувствах пребывала 18-летняя Наташа тогда. Балет был всей ее жизнью. А что делать теперь, когда не нужно вставать в 6 утра и бежать к станку? Как жить без этой «любимой каторге?»
Именно в этот момент ей предложили роль в новом фильме Кончаловского «Первый учитель». Причем, на съемочную площадку Наташа попала случайно— изначально главную роль предложили другой балерине. Но Кончаловский не записал фамилию казахской балерины и на «Мосфильм», на пробы вызвали Аринбасарову.
Выглядела девушка нелепо, однако, когда сняла огромное драповое пальто, Кончаловский не смог удержаться от улыбки: миниатюрная танцовщица в дешевом платьице показалась ему ангелом. На роль ее утвердили сразу, а вот в процессе съемок постоянно возникали сложности. Худая балерина мерзла в Киргизии, спорила с режиссером, как правильно играть ту или иную сцену. Плюс, его все время раздражало, что девочка-сирота выглядит слишком толстой на экране.
Однажды утром, взглянув на актрису, Кончаловский сказал:
— О! Сегодня личико худенькое, будем снимать крупные планы.
А через час, когда добрались до места съемки, начал орать:
— Что ты съела? Опять у тебя будка!
В одном из эпизодов Аринбасарова и вовсе должна была сниматься обнаженной. Девушка сразу сказала твердое «нет»: восточная девушка не могла себе позволить появиться на советском экране голой. Тогда вместо нее пригласили дублершу, но зрители не знали о том, что в кадре ее заменяет статист. И после выхода фильма на Аринбасарову посыпались сотни гневных писем со всей Средней Азии.
«Ты опозорила свой народ!» — был общий их посыл.
Позже актриса признавалась: «Даже на Западе эти кадры были революционными. Они поразили не только моих земляков. Помню забавный случай, когда на Московском кинофестивале в 67-м году меня вдруг обступила французская делегация и стала делать комплименты: как я замечательно сыграла, какая у меня чудесная фигурка… Со всеми комплексами советской девушки я начала им через переводчика объяснять, что в кадре снялась дублерша. А когда оглянулась, их и след простыл…».
Роль сироты Алтынай принесла Натальи «Золотой кубок Вольпи» Венецианского фестиваля, она обошла в соперничестве за него даже саму Джейн Фонду. Но, если взглянуть масштабнее, главный приз был другой: именно на съемках картины в Азии молодая актриса влюбилась в молодого режиссера. Он тоже пылал страстью, но из-за недоступности Аринбасаровой не придумал ничего лучше, как предложить ей выйти за него замуж.
«Мама говорила: „Он какой-то развязный, беспардонный, неряшливый“. Это после того, как перед началом съемок Андрон приезжал к нам домой — отпрашивать меня. И старым он им казался для дочери. Но я уже влюбилась», — рассказывал Наталья Утевлевна.
Чтобы расписаться с Кончаловским, молоденькой актрисе пришлось сбежать из дома. Это очень сильно ранило ее родителей, они не разговаривали с Наташей год. Их сердце смягчило только появление внука, который был очень похож на их дочь. Да и тот факт, что при родах у актрисы началось заражение крови, и врачи совершили чудо, чтобы спасти ее, свел на нет все разногласия в семье Аринбасаровых.
Первое время Кончаловский был идеальным мужем: заботился о больной супруге, привозил дефицитные фрукты и икру, заграничные платья и обувь, носил на руках и обожал, обожал, обожал. Но вскоре семейная жизнь стала тяготить Андрона. Он в самом расцвете своей карьеры, его ждут рестораны и иностранные друзья, его расположения ищут молодые актрисы, им интересуется Запад, а дома, что дома? Плачущий сын и уставшая от утомления и полуночных кормлений жена. В этот же период Андрей Сергеевич заговорил об эмиграции, считая, что в другой стране сможет работать эффективнее — там же свобода. Спустя год после женитьбы, у режиссера начинается роман с эмигрировавшей во Францию русской дворянкой Машей Мериль. Будучи жителями разных стран, они встречались в Праге. Роману закончился, когда режиссер вынудил Мериль сделала аборт. Она тут же приняла предложение руки и сердца от другого мужчины.
Но это не вернуло Кончаловского в семью. Спустя несколько месяцев он закрутил роман с Ириной Купченко. По слухам, именно эта короткая интрижка стала последней каплей, переполнившей чащу терпения Аринбасаровой.
«В какой-то момент я почувствовала, что мы с сыном Егором являемся для него препятствиями. Помню, как я закрыла Андрона в комнате и сказала, что не выпущу, пока он не подпишет согласие на развод. Он мне там что-то черкнул и счастливый убежал из дома», — рассказывала артистка в программе «Судьба человека».
Кончаловский женился на переводчице Вивиан Годэ и эмигрировал во Францию. Наталья Утевлевна задумалась о возобновлении карьеры, нужно было срочно кормить сына. Алименты в 150 рублей, который обещал бывший муж, он все время задерживал.
«Бывало, годами не платил, — рассказывала Аринбасарова. — Правда, когда понадобилось мое согласие на его выезд за границу, в очередной раз попросил прощения за такие перерывы и выплатил аккордно за все время. Сказать, что Андрон проявлял к Егорушке особое внимание, не могу. Если забирал сына, то вел не в детский парк или музей, а в ресторан. Ну и еще на Николину Гору Егор приезжал, но это потому, что я не хотела лишать его общения с бабушкой, Таточкой. Что поделать, нет у них, Михалковых, потребности общаться с детьми».
Через какое-то время после расставания с Кончаловским она стала гражданской женой художника-постановщика Николая Двигубского, кстати, ближайшего друга бывшего мужа. В этом браке у нее родилась дочь Екатерина, которая впоследствии, как и ее старший брат Егор, тоже стала режиссером. Аринбасарова прожила с мужем 10 лет, но в 1980 году он тоже эмигрировал за рубеж. И вот же совпадение! — тоже женился на француженке. С новой супругой постановщик прожил три десятилетия, но судьба его закончилась печально, в 2008-м он покончил собой.
Спустя 2 года актриса вышла замуж за режиссера фильмов «Транссибирский экспресс» и «Визит к Минотавру» Эльдора Уразбаева. В 1990-х гг. из-за кризиса в кинематографе и безденежья их брак дал трещину, они расстались.
Но каким бы ни было расставание, Аринбасарова старалась сохранить отличные отношения со всеми своими мужьями. Случалось, что потом они помогали ей с сыном и развитием его карьеры.
Счастлива ли она сегодня? На этот вопрос Наталья Аринбасарова отвечает с присущей ей мудростью: «Можно сказать, что я счастлива. Хотя абсолютно счастливы могут быть только идиоты. На свою творческую судьбу мне грех жаловаться: под меня писали роли, как, например, в „Песни о Маншук“, „Транссибирском экспрессе“ или „Слабом сердце“. Радуешься, когда все хорошо, благополучно, но когда вспоминаешь, что людям тяжело, то ощущение радости и счастья сразу гаснет. Конечно, счастливые миги были. Что касается счастья в личном плане, то здесь это понятие короткое, мгновенное».
Аринбасарова не винит в семейных неудачах мужей, напротив, она уверена, что ей повезло трижды разделить жизнь с талантливыми мужчинами. «Если считать, что счастье женщины в замужестве, то в этом смысле можно сказать, что судьба моя сложилась уникально, я счастливый человек, — говорит артистка. — Но лично для меня не это главное. Мне всегда было важно состояться в жизни самой. А теперь главные мои мечты о том, чтобы полностью, по максимуму состоялись мои дети и обожаемая внучка».
Фото: Getty Images, Legion-Media.ru, Persona Stars, фотохроника ТАСС