До недавних пор на Каннском кинофестивале всегда очень ждали появления российской делегации. Начиная с 1946 года, когда от СССР впервые отправили заявку на участие в престижной премии, наши соотечественники стали самыми ожидаемыми гостями французского побережья. Если сегодня появление кинодеятелей из России не вызывает особых эмоций, то 70 лет назад это становилось настоящей сенсацией.
Западным коллегам всегда было интересно посмотреть на тех, кто находился за «железным занавесом». Многие из них относились к россиянам предвзято, не ожидая никаких изысков и модных сюрпризов. Стереотипы о работягах-коммунистах настолько сильно прижились в соседних странах, что когда наши звезды приезжали в Канны, все французы, англичане и итальянцы непременно шокировались. Советские актрисы каждый раз покоряли публику непринужденной красотой, которую было видно даже через простые наряды.
Вспоминаем самые яркие и необычные выходы наших соотечественниц на Каннском кинофестивале. О них можно с гордостью вспоминать и говорить: made in USSR.
Галина Польских
Галину Польских пригласили на Каннский кинофестиваль в 1964 году. Это был один из самых волнительных моментов в жизни актрисы — она с нетерпением ждала первой заграничной командировки. Однако мало кто знает, что триумф Польских на красной дорожке был под угрозой. Дело в том, что за пару недель до съемок актриса покрасилась в брюнетку ради роли в фильме Георгия Данелии. А когда пришло приглашение на фестиваль, педагог Галины посоветовала ей перекраситься в блондинку, потому что «на Западе любят светленьких».
«И после осветления мои волосы стали сине-зеленого цвета. Я без слез не могла смотреть на себя в зеркало и во Францию полетела, замотавшись в платок», — говорила Галина Александровна.
Расстроенная актриса села в самолет, который должен был доставить ее в Канны, не зная, что делать с волосами. К счастью, рядом с ней оказался высокопоставленный чиновник — Владимир Евтихианович Баскаков, который сопровождал актрису, как тогда было заведено в СССР. Он поинтересовался у Галины, почему в такую жару она сидит в головном уборе. Та сняла платок и… расплакалась. Тогда Баскаков велел по прилете отправить Польских к французским мастерам. Те совершили немыслимое — придали волосам чистый пепельный цвет, а также провели пару хитрых манипуляций для сияния кожи. И несмотря на то, что наряды у актрисы были по-пролетарски скромными, в том году она сияла ярче всех звезд!
Ирина Скобцева
Ирина Скобцева появилась в Каннах от СССР в 1956 году — она представляла фильм «Отелло» Сергея Юткевича. Роль Дездемоны, ставшая дебютной в кинокарьере девушки, сделала ее настоящей звездой. Актриса, обладающая исключительной красотой, мгновенно завоевала внимание западной публики. Зеленоглазая блондинка настолько понравилась жюри фестиваля, что они решили удостоить ее звания «Мисс шарм Каннского кинофестиваля». Таким образом, Скобцева урвала пальмовую ветвь из-под носа у секс-символа Голливуда Ким Новак.
Скобцева сияла на дорожке в белоснежном платье, сшитом по всем канонам моды 1950-х годов. Оно было с пышной юбкой, открытой линией плеч и с вышивкой в виде маленьких розочек. Ситцевое платье для актрисы шили прямо на «Мосфильме» — она выхватила его из рук портных за два часа до вылета во Францию. Усилия окупились: образ пришелся по душе всем — Ирину потом еще долго называли русской Мэрилин Монро.
Лилия Юдина и Татьяна Самойлова
В 1958 году Татьяна Самойлова получила «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Летят журавли» в Каннах в 1958 году. Примечательно, что картина Михаила Калатозова до сих пор остается единственным отечественным фильмом, удостоенным Золотой пальмовой ветви. В тот год Татьяну сопровождала коллега Лилия Юдина, известная актриса Малого театра и народная артистка РСФСР. От красоты и манер Самойловой французские кавалеры буквально теряли голову — неудивительно, что актриса была отмечена призом жюри фестиваля «Апельсиновое дерево» как «Самая скромная и очаровательная актриса».
Красоту Татьяны оценил даже Пабло Пикассо, который позже нарисовал ее портрет — актриса познакомилась с художником в Париже, перед поездкой в Канны. И мы совершенно не слукавим, если скажем, что на фоне иностранных коллег Самойлова выглядела совсем не хуже — если не лучше!
Людмила Савельева
В 1967 году всеми любимая Наташа Ростова, а точнее — Людмила Савельева отправилась в Канны вместе с отечественной делегацией. Голубоглазая брюнетка поддерживала коллег, представлявших фильм «Катерина Измайлова». В том году, к сожалению, наши не победили — заветную статуэтку получила команда из Италии за фильм «Фотоувеличение». Однако именно во время той поездки западные кинодеятели обратили внимание на эффектную старлетку, отличавшуюся скромностью и утонченным чувством стиля.
Людмиле было суждено стать звездой: уже через два года после Канн она получала «Оскар» за «Войну и мир» Сергея Бондарчука. На голливудских знаменитостей наша актриса произвела хорошее впечатление не только утонченным образом, но еще и неповторимым задором — после того, как 27-летняя Савельева получила статуэтку, она сошла со сцены и принялась танцевать русский народный танец. Какова красота!
Инна Гулая и Лариса Лужина
В 1962 году студентка второго курса ВГИКа Лариса Лужина поехала на Каннский кинофестиваль в составе советской делегации представлять фильм «На семи ветрах», в котором она сыграла главную роль. Вопрос — в чем ехать в Канны — во многом решило модельное прошлое Лужиной: из местного Дома моделей ей прислали два вечерних платья. Одно она надела сама, а второе одолжила подруге — актриса Инна Гулая также стала счастливицей, которой довелось увидеть Канны собственными глазами.
Лужина рассказывала, что Надежда Леже, вдова знаменитого французского живописца Фернана Леже, которая курировала советскую делегацию, подарила им с актрисой Инной Гулая по платью: Инне — ярко-красное, а Лужиной— из нежно-голубых кружев, на чехле. Обе актрисы были в восторге. Благодаря этим нарядам им удалось стать самыми яркими гостьями красной дорожки 1962 года.
Зинаида Кириенко
В 1961 году от СССР был номинирован фильм «Казаки», главную женскую роль в котором исполнила Зинаида Кириенко. Актриса была единственной женщиной в отечественной делегации, и к ней было приковано всеобщее внимания. Для особенного вечера Кириенко выбрала белоснежное кружевное платье по колено, которое было дополнено изящной накидкой из той же материи. Нежный образ в очередной раз показал Западу то, что в СССР живут редкостные красавицы с отличным вкусом. Пальмовую ветвь СССР тогда, к сожалению, не получил, однако отзывы критиков были более чем положительными.
«Зрителей было много, в основном французы, и приятно, что они высидели три серии ''Тихого Дона'' подряд, никто не ушел», — вспоминала актриса.
Маргарита Володина
В 1963 году Маргарита Володина улетела в Канны с фильмом «Оптимистическая трагедия», который получил Специальный приз жюри. Красавица решила придерживаться минималистичного стиля — она верила, что можно добиться высот и без козыря в виде экстравагантного наряда на дорожке. Сама актриса была очень рада победе, однако не обошлось без казусов. Когда она вышла из зала под аплодисменты публики, председатель Госкино Баскаков, увидев ее, грубо бросил: «За женскую роль нам премия не нужна!».
Однако несмотря на закулисную возню, Канны прибавили Володиной звездности. Картина про отважного комиссара, убиенного врагами революции, путешествовала с фестиваля на фестиваль как высокохудожественный образец советской идеологии — в США, Австралии, Англии и даже Новой Зеландии.
Екатерина Голубева
Напоследок мы оставили каннский выход еще одной российской звезды, которая представляла нашу страну уже после распада СССР. Речь идет о Екатерине Голубевой — самой загадочной актрисе, которую просто обожали иностранные кинорежиссеры. Одну из первых работ Голубевой — картину «Три дня» заметил французский режиссер Лео Каракс.
Он влюбился в русскую красавицу с первого взгляда — да так сильно, что решил на ней жениться любой ценой. Каракс долгое время искал контакты актрисы, связался с ней и предложил сотрудничество. В итоге, Голубева сыграла главную роль в его фильме «Пола X». Эта совместная работа французского кинодеятеля и русской актрисы была номинирована на получение главного приза Каннского кинофестиваля в 1999 году. Заветную статуэтку они не получили, но зато приобрели кое-что дороже: любовь. Ведомая новым сильным чувством, Екатерина ушла от первого мужа. Вскоре после этого, уже в Париже, Лео Каракс и Екатерина Голубева сыграли свадьбу.
Фото: Getty Images