Пока одни представители творческой элиты ищут новые формы для самовыражения и привлечения внимания, театральный режиссер и поэт Константин Богомолов создал культурный манифест в лучших традициях советской публицистики больших жанров. Признаемся честно, в эпоху Инстаграм-историй (запрещенная в России экстремистская организация) и дайджестов усвоить и осознать многослойные высказывания было нелегко, но при внимательном прочтении становится чуть понятнее, что же все-таки хотел сказать автор.
Виторган доминирует над Нинидзе, а Богомолов боится Собчак: эксперт анализирует отношения звезд по их жестам на публике
В социальных сетях Богомолов дает читателю небольшую подсказку. «Он (текст — прим. Woman.ru) о том, что происходит в мире. В Европе. У нас. Я знаю, что сказанное там вызовет и ненависть и любовь. О том и текст. О праве любить и ненавидеть», — объяснил режиссер. Сочинение, озаглавленное как «Похищение Европы 2.0» начинается с эффектного примера из классики кинематографа.
Ссылаясь на фильм Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» Константин рассказывает о том, как европейская культура, словно главный герой картины, прошла экспериментальную терапию, которая из сложного творческого человека превратила население в удобные «винтики» новой государственной машины.
«Современный Запад — такой вот преступник, прошедший химическую кастрацию и лоботомию, — пишет Богомолов. Отсюда эта застывшая на лице западного человека фальшивая улыбка доброжелательности и всеприятия. Это не улыбка Культуры. Это улыбка вырождения».
Далее театральный деятель рассуждает о невозможности быть по-настоящему свободным в условиях новой европейской реальности. По его мнению, граждане Старого Света сами стали полицейскими, только вместо дубинок они наказывают изгнанием. Теперь, как считает Богомолов, нельзя позволить себе не любить что-то, не принимать и не соглашаться, иначе толерантное общество заклюет белую ворону.
Эту эпоху режиссер окрестил «Новым этическим рейхом»: «В нацистском обществе человека стали натаскивать как собаку на ненависть к иному. В Новом этическом рейхе человека натаскивают на любовь и лишают права свободно ненавидеть».
Добрую часть манифеста Константин отсылает нас к понятию новой этики, которым он, видимо, вдохновился после прочтения книги Эриха Нойманна «Глубинная психология и новая этика». Судя по всему, несмотря на то, что концепция была изложена в 1949 году, Богомолов не только счел ее постулаты актуальными, но и предрек их развитие, переходящее в трагический финал.
Театральный деятель заключил, что России повезло остаться на периферии европейского развития, ибо «благодаря стечению обстоятельств мы оказались в хвосте безумного поезда, несущегося в босховский ад, где нас встретят мультикультурные гендерно-нейтральные черти». Богомолов не скрывает, что не в восторге от того состояния, в котором его родная страна пребывает сегодня, однако уверен, что шанс спастись у России есть.
Как и предполагал автор манифеста, публикация текста инициировала живую и бурную дискуссию. Пока коллеги, очевидно, размышляют над тем, как ответить на смелый по форме и наполнению манифест Богомолова, его подписчики в Инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация) активно комментируют текст. «Браво», «Гениально!», «Гений», «Радикально, как пощечина», «С языка снял», «Согласен, что делать дальше?», — пишут ему очарованные красотой слога и силой мысли фолловеры.
На последний вопрос, кстати, Константин тут же предлагает решение — в конце концов, речь, написанная по античным законам риторики, должна заканчиваться побуждением к действию. «Пора ясно и внятно сформулировать новую правую идеологию», — провозгласил Богомолов, заверив, что настало время заново «строить старую добрую Европу».
Использованы материалы
Фото: Кадр из фильма «Заводной апельсин», Getty Images, Андрей Калмыков/Woman.ru, Persona Stars, PhotoXPress.ru, @konbog75, @xenia_sobchak//Instagram (запрещенная в России экстремистская организация)