Считается, что дети, рожденные в творческих семьях, часто идут по стопам родителей. История, конечно, знает и множество исключений из этого правила, но чаще эта теория все-таки подтверждается.
Так было и в случае с Александрой Захаровой, которой 17 июня исполнилось 62 года: когда твой отец — великий режиссер, а мама — актриса, выбор кажется очевидным. А если за кулисами театров ты проводишь времени больше, чем в детском саду, и дружишь не со сверстниками, а с гримерами, костюмерами и декораторами, он только подкрепляется аргументами «за» карьеру в мире искусства.
Александра Захарова признавалась: в театр и кино она влюбилась еще в детстве и с нетерпением ждала момента, когда сможет полностью посвятить себя этому делу. Все школьные годы были для нее мучением: математика ей не давалась, физика пугала, а химия вгоняла в тоску.
«Мне было до смерти тоскливо копаться в задачках про трубу А и трубу Б!»
Зато все свободное время девочка с удовольствием посвящала книгам — Солженицыну, Бердяеву и Канту. Уроки терпела лишь потому, что после них начинались занятия в театральном кружке, а когда получила аттестат, наконец-то порадовалась долгожданной свободе.
Будь ее воля, Александра Захарова уже на следующий день после выпускного попросилась бы к отцу в «Ленком», но он настоял, чтобы дочка получила образование. На самом деле Марк Захаров надеялся не только на то, что Александра подтянет мастерство, но и присмотрит для себя другое «лакомое местечко». Или еще лучше — уйдет в кино.
Кумовство он не приветствовал и с тревогой ждал момента, когда родная дочь станет ему еще и коллегой. К слову, работать в «Ленкоме» хотела и жена Захарова Нина Лапшинова, но услышала от мужа категоричное «нет».
Захарова от своих целей не отрекалась. Она поступила в Театральное училище имени Б. Щукина на курс к Юрию Катину-Ярцеву, с успехом его окончила и после вручения дипломов получила предложения о работе сразу от пяти театров.
«Ленкома» среди них не было, но она пошла туда сама. Отцу объяснила свое решение просто: «Я больна!»
Перед тем, как попасть в труппу, на тот момент еще начинающей актрисе предстояло пройти несколько прослушиваний, но даже они не убедили Марка Захарова, что его дочь достойна одной из главных сцен страны. Когда режиссер понял, что никак не может принять решение сам, он устроил тайное голосование худсовета. Ответ был таким — дать Александре шанс.
Захаров пообещал дочери лишь место в труппе — главных ролей ей никто не гарантировал. Александра верила: он быстро разглядит в ней талант, и скоро она будет купаться в овациях и цветах от поклонников. Но дожидаться звездного часа ей пришлось долгих десять лет.
Все это время актриса оставалась в тени: пока другие звезды «Ленкома» блистали в лучах софитов, она была просто статисткой и не вставала со «скамейки запасных». На спектаклях таскала стулья, произносила одну-две фразы, стояла где-нибудь в тени, но была абсолютно довольна жизнью!
«Отец похитил у меня десять лет. Я бы столько могла сделать! Но что удивительно, когда я ходила с табуретками в темноте, я все равно чувствовала себя нужной и счастливой! Я — фаталист», — вспоминала Захарова.
Кстати, держать таланты в массовке было своеобразной «фишкой» Марка Захарова. Поговаривали, что он не любит молодых актрис, поэтому каждой устраивает это испытание. Выдержишь — получай все.
Точно такой же путь, даже более тернистый, пришлось в свое время пройти и Ирине Алферовой. Выпускница ГИТИСа, самая способная и красивая девушка на курсе, она после прихода к Захарову тоже быстро стала «никем».
Режиссер как-то сказал актрисе: вижу тебя в роли собаки. Она подумала, что тот шутит, но он со всей серьезностью предложил ей облачиться в меховой костюм и лаять. Другого способа хотя бы на пару секунд выйти на сцену у нее не было, поэтому Алферова согласилась.
Мужчинам в «Ленкоме» везло больше — Янковский, Караченцов и Абдулов получали все и сразу.
И все-таки для дочки Захаров сделал одно послабление — не стал запрещать ей играть в кино. К тому моменту, когда он в 1986 году все-таки доверил ей серьезную (но все еще не главную!) роль в спектакле Глеба Панфилова «Гамлет», актриса уже снялась в «Доме, который построил Свифт» и «Формуле любви».
«Эта профессия калечит физически и очень калечит морально. Люди не выдерживают, спиваются. Я думаю, что в человеке должен быть очень развит интеллект. Особенно в человеке театра. Потому что только интеллект может вытащить из эмоциональной воронки: угара радости или отчаяния», — говорила Захарова.
И она с этой эмоциональной воронкой справилась: спустя 10 лет наконец-то стала востребована не только в кино, но и в театре.
«Я играла шестнадцать спектаклей в месяц, и это было счастьем, а перерывы между спектаклями — несчастье. Я в отпуск не хочу, а хочу, чтобы лето кончилось, и начался сезон, репетиции нового спектакля».
Со временем ее влияние перестало ограничиваться одной только сценой: она помогала отцу принимать важные решения, спорила с режиссерами, могла выбирать, что будет в репертуаре в новом сезоне, и постепенно из девочки, таскающей табуретки, превратилась в «принцессу Ленкома».
Чтобы полностью посвятить себя театру, Захарова даже перестала сниматься в кино — последний фильм с ее участием вышел в далеком 2010 году. При этом бывший муж актрисы Владимир Стеклов отмечал: «своей» для труппы она так и не стала.
«Она несознательно дистанцировалась от коллектива. Артисты ее всегда воспринимали как дочь Захарова. И любые чисто человеческие поступки могли оцениваться со знаком минус. Она вышла замуж, и мне сказали, что у меня теперь прозвище — зятек. Она была готова, что после смерти отца ей будет непросто», — рассказывал Стеклов в эфире программы «Судьба человека».
Как оказалось, трудностей Александра Захарова боялась не зря: 28 сентября 2019 года в возрасте 85 лет Марк Захаров умер от воспаления легких. Как только закончился траур, в «Ленкоме» начались масштабные перестановки. Новым худруком театра назначили Марка Варшавера.
В 2019 году актриса в качестве режиссера завершила постановку отца «Капкан», спустя несколько месяцев после этого ее имя стало пропадать с афиш. А летом 2021-го Захарова обнаружила себя в списке актеров, с которыми театр разрывает контракт.
Помимо нее, там были Дмитрий Певцов и Иван Агапов. Как потом рассказывали актеры, заранее об увольнении их никто не предупредил.
С тех пор Захарова объявила Варшаверу войну. В одном из интервью она намекнула: новый худрук «Ленкома» имеет нелегальный бизнес, зарегистрированный за границей, и миллиарды долларов на счетах. На эти громкие заявления обратил внимание даже Следственный комитет и начал проверку в отношении Варшавера, но слова актрисы не подтвердились.
«Вы представляете, что несет эта женщина… Либо на нее повлиял возраст, либо она тяжело болеет. Это колоссальное предательство. Причем со стороны человека, которого я считал почти своим родственником. Хотя Марк Анатольевич как был, так и остался для меня родным человеком. Он же не виноват в том, что дочь носит его фамилию. А ведь она этого не достойна», — говорил Варшавер.
Но на этом Александра Захарова не остановилась и подала на Варшавера в суд. По ее словам, театр не может снова вводить в репертуар постановки ее отца, потому что право на интеллектуальную собственность, как единственной наследнице режиссера, принадлежит именно ей.
В руководстве поясняют: в официальных документах сказано, что Марк Захаров не претендовал ни на что, кроме гонораров от постановок. Такое решение режиссер принял сам и поставил подписи на всех документах. Но Александра Захарова с таким альтруизмом отца не согласна.
Ту ярость, с которой Захарова конфликтует с руководством театра, Марк Варшавер объясняет тем, что после смерти отца актриса сама хотела возглавить «Ленком», но должность ей не доверили. После 10 лет в массовке она хотела окончательно реабилитироваться и оказаться у руля, но план не сработал.
Многие коллеги иски Захаровой не поддерживают и рассказывают: когда добиться власти мирным путем у актрисы не получилось, она выбрала другую тактику: «так не доставайся же ты никому».
В судах актриса заявляет, что ее отец отказывался от денег, потому что был человеком недееспособным, лишенным возможности мыслить критически, которого обманули, воспользовавшись его неумением вести дела и решать финансовые вопросы.
После смерти режиссера прошло уже пять лет, но шекспировские страсти в «Ленкоме» по-прежнему кипят. Актеры, которые работали с Марком Захаровым, пишут публичные письма в поддержку театра, а его дочка продолжает засыпать учреждение судебными исками. В марте 2024 года стало известно, что Александра Марковна проиграла суд за права на спектакли отца.
«Судом установлено, что исключительное право на использование результатов интеллектуальной деятельности Захарова М.А., ставших предметом судебного разбирательства, было отчуждено им при жизни. Сам автор заключенные договоры не оспаривал, гонорары по ним получил, подписал акты выполненных работ. Срок исковой давности по заявленным Захаровой А.М. требованиям истек», — заключили в суде.
Фото: Legion-Media.ru Persona Stars, PhotoXPress.ru, Анатолий Морковкин/ТАСС