За год в жизни человека может измениться многое: когда в декабре 2023-го Woman.ru беседовал с Михаилом Тройником о его творческих успехах, актер признавался, что не ощущает себя звездой, хотя многие узнают его на улицах, в аэропортах, в магазинах. Теперь сомневаться в этом статусе точно не приходится (по крайней мере нам), ведь в профессиональной копилке артиста становится все больше значимых проектов — не только в кино, но и в театре. На один только ноябрь у Михаила Тройника пришлось две громкие премьеры — фильма «В баню!» и сериала «Дайте шоу», ставшего отдельным феноменом.
2025 год для Михаила Тройника обещает быть не менее насыщенным и начнется с премьеры спектакля «Щастье!» в Театре Моссовета. О том, какие цели он ставит перед собой на ближайшее будущее, как выбирает проекты и чувствует ли ответственность перед зрителями, актер рассказал в новом интервью Woman.ru.
В вашей фильмографии много значимых проектов, а какая роль оказала на вас самое большое влияние?
Михаил Тройник: Мне трудно выделить какой-то один проект, потому что на меня влияет каждый. Я не думаю об этом, когда снимаюсь, потому что полностью погружаюсь в процесс. Мой мастер Константин Аркадьевич Райкин говорил, что нужно увлекаться каждой ролью, независимо от того, какая это роль. В каждой роли есть своя жемчужина и ценность, которые, конечно же, оказывают на тебя влияние. Мне кажется, в этом и заключается прелесть актерской профессии: ты можешь познавать жизнь с помощью разных ролей.
В ноябре у вас прошли сразу две громкие премьеры — фильм «В баню!» и сериал «Дайте шоу». Какие у вас остались впечатления от работы?
Михаил Тройник: Это два совершенно разных проекта, хотя снимались они примерно в одно и то же время. «Дайте шоу» — это такая мейнстримовая история. Я заходил в этот проект с ощущением, что мне будет все понятно, что это будет успешный детектив-драма с элементами психологического триллера и большим количеством комедийных сцен. Поначалу проект мне виделся в достаточно легком жанре, но съемки и последующий просмотр серий полностью изменили мое мнение.
Режиссер Дима Литвиненко настолько филигранно руководил процессом, что сделал этот проект действительно объемным. Судьбы героев становятся многослойными. Ты испытываешь полярные эмоции: и жалеешь их, и ненавидишь. Одним словом, ты постоянно меняешь свою точку зрения. Это говорит о мастерстве режиссера, который, несмотря на сложный график и интенсивный съемочный процесс, мог останавливать съемки и очень подробно разбирать роли с актерами на месте, в случае если возникали какие-либо вопросы. В этом проекте я в основном сотрудничал с Настей Поповой и Настей Красовской. Это партнерство было интересным, но оно требовало много усилий: мы часто переделывали сцены, импровизировали. Это был энергозатратный процесс, но, мне кажется, он дал отличные результаты.
«В баню!» — это, конечно, совершенно другой проект. Его снимал очень близкий мне человек, Даня Иванов, молодой режиссер — выпускник Мастерской Л. Е. Хейфеца. У нас сразу сложились прекрасные отношения. Хотя это тоже мейнстримовое кино, фильм очень личный, там много придумок Дани, а также понятных человеческих моментов, которые мы вместе с ним вносили. Это история про маленького человека, который всеми запуган и заруган, но который обретает внутреннюю силу.
Проект очень интересный. С одной стороны, это комедия, но, когда я смотрел этот фильм, мне было не так смешно: я очень сопереживал герою. Конечно, во-первых, это больше авторский проект, чем «Дайте шоу». Во-вторых, на съемках было много физических испытаний, связанных с водой. Я постоянно был мокрым — в бочках, в краске и глицерине. Не в реальной бане, но в воде — в такую холодную погоду. Для меня это была тяжелая физическая работа. И казалось, что с помощью этих водных процедур происходила «жизненная чистка» таким советским, дедовским способом. Это может прозвучать странно, но это так. К концу проекта я был по-настоящему обнулен и как будто начал жизнь заново.
На что вы в первую очередь обращаете внимание при выборе новых проектов?
Михаил Тройник: В первую очередь для меня играет роль команда: режиссер, продюсеры, партнеры, а также сама история, ее смысл и моя роль. И, конечно, мне интересно делать то, чего я не делал ранее. Например, в сериале «Этерна» я играю короля — неврастеничного эстета. Хотя никогда ранее такого не играл и не мог себе представить, что буду перевоплощаться в такого героя.
Всегда ли главная роль важнее роли второго плана?
Михаил Тройник: Ну конечно, главная роль — это очень важно для актера. Но, опять-таки, мой мастер Константин Аркадьевич Райкин учил, что судьба проверяет актера именно во второстепенных ролях. Многие думают, что, получив главную роль, ты все сделаешь и все сыграешь, но если ты до этого относился к этому так, что «я сыграю роль только тогда, когда она будет главной», то, получив главную роль, скорее всего, ты не сыграешь так, как думал.
Конечно, есть эго актера, и хочется играть главные роли, но именно преданность профессии и высшая справедливость в этом отношении проверяются второстепенными ролями — сможешь ли ты найти интерес, даже если роль совсем маленькая или без слов. Вот на этих законах я вырос и не отказываюсь от ролей второго плана.
С какими сложностями приходится сталкиваться на съемках?
Михаил Тройник: Как правило, ты пытаешься максимально себя обезопасить. Конечно же, как я говорил ранее о проекте «В баню!», порой преодоление некоторых испытаний связано с погодными условиями или колоссальной физической нагрузкой. Это большой вызов, когда у тебя плотный график и ты не можешь отменить смену. У тебя завтра спектакль, а тебе все равно нужно, например, купаться в холодной воде. Кроме того, эти вызовы всегда непредсказуемы. Непредсказуемыми могут быть отношения с партнером, даже если это твой друг, с которым ты давно знаком. Непредсказуемыми могут быть отношения с материалом или режиссером. Предугадать это невозможно, поэтому важно в первую очередь выстраивать себя: быть устойчивым и уметь доверять и «уповать на Бога», наверное.
Как вы готовитесь к ролям?
Михаил Тройник: Первое — это изучение темы. Порой ты даже не понимаешь, откуда могут прийти ценные эмоции или материал. Например, в проекте «Чемпион мира» при подготовке к роли шахматиста ты просто начинаешь играть в шахматы, погружаешься в тему, например, посещая турниры. Это позволяет роли стать частью твоей жизни. Ты смотришь фильмы на эту тему, слушаешь музыку, которая, как тебе кажется, эмоционально отображает героя или ту эмоцию, которую нужно передать.
Второй момент — работа с текстом. Сценарий дает много эмоциональных нот. Кто-то из великих актеров говорил, что актеру нужно просто прочитать текст, и в этом есть доля правды: если текст хорошо написан, он выводит тебя на нужное состояние.
Третий момент, наверное, один из самых важных — это партнер и режиссер. Доверяясь процессу и режиссеру и отпуская себя вместе с партнером, вы можете открыть что-то интересное, новое и неожиданное.
Как справляетесь со сверхэмоциональными сценами?
Михаил Тройник: Если у тебя сложная сцена, ты учишься как-то распределять время и прогнозировать. Мастерская Константина Аркадьевича подразумевала работу с очень сильными и яркими эмоциями, и это прививалось нам с самого начала. Нас учили справляться со сложными эмоциями, не думая о том, трудно ли это будет или легко, а просто брать и делать. Это непросто, за что я очень благодарен Константину Аркадьевичу. Но другого способа пока не придумал. Если начать себя жалеть или успокаивать, это только запутывает. Надо просто проходить сквозь эти эмоциональные состояния.
Несет ли актер ответственность за воздействие на зрителя?
Михаил Тройник: Конечно, несет. Но понять, какое воздействие оказывается, очень трудно. Не всегда, играя отрицательного персонажа, ты плохо воздействуешь на зрителя, и не всегда, играя положительного героя, делаешь что-то хорошее. Это очень тонкий вопрос с точки зрения морали. Важно, как ты внутри себя воспринимаешь эту роль, как понимаешь ее и что делаешь. Если ты играешь роль плохого человека и внутри ощущаешь, что это неправильно, это, как мне кажется, может быть воспринято зрителем. Ты можешь быть очень талантливым актером, способным убедительно изображать зло, и зрители могут быть очарованы этим образом. Но знание о том, что это не является добром, все же может передаваться.
С другой стороны, если ты изображаешь исключительно положительного героя, но в душе у тебя негативное отношение к этому персонажу, это также может передаться аудитории. Мне кажется, что в подобной динамике присутствует некая высшая справедливость, хотя понять, как именно она работает, очень сложно. Какой именно эффект это производит на зрителей? Это трудный вопрос.
Как вы относитесь к критике?
Михаил Тройник: К критике отношусь по-разному. Если она очень жесткая или негативная, мне бывает сложно ее воспринимать. Но в целом я часто читаю рецензии на фильмы, в которых занят, или на спектакли, в которых играю. Для меня это важно, чтобы понять, как моя работа была воспринята и что понял или не понял зритель. Я делаю выводы для себя. Любая критика имеет для меня значение, и я пытаюсь учитывать ее в будущих проектах. В первую очередь, для того чтобы понимать тот язык, на котором ты говоришь со зрителем, важно осознавать, что именно ты задумал донести и как это воспринимается аудиторией. Также помогает тот факт, что рядом есть авторитетные для меня наставники и режиссеры, которые могут поддержать и дать полезные советы. Понимаю, что это не конечный результат, а всего лишь часть пути, этап, который нужно пройти.
С кем из актеров вам бы хотелось поработать?
На ум приходит Игорь Миркурбанов. Этот человек вызывает у меня очень большой интерес. Также в последнее время я очень ценю, когда в театре или кино удается встретиться с актерами «старой» школы. Например, с Вениамином Борисовичем Смеховым, с которым я играю в спектакле «Последнее лето» в Театре Наций. Ранее мы представляли спектакль «Пастернак. Сестра моя — жизнь» в театре «Гоголь-центр». Или с Евгенией Павловной Симоновой, с которой я играл в сериале «Я знаю, кто тебя убил». Конечно, само присутствие на одной сцене или съемочной площадке с такими мастерами вдохновляет. Ты напитываешься профессиональной мудростью, знаниями и особенной энергией от них. И сейчас я чувствую гораздо большую потребность в общении с такими уникальными артистами.
Сегодня мир движется с бешеной скоростью. Как вам удается сохранять темп и идти только вперед?
Михаил Тройник: Ну, во-первых, конечно, это дисциплина, и я все больше понимаю ее важность. Ты должен очень четко прогнозировать, сколько у тебя есть времени на роль, на прочтение сценария, на впечатления, как бы это странно ни звучало, на ту работу, которую ты должен сделать, на отдых, на поездку к близким людям. Во-вторых, я стараюсь быть спокойнее внутри и доверять всему тому, что происходит. Я знаю правило: чем внутри ты спокойнее, тем сильнее будет результат. Не в том смысле, что ты расслаблен или ленивый, а в том, что ты знаешь, что все будет хорошо, что все получится, знаешь, куда надо идти. Ты обучаешься быть спокойным, и это дает большие силы.
Поделитесь своими планами на 2025 год.
Михаил Тройник: 25 января состоится большая премьера спектакля «Щастье!» в Театре Моссовета. Далее спектакль пройдет 2 и 15 февраля. Режиссер проекта — Алла Михайловна Сигалова. Это будет масштабная работа. Сейчас полным ходом идет подготовка с очень крутой труппой театра. У меня очень сложная роль. Я играю Присыпкина. Театр стремительно возвращается в мою жизнь, и я очень рад этому. Также в ближайшее время выйдут спектакли «Гордая» в Театре на Бронной и «Последнее лето» в Театре Наций.
Из кинопроектов: выйдет «Солдатская мать» — сериал о Великой Отечественной войне; я играю упертого ярого коммуниста. Также комедийный сериал «Либидо». И, конечно, с нетерпением жду выхода сериала «Этерна», где я сыграл короля Фердинанда. Кроме того, 9 января на экранах кинотеатров появится фильм «День недели — любой» (прежнее название «Свинья и Мышь»), в котором мы с Женей Крегжде играем в философскую, психологически тонкую историю, будто сплетенную из бисера. Наш фильм был представлен на фестивале «Зимний». Это важная работа, потому что Женя — очень талантливая театральная артистка, и это была действительно значимая работа. Также 30 января выйдет фильм «Агния», который получил множество призов на кинофестивале «Маяк».
Фото: Ирина Заргано