Что вас связывает с Александром Дюма вообще и с «Графом Монте-Кристо» в частности?
Пьер Нинэ: Мое знакомство с произведениями Дюма было веселым, увлекательным и, в то же время, весьма глубоким. Персонажи, созданные Дюма, обладают исключительной плотностью и сложностью. Эдмон Дантес — практически мифический герой. Я даже не осмеливался представить, что сам сыграю его!
Какова была ваша реакция, когда Александр и Матье рассказали вам о проекте?
Пьер Нинэ: У меня закружилась голова! Внезапно нахлынули воспоминания о прочитанном. А вместе с ними и те самые ощущения, сопоставимые с любовными. Роль Монте-Кристо наполняет каждый момент моей жизни: мечты маленького мальчика, затем молодого человека, обучавшегося актерскому мастерству, а потом и взрослого мужчины. Для любого актера сыграть Монте-Кристо — это мечта.
Причина заключается в том, что такая роль затрагивает множество экзистенциальных вопросов: невинность, несправедливость, предательство, сожаление, раскаяние, месть, добро, зло, чудовищность…
Но, кроме этого, она бросает вызов и собственно актерскому мастерству: как играть одного и того же персонажа, но в разные периоды его жизни, да еще и так, чтобы он остался неузнанным? Таких ролей очень мало.
«Идеальный мужчина», «Франц», «Спасти или погибнуть», «Маскарад»… В вашей фильмографии много персонажей, скрывающих себя под всевозможными масками.
Пьер Нинэ: Да, так и есть! Но надо сказать, что все эти маски использовались исключительно в кинематографических целях. А показывать себя с такой стороны, которая не соответствует реальности, всегда увлекательно.
Подобные сюжеты, где персонажи играют с ложью, присутствуют во многих работах, от «На ярком солнце» Рене Клемана до фильмов Дэвида Линча, Кристофера Нолана и Брайана Де Пальмы. На меня также повлияли фильмы, на которых я вырос, в том числе фильмы Тима Бертона и картины о супергероях, где в изобилии фигурируют маски.
Самый захватывающий из таких фильмов — тот, что повествует о Брюсе Уэйне, известном как Бэтмен, который, кстати, наиболее близок к Монте-Кристо. По-моему, меня менять лица, быть кем-то другим — такое же удовольствие для актера, как для ребенка.
Еще до появления графа Монте-Кристо и его воплощений Эдмон Дантес предстает в нескольких ипостасях: счастливый юноша в самом начале, узник замка Иф, беглый заключенный. В какой из этих ипостасей вам легче всего было себя представить?
Пьер Нинэ: Дантес — это некая сумма воплощений. Предстающий перед нами в начале произведения молодой и беззаботный Дантес затем превращается в подобного Христу Дантеса, выжившего в тюрьме, а тот — в сорокалетнего Дантеса, безусловно, свободного, но отмеченного физическими и моральными шрамами.
Мне понравилось играть Дантеса на каждом из его жизненных этапов, но особенно сильными были эпизоды в тюрьме.
Мы вели съемки в туннелях, построенных специально для фильма, где пространство было очень ограничено и где я проводил целый день, обдирая колени и локти. Это заточение помогло мне передать его отчаяние.
Как Александр де Ла Пательер и Матье Делапор помогли вам придумать Монте-Кристо и его мнимые личности, которые делают вас неузнаваемым?
Пьер Нинэ: Я много работал самостоятельно еще до того, как мы начали наши регулярные пробы грима. Мы провели как минимум четыре пробы для Монте-Кристо и две пробы для его основного воплощения. Среди этих воплощений есть экспрессивный персонаж — противоположность Дантесу, который подчеркивает циничное удовольствие Монте-Кристо от одурачивания своих врагов. Мы чувствуем исходящую от него надменность.
Монте-Кристо — раненый человек, жаждущий мести. Понимаете ли вы эту мрачность, доходящую до крайней жестокости? Есть во всем этом что-то более светлое?
Пьер Нинэ: Мне нравилась эта мрачность. Я постоянно говорил режиссерам: «Мы должны быть мрачными, мы должны использовать мрачность в своей работе». Фильмы и сериалы последних лет подготовили зрителей к погружению в этот мрак. Важно было не приукрашивать ситуацию. Нам предстояло исследовать, какой мрак может воцариться в душе человека, если он больше не верит в справедливость, в любовь, в дружбу.
Конечно, месть может приносить удовольствие.
При просмотре фильма у зрителя постоянно возникают вопросы о том, насколько далеко он сам может зайти, где он находится с моральной точки зрения, в какой момент чудовищность поднимает голову, и в какой момент человек превращается в монстра.
Есть очень сильный момент, когда Монте-Кристо, подобно мятежному ангелу, решает занять место Бога.
Пьер Нинэ: Монте-Кристо действительно вознамеривается занять место Бога и установить справедливость, поскольку чувствует, что еще не до конца свел счеты. На мой взгляд, это и есть ключевой аргумент фильма.
Эта роль требует значительной физической подготовки: как вы готовились?
Пьер Нинэ: Прежде всего нужно было научиться терпению! За два с половиной месяца съемок я провел 150 часов, сидя в кресле для нанесения грима, не считая тех случаев, когда нужно было поправить грим на съемочной площадке. Что касается остального, я никогда не занимался верховой ездой на съемках, поэтому прошел специальное обучение, чтобы научиться ездить верхом.
Я также брал много уроков фехтования, особенно с участием Бастьена Буйона, который играет Фернана де Морсера, чтобы не уколоть друг друга в глаз на первой же минуте!
Наконец, для достоверности съемок побега я брал уроки апноэ у Стефана Мифсуда, чемпиона мира по статическому апноэ, чтобы иметь возможность непрерывно отыгрывать сцену с тонущим мешком. Меня связали и погрузили в мешке с грузом на глубину 15 метров… Первая реакция компании Pathé была такой: «Успокойте нас. Вы же не делали этого с Пьером по-настоящему?»
Действительно, сцена вашего побега очень напряженная, нам кажется, что вы сейчас утонете на наших глазах…
Пьер Нинэ: Я и сам почти поверил в это, потому что во время съемки одного из дублей тесемки мешка, в котором я был завязан, не сразу удалось развязать… И ведь именно я настоял на том, чтобы плотно затянуть их!
Как вам работалось с другими актерами?
Пьер Нинэ: Оказалось, что актеры нового поколения просто великолепны. Вассили, Жюльен, Анамария были невероятно воодушевлены и очень преданы своему делу. Их мотивация, их энергия постоянно стимулировали меня.
Каково ваше понимание прекращения мести Монте-Кристо? Это искренне прощение, результат любви Мерседес, ностальгия по утраченной чистоте?
Пьер Нинэ: У меня нет ответа. Может быть, понемногу от всего этого. Я убежден, что каждый может увидеть в этом то, что хочет. Зритель должен задаться вопросом: искренне ли поступает персонаж, или же это проявление отчаяния с его стороны, чтобы отделить себя от собственного насилия, чтобы страдать еще больше?
Источник: пресс-служба