Порой, наша жизнь превращается в сплошную погоню: за успехом, положением в обществе, деньгами, расположением других людей, модой... Модой, которая стремительно ускользает от нас прямо пропорционально тому, как мы к ней, в нашем понимании, приближаемся.
Возможно, так происходит потому, что свой стиль мы ищем в чужих, навязанных нам идеях и идеалах. Стараясь соответствовать модным тенденциям, которые задают именитые мировые Дома Мод, мы сливаемся с толпой, серой массой, искренне желая при этом обратного. Получается замкнутый круг.
Как быть? Как почувствовать пульсацию стиля, не потеряв при этом собственного «Я»? Как не стать заложником моды? Об этом и многом другом поведала в своем интервью Woman петербургский дизайнер Лариса Погорецкая.
- Лариса, объясните, пожалуйста, с чем связана таинственность, которая окутывает все, что с Вами связано: Вы практически не даете интервью, мало выставляетесь в шоу-румах Москвы?
- Я, действительно, не люблю интервью, ведь важно не то, что художник хотел сказать, а то, что у него получилось. Дизайнер не должен ничего объяснять, за него говорят его коллекции.
- Давайте совершим небольшой «экскурс в прошлое». Что послужило первым шагом к открытию Вашей собственной Творческой студии?
- Желание работать самостоятельно, стремление быть свободной в творчестве.
- А Вы ставили перед собой задачу сделать, «не как у всех»?
- Художнику не свойственно ставить задачи, в отличие от бизнесмена. Желание быть отличным от других, иметь свое видение присуще любому творческому человеку, оно, скорее, интуитивно.
- Думаю, ни у кого из наших читательниц не возникнет сомнений в том, что Вы – чрезвычайно творческий человек. Об оформлении Вашей студии ходят легенды…
- Выбор мой пал на мансарду старинного дома, расположенного неподалеку от Мариинского театра. Интерьер складывался сам собой. Минимум мебели, за исключением нескольких антикварных кресел и музыкальных инструментов. Постепенно приживались картины друзей, экзотические мелочи, привезенные из путешествий. В нашей студии царит атмосфера художественной мастерской.
- На данный момент, можно назвать какую-то вещь – «визитную карточку» Вашей студии?
- Если в интерьере – то Ангелы, если имеются в виду мои коллекции, – то, наверное, фрак, туника.
- Вы ориентируетесь при создании своих коллекций на какие-то другие Дома Моды, мировые тенденции?
- Наоборот, стараюсь избегать навязанных идей и давления модных тенденций. У меня есть любимые дизайнеры: Кавакубо, Демельмейстер, Готье - художники с ярко выраженным собственным стилем, угадывающимся в каждом силуэте. Я надеюсь, что мои коллекции так же узнаваемы.
- А как Вы относитесь к Моде в целом?
- К моде отношусь с иронией. Не люблю слово «модный». Предпочитаю моде стиль. Люди, слишком всерьез воспринимающие моду, неизбежно походят друг на друга.
- Лариса, быть художником, творцом – значит постоянно искать. Где Вы черпаете вдохновение? Это всегда должно быть что-то масштабное, или отправной точкой может послужить просто какая-то деталь, мелочь, из которой потом рождается целая коллекция?
- Редко бывает что-нибудь одно, так как создание коллекции не измеряется одним днем. Впечатления, идеи, воспоминания порой хаотичны и беспорядочны. Одновременно Индия и Париж, Пьеро и Чаплин, денди и клоун - как в моей последней коллекции.
- Несмотря на то, что ваши коллекции охватывают целые эпохи, наверняка, у Вас есть какой-то любимый временной период.
- Каждая моя коллекция служит ответом на Ваш вопрос: «Барокко», «Ампир», «Балет» и начало XX века, 50-ые годы.
- Вы можете в целом охарактеризовать тот стиль, в котором работает Ваша студия?
- Очень сложно найти подходящее определение. Я не искусствовед, но, может быть, сиротский шик? Хотя, слово «шик» мне тоже не очень нравится.
- Наверное, Вы уже хорошо сумели изучить своих клиентов. Кто предпочитает Вашу одежду?
- Как правило, состоявшиеся в жизни люди: в искусстве, бизнесе, семье. Они живут в Санкт-Петербурге, Москве, Лондоне, Париже, Цюрихе.
- Лариса, Вы, если не сказать «выгодно», то уж точно приятно отличаетесь от многих дизайнеров тем, что продумываете образ до мелочей, создавая замечательные аксессуары ко всем своим моделям. Как Вы к этому пришли?
- Через осознание того, что без аксессуаров не возможно создать цельный образ.
- Насколько мне известно, Вы работаете, в большинстве своем, с натуральными тканями…
- Я всегда ориентируюсь на собственные тактильные ощущения. Мне неприятно даже прикасаться, а тем более носить ненатуральные ткани.
- Какую цветовую гамму предпочитаете?
- Тоже натуральную. Оттенки перламутра, обожженной глины, терракота, антрацит, умбра. Это, как живопись, в которой нет места примитивным, локальным цветам.
- Вы сами носите свои вещи?
- В основном, свои. Здесь нет лукавства: я делаю то, что мне нравится. То, что сама бы надела.
- Многие русские дизайнеры отличаются тем, что создают одежду, совершенно не приспособленную для жизни, просто для собственного самовыражения. Для Вас при создании коллекции важно выражение собственного «Я» или же создание «носибельной» одежды? Или эти понятия вообще нельзя разделять?
- Одно от другого неотделимо. Я хочу, чтобы мои вещи носили. Потому всегда останавливаю себя, если отрываюсь от реальности и ухожу, например, в «Барокко». Сложнее всего создать простую вещь.
- Вы отличаетесь от других дизайнеров еще и тем, что работаете совместно с мужем и дочерью. В чем преимущества и недостатки такого семейного творчества?
- Семейный бизнес – это непростой, но для нас единственно возможный вариант. Общность интересов свела нас с Анатолием еще в Мухинском училище, но то, что дочь Саша прониклась нашим духом, идеями - настоящая удача.
- Почему Ваш показ всегда закрывает Российскую Неделю Моды? Вы чувствуете ответственность за это, или, быть может, это не так уж и страшно, а, скажем, приятно…
- Я всегда чувствую ответственность за то, что делаю.
Антонина Голубева