Сегодня практически в каждом фильме — будь то западный или отечественный — мелькают откровенные сцены. Многие актеры и актрисы без стеснения обнажаются в подобных эпизодах и весьма правдоподобно имитируют бурные эмоции. Впрочем, так было не всегда: еще несколько десятилетий назад многие знаменитости, в особенности наши, отказывались от участия в подобных сценах — и их можно было понять.
Если в зарубежном кинематографе в прошлом веке против эротики почти никто не выступал (вспомнить хотя бы Мэрилин Монро, которая вела себя максимально раскрепощенно перед камерами, чем только радовала коллег и публику), то в Советском Союзе все было гораздо сложнее: цензурное ведомство просто-напросто не пропускало откровенные сцены, считая их безнравственными.
Пресекались любые намеки на обнаженку и уж тем более на интимную близость. Дозволенным максимумом были лишь целомудренные поцелуи.
Однако многим советским режиссерам все же удавалось добиваться своего: всеми правдами и неправдами они уговаривали артисток сняться топлес или вовсе продемонстрировать свое тело в постельной сцене. В былые времена на подобное соглашалась далеко не каждая. И дело тут не только в стеснении. Все прекрасно осознавали, что последствия могли быть самыми неприятными как для создателя ленты, так и для исполнительницы роли. В этом материале мы расскажем о советских актрисах, которые не побоялись всеобщего осуждения, недовольства чиновников и засветились в откровенных эпизодах.
Светлана Светличная в фильме «Бриллиантовая рука», 1968 год
Уверены, что при упоминании имени Светланы Светличной большинству жителей стран постсоветского пространства первым делом приходит на ум ее роль в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Яркая блондинка со стройной фигурой очень органично вписалась в образ роковой соблазнительницы Анны Сергеевны. Сцена с участием Светличной длилась всего несколько минут, но стала чуть ли не самой запоминающейся в киноленте.
Сегодня подобный эпизод спокойно показали бы и в дневное время, но для конца 1960-х это было чем-то неслыханным и невиданным, ведь актрисе по сути пришлось показывать стриптиз под композицию «Помоги мне». Светличная очень стеснялась и боялась, что кто-то из съемочной группы увидит ее бюст. В итоге в павильоне остались только Светлана, режиссер, его ассистент и оператор. Так и родилась сцена, в которой красотка соблазнительно танцует и сбрасывает с себя халат, а затем теряет и лиф от купальника, демонстрируя обнаженную спину.
Цензоры хотели вырезать ставший легендарным момент. В одном из интервью Светлана Светличная признавалась, что это не произошло лишь по одной причине: еще до выхода фильма на большие экраны его посмотрел Леонид Брежнев. Генсеку очень понравилась комедия, и вскоре он решил пересмотреть ее. «Ему привезли картину снова, но в ней уже не было Анны Сергеевны. И Брежнев попросил вернуть героиню, которая ему понравилась», — говорила актриса, которую называют первым секс-символом советского кино.
Светлана Тома в фильме «Табор уходит в небо», 1976 год
Светлана Тома никогда не претендовала на звание самой сексуальной актрисы Советского Союза. Как это часто бывает, все произошло совершенно случайно: в середине 1970-х ее утвердили на роль обворожительной цыганки Рады в фильме «Табор уходит в небо». В целом культовая картина Эмиля Лотяну ничем не отличалась от других киноработ тех времен: захватывающий сюжет, привлекательные актеры, запоминающиеся песни и красивые танцы. Но один момент все же поразил зрителей: никто никак не ожидал увидеть главную героиню топлес.
В одном из эпизодов Рада веселится со своим возлюбленным Лойко, которого сыграл Григоре Григориу, у реки, из-за чего у обоих промокает одежда. По сюжету героиня Светланы просит избранника развести костер, чтобы обогреться и высушить вещи. На этом большинство советских режиссеров прокричали бы «Стоп! Снято!», но Лотяну решил добавить в свой фильм откровенную сцену и уговорил Тому обнажиться перед камерой. При этом героиня, снимавшая с себя блузку, а затем и несколько юбок, кокетливо говорила партнеру по ленте: «Не смотри на меня так, не смотри! Голова закружится!»
Как бы актриса ни пыталась прикрыть грудь длинными волосами, ей это не удалось…
Сама Светлана Андреевна не считала знаменитый эпизод таким уж провокационным. «В этой сцене раздевания нет пошлости, нет вульгарности. Она чистая, несмотря на то, что я там топлес. <…> Конечно, тогда это было редкостью — когда крупно показывают, что ты раздета, играется сцена и ничего не скрывается», — делилась артистка с изданием «Комсомольская правда» в 2017 году.
Наталья Негода в фильме «Маленькая Вера», 1988 год
Начинающая актриса Наталья Негода совершила своего рода сексуальную революцию, согласившись сняться в так называемом первом эротическом фильме в СССР «Маленькая Вера». 24-летней артистке досталась главная роль девушки по имени Вера, которая влюбляется в неисправимого ловеласа Сергея в исполнении Андрея Соколова. Возможно, картина и не стала бы такой обсуждаемой, если бы в ней не было абсолютно неприличной по тем временам сцены с участием главных героев.
В кадре Негоде пришлось не просто продемонстрировать обнаженную грудь, но и имитировать интимную близость с Соколовым. Актеры очень убедительно играли в любовь, а операторы выбирали максимально «опасные» ракурсы. Эту сексуальную сцену долгое время обсуждал весь Советский Союз. Существует версия, что власти даже хотели запретить мегапопулярный фильм, билеты на который стремительно раскупались. Якобы Михаил Горбачев демонстративно покинул показ. Так ли было на самом деле, мы теперь вряд ли узнаем, но без скандалов не обошлось: далеко не все консервативно настроенные граждане тепло приняли работу режиссера Василия Пичула.
Сама Наталья Негода годы спустя признавалась, что после роли в «Маленькой Вере» чувствовала себя опустошенной. Актриса стала пользоваться популярностью на Западе и даже снялась в фотосессии для американского Playboy, но карьера за рубежом все же не задалась.
Кстати, до съемок в нашумевшей драме знаменитость также можно было увидеть топлес: в 1987-м она сыграла в «Завтра была война», где крутилась в одних лишь трусах перед зеркалом.
Александра Яковлева в фильме «Экипаж», 1979 год
Александре Яковлевой часто приходилось играть девушек, перед красотой и природным обаянием которых не мог устоять ни один мужчина. В 1978-м она окончила театральный институт, а уже через несколько месяцев ее позвали в картину «Экипаж». Изначально на роль стюардессы Тамары пригласили Елену Проклову, но та отказалась, когда узнала, что ей предстоит сниматься в откровенном эпизоде. Яковлева же такую возможность не стала упускать.
Александра стала одной из немногих отечественных актрис прошлого века, согласившихся сняться в постельной сцене, да еще и без одежды. Девушка имитировала близость со своим партнером по фильму Леонидом Филатовым и вообще вела себя раскрепощенно. Примечательно, что от дублерш она отказалась. А вот Филатов оказался куда более стеснительным и не стал раздеваться: он предпочел лежать под одеялом в брюках. Сам любовный акт по понятным причинам не был показан. Впрочем, зрители и так легко могли догадаться, что происходило под цветомузыку за аквариумом в квартире любвеобильного героя.
Несмотря на наличие эротического эпизода в фильме, никаких трудностей в кинопрокате не возникло. Известно, что некоторые моменты по требованию цензурного ведомства были сокращены, но обнаженную Яковлеву оттуда на удивление не вырезали.
Елена Яковлева в фильме «Интердевочка», 1989 год
На заре своей суперзвездной карьеры Елена Яковлева много снималась и играла в театре. Однако настоящая слава пришла к ней только после выхода драмы «Интердевочка» в 1989 году. Картина известного режиссера Петра Тодоровского шокировала многих советских зрителей, ведь в ней рассказывалось о жизни девушки легкого поведения Тани Зайцевой, роль которой собственно и исполнила Елена. Как известно, фильм имел оглушительный успех и принес актрисе несколько престижных наград, включая «Нику», а также статус всесоюзного секс-символа.
По советским меркам лента была провокационной, хотя исполнительнице роли валютной проститутки и не пришлось полностью обнажаться перед камерами. Как бы съемочная группа ни уговаривала Елену, она наотрез отказывалась. Создателям фильма пришлось искать выход из сложившейся ситуации, ведь к тому моменту большая часть была уже отснята. Так что без сцен эротического характера все же не обошлось: актриса была вынуждена имитировать близость с клиентом из Японии. Однако Яковлева настояла на том, чтобы столь интимный эпизод снимался без участия ее иностранного партнера.
«Единственное, что сильно психологически напрягало, — это сцена, когда моя героиня занимается сексом с японцем. Но и она нормально прошла: лицо побрызгали глицерином, я лежала на кровати, как бревно, меня за ноги дергал Петр Ефимович, прикроватную тумбочку тряс ассистент, и еще один человек кровать качал», — позже признавалась в одном из интервью Елена Яковлева.
Елена Кондулайнен в фильме «Сто дней до приказа», 1990 год
После развала Советского Союза в кино стало больше обнаженки, но до событий 1991-го с этим все же было очень сложно. В 1990 году состоялась премьера фильма о проблемах советской армии под названием «Сто дней до приказа», в котором небольшую роль сыграла сексапильная Елена Кондулайнен. Постельных сцен у актрисы не было, но снять с себя абсолютно всю одежду ей пришлось.
В одном из эпизодов полностью обнаженная Елена плавала в бассейне. Если бы актриса попала в кадр мельком и просто топлес, то в 1990-х это уже бы мало кого удивило. Однако Кондулайнен не постеснялась сниматься без нижней части купальника, за что ее и окрестили главным секс-символом СССР.
Елена Кондулайнен была в курсе, что ей предстоит сниматься без одежды, но все равно согласилась на участие в фильме.
«Я не знала, что съемки будут в воде, а детали моего тела возьмут крупным планом. Поэтому когда меня стали снимать в бассейне, я хотела покончить жизнь самоубийством. Меня спас водитель. Он отвозил меня домой со съемочной площадки и поинтересовался, почему я такая грустная. Я ему все объяснила. А он мне начал рассказывать о Древней Греции, о временах, когда женщины, обладавшие красивым телом, приравнивались к богиням. И я успокоилась. Но не все поняли мой поступок, до сих пор одни меня возносят как легенду, другие проклинают и жгут подо мной землю. Потому что я разрушаю обыденные стереотипы», — говорила актриса в интервью изданию «Собака.ru».
Наталья Андрейченко в фильме «Сибириада», 1978 год
До того, как Наталья Андрейченко стала идеальной няней в «Мэри Поппинс», она снялась в четырехсерийном фильме Андрея Кончаловского «Сибириада». Наталья сыграла девушку по имени Анастасия Соломина, которая в одной из сцен едва не подверглась изнасилованию.
Именно для этого эпизода Андрейченко в свое время пришлось и обнажиться. По сюжету один из ключевых персонажей картины домогался до героини знаменитости. Когда же они вдвоем оказались на сеновале, девушка начала отбиваться всем, что попадалось под руку. В итоге напарник разорвал ночную сорочку актрисы, и она предстала перед зрителями с обнаженным бюстом.
«Сибириада» изначально была очередным госзаказом. Кончаловский получил четкие указания от руководства, так что каждая сцена была выверена. Оттого и удивительно, что режиссеру разрешили оставить момент с обнаженной Натальей Андрейченко.
Елена Коренева в фильме «Романс о влюбленных», 1974 год
Елена Коренева получила главную роль в музыкальной драме Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных» еще будучи 21-летней студенткой театрального института имени Щукина. Картину с трудом можно назвать провокационной, ведь в центре сюжета история отношений юной девушки и ее молодого человека, которого долгое время считали погибшим. Впрочем, без откровенного эпизода тут не обошлось…
В одной из сцен Елена бегала по пляжу в раздуваемой ветром мокрой рубашке, надетой на обнаженное тело. В какой-то момент героиня расстегнула пуговицы и продемонстрировала обнаженную грудь в кадре. Само действо продолжалось всего несколько секунд, но не заметить его было просто невозможно.
По большому счету прямого сексуального подтекста в этом эпизоде и не было: режиссер скорее хотел сделать эту сцену романтичной, наложив на видеоряд балладу под названием «Любовь (Было так всегда)».
Жанна Болотова в фильме «Подранки», 1977 год
Жены известных режиссеров зачастую становятся их главными музами. По крайней мере, Николай Губенко, снявший картину «Подранки», исключением из этого правила не стал. Одну из ролей он доверил своей горячо любимой супруге, актрисе Жанне Болотовой. Она сыграла учительницу биологии Аллу Константиновну, которая произвела неизгладимое впечатление на главного героя в юности.
В одной из сцен мальчик вспоминает, как невольно подглядывал за своей привлекательной преподавательницей, пока та загорала на крыше. Все бы ничего, но героиня принимала солнечные ванны топлес.
Эпизод пусть и не был основополагающим в фильме, но поразил многих советских зрителей, не привыкших видеть актрис с голой грудью.
Фото: Кузьмин Валентин, Кузьмина Татьяна/ТАСС, Legion-Media.ru