Моника Беллуччи, «Необратимость», 2002 год
Фильм Гаспара Ноэ получил скандальную известность в 2002 году из-за одиннадцатиминутной сцены жесточайшего изнасилования героини Моники Беллуччи, Алекс. Она снималась в нескольких дублях. За две ночи Моника Беллуччи и Джо Престиа сыграли эту сцену в общей сложности шесть раз. По словам Беллуччи в интервью американскому порталу IMDB, самым простым для нее был первый дубль, потому что во всех остальных она уже знала, что должно случиться, и было очень сложно не демонстрировать этого в инстинктивных защитных движениях.
«Конечно, кино – это игра, но даже когда играешь, в твою жизнь вмешивается некий бессознательный фактор, и его приходится принимать в расчет. Эта роль в «Необратимости» повлияла на меня сильнее, чем я предполагала, - рассказала Моника в интервью французскому изданию журнала Psychologies. - Мне очень нравилось платье моей героини, и сначала я хотела оставить его себе. Я знала, что во время сцены изнасилования его порвут, поэтому лично для меня отложили другое такое же. Но после съемок я и подумать не могла о том, чтобы его надеть. Я даже смотреть на него не могла!».
Кстати, по оценке американского журнала Newsweek, фильм «Необратимость» поставил рекорд по числу людей, которые ушли из кинозала. Но эксперты выяснили, что дело было не столько в пугающей реалистичности сцены изнасилования, сколько в режиссерской задумке — Гаспар Ноэ добавил в качестве фона к изображению низкочастотные шумы, какие бывают при землетрясениях. В сочетании с вертящейся волчком качерой этот звук вызывал тошноту и головокружение, и уходящие из зала зрители — именно тот эффект, на который рассчитывал Ноэ.
Шарлотта Генсбур, «Нимфоманка», 2014 год
Датский режиссер Ларс фон Триер, известный жесткими, затрагивающими любого зрителя картинами («Догвилль», «Антихрист», «Меланхолия»), в этом году снял... практически порнофильм! Главной героиней стала муза Триера, француженка Шарлотта Генсбур, а также такие звезды Голливуда, как Шайа Лабаф, Ума Турман, Кристиан Слейтер. Шарлотта предстала на экране в очень откровенных сценах, даже в прокатной версии (как правило, подверженной цензуре) поразивших поклонников ее творчества и работ Ларса фон Триера.
«Я люблю сниматься в рискованных сценах, однако никого провоцировать не собиралась, - рассказала Генсбур в интервью британскому изданию журнала Grazia. - Чисто технически Ларс сделал все для того, чтобы актеры не участвовали в съемках реального секса (их заменяли специально подобранные дублеры-порноактеры, - прим. Woman.ru), так что тут ничем интересным вас порадовать не могу. Нам можно было даже не снимать нижнее белье! На самом деле это странное ощущение. Пройдут годы, люди будут смотреть «Нимфоманку» — и мне важно, чтобы они знали: сексом на съемках я не занималась. Потому что когда покажут полную версию, вы точно поверите, что это все по-настоящему. Я сама практически поверила!».
Парадокс в том, что центральная тема перегруженной сексом «Нимфоманки» — неудовлетворенность. Персонаж Шарлотты Генсбур, Джо, воплотила в себе сразу двух героинь-сестер маркиза де Сада, любимого писателя Ларса фон Триера: в юности она напоминает либертинку Жюльетту, во второй половине жизни, теряя способность испытывать оргазм и ударяясь в эксперименты, — жертвенную Жюстину. Но ни в одном из воплощений Джо так и не обретает ощущения полноты и счастья, о чем говорит и официальный слоган фильма: «Забудь о любви».
Ева Грин, «Город грехов 2», 2014 год
Содержание второй части культового нуара Роберта Родригеса и Фрэнка Миллера «Город грехов» исчерпывающе объясняет один из его обитателей: «Пьяные рассветы, животный секс и кровавые драки». Только в этот раз балом правят дамы, о чем говорит подзаголовок фильма - «Женщина, ради которой стоит убивать».
Мы считаем, что отныне в толковом словаре рядом со словом «секс» должен находиться портрет Евы Грин. За ней давно закрепилось амплуа голливудской femme fatale, но второй «Город грехов» можно считать апогеем ее сексуальности. И пусть ей аккомпанируют такие красавицы, как Джессика Альба и Розарио Доусон, они мало что могут противопоставить столь вызывающе откровенному эротизму мисс Грин.
Кстати, один из официальных постеров «Города грехов 2» запретили в США из-за слишком откровенного декольте Евы. Изначально Роберт Родригес и Фрэнк Миллер хотели раздеть Еву Грин для фотографии на постер полностью. Ева не возражала, полагая, что они сделают это красиво, тем более что в сексуальных сценах самого фильма Грин выглядит потрясающе. «Я доверяла Роберту, – прокомментировала она в интервью американскому изданию журнала Hollywood Reporter. – Он пришел ко мне в трейлер и поклялся, что все будет отлично при правильном освещении и наложении теней. Актрисы всегда достаточно уязвимы, когда обнажены. Мы чувствуем себя достаточно глупо, особенно когда за нами только зеленый экран, а на нас самих – крошечные стринги. Я должна была верить видению режиссера. Это искусство».
Лупита Нионго, «12 лет рабства», 2013 год
«12 лет рабства» — это, с одной стороны, мрачная, с обилием насилия притча о том, каково выносить несвободу. С другой — режиссер Стив Маккуин в этом своем творении беспристрастен и отстранен, он позволяет зрителю самому делать выводы о том, как рабство ведет к моральному разложению всех, кого затрагивает. Например, в одном из эпизодов главного героя Соломона Нортапа (в исполнении Чиветеля Эджиофора) избивают деревянной битой. На последнем, пятнадцатом ударе бита наконец ломается, как ломается и сам Нортап: вскоре, чтобы выжить, и он будет вынужден избивать свою темнокожую подругу Пэтси (которую сыграла дебютантка Голливуда Лупита Нионго), оставив от ее спины одни кровавые ошметки.
Более того, героиня Лупиты подвергается изнасилованию своим владельцем (в исполнении Майкла Фассбендера), издевательствам его жены, и в конце концов падает духом. Все это блестяще сыграла начинающая актриса Нионго, не испугавшись сложностей — и ее труды не пропали даром: актриса заслужила «Оскар» за лучшую роль второго плана.
Кстати, после съемок фильма журналисты заподозрили красавицу Лупиту в романе с Майклом Фассбендером: она призналась в интервью британской газете The Sun, что во время работы у них с партнером был особый ритуал - смотреть в глаза и обниматься перед тем, как режиссер скомандует «Камера, мотор!». Так они помогали друг другу справиться с интенсивностью сцен, в которых они были заняты. Более того, скоро внимание прессы переключилось на Нионго и продюсера фильма, Брэда Питта — якобы супруг Анджелины Джоли слишком нежно держал Лупиту за руку во время церемонии «Золотой глобус-2014». Однако девушка стойко и с достоинством перенесла эту волну слухов о своей личной жизни и сейчас снимается в новых голливудских проектах.
Леа Сейду, «Жизнь Адель», 2013 год
В нашумевшем фильме «Жизнь Адель» юная француженка Леа Сейду играет синеволосую художницу Эмму, творческую и независимую девушку, благодаря встрече с которой главная героиня фильма, Адель (в исполнении Адель Экзаркопулос), меняется и взрослеет. «Жизнь Адель» — откровенная и бескомпромиссная история о том, как боль, без которой невозможна первая большая любовь, заставляет человека «вылупиться из скорлупы».
Эротические сцены лесбийской любви в «Жизни Адель» производят впечатление своей продолжительностью, смелостью и подлинностью. Обе актрисы в них обнажены не только физически, они полностью открыты перед камерой режиссера Абделатифа Кешиша, и если исполнительница главной роли, Адель Экзаркопулос, говорила в различных интервью, что сексуальные сцены дались ей легко, то Леа Сейду, склонная к рефлексии, очень мучилась.
«Когда мы снимали эти сцены, я просто переставала быть собой. Иногда я чувствовала себя очень униженной. Правда. Вокруг — три камеры, тебе все время говорят: «Еще раз, еще раз, сделай еще раз». Господи. Я чувствовала себя проституткой! - жаловалась Леа в одном из интервью. - Ощущение, что я просто не могла себя защитить. Это было сложно и жестко».
Премьеры фильма по всему миру сопровождал скандал за скандалом, но дело было не в откровенном сюжете картины, а в отношениях между участниками съемок. Актрисы Сейду и Экзаркопулос, разделившие главную награду Каннского кинофестиваля, «Золотую пальмовую ветвь», вместе с Абделатифом Кешишем, заявили, что страдали на съемках и больше никогда не будут работать с режиссером. «Если ты французский актер и подписываешь контракт, то ты себе не принадлежишь. Иногда мы вообще не знали, чего хочет Кешиш. Съемки нескольких сцен длились неделями! Абдел кричал, что не может с нами работать», — объясняла Леа Сейду в интервью американскому порталу The Daily Beast. Как бы там ни было, но благодаря этому фильму и Леа, и Адель стали суперзвездами европейского кино!
Руни Мара, «Девушка с татуировкой дракона», 2012 год
Когда начинающая актриса Руни Мара прочитала трилогию Стига Ларссона «Миллениум», она сразу поняла, что просто рождена для роли Лисбет Саландер в первом фильме из трех, «Девушка с татуировкой дракона», который собирался снимать знаменитый режиссер Дэвид Финчер. Но он думал иначе — Финчер не видел в хрупкой Маре социопатку Саландер. Верящая в свои силы девушка продолжала обивать порог офиса режиссера, напрашиваясь на пробы. Настойчивость девушки покорила постановщика. В своей решимости стать настоящей Лисбет Саландер Мара изменила прическу, обесцветила брови, сделала пирсинг на лице и согласилась сыграть в жесткой сцене изнасилования ее героини.
«Конечно, cцены изнасилования Лисбет и ее последующей мести непросто дались мне. К ним нельзя как-то подготовиться. Никто не знает, как «надо» себя вести в момент насилия! - рассказала Руни Мара в интервью американскому журналу People. - Мне было сложно физически и эмоционально: мы репетировали, повторяли все реплики и движения снова и снова, я чувствовала себя... избитой. На самом деле мне трудно сказать, что какой-то один момент вроде этой сцены был сложнее, чем другой. Я не расцениваю это так, весь фильм для меня - как бесценный опыт в моей актерской карьере. Он был целиком непростым».
Руни очень серьезно подошла к своей роли — актриса научилась кататься на скейтборде, гонять на мотоцикле и освоила кикбоксинг. «Еще, чтобы вжиться в роль, я посещала школу для детей с аутизмом и центр поддержки женщин, подвергшихся насилию», - отметила Мара в одном из интервью. Что ж, получилось действительно впечатляюще, и мы с нетерпением ждем оставшихся двух частей трилогии — любопытно, какие сюрпризы преподнесет нам Руни Мара, играя Лисбет Саландер!
Николь Кидман, «Газетчик», 2012 год
Современная кинодива не обязана быть утонченной круглые сутки и может выглядеть на экране любой — шокирующей, скандальной, эпатажной. Именно эти эпитеты звучали в адрес героини Николь Кидман после выхода на экраны фильма «Газетчик» — австралийка сыграла сексапильную Шарлотту, влюбившуюся в «озабоченного» обитателя камеры смертников (в исполнении Джона Кьюсака).
«У режиссера Ли Дэниелса была навязчивая идея — снимать меня сзади. Казалось, что мой тыл завладел всеми его мыслями, — смеялась Кидман в интервью американскому изданию журнала Hollywood Reporter. — С ним было весело и очень комфортно. Я не испытывала ни малейшего стыда в той сцене с мочеиспусканием, которую окрестили скандальной, или в сцене «нетактильного секса» во время первого допроса героя Джона Кьюсака. И чего все так расшумелись? Я не вижу в этих актах ничего шокирующего».
Откровенная сцена с Джоном Кьюсаком, где грубый секс граничит с изнасилованием, актрису тоже нисколько не испугала. «Мы снимали ее в самый первый день, — вспоминал Кьюсак в интервью изданию Hollywood Reporter. — Я очень боялся причинить Николь боль. Это было жестко, уж поверьте». Когда режиссер Дэниелс в перерыве подошел к разгоряченной Кидман и поинтересовался, не поранилась ли она, актриса лишь отмахнулась от него, как от назойливой мухи, и поспешила вернуться к работе. «На следующий день, — рассказал Ли Дэниелс в интервью журналу Hollywood Reporter, — Николь заявилась на съемки с множественными гематомами. На ее ногах не осталось живого места! Пришлось тащить эту безумную женщину к гримерам, замазывать раны».
Кира Найтли, «Опасный метод», 2011 год
В основе картины «Опасный метод», наделавшей много шума в 2011 году, лежит пьеса «Исцеление словом» американского драматурга Кристофера Хэмптона, который стал и автором сценария фильма. Его поставил известный канадский режиссер Дэвид Кроненберг. «Как и Зигмунда Фрейда, одного из центральных персонажей в сценарии, меня занимает физическая реальность человеческого тела, - признался Кроненберг в одном из интервью. - Фрейд настаивал на этой реальности во времена, когда большая часть людей ее отрицала, когда сексуальное возбуждение и влечение были запретными темами, само их существование не признавалось».
Роль любовницы соратника, а позже противника Фрейда, Карла Юнга (в исполнении Майкла Фассбендера), Сабины Шпильрейн, была доверена молодой британской актрисе Кире Найтли. Отношения с Юнгом стали для героини Найтли, страдающей истерией, возможностью высвободить затаенную склонность к мазохизму. Например, в одной из самых шокирующих сцен мы видим, как Карл хлещет ремнем по обнаженным ягодицам стонущую от боли и удовольствия Сабину.
«В фильме были эпизоды, которые меня очень беспокоили. В какой-то момент я даже думала отказаться от роли, так как не была уверена, что готова на это пойти, тем более в эпоху Интернета, - призналась Кира Найтли в интервью американскому порталу Entertainment Tonight. - Но Дэвид Кроненберг очень хотел, чтобы Сабину сыграла именно я, и сказал, что если мне не нравятся эти сцены, мы можем обойтись без них. И тогда я подумала: «Нет, не делайте этого, я все выдержу», потому что, например, сцена порки действительно важна для всего фильма. Конечно, ее было не слишком приятно снимать, но перед этим мы с Майклом Фассбендером хорошенько выпили, и все получилось очень быстро — после этих съемок мы даже стали настоящими друзьями!».
Шэрон Стоун, «Основной инстинкт», 1992 год
В 1992 году на экраны вышел фильм «Основной инстинкт», благодаря которому понятие «роковая женщина» приобрело особое звучание. Эротический хит проката об «опасной связи» детектива (в исполнении Майкла Дугласа) с главной подозреваемой, которую блистательно сыграла Шэрон Стоун, полон сексуальных сцен, но в историю кино вошла та, где героиня Стоун находится на допросе.
Напряжение достигает апогея, когда в какой-то момент Шэрон перекидывает ногу на ногу, демонстрируя отсутствие нижнего белья. Позже выяснилось, что эта сцена была снята без согласия актрисы. Режиссер Пол Верхувен попросил Стоун снять трусики и объяснил это требование так: «они будут слишком заметны». Актриса согласилась, но она и представить не могла, что ее будут снимать крупным планом! Окончательный вариант Шэрон увидела при просмотре смонтированного фильма и, говорят, была просто в ярости.
Однако именно эта роль сделала Шэрон Стоун главным секс-символом Голливуда 90-х. Невозможно описать резонанс, который произвел «Основной инстинкт» в американском, да и в мировом обществе. Напомним, что на момент съемок в этом фильме Шэрон было уже 34 года — но даже теперь, по прошествии многих лет, Стоун ассоциируют именно с ее героиней Кэтрин.
Мария Шнайдер, «Последнее танго в Париже», 1972 год
Международную известность двадцатилетней Марии Шнайдер принёс фильм Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже», снятый в 1972 году. Ее партнером по фильму был знаменитый француз Марлон Брандо, и между актерами завязалась крепкая дружба, которая прервалась только со смертью Брандо в 2004 году. Главные герои фильма — стареющий бизнесмен Пол и юная Жанна. Они не знали имен друг друга и встретились случайно в пустой съемной парижской квартире, где внезапно бросились друг другу в объятия. У Пола только что умерла жена, а у Жанны через неделю или две была назначена свадьба.
Самым знаменитым эпизодом фильма стала крайне откровенная сцена, в которой герой Брандо использует сливочное масло в качестве лубриканта. Этой сцены изначально не было в сценарии и, по утверждению Шнайдер, она «преследовала» актрису многие годы спустя. «Я чувствовала себя униженной и, честно говоря, даже изнасилованной. К счастью, мы обошлись одним дублем. С тех пор я больше не ем масла — только оливковое», — призналась в 2007 году Мария Шнайдер в интервью американскому порталу Entertainment Tonight.
Роль Жанны, помимо известности, принесла Марии Шнайдер проблемы — актрисе стали предлагать аналогичные сценарии фильмов о сексуально раскрепощенных девушках. На протяжении более десяти с лишним лет после выхода фильма Мария не могла выйти из дома, чтобы за ней не бросались папарацци, а прохожие не кричали непристойности. При этом Шнайдер всегда очень тепло отзывалась о своем партнере по съемкам, говоря, что ее звездная роль не состоялась бы без него: «Брандо очень бережно ко мне относился, часто подсказывал, как сыграть в этом эпизоде, как - в другом, как смотреть в камеру... Он часто шептал мне на ухо: «Не бойся, я рядом». Можно было бы заподозрить, что у известного донжуана Марлона возникли совсем не дружеские чувства к юной красавице Марии, но дело в том, что отец девушки, другой знаменитый французский актер Даниэль Желен, был давним приятелем Брандо, и Марлон не позволил бы себе закрутить роман с его дочерью.