Woman.ru: Главную роль в фильме «Моя ужасная сестра- 2» сыграла Глюкоза. Она известна певица, наша звезда, но часто пробует себя и в кино. Вы — человек с классическим советским образованием, как вы относитесь к тому, что в индустрии становится все больше актеров без диплома?
Марина Яковлева: Я считаю, Наташа прекрасно справилась со своей ролью. Стала такой мамочкой, повзрослела. Она снималась с детства и Борис Грачевский ее просто обожал. Насколько я помню, она в нескольких выпусках снималась у него и всегда успешно. Он гордился, что Наташа у него работала.
Она очень способный человек и у нее все замечательно получилось. Я совсем не против того, чтобы актеры без должного образования снимались иногда в каких-то ролях. Помните Норберта Кухинке в фильме «Осенний марафон» Георгия Данелия? Он не профессиональный актер, но настолько обаятельный и запоминающийся герой у него был, что украсил кино своим присутствием. И Наташа тоже соответствует своему образу и хорошо справилась с ролью мамы. Даже, может быть, чересчур серьезно подошла к делу. Она прекрасна сыграла образ и передала характер.
Вам пришлось сниматься и с совсем юными актрисами — Софией Петровой и Аленой Малаховой. Какое впечатление они на вас произвели?
Марина Яковлева: Мне понравилось работать с Софией и Аленой. Они такие скромные воспитанные девочки, но, в то же время в кадре очень органичные, боевые. Прекрасные внучки из них получились. И для меня показателем было то, как прекрасно они играли. Помню, когда закончились съемки фильма одна из девочек, которая играла внучку Лары Удовиченко, обняла меня и заплакала. Это настолько было трогательно, аж до слез. Это показатель, что нам хорошо работалось вместе и не хотелось расставаться. Это дорогого стоит.
Думаю, в новых проектах, если будут какие-то роли для детей, я обязательно расскажу о девочках и предложу их для участия в картине.
Еще одной вашей коллегой стала Лариса Удовиченко. В конце прошлого года она перенесла перелом позвоночника, но уже вернулась к работе. Как Лариса Ивановна чувствовала себя на площадке?
Марина Яковлева: Когда Лариса снималась в фильме, то даже ни о чем таком не обмолвилась. Только в конце съемок я узнала, что у нее был перелом позвоночника. Она держалась очень хорошо, прекрасно работала. У наших с ней героинь были совершенно противоположные образы и характеры. Однажды, во время съемок одной из сцен, мы договорились, чтобы моя героиня все время что-то без умолку говорила — тараторила, а ее — равномерно, спокойно и интеллигентно произносила слова. Это была ее задумка, которая очень здорово получилась, на мой взгляд.
Было очень приятно работать с ней вместе. Я была уже знакома с ней, и она мне очень нравилась как актриса, но в кадре мы впервые сыграли вдвоем. Я, честно признаюсь, тайно влюбилась в нее.
Вы начали сниматься в кино еще в конце 1970-х. За это время многое успело измениться, но вы продолжаете работать. При этом многие советские артисты скептически относятся к современному кино и порой даже отказываются от съемок. А как вы оцениваете то, что сейчас происходит в индустрии?
Марина Яковлева: Знаете, сейчас такая гонка происходит, когда все так сконцентрировано, быстро: надо снять много сцен в день, по 12-15 минут. А бывает и целую серию в день снимают! Это, конечно, такая соковыжималка, такая работа на износ.
Кино — дело молодых, ведь 12-часовая смена требует огромного запаса сил. Пока до дома доберешься, пока приедешь, уже нужно возвращаться и продолжать работать дальше. Это очень тяжело, но видимо как-то уже все привыкают, входят в ритм.
Конечно, бывает иногда и так, что график сказывается на качестве игры в каких-то эпизодах.
Я очень рада, что прошла старую актерскую школу. Мне очень повезло на самом деле. Мой любимый фильма «Любовь — не картошка» и моя любимая партнерша Валентина Теличкина. Когда мы с ней репетировали, то собирались буквально прям за несколько дней до сцены и отрабатывали их. И они у нас получались, в них была легкость, были характеры. Это все потому, что было время подумать, чтобы осел материал.
Бывает иногда, когда в сериал уже входишь во время съемок, то заходишь с характером каким-то сразу. Потом играешь каждый день и приспосабливаешься, живешь этими эмоциями. Тут своя прелесть есть.
Конечно, раньше было как-то комфортнее работать с актерами. Было время подумать над ролью, над образом, а сейчас трудно. Но меня больше даже не это волнует, мне интересна тема проекта. Например, насилие, жестокость. С такими проектами работать мне не комфортно, не могу себя заставить участвовать в них и всегда отказываюсь. И очень радуюсь, когда вот такие легкие комедии по типу «Моя ужасная сестра», «Моя любовь — не картошка» и другие комедии и детские фильмы попадаются. Я обожаю их.
Одним из тех, кто не признавал современное российское кино, был Леонид Куравлев. А как вы выбираете проекты по душе?
Марина Яковлева: Да, я тоже отношусь к выбору фильмов достаточно трезво.
Бывает, если героиня болеет, умирает или есть какие-то заболевания у детей — я пропускаю такой сценарий. Как ни странно, но у меня есть опыт работы в таких фильмах и достаточно большой. Правда, мне приятнее просто в театре работать и любимую роль играть.
Поэтому я очень радуюсь, когда попадаются какие-то теплые душевные роли. В этом году вот несколько таких подарков у меня было — я сыграла мам, бабушек, учительниц. И все они такие разные получились, интересные достаточно. Рада, что выбираю роли по душе.
Многие актрисы жалуются, что, чем старше они становятся, тем меньше получают ролей. Вы проходили через такой этап в карьере?
Марина Яковлева: Знаете, как ни странно, нет. У меня не было такого, чтобы я да без ролей сидела. Если у меня нет роли в кино, то всегда в театре много. Я тоже не за все хватаюсь, бывает отказываюсь от каких-то предложений потому что люблю долго играть какие-то роли, входить во вкус и получать удовольствие от игры.
Не люблю нахватывать много ролей в театре. А когда выпадает интересная роль в кино и такая, что западает в душу, с удовольствием соглашаюсь.
У меня всегда есть предложения от режиссеров. Меньше, конечно, но есть.
Как будто вы стали реже выходить на сцену?
Марина Яковлева: Вот уж нет. В прошлом октябре у меня выдалось всего несколько выходных. Или, например, прошлый апрель — я просто как заведенная была в постоянных разъездах. Чемодан не успевала разбирать.
Я много работаю и у меня сейчас новый спектакль «Пигмалион» в «Театре комедии» на Суворовской площади. Я играю миссис Хиггинс — маму профессора Хиггинса и такую английскую леди. Это одна из любимых моих ролей.
У меня сейчас где-то 5 антреприз и я немного разрываюсь на них всех. Время от времени предлагают новые роли, но у меня нет времени, чтобы все совмещать и хвататься за все, или вводиться в спектакль.
Вводиться я не люблю, потому что всегда первый раз сыграла постановку, выручила, а потом уже требует досконально — тут наступил на хвост фразе, тут нужно поправить, а процесс репетиций ты пропустил и не знаешь, что тут было до тебя. Расстраивать партнеров, режиссера тоже не хочется, поэтому я люблю репетировать роль с самого сначала и долго играть ее.
Вы сыграли более, чем в 160 картинах — невероятная цифра! А есть ли у вас среди этого большого списка любимая роль?
Марина Яковлева: Роли, они как дети, и каждую любишь по-своему. Я обожаю в фильме «Любовь — не картошка» почему-то эту простую тетку, люблю Агашу из «Московской саги», люблю свои сказки, люблю Варьку из «Цыганского счастья». Не хотелось бы обижать и другие картины.
В свое время ваша мама была против того, чтобы вы стали актрисой. А кем выросли ваши сыновья? И возникали ли у вас когда-нибудь подобные разногласия?
Марина Яковлева: Разногласий с сыновьями никогда не было. Они не заразились этой профессией и не были детьми кулис. Я их не водила с собой, не брала на репетиции и по театрам мы так часто не ходили. Разве что на какие-то отдельные спектакли. Учились они в музыкальной школе, но связать жизнь с музыкой не захотели. Любовь к компьютеру победила, и они связали свои жизни с этой профессией.
Довольны ли вы теми гонорарами, которые получаете в кино?
Марина Яковлева: Да, довольна. Я не заламываю цены какие-то, хотя знаю, что стою дороже, но вполне довольна.
Есть ли у вас осознание, до какого возраста вам хотелось бы сниматься? Или любимая профессия — это навсегда?
Марина Яковлева: Счастье в нашей профессии в том, что и в театре кто-то мечтает умереть на сцене, но нет, я об этом не мечтаю. Пока есть силы, пока позволяет здоровье, хотелось бы работать. И в 90 лет снимаются актрисы, и в 70, и в 80, но это сколько сил хватит. Конечно, хотелось бы долго работать и в кино, и в театре. Я люблю свою профессию.
В прошлом вы долго восстанавливались из-за последствий страшной аварии. Как сейчас ваше здоровье?
Марина Яковлева: Знаете, я не особо долго восстанавливалась. В 2002 году я попала в эту жуткую аварию и быстро довольно-таки пришла в себя — примерно через полгода. Сейчас я не ощущаю никаких последствий, хотя у меня были переломы костей таза.
В апреле вам исполнится 65 лет. Как вы готовитесь к юбилею? И какой праздник был бы для вас идеальным?
Марина Яковлева: Знаете, сама дата какая-то полуюбилейная для меня, и я отношусь к ней как-то безответственно.
Лучшим подарком для меня будет работа в театре, в кино. Если будет спектакль в этот день — прекрасно. Если нет, то я в последнее время куда-то уезжала за границу на день рождения.
Возможно мне удастся куда-то улететь, но посмотрим, пока не знаю еще. Классный день рождения получился в этом году, спасибо Сереже Новожилову.
Он пригласил меня в Тобольск, где я когда-то снималась в картине «Тайна Золотой горы» у Николая Гусарова. Так совпало, что в это время проходил фестиваль и был как раз концерт в честь закрытия. Я выступила с номером, и Сережа говорит, что сегодня у одной из наших актрис день рождения. Подарил мне ангела, вырезанного из кости. Он стоит у меня сейчас на видном месте.
Сережа поздравил меня, а затем на сцену вышли ребята, которые вынесли огромную картину с Тобольским Кремлем и начали тоже поздравлять меня. Оказалось, что это мои знакомые братья Хасан и Хусаин Арангуловы, с которыми 40 лет назад я снималась в кино. Очень известные ребята в Тобольске, стали художниками-косторезами, музыкантами, единоборствами занимаются.
В то время они попросили меня подписать им книжку и оказалось, что она хорошо сохранилась за столько лет. Там было написано: «Хусаин! Счастья Вам и успехов в выборе жизненного пути!».
Фото: личный архив героини