Если в прошлом все сходили с ума от латиноамериканских «мыльных опер», то сейчас люди с большим удовольствием наблюдают за интригами и страстями, бурлящими на берегах Босфора. Почему же именно турецкие сериалы заставляют сердечки россиянок биться чаще?
Пару лет назад Ксения Бородина посетила Стамбул и удивила своих поклонников фото, сделанными на местах съемок ее любимого сериала «Черная любовь».
«Прорвалась в дом родителей Кемаля. Спасибо хозяйкe, что пустила. Только вы меня, девочки, поймете, кто так же, как и я, фанател», — писала довольная Бородина.
Телеведущая не скрывает: она — горячая поклонница «дизи». Не «мыльные оперы», не «теленовеллы», а именно «дизи» («сериал» по-турецки) — так, по мнению доктора исторических наук Арзу Озтюркмен, нужно называть турецкие сериалы, поскольку это «уникальный прогрессирующий жанр» со своими особенностями повествования. К ним смело можно отнести двухчасовые серии, выдержать которые может далеко не каждый зарубежный зритель.
Специально для тех, у кого нет времени, выходят «озеты» — эпизоды длиной около часа, они содержат только главную сюжетную линию. Еще одна черта турецких сериалов — драматичность. Авторы преспокойно могут «расправиться» с главными героями, заставив зрителей рыдать в финале так, как они не плакали над последним эпизодом «Игры престолов».
Впервые о «дизи» заговорили вовсе не в момент трансляции «Великолепного века» — исторического телесериала о правлении султана Сулеймана I в XVI веке. Еще раньше жители СССР увидели экранизацию книги Решата Нури Гюнтекина «Королек — птичка певчая» 1986 года. Трогательной историей любви интеллигентного Кямрана и непокорной Фериде прониклись на отечественных просторах до глубины души. Однако с популярностью «Великолепного века» этому турецкому сериалу сравниться сложно.
Артем Гутковский, ведущий YouTube-канала о кино «Черный кабинет», говорит, что турецкие сериалы особенно любимы в трех типах стран, причем везде по разным причинам. Это страны СНГ, страны Латинской Америки и мусульманские страны. Для зрителей из стран вроде Саудовской Аравии «дизи», действие которых происходит в современной Турции, являются примером того, как можно жить, соблюдая хрупкий баланс между традиционными ценностями и ориентиром на более свободный Запад.
Гутковский считает: жителям Латинской Америки больше хочется смотреть на красивую жизнь, любовные треугольники и эмоциональных красавцев (уж с чем с чем, а с выражением эмоций у турецких актеров нет проблем — тут и смех, и слезы, и крики, и страсть), нежели включать очередной голливудский триллер с суровыми и хладнокровными героями.
Что же до жителей стран СНГ, то турецкие сериалы позволяют им ненадолго отвлечься от наскучившей повседневности. Незамысловатый, но при этом лихо закрученный сюжет, красивая картинка (сразу видно, что деньги, которые государство вкладывает в производство сериалов, уходят не в пустоту), герои, которым легко сопереживать, — все эти достоинства заставляют россиян с нетерпением ждать новой серии.
Еще одной особенностью является практически полное отсутствие чрезмерно откровенных постельных сцен, без которых сейчас не обходится ни один американский сериал. Вместе с тем в турецких поднимаются важные и близкие многим темы, как то положение женщины в обществе («В чем вина Фатмагюль?»), трудности взаимопонимания между представителями разных социальных классов («1001 ночь»), сложные отношения в семье («Запретная любовь», «Ветреный»).
Все это показано просто и доступно — так, чтобы зрители могли ассоциировать себя с героями. Ко всему этому богатству можно добавить цветистые и пафосные монологи. Так, у многих девушек в социальных сетях непременно в сохраненных найдется видео со знаменитой победной речью Хюррем из «Великолепного века»:
«Я сразилась со своей судьбой, и сейчас я там, где изменилась моя жизнь — во дворце Султана Сулеймана! Дворец, который я хотела разнести в щепки, теперь стал моим домом. Откуда мне было знать, что мое сердце, замерзшее в ожидании мести, вновь начнет биться ради любви!»
Хюррем — настоящее олицетворение «мягкой силы», женственная и хитроумная, целеустремленная и пылкая. Неудивительно, что эта героиня (кстати, славянка по происхождению) пользуется такой популярностью в России. В тематических группах, посвященных сериалу, девушки хвастаются копиями изумрудного кольца, которое султан Сулейман подарил любимой. А уж романы Мерьем Узерли и вовсе обсуждаются едва ли не чаще, чем любовь ее героини и османского правителя.
Кстати, та же судьба постигла рокового красавца Бурака Озчивита, которому приписывали отношения чуть ли не с каждой партнершей. В реальности же Бурак женился на Фахрие Эвджен (коллеге по сериалу «Королек — птичка певчая», который вышел в 2013 году и является еще одной экранизацией романа Решада Нури Гюнтекина) в 2017-м, двумя годами позже стал отцом и предпочитает не распространяться о семейной жизни. В соцсетях он чаще постит свои фотографии почти без подписей. Фахрие менее скрытна — она показывает и мужа, и сына Карана, который растет кудрявой копией папы.
Зрители нередко считают, что актеры, убедительно изобразившие страсть на экране, и в жизни начинают отношения. Так, в любовь между звездами «Запретной любви» Берен Саат и «турецким Брэдом Питтом» Кыванчем Татлытугом люди верили так сильно, что были страшно разочарованы, когда слухи так и не подтвердились.
Личная жизнь турецких звезд — это еще тот повод для обсуждений. Порой она у них развивается настолько бурно, что по некоторым историям можно снимать собственный сериал. И будьте уверены — он бы пользовался успехом. Вспомнить хоть Халита Эргенча, известного по роли султана Сулеймана. Это сейчас актер — примерный семьянин, который счастливо живет с красавицей-супругой Бергюзар Корель (они сыграли пару в сериале «1001 ночь») и растит двоих детей. В прошлом все было менее радужно: между ними вспыхнул самый настоящий служебный роман.
После того, как в прессу просочились совместные снимки Бергюзар и женатого на тот момент Халита, актрису со всей восточной страстью возненавидели и назвали «разлучницей».
По слухам, жена Эргенча сделала аборт, когда узнала о его измене. Самому же Халиту пришлось не раз просить хейтеров оставить его семью в покое. Любопытно, что Бергюзар едва не настигла карма — ее муж говорил, что она плакала, когда видела в «Великолепном веке» любовные сцены с его участием. И хотя Мерьем Узерли отрицала все домыслы СМИ и поклонников, Бергюзар страшно ревновала и успокоилась только тогда, когда рыжеволосая актриса внезапно ушла из сериала после третьего сезона.
Еще один актерский дуэт, который сводил всех с ума, — это Джан Яман и Демет Оздемир, снявшиеся в сериале «Ранняя пташка». Зрители обожали непутевую и непоседливую Санем и свободолюбивого фотографа Джана. В 2018-м Оздемир и Яман даже выиграли премию «Золотая бабочка» за лучший дуэт в сериале (а также получили каждый по отдельной статуэтке).
Кстати, Демет и Джан, по слухам, все же встречались около года, но в какой-то момент расстались. Почему? Тайна, окутанная мраком. Однако некоторые пользователи Сети считают, что роман актеров был лишь выдумкой их пиар-менеджеров для повышения интереса к «Ранней пташке». Возможно, это и выдумка. Но, безусловно, очень красивая.
В целом же, формулу успеха турецких многосерийных лент вывела главная звездная поклонница «дизи» Ксения Бородина:
«Турецкие сериалы никогда не про подумать, про подумать — американские, это для того, чтобы отключить мозг, немного полетать и поверить в сказку. Некоторые затянутостью и порой тупостью будут раздражать. Но, опять же, повторюсь, это всегда под настроение. Она вечно убегает, он вечно догоняет. Это про турецкие сериалы. Про ревность, страсть и любовь навсегда».
Правда, самое главное в увлечении «дизи» — это не позволить себе утонуть в омуте чужих выдуманных судеб и не начать переживать из-за того, что в реальной жизни все не всегда бывает так красочно. Или бывает? Но тут уже все зависит вовсе не от команды профессиональных сценаристов, а исключительно от нас самих.
Фото: соцсети, Getty Images, Legion-Media.ru, East News, Kinopoisk.ru