Текст: беседовала Ольга Соловьева, главный редактор Woman.ru
Ольга Плешакова, генеральный директор «Трансаэро» - второй по величине авиакомпании страны, мудрая жена с 26-летним стажем супружеской жизни, очаровательная мама двух дочерей, «железная перфекционистка», которая каждый день встречает на высоких каблуках, с идеальной укладкой и легкой улыбкой на губах, поделилась секретами семейной дипломатии, стиля и красоты с нашим порталом.
– Как вам работается с мужем? (Прим. ред. : муж Ольги, Александр, уже 21 год бессменный председатель совета директоров компании «Трансаэро».)
– Непросто, но не могу сравнивать, как можно прожить, не работая с мужем вместе, у меня нет такого опыта.
– А вы обсуждаете дома рабочие моменты?
– Конечно, все время. Знаю, что в умных книжках написано, что нельзя этого делать, но мы делаем.
– Но у вас феномен какой-то получился...
– С серебряной свадьбы год пролетел как-то незаметно. Мы все время говорим о работе, правда, иногда специально стараемся эти разговоры прекращать, ведь оба очень эмоциональные. И конечно единомышленники. Но иногда решения рождаются в бурных спорах.
– Вы дипломат?
– Дипломат. Во-первых, семейная жизнь, особенно долгая, это компромисс с обеих сторон, это желание обеих сторон быть вместе. И во-вторых, семей без конфликтов не бывает. Если эти дети, эта семья, этот мужчина женщине нужны, важны и интересны, то нужно идти на компромисс. Если же ты на эти вопросы отвечаешь, что дети переживут, мужчина не мой, семья уже не семья, тогда надо уходить. Для меня дети, семья и мужчина, который рядом со мной, важны и нужны. И семейная жизнь — это несколько больше, чем любовь и страсть. Есть же понятие «родные люди». Связующее звено, скрепляющее отношения в семье — это женщина. Мужчина должен уважать и беречь свою женщину и семью.
У меня перед глазами был пример моих родителей, которые прожили всю жизнь вместе до папиной смерти, пример чистой любви, несмотря на то, что у папы был очень тяжелый характер. Мама часто вспоминала: мне было 5 лет, брату - 10, что-то там у них с папой произошло, а я взялась доказывать маме, что «папа у нас все равно самый лучший», стала пальчики загибать: «потому что он красивый, добрый, умный, он много читает, у него всего один единственный недостаток — он курит». И мама уже не могла ничего с этими аргументами поделать, пошла с папой мириться.
– Что для Вас главное в жизни?
– Главное в жизни - семья и состояться в работе. Но надо помнить всегда, что только труд и честность облагораживают человека.
– Правда ли, что ваш муж — это ваша первая любовь?
– Да. Я знаю, что это редчайший случай. В первый раз он признался мне в любви, когда мне было 16 лет, на день рождения. Подарил мне стихи со словами, что он меня любит. Я была еще школьницей, а он уже студентом. Мне это ужасно льстило. Потом он заразил меня любовью к авиации и уговорил поступать в авиационный, хотя я планировала поступать на истфак МГУ. Муж всегда начинает смеяться, когда, устав, начинаю: «Вот, зачем ты меня в эту авиацию привел?» А он: «А чтобы ты делала, если бы не авиация? Преподавала бы историю или была экскурсоводом». И начинаем улыбаться, авиация - это навсегда, это мой ритм жизни, 24 часа, 365 дней в году и... не жалею!
– В современном обществе женщины относятся к мужчинам с потребительской точки зрения. И психологи говорят, что нужно договариваться, кто кому что должен, но ведь когда родной человек, ты ведь многое можешь ему простить, и ты можешь посмотреть чуть дальше сиюминутного конфликта. Что вы можете посоветовать женщинам, когда наступают такие кризисные ситуации?
– Нужно принимать решения с холодной головой. Успокоиться, взять какое-то время на размышление. Спросить себя, что в данный момент значат эти отношения? Ответственно посмотреть на всю гамму отношений, а не на то, что он вешает грязную рубашку на вешалку, например, не это нужно взвешивать. Если уходишь, нужно делать это осознанно. При этом желательно еще себе объяснить, что ты уходишь без обиды, а просто переросла. Когда женщина уходит и говорит «все», но не понимает, почему она уходит, отношения не завершены и принесут боль.
В любом разрыве нужно четко понимать, кто окажется пострадавшей стороной. Это однозначно дети. Но если отношения изжили друг друга, надо цивилизованно их расторгать. Бывают ситуации, когда люди расходятся, их нельзя в этом винить. Потому что они расходятся во всем: в качестве восприятия жизни, целях. Мы же развиваемся всю жизнь. Нельзя сказать, что мы поженились в 20 лет и остались такими же. Это неправда. Женщина в 20, женщина в 30, женщина в 40 — это разные люди, впрочем, и мужчины тоже. И наши спутники тоже должны меняться. А если этого не происходит, то они не соответствуют нашим ожиданиям.
– А как вы оживляете отношения?
– Их уже надо как-то гасить, а не оживлять. Наша жизнь наполнена огромным количеством событий. Мы два эмоциональных человека, у нас работа и двое детей, которые не дают нам скучать. Только переходный возраст у старшей закончился, начался у младшей. Мне кажется, девочки — это очень сложно и ответственно.
– Как вы этого добиваетесь?
– Когда старшая дочь заканчивала школу, боялась, что начнутся истории: «Хочу сумку Louis Vuitton, не надену ничего, кроме Dolce&Gabbana». Старалась объяснить, что не в марке дело, а в стиле - идет одежда тебе или нет. Не понимаю, когда у 20-летней девушки трехкаратные бриллианты в ушах. Они отпугивают мужчин, девушка себя обрекает на поиск пары в узком кругу. Я не отношусь к блестящим камням, как к обязательным атрибутам молодой девушки, только потому, что у нее папа или мама олигарх.
– А сами подобные украшения носите?
– Конечно, я могу себе позволить, да. Многие украшения мне дарит муж. Когда он мне на 25 лет свадьбы подарил определенное кольцо с серьезным камнем, это было признанием моих заслуг и наших отношений. Я женщина, которая прошла с мужчиной всю его сознательную жизнь, родила и воспитала двоих детей, состоялась в нашем семейном бизнесе.
– Какие принципы вы внушаете дочерям?
– Я всегда говорила детям: «Если вы останетесь дочками Плешаковых, то жизнь не удалась». А вот когда про нас будут говорить: «Так, это родители Тани или Наташи», - то сердце будет петь. Конечно, вести такие беседы, когда одной —15, а другой — 25, рановато, но тем не менее нам с мужем удалось объяснить, что, кроме как работать, другого способа заработать нет. Уже видно, что для своего возраста девочки состоялись, и мы ими искренне гордимся. Трудолюбивые, ответственные, честные и добрые. Старшая дочь закончила с красным дипломом два высших учебных заведения. Сейчас успешно работает, возглавляет Трансаэро-Тур. Младшая пахарь уже как 8 лет круглая отличница в школе, не спрашивая нашего разрешения, подала сама документы и заканчивает экстерном школу.
– А как же удачное замужество?
– Если ты ставишь своей целью выйти замуж за деньги, то будь готова продать душу дьяволу. Будь готова терпеть унижение, терпеть то, что с тобой не будут считаться. Ты должна понимать, что муж в любой момент скажет: «Слушай, дорогая, ты сидишь, ничего не делаешь, кроме маникюра, педикюра и отдыха на Лазурном берегу, ты вообще из себя ничего не представляешь, и ты мне задаешь вопросы?»
– А кто в вашей семье отвечает за бюджет? Кто решает, как тратить деньги?
– Мы ничего не делили, когда были бедными студентами со стипендией 50 рублей, и сейчас не делим. Мне муж ни разу не сказал: «Это не покупай, это дорого». Он может посоветовать: «Это не твое», - но никогда не скажет: «Не бери». Точно также и мне не приходит в голову заявить, когда он покупает машину: «Это дороговато». Это некое уважение друг к другу. У нас общий бюджет.
– Вы отличница и в том, что касается красоты и стиля?
– Перфекционистка, железная. Хорошо выглядеть для меня — это очень важно. Этого даже не скрываю. Это нормально совершенно, каждая женщина должна хотеть хорошо выглядеть.
– А какой косметикой вы пользуетесь?
– Люблю Cеllcosmet и Bellefontaine. И доверяю профессионалам. Например, хожу к косметологу и не запоминаю, какие процедуры мне делают. Ложусь, меня спрашивают, что будем делать, обычно отвечаю: «Что-нибудь». Им виднее.
– Есть ли у вас модный фетиш?
– Я «сдвинута», в нормальном смысле этого слова, на обуви! Не считала, сколько у меня пар туфель. В моем гардеробе стенка, где они стоят, потому что я должна видеть все сразу, а не вытаскивать из мешочков или пакетиков. Теперь их две. Покупаю обувь для красоты и искусства. Люблю магазины, я шопоголик, 100 %. Но такой, у которого нет времени на шопинг. Так что иногда туфли очень долго ждут, когда я подберу к ним костюм или платье. И на бижутерии, особенно на браслетах - дома тонны камней из разных стран мира.
– В свободное от работы время в чем вас можно встретить?
– Когда я стала гендиректором, мне так хотелось продемонстрировать свою солидность и серьезность, что я одела себя в пиджак. Потом резко сменила образ. Головой понимаю, что бывают ситуации, когда брюки удобнее, но сама всегда выбираю платья. За брюками туфель не видно, стройных ног не видно, женщину не видно! Поэтому настолько продвинулась в своей любви к платьям, что ношу их и с высокими каблуками, и с балетками. Более того, у меня есть платье для полета. Совсем недавно меня уговорили купить шикарный брючный костюм. Думала пойти в нем на наше интервью, но примерила его вчера и подумала, что зря его купила, хотя он красивый и мне идет. Вчера даже советовалась с мужем, надеть ли костюм. Он ответил: «Да, костюм шикарный, но может не стоит...»
– У вас идеальная ситуация, вы с мужем еще и советуетесь, что надеть...
– Я прислушиваюсь к его советам, но я часто с ним не согласна и если мой внутренний голос говорит: «Ты шикарно выглядишь», - слушаю себя. Ведь иногда мужчина может не одобрить выбор просто потому, что ревнует.
– Но гардероб вы подбираете себе сами?
– Сама. Но я готова к переменам. Чтобы стилист увидел меня со стороны и сказал: тебе надо поменять то-то и то-то. И чтобы не было творческих мук и огромной траты денег и времени.
– Ваше модное табу?
– Я никогда не надену лосины.
– А мини?
– Легко. Обожаю мини. В субботу-воскресенье ношу мини-юбки, платья, люблю балетки. На работу всегда надеваю туфли на высоком каблуке, не могу себе позволить ничего другого, поэтому в выходные обожаю носить либо длинные юбки с балетками, либо совсем короткие юбки с высокими сапогами без каблука. Летом на отдыхе - шорты.
– Пластическая хирургия и уколы красоты?
– К ним отношусь спокойно. Считаю, что желание людей быть красивыми абсолютно нормально. Желание выглядеть моложе — тоже нормально. Но это не должно быть обязательным условием жизни, иначе теряется ее смысл. Надо любить себя, какая ты есть, и тратить на все эти поддерживающие процедуры некий разумный минимум времени. Мне гораздо приятнее вечером пойти в театр, чем сидеть обколотой в синяках, в ожидании, когда они пройдут. Я против того, чтобы выйти с синяками в люди и показать, что ты вот сейчас такая страшная, а через неделю-другую будешь красоткой. Это очень странно.
– А как вы понимаете: «Вот эта женщина - счастливая!» По каким признакам?
– По глазам. У счастливой женщины глаза светятся. Когда женщина счастливая, она все время улыбается, и у нее горят глаза.