Голос Дианы Арбениной звучит в наших колонках и наушниках не первое десятилетие. Пронзительный тембр, проникновенные тексты, трогающие душу мелодии — такая музыка никого не оставит равнодушным. Как и сама Арбенина.
С Дианой я встречалась в одном из московских кафе.
Сначала услышала голос — такой же, что звучал в моих наушниках пару минут назад, потом показалась и сама певица — веселая, приветливая.
Поговорили о погоде, Чемпионате мира по футболу, потом Диана угостила меня пончиками в честь своего прошедшего дня рождения — 8 июля нашей героине исполнилось 44 года. И в этом вся Арбенина — ты разговариваешь с ней 10 минут, а складывается впечатление, что знаешь всю жизнь.
Всем известна история о том, как родители 20-летней Дианы не хотели отпускать ее в Санкт-Петербург за своей мечтой. Арбенина хотела петь, а ее родители — чтобы дочь получила «нормальное образование». Но, как известно, мечтатели правят миром. «Все-таки хорошо, что 25 лет назад я не сломалась и улетела в Питер. Страшно произнести, но ничего того, что есть сейчас, точно бы не было», — написала Арбенина пару недель назад в своем Инстаграме… (запрещенная в России экстремистская организация)
Woman.ru: Диана, вы никогда не думали о том, что было бы, не случись ваш переезд в Санкт-Петербург, а за ним — и карьера певицы?
Диана Арбенина: Я бы прожила очень странную жизнь, не свою. Я думаю, что у каждого из нас есть судьба, предназначение. Очень часто жизнь вносит свои коррективы, дает какие-то знаки, подсказки, и чем старше ты становишься, тем их больше. Главное — вовремя улавливать и не бояться «прочитывать».
«Я окончила школу отнюдь не блестяще, потому что в 11-м классе больше всего мне нравилось гулять с одноклассниками».
Тогда же началось мое увлечение вокально-инструментальными ансамблями (но я еще не понимала, что буду этим заниматься), у меня появился парень Женя Горбунов — классный чувачок, носил кашне на шее…Родители регулярно устраивали мне выволочки, спрашивая, куда я пойду после школы. Я говорила: «Никуда не хочу, ничего не хочу делать. Хочу так же жить дальше». Можете себе представить? Но мои родители настаивали на том, что нужно получить высшее образование (и правильно делали). И вынудили пойти учиться на факультет иностранных языков. Я поступила в Магаданский пединститут на отделение «русский язык как иностранный», то есть впоследствии должна была обучать иностранцев нашему языку.
Спустя время я поняла, что продолжаю учиться, только чтобы получить высшее образование. Я знала, что не буду работать по специальности. Рядом с Магаданом находится Аляска — один из штатов Америки, и все нормальные студенты к третьему курсу, уже зная язык, улетали туда работать, жить и заводить семьи. Мне же хотелось играть на гитаре. Я знала, что если не буду играть, пропаду. Просто погибну.
Тогда я и решилась на переезд, а мама меня не отпускала. Однажды она как бы между делом сказала: «Пение будет твоим хобби. Будешь петь на вечеринках, праздниках, в больших компаниях». Я с ужасом представила себе эту картину. И вскоре уехала, потому что такой жизни не хотела.
Woman.ru: Это ведь непросто — понять, в чем твое призвание…
Д. А.: Да, это сложно, но возможно. И еще сложнее довериться своей интуиции. Мы очень часто совершаем поступки, чтобы не расстроить маму, не обидеть парня и так далее. Но это неправильно. Нужно делать то, что ты чувствуешь, потому что это твоя жизнь и твоя судьба. И чтобы в сорок лет не кричать «Какого черта я не сделала по-своему?», делай по-своему сразу. С самого начала.
Woman.ru: Нет сомнений, что вы любите свою работу. А были периоды, когда вы ее ненавидели?
Д. А.: Бывало, но тут дело скорее в физической усталости. Например, когда ты прилетаешь в какой-то город и понимаешь, что там время на три часа вперед и тебе не удастся толком поспать. И ты раздражаешься, начинаешь переживать, что плохо выглядишь. Но все это моментально проходит, когда выходишь на сцену. Она лечит.
«Мне повезло: моя работа — это мое удовольствие. И наоборот: мое удовольствие — это моя работа».
Конечно, иногда в сердцах могу сказать, что работаю 24 часа в сутки, но в принципе все в этой жизни я делаю в кайф. Естественно, какие-то вещи меня огорчают, но так бывает у всех людей.
Сегодня я пришла к выводу, что буду заниматься музыкой всю оставшуюся жизнь. Это мое призвание. Я поняла, что могу делать свое дело очень хорошо и постоянно совершенствоваться.
Woman.ru: Когда вы поняли, что музыка — ваше призвание?
Д. А.: Я стала догадываться об этом в 35 лет — когда родила двоих детей. Звучит странно, понимаю. Казалось бы: двое детей — такая ответственность. Но я вдруг получила такую внутреннюю свободу, такое раскрепощение, каких не испытывала до 35 лет. И именно тогда я поняла, что музыка — это то, что держит меня в этой жизни, делает живой и дает ту самую свободу. Представляете?
Woman.ru: В чем проявляется эта свобода?
Д. А.: В выражении себя. Я долгое время очень боялась быть самой собой. Когда приходила на репетиции, то новую песню пела своим музыкантам так, чтобы они не могли услышать слов. Мне было почему-то неловко.
«Я очень стеснялась себя в школе. Мне казалось, что я некрасивая, угловатая, у меня длинный нос».
И вот все в таком духе. А с рождением детей меня отпустило. И, мне кажется, навсегда. Я такая, какая есть. Совершенно необязательно нравиться всем подряд.
Woman.ru: А когда вы понравились сами себе? Скажем, взглянули на себя в зеркало и искренне подумали: «Да, я красивая».
Д. А.: Когда стала больше за собой следить: это очень красит женщину. Я считаю, что уход за собой — это вообще непременное условие женского существования на земле. Меня раздражают неухоженные, непонятные, странно выглядящие женщины. Может быть, я сноб, но мне этого не понять. Для меня дикость, когда женщина не следит за своей фигурой, не ухаживает за лицом, волосами.
Я, например, очень много времени провожу в разъездах, и следить за собой мне намного сложнее, чем женщине, которая живет статично. Но тем не менее — вот не дадут соврать люди, которые со мной работают! — как только я прилетаю в Москву, сразу бегу на фитнес, в салон красоты. Мне кажется, это очень важно.
Также человека красит работа. Мне очень нравятся фотографии, на которых человек работает. В этот момент он одухотворен. И он красивый.
Woman.ru: 8 июля вы отпраздновали свой день рождения. Сегодня для вас этот день — грустный праздник?
Д. А.: Восемь лет назад, когда родились дети, мой собственный день рождения просто перестал быть для меня интересным и важным. Детский — да, свой — нет.
Я всегда проводила день рождения на сцене, потому что чувствовала себя неуютно, была особенно ранима, уязвима. А в этом году мне наконец удалось все это сгладить. Для меня это был один из самых обычных дней. Я просто проигнорировала так называемый праздник. Написала в семейном чате: «Мамы, папы, большое спасибо за этот праздник. Это ваш день, я вам очень благодарна. Обнимаю». И свалила, отключив телефон. Купила вторую симкарту, чтобы дети в случае чего могли до меня дозвониться. В пять часов утра улетела в Лондон, погуляла по городу, который очень люблю, сходила на концерт и вернулась домой в прекрасном настроении. У сегодня меня много сил, бодрости и желания разговаривать с вами. Я офигенно себя чувствую, потому что прожила этот день так, как хотела.
«Не надо пытаться жить для кого-то. Если вам хочется в свой день рождения отключить телефон, делайте это».
Маша, Дима, Петя и другие близкие и друзья не обломятся и поздравят вас через день, через два. Они должны вас понять. Это не есть эгоизм, а здоровое отношение к себе и своим желаниям.
Woman.ru: Чего не было в вас, скажем, тридцатилетней, что есть сегодня?
Д. А.: Я себя вообще не берегла, относилась к себе наплевательски. В молодости нам не хватает только сна и денег, а все остальное есть. И ты это понимаешь, только когда становишься старше. Наверно, я все еще молода, потому что сна и денег мне по-прежнему не хватает (улыбается).
И все-таки сегодня я стараюсь себя беречь, потому что есть дети и есть желание петь как можно дольше. Я стараюсь больше спать и меньше работать, но, буду честной, у меня это не получается.
«Возраст, в котором я сейчас нахожусь, он классный, если к нему подходить вот с такой же молодостью в сердце».
С одной стороны, у тебя уже больше мозгов, которые позволяют нормально себя вести. В 30 лет этого не было вообще. Но с другой стороны, ты все так же молод. Например, сегодня мне намного проще перепрыгнуть через препятствие или сделать какие-то упражнения, чем в 30 лет.
Возраст — это опыт, который не позволяет тебе повторять ошибки, которые ты совершал 10-15 лет назад. Это возможность почувствовать жизнь по-другому. В каждом возрасте она разная, и каждый прожитый год дает вам больше шансов попробовать то, что раньше вы не могли себе позволить.
Woman.ru: Боитесь ли вы старости?
Д. А.: Наверное, да — как и любая женщина. Но исключительно в теории. На пластику я пока не созрела, и если мне сегодня задать вопрос, лягу ли я когда-нибудь под нож пластического хирурга, я отвечу «нет».
«Я хочу подойти к старости очень уверенным в себе человеком».
Мне бы хотелось видеть внуков, потому что, наверное, в них я реализую себя больше, чем в детях. Но я надеюсь, ни Марта, ни Артем не осчастливят нас слишком рано. Хотя в любом случае и это придется принять. Я вообще считаю, что нужно принимать все, что делают дети. Если их заносит, стараться направлять, но не пытаться ломать.
Woman.ru: Замечаете ли вы в своих детях недостатки или для вас, как для мамы, они идеальны?
Д. А.: Нет, они, как и все мы, абсолютно не идеальны. Тема пока слабоват по характеру. Меня это очень беспокоит, и я аккуратно с этим борюсь. Отдала его на бокс, потому что понимаю, что мальчик должен уметь себя защитить. Марта — очень упрямая, заносчивая. Они вообще импульсивные, реактивные дети. Например, когда откручивают в машинке какую-нибудь деталь, но у них не получается, Марта начинает дергаться и злиться, а Тема может заплакать. Вот такие у меня дети (улыбается).
Woman.ru: Казалось бы, должно быть наоборот…
Д. А.: Не-е-ет. Недавно сидят они, смотрят футбол. Один игрок ударил второго, и Марта говорит: «А я, если бы мне было больно, ничего бы не сказала и даже виду не подала». В этом она вся. И не могу сказать, что я кайфую от этого ее качества. Девочка должна уметь плакать. И я, конечно, пытаюсь ее расслабить, потому что иначе ей будет очень тяжело. Умная, симпатичная, еще и сильная.
Woman.ru: Вы неоднократно говорили о том, что учите Марту женственности, но и вы сама за последние годы стали более женственной. Так кто кого учит?
Д. А.: Думаю, друг друга. Дети вообще нас многому учат: в первую очередь, мягкости, терпению. Бывает, они так тебя раздражают, что готова стол грызть, но ты держишься, выдыхаешь.
«Дети — это большой труд. Я не верю тем родителям, которые говорят: «Я никогда не устаю». Значит, ты не проводишь время со своим ребенком».
Woman.ru: Тяжело воспитывать мальчика без мужской руки?
Д. А.: Очень тяжело, и я бы хотела выйти замуж. Всем женщинам говорю: рядом с мужчиной у детей больше шансов вырасти счастливыми, полноценными что ли, потому что у них есть возможность познать и мужское, и женское начало. И это здорово.
Обычно все, о чем я задумываюсь, случается. Летом прошлого года мы с детьми полдничали, и я вдруг неожиданно сама для себя спросила: «Ребята, может, мне замуж выйти?». А они как закричали: «Нет, мама, нет!». Мне до сих пор интересно, почему была такая реакция, но я так и не добилась от них ответа…
Woman.ru: Вы представляете свою свадьбу? Думаете об этом?
Д. А.: Вот чтобы прямо думать об этом — такого нет. Но точно могу сказать, что я бы не стала сбегать на какой-нибудь остров и тайно расписываться.
«Я бы сделала очень веселую, классную свадьбу, на которую пригласила бы всех. Это же не день рождения (улыбается). Это было бы очень шумно, весело и незабываемо».
Woman.ru: Вы бы хотели стать мамой вновь?
Д. А.: Да, мне бы очень хотелось, с детьми я это уже обсудила. Предложила им кого-нибудь усыновить, они только за. Для меня нет чужих детей. Я вообще крайне редко делю людей на чужих и своих. Я считаю, что если какой-то подонок (в данном случае — женщина, мужчину я не так осуждаю) бросил своего ребенка, а я имею возможность его взять к себе, то почему не взять? Возможно, все-таки решусь.
Woman.ru: Вы никогда не жалели, что не стали мамой раньше?
Д. А.: Нет, никогда. Я очень рада, что их не было раньше, потому что в 16, 20 и даже 30 лет мне нечего было им дать. Меня просто не было. Были рок-н-ролл, гитара, тусовки, бесконечный движ.
Я детей вообще не замечала. Они для меня не существовали. Ближе к 34-м, когда я приняла крещение и вернулась в Россию, стала замечать маленьких гномиков под столами и стульями. А раньше я не видела этих существ вообще. Представьте, какая я была бы мама! Этот бедный, несчастный ребенок просто не видел бы свою мать или видел бы, но в странных состояниях, в которых не должен видеть никогда.
«В моем случае все случилось вовремя. Слава Богу, что до 35 лет детей у меня не было».
Я успела потусить, поработать, написать песни, хотя и сегодня я пишу не меньше. Дети дали мне свободу, сил и здоровья. Мне совершенно не нужно выпивать, гулять — все это мне уже неинтересно. Но если мы с вами пойдем в какой-нибудь ночной клуб, я заткну вас за пояс — у меня за спиной такая школа (улыбается).
Woman.ru: О чем вы мечтаете?
Д. А.: Поспать (смеется). Хотя сейчас я так классно себя чувствую после того, как сорвалась и слиняла на свой день рождения. А еще я хочу, чтобы человек, которого я полюблю, стал жить со мной. Наверное, это называется словом «семья». Будет ли она у меня, время покажет. Но если будет, ни один из нас не пожалеет. Абсолютно точно.
Я, конечно, не подарок, но со мной жизнь никогда не превратится в рутину и в совместное унылое проживание под одной крышей. А еще я верная и очень классно жарю картошку (смеется).