Woman.ru: Джош, вы звезда большого кино и вдруг соглашаетесь на сериал «Страшные сказки». С чем это связано?
Джош Хартнетт: Работу над «Страшными сказками» начали режиссер и сценарист суперуспешной 23-й «бондианы» «Координаты «Скайфол» Сэм Мендес и Джон Логан. Я встретился с Логаном и представителями канала-заказчика Showtime. Узнал, что предстоит работать в отличной команде, а я убежден, что это самое главное при съемках в сериале, которые могут идти годами. Я очень верю в Джона как в сценариста и в Сэма как в режиссера, а теперь и продюсера. Это первая причина. А вторая — сценарий потрясающий. Перед тем как подписать контракт, я читал синопсис двух первых серий и не мог оторваться. У меня появилась надежда, что Джон в дальнейшем даст моему герою развернуться. Так и вышло. Он сказал мне: «Слушай, мы всегда хотели, чтобы именно ты сыграл эту роль, и предлагаем сотрудничество. Мы будем создавать образ Итана Чандлера только с твоей помощью». Так и вышло. А завтра, например, мы обедаем с Джоном Логаном и обсуждаем уже второй сезон. И это огромное удовольствие — работать в тесном взаимодействии с людьми, особенно с такими уважаемыми и талантливыми.
Woman.ru: Вы играете вместе с Евой Грин и Тимоти Далтоном, получается три разных подхода к работе, актерская «химия» случилась?
Д. Х.: «Химия» замечательная. Мы из очень разных миров. Ева очень сдержанный человек, она создает на экране темные, мрачные образы и обладает особой притягательностью. Я давно слежу за ее ролями и всегда восхищаюсь ее работой. А Тимоти совершенно другой. У него театральная подготовка, он любит экспериментировать и смотреть, что получится. У него такой богатый голос, стать, обаяние, и он норовит попробовать все подряд — что-то да выстрелит. А я предпочитаю все заранее изучить и прийти на площадку с конкретным представлением о том, каким должен быть герой.
Но потом все равно на площадке все меняется — надо почувствовать партнеров, эмоционально ухватить сцену и смотреть, что будет. И в такой ситуации, думаю, возникает особое электричество. Мы заставляем себя играть не так, как привыкли. Нам друг с другом не слишком комфортно, мы вряд ли когда-нибудь запоем в унисон. А значит, искра не погаснет.
Woman.ru: В этом сериале действуют знаменитые персонажи — Дракула, Франкенштейн, Дориан Грей. Вам приходится думать, чувствовать, одеваться и вести себя так, как это делали в XIX веке, в викторианском Лондоне. Это вас обогатило как актера?
Д. Х.: Всегда здорово играть, когда декорации создают другой мир и он встает перед тобой во плоти. Очень волнующий момент, когда впервые заходишь на съемочную площадку в исторических или в научно-фантастических декорациях, непохожих на твою обычную жизнь. И видишь, во сколько обходятся съемки. Сразу чувствуешь себя обязанным играть как следует — ведь все так продуманно и столько денег вложено в производство. Костюмы тоже помогают — они ведь сидят на тебе по-своему, и двигаешься ты в них не так, как обычно. Тогда понимаешь, что костюм — важная часть твоего героя.
Вот Итан утром встает и надевает свою одежду — как ему в ней, как она на него влияет? Почему он выбрал эти вещи? В начале сериала мой герой непонятный, загадочный тип. Повезло, что мне по роли надо носить на поясе тяжелые пистолеты, их вес добавляет веса образу, ноги словно движутся независимо от туловища. Потом, Итан не снимает шляпу — как я понимаю, она для него вроде оберега или любимой игрушки, а еще это возможность спрятаться. Бейсболок у них тогда не было, вот он и таскает свой котелок. Мы думали насчет перчаток без пальцев, но оказалось, что с ними много мороки. Они постоянно рвались, это ужасно раздражало. В конце концов решили, что он будет носить обычные перчатки. Каждая деталь тщательно продумывается.
Например, какие цвета он носит — много коричневого и чуть-чуть зеленого, а все остальные в основном в черном и сером. Франкенштейн тоже носит зеленый, а Дориан Грей все время в фиолетовом. А откуда это берется? Я обсуждал это с художниками по костюмам и сценаристом Джоном Логаном, тогда и понял, что все эти штуки — символы и для зрителя, и для персонажа.
Woman.ru: «Страшные сказки» местами очень страшная история. А что пугало вас в детстве? Вам вообще нравилось бояться?
Д. Х.: Я думаю, все это любят. А когда я был маленьким, то очень любил ужастики. Не считая, конечно, приключенческих фильмов, вроде «Звездных войн», «Индианы Джонса» и, конечно, «Бэтмена». Мне кажется, в детстве я даже больше любил темные аспекты мира «Бэтмена», чем яркие краски мира «Супермена». Я думаю, нас привлекает тьма, потому что мы не сталкиваемся с ней ежедневно. Она будто изобличает вечный страх, который живет в нас — назовем его экзистенциальным, — страх того, что смерть таится за углом. Когда я был ребенком, когда я был еще слишком мал, чтобы смотреть такие фильмы, я пошел с моим другом и его отцом на «Молчание ягнят». И это оказалось одним из самых страшных моментов моей жизни. Я потом неделю не мог заснуть. Серьезно.
Woman.ru: А сколько лет вам тогда было?
Д.Х.: Где-то 11 лет. А как-то целую неделю, еще на кассетном видеомагнитофоне, я смотрел по ночам «Полтергейст» и все серии «Кошмара на улице Вязов». Это был период, когда я боялся вечерами выходить на улицу. Если мне приходилось идти, например, от друзей поздно ночью, я бежал со всех ног. Вряд ли я когда-либо бегал так быстро, как когда смотрел эти фильмы. Но само чувство, что за каждым углом тебя кто-то поджидает, это здорово. Это дает такой заряд нервной энергии, который окрашивает каждый твой день, делает его немного ярче.
Woman.ru: Вы играли в очень мрачных фильмах — «Хеллоуин: 20 лет спустя», «Черная орхидея», «30 дней ночи», теперь вот «Страшные сказки». Чем вас так привлекают жуткие темы?
Д. Х.: Думаю, тем же, что и светлые. Я и смешное люблю играть, когда разрешают. Весь кайф моей работы — в разнообразии. Можно играть в мрачнейшем «Я прихожу с дождем», а это один из самых черных фильмов с моим участием, а затем сразу в «Счастливом числе Слевина», ужасно легкомысленном, хотя и не без мрачного подтекста. Здорово переключаться с одного на другое, мне это нравится. Я и себе, и зрителям бросаю вызов. А в таком сериале масса возможностей обмануть зрительские ожидания.
Я стал большим фанатом телевидения, смотрю сериалы — «Клан Сопрано», «Безумцы», «Во все тяжкие» и, знаете, даже «Игру престолов». Я просто наблюдаю за тем, как зрительские — то есть мои — представления о героях со временем обогащаются и становятся объемнее. Именно этого я хочу добиться в большом кино, где у меня только 2 часа экранного времени. Так что съемки в сериале, то, о чем вы меня спрашивали в начале, совершенно логичный шаг, и мне повезло получить эту работу.
Woman.ru: В Голливуде актеров обычно выбирают по послужному списку и по их способности привлекать зрителей. Важно ли вам участие в фильмах без огромного бюджета и громкого промо?
Д. Х: Вас интересует, трудно ли сниматься в авторском кино, а потом получать предложения играть в коммерческом?
Woman.ru: Именно.
Д. Х.:: Очень трудно. В кинобизнесе в последнее время во главе всего стоит прибыль. Сегодня ни один из известных мне актеров не может в одиночку гарантировать кассовый успех. Есть много звезд, которые снялись в одном хите, в другом, а потом раз — и на следующий фильм публика не идет. Меня всегда раздражало и казалось очень странным, что актерская репутация и даже будущая карьера настолько зависят от сборов в первый уикенд. Но такова жизнь. Хотя я всегда старался — и у меня получалось — конвертировать кассовый успех в действительно интересные вещи.
Рано или поздно авторское кино кто-нибудь посмотрит. Кстати на улице я чаще получаю комплименты за фильмы, которые не имели большого успеха, чем за роли в блокбастерах. Если ты сделал что-то нешаблонное, а кто-то потом это увидел, то он чувствует особую искренность и доверие. Фильм становится его любимым в отличие от кино, которое ему навязали с помощью рекламы. При всем при том жизнь заставляет сниматься в блокбастерах — это неплохие деньги. Так что приходится жить под двойным давлением: и верность профессии сохранять, и бюджеты оправдывать.
Woman.ru: За 15 лет в профессии как вы изменились и какими современными знаниями хотели бы обладать тогда, в 20 лет?
Д. Х.: Я считаю, что сослагательное наклонение невозможно. Жизнь — это всегда испытания. Я лучше буду жить в настоящем, а не вздыхать с сожалением: «О, если бы я тогда-то сказал то-то и сделал бы так-то!» Вернуться невозможно, да я и не хочу. За 15 лет в кино у меня накопилась масса интересного опыта. Я жил очень счастливой жизнью. Сыграл несколько очень громких ролей, ролей года, а потом были очень маленькие, камерные роли. Мне страшно повезло, что я мог всем этим заниматься и работать с интересными людьми. Я много внимания уделял дому, друзьям, семье, путешествиям – всем тем вещам, которые, как я считаю, крайне важны для развития личности. На тот свет я соберусь со словами, что жил полной жизнью и все жадно впитывал. Для меня это всегда было важно, и я всегда держу в голове эту мысль, когда решаю, в какой проект идти.
Woman.ru:Спасибо большое за этот разговор. Ждем ваших новых работ.
Д. Х.: Спасибо и вам. До встречи, Россия!