Ее называли его музой и его судьбоносным решением. Она вдохновила его на самые сильные, проникновенные, вечные фильмы и играючи говорила: «Я тебя могу в любой момент посадить». И она действительно могла, стоило донести в милицию то, что и так знала вся съемочная площадка и коллеги Сергея Соловьева: он, 30-летний режиссер, без памяти влюблен в 14-летнюю девочку.
Юная Таня не очень-то хотела быть актрисой, родители и вовсе видели ее врачом, которым она в итоге и стала. Но тогда, в 12 лет, камеры, свет и грим казались таким интересным Зазеркальем, куда так и хотелось провалиться. И Друбич шагнула навстречу кинематографичному круговороту, который захватил ее жизнь на долгие-долгие годы. А в центре этого вихря событий был он — «режиссер ее жизни».
7 июня Татьяне Друбич исполнилось 64 года.
Дебют Татьяны состоялся в 12 лет на съемках «Пятнадцатая весна». Догадывалась ли она, скромная девочка, что название ее первой ленты станет пророческим? Ведь именно в свою 15-ю весну она встретила Соловьева. Для своей картины «Сто дней после детства» он видел другую актрису, «молодую Ирину Купченко». Но в день, когда должна была решиться судьба этой роли, пошел дождь.
Режиссер юная актриса спрятались в купальне. Пока ливень барабанил по крыше, а Таня вглядывалась в водяную завесу, Сергей Александрович без отрыва смотрел на нее. Из своего убежища он вышел со странным, но сильным ощущением: с этим хрупким человеком он будто знаком всю жизнь.
«Пусть Ира Купченко снимается столь же блистательно, но меня это не касается. А вот Таня имеет огромное отношение, именно ко мне, сейчас. Я тогда еще не знал и не подозревал, что ощущение это продлится практически целую жизнь», — признавался Соловьев.
Днями Сергея Александрович снимал свои «Сто дней после детства», а вечером ехал к жене Марианне Кушнеровой и новорожденному сыну Диме. Потом режиссер забирал свою музу после школы, а она, глядя на него своими бездонными, не по годам мудрыми глазами, спрашивала: «Ведь если все раскроется, ты сядешь за растление. Чем все это время буду я заниматься?»
Но судьба все-таки не развела их. Соловьев снимал и снимал свою музу в новых лентах, а она становилась их бесспорным, удивительно нежным украшением.
Режиссер «Ста дней после детства» Александр Александров вспоминал: все знали, к чему приведет влюбленность режиссера и его юной актрисы, и он когда-то даже заменял Соловьева в его же собственной семье: приходил к Марианне, помогал ей купать маленького Митеньку, разговаривал с ними, чтобы они не чувствовали себя одинокими.
«А счастливый отец под предлогом монтажа беспрерывно уезжал на встречи со своей новой пассией», — негодовал сценарист.
Их роман всегда был окружен критикой. Даже когда Татьяне исполнилось 18 и через пять лет она официально стала женой Сергея, злые языки продолжили вспоминать им то лето, когда Друбич было 14 лет.
Паре, естественно, приходилось каждый раз объясняться: не перед приятелями, так перед журналистами. И каждый раз они твердо давали понять: вставлять слово «преступление» в историю их любви никак нельзя.
«Никакими фрейдистскими штучками эти отношения не описать, — говорил Соловьев. — А еще мы оба содрогаемся от пошлости, когда говорят, что Таня — моя муза. Она — женщина, то, что я понимаю под словом ''женственность'', а при этом — совершенный инструмент, способный передать это понятие на экране».
И он действительно умел передавать женскую красоту и глубину Татьяны так, как никакой другой режиссер. Свою «Анну Каренину» Сергей Александрович снимал именно для своей возлюбленной и не скрывал этого, а она знала, что Соловьев в каждой строчке, в каждом кадре представлял именно ее.
«Это действительно фантастический, может быть, самый прекрасный в мировой литературе, как говорил Набоков, роман о любви. И вот это чувство Таня с исключительной целомудренностью, ясностью и простотой выразила, — восхищался режиссер. — Я не хочу и не буду произносить слово ''сыграла''. Я настаиваю именно на слове ''выразила''. Потому что, конечно, дело тут совсем не в игре».
В «Анне Карениной» Друбич снималась, уже не будучи ни женой Соловьева, ни актрисой в полном понимании этого слова. По совету Сергея Александровича она все-таки пошла учиться на врача и за это благодарила его: в отличие от многих экспертов кино, он решил не эксплуатировать ее удачный образ, а дать возможность жить и выбирать профессию, которая близка к душе.
А вот что случилось с браком Соловьева и Друбич, до сих пор не ясно. Официальный союз продлился всего шесть лет, но настоящие их отношения, как насмешка над бюрократией, бумагами и клятвами, длились до последнего дня режиссера.
«Мы с Таней вовсе не разведены. Просто это у нас форма брака такая, — уверял Соловьев. — Подумаешь, свои закорючки в документе о разводе поставили! Это не мешает нам любить друг друга и быть вместе…»
Так и вышло. Татьяна уже давно забросила актерскую карьеру, не появлялась на экране, посвятила себя медицине и воспитанию общей с Сергеем Александровичем дочери Анны. Но когда в 2018 году мэтр потерял своего единственного сына, она была рядом, когда в феврале 2021-го его разбил инфаркт, первой примчалась к Соловьеву.
«Таня — врач. Настоящий врач. Она спасла мою жизнь», — признавался он. А их дочь Анна на вопросы о разводе родителей только улыбалась: как можно развести людей, которые до конца были вместе?
«Мне было пять лет, когда они оформили развод, но я этого не заметила: как и прежде, я была то с мамой, то с папой. Моталась по съемочным площадкам или отдыхала, когда у того или другого выпадало свободное время. Сколько я себя помню, они всегда любили друг друга», — рассказывала наследница Соловьева.
Татьяна была его опорой, поддержкой и красной розой любви — кстати, именно Друбич подсказала режиссеру идею этого культового фильма. А еще она осталась для него самой большой слабостью, которой он мог простить развод, слухи о неверности, уход из профессии и все, что угодно, за одни только бездонные глаза, которые посмотрели на него так серьезно в тот особенно-роковой летний день.
Конечно, слова Анны многие воспринимали с ухмылкой, а злые языки, даже глядя на счастливые совместные фотографии Татьяны и Сергея, припоминали им лето, когда 14-летняя актриса увидела своего 30-летнего режиссера. А они, глядя друг на друга, вспоминали только одно: тот летний день, когда дождь лил стеной, а стены между ними рухнули навсегда.
Фото: Legion Media