Особое место в сердце каждого олигарха занимают роскошные яхты. Миллиардеры называют их в честь любимых женщин, демонстрируют, как символы своего благосостояния, и обставляют не хуже, чем залы Версаля.
Однако в последние недели Роман Абрамович, Алишер Усманов и многие другие бизнесмены один за одним остаются без дорогих игрушек — из-за санкций, которые Евросоюз и США накладывают на их активы.
Пока одни пытаются сохранять спокойствие и готовятся обжаловать эти несправедливые, по их мнению, решенияА в судах, другие предпочитают не тянуть время и переходят к решительным действиям. Например, Роман Абрамович в срочном порядке начал перегонять два судна — Solaris и Eclipse к берегам Турции. Первую яхту он успешно поставил на якорь неподалеку от Бодрума, а со второй возникли проблемы. Eclipse никак не мог найти тихую гавань и застрял в окрестностях Мармариса.
Абрамович хотел «припарковать» судно в Средиземном море, но выход к одной из бухт олигарху перекрыли. Зайти в порт Мармариса миллиардеру попытались помешать юные яхтсмены. Они тренировались в заливе, вплотную подплыли к Eclipse и хотели остановить ее ход буквально голыми руками. Делали это спортсмены под одобрительные крики тренера, который снимал их акцию на видео. Капитану пришлось вызвать местную полицию, и только после этого судно спокойно пришвартовалось.
Абрамович вздохнул с облегчением, но другие олигархи пока этим похвастаться не могут. Они продолжают с тревогой обновлять санкционные списки и ждать, что же будет с их «красавицами», которые стоят сотни миллионов долларов и носят красивые имена-талисманы.
Мало что выдает в Игоре Сечине романтика, однако то, что одна из его яхт называется Amore Vero, что с итальянского переводится как «Настоящая любовь», характеризует его как человека, которому не чужда лирика.
Примечательно, что раньше у судна было еще более возвышенное имя. Когда миллиардер приобрел его в Нидерландах в 2012 году, он окрестил его «Святая принцесса Ольга» — в честь любимой супруги. Долгое время именно под этим названием 85-метровое судно с бассейном, вертолетной площадкой, спа-комплексом и кинотеатром бороздило воды морей и океанов, но в 2017 году глава «Роснефти» развелся.
Расставание было скандальным. Выяснилось, что жена миллиардера изменяла ему с автогонщиком Франческо Провенцано, поэтому Сечин решил вычеркнуть Ольгу из жизни и дал судну другое имя.
В начале марта стало известно, что «Настоящая любовь», стоимость которой оценивается в 150 долларов, была арестована правительством Франции. Судно пыталось экстренно покинуть порт на Лазурном берегу, но было задержано.
Своей счастливой яхты из-за санкций лишился и Алишер Усманов. Еще в 2013 году он загорелся идеей построить самое большое частное судно в мире и уже через несколько лет исполнил мечту. На это ему потребовалось всего каких-то 600 миллионов долларов.
Лодку, длина которой составляет 156 метров (это больше, чем футбольное поле!) бизнесмен назвал в честь в честь матери — «Дилбар». На узбекском это имя означает «Пленяющая сердце».
Последние несколько месяцев яхта Усманова находилась на ремонте в Гамбурге, но судя по всему, на родину она сможет вернуться еще нескоро. Власти Германии сообщили, что официально не конфисковывали судно олигарха, но перегонять его за пределы государства все-таки запретили, так что технически оно не может даже сдвинуться с места.
Интересно, что ранее у Алишера Усманова была другая яхта, которая также называлась Dilbar, но она была продана в 2016 году королевской семье Бахрейна и теперь именуется Аль-Рая.
Несмотря на то, что совладелец «Северстали» Алексей Мордашов развелся со своей супругой Еленой уже больше 20 лет назад, яхту Lady M, названную в ее честь, он решил продать совсем недавно.
Подтолкнули его к этому вовсе не сентиментальные мотивы — просто олигарх приобрел судно побольше и решил, что два — ему уже ни к чему. Сообщалось, что бизнесмен уже нашел покупателей, которые были готовы выложить за дорогую игрушку 35 миллионов долларов, но сделка сорвалась — судно арестовали в Италии.
Одиноко стоит в порту Сан-Ремо и попавшая под санкции Lena, принадлежащая владельцу частной компании Volga Group Геннадию Тимченко. Похвастаться рекордной длиной и роскошным убранством 40-метровое судно не может, но бизнесмен им очень дорожит. Корабль он приобрел в 2010 году и назвал в честь жены Елены. Пару недель назад он был конфискован у олигарха властями Италии.
Услышав первые тревожные звоночки от попавших под санкции коллег-олигархов, экстренно принялся спасать свое имущество миллиардер Олег Дерипаска. Особняка в центре Лондона он уже лишился — его захватили и сделали своей штаб-квартирой британские анархисты, поэтому понял, что должен сохранить хотя бы яхту.
Судно, которое носит имя музы истории Клио, миллиардер отогнал на Мальдивы. У островного государства нет договора об экстрадиции с США, а значит там активам Дерипаски ничего не угрожает.
То, что олигарх так переживает за корабль, вовсе не удивительно. Он называет Clio не иначе, как суперяхтой, и верит, что в черный период жизни она сможет заменить ему дом.
Дело в том, что 73-метровая яхта Дерипаски была разработана для длительных кругосветных путешествий и автономной жизни в течение нескольких месяцев. Если захочется, ее можно до отказа забить продуктами, уплыть как можно дальше от санкций и плохих новостей, и спокойно загорать на палубе, пока все не уляжется.
Одно из самых символических названий своей яхте дал Михаил Прохоров. В 2010 году он по индивидуальному заказу построил судно, которое именовал Palladium в честь богини Паллады — покровительницы мудрости и знаний, непобедимой воительницы и защитницы городов.
Можно воспринимать это, как знак Вселенной, или простое совпадение, но это судно санкции пока не коснулись. Однако, сидеть и терпеливо ждать, когда это все-таки произойдет, Прохоров не намерен.
Предчувствуя неладное, он уже начал потихоньку распродавать имущество и теперь думает, как же ему избавиться и от «Палладиума». Желательно, не привлекая к себе лишнего внимания.
Кажется, если сосредоточиться и настроиться на определенную волну можно услышать, как тут и там по всему миру разбиваются сердца олигархов. Их яхты со счастливыми именами одна за другой попадают под санкции и встают на якорь. «Солнечная» Романа Абрамовича, «Полумесяц» Игоря Сечина, «Аксиома» Дмитрия Пумпянского и многие другие судна, некогда бороздившие водную гладь, теперь дрейфуют с выключенными моторами и непонятно, когда снова смогут выйти в море.
Не забирают яхты только у тех, у кого их нет.
Эксперты полагают, что даже если миллиардеры смогут через суды вернуть себе судна, многие их тут же продадут. Вполне возможно, что в будущем среди бизнесменов наступит новая эра — так называемого минимализма. Подвергать свое имущество риску конфискации бизнесмены после недавних событий не захотят, поэтому яхты, виллы и частные самолеты будут не покупать, а брать в аренду.
То, что это довольно разумно, еще давно понял Михаил Фридман, который носит негласный титул одного из самых умных российских олигархов. Он за долгие годы карьеры приобрел себе только две квартиры и дом, однако все равно нельзя сказать, что всех обхитрил.
Сейчас основатель «Альфа-банка» почти без денег сидит в особняке в Лондоне и тоже чувствует себя не то, чтобы счастливым, зато в отличие от своих коллег может хотя бы не беспокоиться о том, как на чужбине поживают его любимицы-яхты.
Еще больше новостей в нашем
Фото: Getty Images, Legion-Media, Андрей Калмыков/Woman.ru, PhotoXPress.ru