На сцене с рождения
Когда на экраны вышел фильм «Интердевочка», Ирина Розанова в интервью обмолвилась: «К этой узнаваемости я шла много лет. Коллеги усмехнулись, тебе всего 28!»
— Да, но на сцене-то я с рождения! — улыбнулась Розанова. Это была правда.
Впервые на сцену пензенского драмтеатра Ира вышла еще в животе матери — та играла Лизу Протасову в спектакле «Дети солнца» на 8-м месяце беременности.
Спустя полгода после появления на свет дочери семья Розановых переехала в Рязань, и здесь хорошенькую дочку ведущих актеров театра задействовали сразу в нескольких постановках.
Вскоре выяснилось, что у Иры хороший слух, и отличницу отдали еще и в музыкальное училище. То, что ее жизнь будет связана или с музыкой, или с театром, будущая звезда фильма «Анкор, еще анкор!» даже не сомневалась. А вот преподаватели в Щепкинском училище, куда пришла на вступительные экзамены Розанова, посчитали иначе.
Она, с детства знавшая наизусть множество ролей, неожиданно растерялась перед приемной комиссией, а из всех педагогов запомнила только Юрия Соломина. Стихи Ира читала, запинаясь и без интонации, то и дело проглатывая слова. В итоге женщина, вышедшая из аудитории вслед за абитуриенткой, дала девушке совет вернуться в Рязань и не портить себе судьбу: ну, какая из вас актриса?!
Ирина сгорала от стыда: вернуться из Москвы и не поступить! Но, утерев слезы, она устроилась в рязанский театр костюмером, иногда выходила на сцену в массовке и готовилась, готовилась, готовилась.
Видя, в каком потерянном состоянии находится дочь, мать Розановой попросила педагога Школы-студии МХАТ Виктора Монюкова, приехавшего в Рязань, послушать Иру. Преподаватель, услышав, что девушка подготовила отрывок из «Маленького принца» Экзюпери, тут же прервал ее и посоветовал к прослушиванию в театральный выбрать монолог Лушки из «Поднятой целины». Решение оказалось правильным.
Выбрала другой образ
В ГИТИС Розанова поступила с первой попытки. Образ простой, где-то даже разбитной деревенской девушки, открытой и жизнерадостной, работал на Розанову так органично, что вскоре ей стали предлагать первые роли в кино.
В 1985 году она дебютировала в фильме Александра Калягина «Подружка моя». Следом посыпались предложения от режиссеров Владимира Бортко, Вадима Абдрашитова, Геральда Бежанова и Валерия Исакова. Но все это были не главные роли, а Розановой хотелось драматичной, сложной «киносудьбы». Запрос Вселенной как будто услышал Петр Тодоровский, которого на кинопробах пленила рубенсовско-кустодиевская фактура Розановой.
В фильме Тодоровского «Интердевочки» начинающая актриса сыграла проститутку Симу Гулливер.
«Мне так хотелось сыграть главную роль, но едва я перешагнула порог, Тодоровский воскликнул: ''Сима Гулливер! Ты ж моя любимая, иди сюда! Так вот ты какая! '' А я говорю: ''Петр Ефимович, миленький! А можно я сыграю Интердевочку? '' — ''Нет! Если таких женщин будут увозить из страны, то никто мне этого не простит''», — вспоминала Розанова.
Когда фильм вышел на большие экраны, а саму Розанову поклонники стали окликать на улице, она осознала, как прав оказался Тодоровский. Он своим глубинным режиссерским нутром прочувствовал органику своих героинь. И каждой выбрал нужный образ. Кому-то циничный, кому-то вынужденно-профессиональный. Так же, как смог почувствовать и запрос времени, жгучий интерес обывателей: как же живут валютные проститутки в разваливающемся Советском союзе? Такая ли это сбывшаяся голубая мечта? Ведь интерес к их тайной жизни был огромным.
«Как мы тогда выглядели, наши костюмы, конечно, ввергали в шок всех вокруг. Мы снимали у Курского вокзала сцены в больнице, где героини Лены и Насти Немоляевой работают, а мы с Ингой в своем ночном наряде к ним приходим. И тогда же не кормили на съемках, обедов не было, мы либо с собой что-то носили, либо у нас был рубль или что-то такое. В общем, решили мы пойти кофе попить. А переодеваться было невозможно, потому что ногти наклеены на клей ''Момент'', колготки одни, и не дай бог порвать, потому что нам их везли из-за границы, — рассказывала о моментах съемок сама Розанова. — Все мы были с утра уже наряжены, все было сделано, накрашено. Мы с Ингой Дапкунайте шли впереди, а девчонки шли сзади в белых халатах. Народ останавливался. Мы долго достаточно шли, прошли магазин ''Людмила'', зашли в кафе. Как сейчас помню: люди пили кофе, мы заходим, и вот как сидел мужчина с чашкой кофе, так вот он и сидел, застыв. Потом мы зашли еще в магазин ''Людмила'' [и там шокировали посетителей своим видом]. Это было весело, потому что тогда так не ходили».
«Интердевочка» изменила все
Драма Тодоровского открыла Розановой дорогу в большой кинематограф.
«Жизнь Клима Самгина», «Конец операции ''Резидент''», «Жизнь забавами полна», «Механическая сюита», «Дикарка», «Где находится нофелет?», «Единожды солгав», «Семь дней Надежды», «Маленький гигант большого секса», «22 июня, ровно в 4 часа», «Альфонс», «Даша Васильева. Любительница частного сыска», «Участок», «Глянец», «Провинциалка», «Стиляги» — фильмография Розановой может занять несколько страниц.
Не менее увлекательной была и ее личная жизнь. Первым мужем Розановой, как и у всякой красивой студентки, стал однокурсник по театральному вузу. Молодость, гормоны, горячая кровь — сыграла свадьбу с Евгением Каменьковичем Ира быстро, но уже через два года пара рассталась.
Спустя три года актриса закрутила роман с режиссером Дмитрием Месхиевым.
Несмотря на огромное чувство, пара рассталась спустя два года. Причиной стал алкоголь. Как писал в своих мемуарах продюсер Марк Рудинштейн, в то время Розанова сильно пила. Слишком наполненной событиями и бьющей через край была жизнь, как было это не праздновать? Режиссер не стал терпеть вечно пьяную подругу и ушел к другой.
Разрыв с любимым стал сильной травмой для исполнительницы роли Симы в «Интердевочке», но она нашла в себе силы преодолеть зависимость.
И как будто в награду за это испытание вскоре в ее жизни появился Тимур Вайнштейн.
Почти сразу же после женитьбы Ира забеременела, однако на третьем месяце у актрисы случился выкидыш. Потеря ребенка часто становится триггером для распада пары, один переживает потерю глубоко, тяжело, долго, второму кажется, что нужно пробовать снова, родить еще одного ребенка, чтобы рана от прежней боли быстрее затянулась. Тимур и Ира не смогли пережить эту утрату, расстаться тогда показалось им верным решением.
Решиться в третий раз выйти замуж Розанова смогла только несколько лет спустя, уж больно сильно ее уговаривал кинооператор Григорий Беленький. Брак с ним просуществовал шесть лет, но тоже распался. Заел быт.
Режиссер Бахтиер Худойназаров предлагал Ирине узаконить отношения, но Розановой к тому времени надоело ходить в ЗАГС.
«Все мои бывшие остались для меня детьми. Ведь так бывает, что дети взрослеют и перестают жить с тобой под одной крышей, однако ты не перестаешь о них заботиться — теперь уже на расстоянии. Почему я расставалась со всеми своими мужьями? Отчасти, кстати, из-за бездетности. Знала, что мои свекрови, эти замечательные и добрые женщины, ждали внуков. И мне было тягостно это ожидание, которое я, увы, не могу оправдать», — откровенничала актриса.
Так и не решилась усыновить ребенка
Одно время Ирина Розанова думала о том, чтобы усыновить ребенка, но потом эту мысль оставила. Актриса признается: ей не хватает уверенности в себе и своих силах, а вдруг не справится и навредит тем самым малышу, который ей доверится?
Однажды на съемках «9 месяцев» случился скандал. Ирина играла беременную. В какой-то момент одна из актрис подошла к ней, ткнула в накладной живот: «Что, Розаниха, своих детей не нажила, так хоть в кино беременной почувствовать себя хочешь?»
Стоявшая рядом Анна Михалкова рванула к Розановой, обняла, прижала к себе: «Не смей, слышишь! Не смей плакать!»
Фото: Андрей Калмыков/Woman.ru, Legion Media, Вячеслав Прокофьев/ТАСС, Вадим Тараканов/ТАСС, Борисов Виктор/Фотохроника ТАСС