Основатель и главный редактор журнала «КиноРепортер», киноэксперт Мария Лемешева рассказала о женщинах, совершивших революцию в кино. Среди них гениальные, дерзкие и неординарные актрисы, режиссеры, продюсеры и даже телеведущая.
Одна из самых неординарных и многогранных женщин в кино, безусловно, Рената Литвинова.
Она превратила свой образ в личный бренд, защищенный от копирования ее собственным талантом. Любая попытка повторить Ренату сразу заметна, ведь она неповторима. Именно она доказала, что быть творцом, исполнителем и светской дивой может один и тот же человек.
6 фильмов, 14 сценариев, более 30 ролей в кино, 13 музыкальных клипов, работа в театре и на телевидении — это далеко не полная арифметика ее успехов.
Кроме того, Рената Литвинова стала музой позднего этапа творчества другой революционерки нашего кино — выдающегося режиссера Киры Муратовой.
Именно ее фильмы считают первым советским арт-хаусом. Мелодрама «Короткие встречи» 1967 года с изумительными режиссерскими приемами и нелинейной хронологией рассказывает о любовном треугольнике: харизматичный Владимир Высоцкий, юная Нина Русланова и сама Муратова. Эта романтическая история и сегодня способна держать в напряжении зрителя.
Режиссура у Муратовой — это самобытный взгляд творца на абсолютно любое действие, даже если это что-то обыденное: если режиссеру нужно закрыть форточку, он закроет ее красиво и интересно.
Мерил Стрип — самая титулованная актриса в истории кино, опередившая даже мужчин по числу «Оскаров» и других престижных кинопремий.
Ее фамилия после всемирно известной фразы «The Oscar goes to…» звучала трижды: за роли в картинах «Крамер против Крамера», «Выбор Софи» и «Железная леди». Добавьте к этому девять «Золотых глобусов», три приза Берлинале, награду лучшей актрисы Каннского фестиваля и статус заботливой мамы четверых детей.
В чем секрет ее успеха? Во-первых, Стрип никогда не делала ставку на свою внешность. Ее козырями в актерской карьере всегда были уверенность в себе, обаяние и целеустремленность. Миксом таких качеств заметно отличаются и героини актрисы. Стрип никогда не стремилась застолбить за собой определенное амплуа. Меняя образы, она была разной и оставалась собой.
Кэтрин Бигелоу стала первой женщиной-лауреатом «Оскара» в номинации «Лучший режиссер».
Военная драма «Повелитель бури» о конфликте в Ираке взяла шесть статуэток, в том числе и в номинации «Лучший фильм». Бывшая жена Джеймса Кэмерона сделала себе имя в брутальном жанре боевика. Достаточно вспомнить, что она сняла один из знаковых и невероятно стильных боевиков эпохи VHS «На гребне волны» с Киану Ривзом в роли полицейского и главарем банды серферов в исполнении Патрика Суэйзи.
Режиссер двух фильмов о Чудо-женщине Пэтти Дженкинс доказала, что способна снимать кассовые фэнтези-блокбастеры, даже если тебя пригласили в картину в качестве символа равноправия полов.
Киностудия Warner Bros. посадила ее в режиссерское кресло только ради маркетингового хода: режиссер-женщина снимает фильм о Чудо-женщине. На площадке продюсеры не давали Пэтти творческой свободы и отвергали все ее предложения по тем или иным сценам. Но бунтарский характер Пэтти помог ей снять именно то кино, которое она хотела.
В результате блокбастер собрал в прокате 821,8 млн долларов — зрителям понравилась супергероиня, которая сражается со злодеями и проявляет искренние женские эмоции. Петти Дженкинс — не только первая в истории женщина-режиссер супергеройского кино. Очень скоро женская рука впервые прикоснется к самой дорогой в мире кинофраншизе: в 2023 году на экраны выйдет блокбастер «Звездные войны: Эскадрилья ''Изгой''» — новый фильм Пэтти Дженкинс.
Возможно ли из актрисы с амплуа не особо умной блондинки превратиться в успешного продюсера? Ответ на этот вопрос никто не знал до Риз Уизерспун.
Блондинку она сыграла так хорошо, что была номинирована на «Золотой глобус», а затем взяла «Оскар» за роль Джун Картер, жены кантри-легенды Джонни Кэша. Но главное детище Риз Уизерспун — созданная ею продюсерская компания Pacific Standard, выпустившая знаковый триллер режиссера Дэвида Финчера «Исчезнувшая» и сериал «Большая маленькая ложь», успешно прошедший на HBO.
Дженнифер Лоуренс взяла «Оскар» в 22 года за роль импульсивной девушки Тиффани в фильме «Мой парень — псих», а затем заняла первое место в рейтинге самых высокооплачиваемых актрис.
Китнисс Эвердин, которую сыграла Лоуренс во франшизе «Голодные игры», признана самой высокодоходной героиней в истории кино — фильмы о ней собрали суммарную кассу в 2,97 млрд долларов. Дженнифер Лоуренс покорила зрителей редким для молодых актрис качеством — она одинаково хорошо играет драматические роли и комиксовых персонажей.
Современное американское кино не существовало бы без влиятельной теледивы Опры Уинфри. Отношение американцев к кинозвездам в 1980-х, 1990-х и нулевых формировалось под влиянием ее знаменитого шоу.
Голливудские актеры во время общения с Опрой делают откровенные признания, порой граничащие с сумасшествием. Достаточно вспомнить знаменитое интервью Тома Круза, скриншоты из которого разошлись на мемы. Круз пытался доказать телеведущей, как сильно он любит актрису Кэти Холмс, — он прыгал на диван и с дивана на пол, смеялся без повода, кричал и носился по студии.
В 2011 году после закрытия телепрограммы Опра запустила собственный телеканал OWN (Opra Winfrey Network), посвященный актуальным темам шоу-бизнеса и даже выпускающий оригинальные телесериалы. Обладательница звания «первая в истории телеведущая-миллиардер» в прямом смысле сделала сама себя. Рейтинги Опры были настолько высоки, что Демократическая партия США всерьез рассматривала возможность выдвижения кандидатуры телезвезды на президентских выборах в 2008-м и 2020-м.
В нашей стране тоже есть своя «мисс Телевидение» — именно так Леонид Брежнев называл легендарного режиссера программы «Время» Калерию Кислову.
Сейчас ей 94 года, но Калерия Венедиктовна продолжает работает режиссером-консультантом на Первом канале. Олимпиада-80, телемост «СССР — США», международные поездки советских лидеров, первые интервью Бориса Ельцина — все это и многое другое вышло из-под режиссерского пера Калерии Кисловой.
Чтобы стать главным режиссером единственной информационной телепрограммы страны, амбициозной гостье столицы, рекомендованной Новосибирской студией, понадобилось всего три года. Брежнев назначил Кислову личным режиссером и даже обеспечил доступ к государственной тайне.
Для первых лиц страны Калерия Венедиктовна была непререкаемым авторитетом. Запечатлевая первых лиц государства, она создавала неповторимый творческий продукт для советских зрителей.
В 1977 году на Берлинском международном кинофестивале советская военная драма «Восхождение» взяла три награды: самую главную — «Золотого медведя», приз ФИПРЕССИ и особое упоминание международного евангелистического жюри. А уже на следующий год режиссер картины-триумфатора Лариса Шепитько была приглашена в жюри Берлинского кинофестиваля — первой из советских кинематографистов.
Несмотря на международный успех, фильм едва не запретили в советском прокате. Только после долгих дискуссий в партийных кабинетах он смог выйти на большой экран. Но Лариса Шепитько привыкла к трудным судьбам своих кинопроизведений. В 1966 году ее фильм «Крылья» о жизни военной летчицы с успехом прошел на зарубежных кинопоказах, но на родине вызвал шквал критики.
Ее следующая картина «Родина электричества» была отправлена «на полку» и только через 20 лет вышла на экраны. Жизнь Ларисы Шепитько трагически оборвалась в 1979 году в результате автокатастрофы. Ее муж, прославленный режиссер Элем Климов, в 1980 году снял документальный фильм «Лариса» в память о любимой.
Фото: Persona Stars, PhotoXPress.ru, Getty Images, Legion-Media.ru, Кадр из передачи, Валентина Кузьмина/ТАСС, Мусаэльян Владимир/ТАСС, Агеев А., Агеев Н./ТАСС, Кассин Евгений/ТАСС, Зуфаров Валерий/ТАСС