Кэтрин Хепберн входит в десятку звезд Золотого века Голливуда. Ее называли «последней интеллектуалкой» фабрики грез и его первой бунтаркой. Она была номинировала на 12 «Оскаров», получила 4 из них (рекордное число за всю историю кинематографа), на ее счету главные роли в фильмах, ставших классикой мирового кино. Но мало кто знает, что при жизни ее талант актрисы много раз ставили под сомнение, в последний момент снимали с главных ролей, а однажды и вовсе прозвали «кассовой отравой» — считалось, что участие Хепберн в фильме делает его невезучим.
Не исключено, что такую сомнительную славу Кэтти приобрела из-за своего своенравного характера. Хепберн, пожалуй, единственная из актрис, кто не принимал томный, звездный вид на площадке. Не кокетничал перед камерами, не требовал особого света на площадке.
Она редко давала интервью, много курила, не любила грим, платьям предпочитала удобные брюки и ковбойские рубашки.
Поначалу работники студии RKO пытались бороться с вольнолюбивыми взглядами актрисы и прятали ее брюки, вынуждая надевать юбку. Кэтрин же в знак протеста ходила по павильонам в нижнем белье, пока ей не возвращали одежду. Эта изнеженная выпускница Оксфорда вообще любые неприятности воспринимала стойко, и лишь когда она познакомилась со Спенсером Трейси, ее стальные принципы впервые дали слабину.
Спенсер Трейси тоже вошел в историю «Оскара» — девять раз номинировался американской киноакадемией, получил две статуэтки подряд за главную мужскую роль. Трейси был католиком, человеком с невыносимым характером и чемоданом пагубных привычек. Ему приписывали романы с Джоан Кроуфорд, Ингрид Бергман, Лореттой Янг, Джуди Гарленд. Но ни одни его отношения не длились долго. Ни одни, кроме тех, что сложились с Кэтрин Хепберн.
Они познакомились на съемках фильма «Женщина года». Ей было 34, ему — 41. Трудно было найти людей, так принципиально не монтирующихся в кадре. В том, что из них получится дуэт, сомневались все на съемочной площадке. Он вырос в трущобах, она провела детство в роскоши. Он громко ругался матом, она говорила на чистом английском. Он читал по слогам, она получила образование в Оксфорде.
Трейси, увидев свою партнершу, сразу заявил: «Как я могу сниматься в картине с женщиной, у которой грязь под ногтями и которая не поймешь, какого пола, всегда ходит в брюках?»
Хепберн в ответ съязвила, намекнув на невысокий рост голливудского секс-символа: «Боюсь, я слишком высокая для вас, мистер Трейси».
Впрочем, уже через неделю после первых съемок они называли друг друга Кейт и Спейс, однако мира в этих отношениях по-прежнему было мало. Кэтрин требовала снимать множество дублей, Спенсер настаивал, что хорошему актеру достаточно и одного, чтобы сделать сцену яркой. Она бесилась из-за его опозданий на съемки, от непроспавшегося после загулов вида, он называл ее «моя обезьянка». Никто не понял, в какой момент эта пара, так яростно ненавидящая друг друга, оказалась в одной постели. Больше они не расставались до самой смерти.
В классической сказке на этом месте повествования должна была случиться свадьба — и все, счастливый финал. Как в фильмах, в которых снимались Кэтрин и Спенсер. В реальной жизни у Трейси была жена Луиза и двое детей, клиническая депрессия и регулярные запои. Именно из-за тяжелого нрава артиста его супруга съехала из их общего дома с детьми — и ночью сюда приезжала Хепберн. Приезжала, чтобы успокоить, побыть рядом в периоды, когда Трейси накрывала черная тоска.
Она прятала от него алкоголь, нанимала ему врачей, помогала с ролями и никогда не настаивала на разводе. Ей это было просто не нужно.
Хепберн уже однажды была замужем: в начале карьеры она вышла за бизнесмена Ладлоу Огден Смита, но даже не стала брать его фамилию, объясняя это тем, что большую звезду не могут звать Кэтрин Смит.
Своей подруге Джоан Фонтейн Спенсер Трейси как-то сказал: «Я могу развестись в любой момент, но мою жену и Кейт все устраивает».
Однако несмотря на огромную любовь к Кэтрин и набожность, Трейси ни на миг не забывал про свой донжуанский статус — он мог легко завести интрижку на съемочной площадке или улететь с любовницей на неделю в Акапулько. То есть Трейси умудрялся даже любовнице изменять с любовницей, но Хепберн никогда ни словом не упрекнула его в этом. Хотя знала про всех, с кем у него был роман.
Время шло, алкоголизм и депрессии сильно подорвали психику звезды. Депрессии становились тяжелее, в пьяном состоянии Трейси все сложнее было сдерживать агрессию.
Однажды Кэтрин рассказала подруге о том, как Трейси, напившись виски, ударил ее. Дело было в отеле Beverly Hills: она пыталась уложить его в кровать, когда он дал ей пощечину. На следующий день Спенсер не вспомнил об этом эпизоде, а Кэтрин не стала напоминать.
К середине 1960-х Трейси поставили сахарный диабет, шалило сердце, мучило давление — Спенсеру было тяжело даже передвигаться по дому. Хепберн переехала к нему, чтобы ухаживать. Об их романе знал весь Голливуд и… молчал. Но вскоре о переезде звезды «Филадельфийской истории» к женатому актеру прознали папарацци: обложка о громком адюльтере была почти готова! Кэтрин, чтобы поберечь нервы измотанного болезнью Трейси, приехала в редакцию и выкупила за сотни тысяч долларов фото, где она с пакетами еды выходит из дома любовника.
10 июня 1967 года Спенсер проснулся ночью и пошел на кухню, чтобы налить себе чая. Кэтрин отправилась за ним. В своей биографии она вспоминала: «Как только я собиралась толкнуть дверь, раздался звон разбитой об пол чашки, затем грохот, громкий грохот».
Трейси умер мгновенно от сердечного приступа. Позже официальный представитель студии Metro-Goldwyn-Mayer расскажет журналистам, что в момент смерти актер был один, а его тело обнаружила утром домработница.
Кэтрин Хепберн не была на похоронах мужчины, которого любила 27 лет. Она не хотела ранить чувства его жены и их общих детей. О своих отношениях со Спенсером она впервые заговорила после смерти Луизы Трейси в 1983 году.
Когда десятки лет спустя биограф Эндрю Скотт Берг поинтересовался у Хепберн, задумывалась ли она о том, чтобы уйти от Трейси, учитывая его алкоголизм, тяжелый характер и постоянные измены, актриса ответила: «А какой в этом смысл? Я любила его. И я хотела быть с ним. Если бы я ушла, мы оба были бы несчастны».
Кэтрин прожила 96 лет, состоялась как большая актриса. После смерти Спенсера она получила еще три «Оскара», причем один из них — за картину, где Трейси также успел сняться. В последней совместной работе — «Угадай, кто придет к обеду?» — они играли мужа и жену.
Фото: Getty Images