«Она была королевой наших сердец и останется ей навечно», — эти трогательные слова появились на первой полосе британского таблоида The Mirror 31 августа 1997 года спустя несколько часов после того, как погибла принцесса Диана. Вместе со своим возлюбленным, сыном египетского миллиардера Доди Аль-Файедом, она попала в автокатастрофу.
Водитель Анри Поль не справился с управлением Mercedes-Benz и врезался в одну из опор тоннеля под Сеной. Позже охранник Леди Ди, которому удалось выжить, признался: принцесса подгоняла Анри, чтобы оторваться от папарацци, но проигнорировала его просьбу пристегнуть ремень безопасности.
Сейчас многие эксперты сходятся во мнении, что если бы Диана все-таки пристегнулась, ее травмы оказались бы не такими серьезными. Но история сложилась так, а не иначе, и, как известно, она не терпит сослагательного наклонения.
Еще два часа после аварии сердце принцессы продолжало биться, но сама она с трудом понимала, что происходит. За несколько месяцев до смерти Диана признавалась друзьям, что ее терзают тревожные мысли. Утром 31 августа 1997 года она позвонила сыновьям и, будто бы предчувствуя свою смерть, призналась им в любви. Но в последний день жизни принцесса точно была счастлива, потому что провела его рядом с любимым человеком в любимом городе — Париже.
Принцесса Диана и Доди Аль-Файед прилетели в столицу Франции вечером 30 августа 1997 года. Они заехали в принадлежащий отцу возлюбленного Леди Ди отель «Ритц», но задерживаться там не планировали. Немного отдохнули, поужинали и велели отнести их чемоданы в машину, чтобы отправиться в апартаменты на улице Арсена Хаузсея.
Прежде чем выйти из номера, принцесса Диана позвонила своим сыновьям, которые тогда находились в шотландском Балморале. Они были увлечены игрой и уделили общению с мамой всего несколько минут, совершенно не подозревая, что этот разговор будет последним.
«Увидимся позже, могу я пойти?» — сказал юный принц Уильям, повесил трубку и убежал в детскую, где его ждали кузены.
Добираться до апартаментов Диана собиралась на одном автомобиле, но ее служба безопасности неожиданно заменила машину на другую, признав ту неисправной. Принцессе и Доди Аль-Файеду предоставили черный Mercedes-Benz.
История этого авто весьма странная. В 2017 году после публикации ранее засекреченных документов выяснилось, что Mercedes был впервые куплен в сентябре 1994-го, а через три месяца был украден и разбит. Позже его восстановили и продали в автопарк отеля «Ритц». Всех водителей, которые садились за руль, предупреждали, чтобы они не разгонялись быстрее 60 километров в час, однако Анри Поль в ночь катастрофы гнал под 100.
Вообще-то он и не был водителем. Мужчина занимал должность заместителя начальника службы безопасности отеля и узнал, что ему придется сопровождать принцессу, лишь в самый последний момент. К тому времени он уже успел выпить после напряженного рабочего дня несколько бокалов аперитива и не был готов к такому важному заданию.
Сейчас основной версией аварии считается ухудшение реакции водителя. Он разогнал автомобиль до 105 километров в час, въехал в тоннель под Сеной, но не справился с управлением и врезался в столб. Из четырех людей, которые были в салоне, пристегнутым оказался только телохранитель Дианы Тревор Рис-Джонс.
Он до сих пор жив и сейчас работает главой службы безопасности в компании AstraZeneca. После аварии он десять дней провел в коме, перенес несколько операций, и сейчас в его теле насчитывается более 150 титановых деталей.
Охранная служба отеля «Ритц» предполагала, что принцессу будут преследовать папарацци: чтобы отвлечь их внимание, был разработан специальный план. В тот роковой вечер от дверей гостиницы отъехал автомобиль без пассажиров, а Диана и Аль-Файед сели в другую машину, припаркованную у черного хода. Некоторые фотографы проглотили наживку, но не все.
Они увидели черный Mercedes и стали его преследовать: чтобы оторваться от погони, Анри Поль превысил допустимую скорость. Кроме того, существовала версия, что водитель потерял управление потому, что уворачивался от машины одного из папарацци. В итоге сразу девять фотографов были обвинены в непредумышленном убийстве. Спустя пять лет после трагедии их всех оправдали.
Анри Поль и Доди Аль-Файед погибли на месте, а принцесса Диана еще несколько часов оставалась жива. Первым на место трагедии прибыл пожарный Ксавье Гурмелон, который достал Леди Ди из покореженного автомобиля. Он рассказывал, что именно в тот момент Леди Ди произнесла свои последние слова.
«Боже мой, что случилось?» — спросила принцесса и закрыла глаза.
Спустя несколько минут она перестала дышать: пока не приехала «скорая», Гурмелон делал ей искусственное дыхание и массаж сердца. Это помогло ему выиграть немного времени, и принцессу успели доставить в реанимацию, но под утро она скончалась.
Скорбел по принцессе Диане не только Туманный Альбион, но и весь мир. Уже на следующий день после аварии тоннель под Сеной утопал в цветах. Все ждали, как на эту трагедию отреагирует Елизавета II, но она хранила молчание. Ссылаясь на плохое самочувствие, королева отказалась общаться с прессой и не стала возвращаться в Лондон из Шотландии, где проводила отпуск.
Лишь спустя время — накануне похорон Дианы — на телевидении показали запись ее речи.
«Это очень большая потеря для целой страны. Я выступаю перед вами как королева и как бабушка. Диана была исключительным человеком. Она никогда не теряла оптимизма, всегда смеялась и улыбалась. Она вдохновляла окружающих своим теплом и добротой», — сказала Елизавета II.
Многие британцы посчитали ее слова слишком сдержанными, однако Елизавете II все-таки удалось доказать, что она глубоко опечалена смертью невестки.
В день похорон Дианы королева ненадолго задержалась у ее гроба и перед тем, как отойти, поклонилась матери своих внуков, нарушив официальный протокол, но показав миру свою печаль.
Фото: Getty Images, Legion-Media.ru